Либерализм как доминирующая концепция Европы 19 века.

Пятигорский государственный университет.

 

 

                                             Реферат

На тему: «Политико-правовая идеология Европы 19 века»

 

 

Выполнил студент ЮвОГМВ-421-21

Сидоренко Степан Олегович.

 

 

Проверил преподаватель

 

 

Пятигорск 2021.

Оглавление

Введение. 3

Основные черты идеологии Европы 19 века. 5

Либерализм как доминирующая концепция Европы 19 века. 8

Позитивизм в 19 веке. 11

Заключение. 14

Список источников. 15

 


 

Введение

XIX век – это период победы капитализма в Европе, завершения формирования национальных государств и перехода великих держав к созданию колониальных империй. Западная промышленная цивилизация, разрушив натуральное хозяйство, сформировала новое, индустриальное, гражданское общество, которое вытеснило аграрное, традиционное.

Под воздействием экономической конкуренции прекратили свое существование институты традиционного общества: цехи ремесленников в городах, крестьянские общины, сословия. Два некогда высших сословия – дворянство и духовенство – были вытеснены на обочину политической жизни третьим сословием – буржуазией. Придя к власти в результате революций, европейская буржуазия принесла с собой совершенно иную систему ценностей, в которой наиболее значимыми были автономия личности, индивидуальная свобода, формальное равенство, частная собственность. На месте абсолютных монархий с их деспотизмом, всевластием бюрократии и самодурством правителей, промышленный класс Запада учредил правовое государство в форме конституционной монархии и республики. На смену всевластию религии пришла светская культура. Религиозные воззрения о божественном происхождении мира и монархической власти были окончательно вытеснены разумом и наукой.

Промышленная революция конца XVIII в. ознаменовала не только переход западного капитализма от мануфактуры к фабрике, к машинному производству, но и создала два основных класса, противостоящих друг другу, – промышленную буржуазию и пролетариат. При этом земельная аристократия и крестьянство, сохранившиеся от феодализма, вынуждены были приспосабливаться к новым условиям существования. По этой причине вопросы о том, как устроено индустриальное общество и какой должна быть система управления им, чтобы эффективно отвечать на вызовы и решать проблемы своего времени, приобретали особую актуальность. Это обстоятельство и обусловило бурное развитие политической и правовой мысли, которая стремилась сформулировать политические механизмы эволюции рыночного общества.

Политическая и правовая мысль XIX в. развивалась на иной, чем прежде, доктринальной основе. XIX в. можно с полным правом называть веком идеологий. Понятие "идеология" ввел в научный обиход на рубеже XVIII– XIX вв. французский экономист Дестют де Траси (1754 1836). Он полагая, что идеология – это новая наука о развитии человеческих идей, обобщая которые, она призвана формулировать практические правила воспитания, морали и политики.

Позднее европейские мыслители под идеологиями стали подразумевать набор теоретических положений, призванных обосновать интересы и цели различных классов, политических партий и движений. В этих идейных системах определенное отношение (позитивное или негативное) к существующему политическому порядку дополнялось программными требованиями деятельности социальных групп и классов, направленных на его изменение или закрепление.

Таким образом, эти идеи, теории, концепции отражали настроения, надежды и тревоги промышленной цивилизации, одновременно являясь силой, преобразующей человеческое общество. Овладев сознанием социальных групп, классов, они начинали играть важную роль в истории. Задача, стоящая перед мыслителями этого периода, состояла в том, чтобы перейти от познания законов, управляющих обществом, к их практическому применению, к созданию механизмов саморазвития, позволяющих обществу адаптироваться к меняющимся условиям своего функционирования.

 

Основные черты идеологии Европы 19 века

В XIX веке в Западной Европе сформировались три основных общественно - политических учения: Консерватизм, либерализм и социализм. Каждое из данных учений по-своему объясняло, каким должно быть государство и общество.


        Консерватизм. Консерватизм-это идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике — направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма. Во внешней политике ставка на укрепление безопасности, применение военной силы, поддержку традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях — протекционизм. В консерватизме главной ценностью принимается сохранение традиций общества, его институтов, верований и даже «предрассудков». В качестве идеологии сформировалось как реакция на «ужасы Французской революции» (памфлеты Эдмунда Бёрка (1729—1797)). Противостоит либерализму, требующему экономических свобод и социализму, требующему социального равенства.

Впервые основные положения консерватизма сформулированы в работах английского политического мыслителя Э. Берка, Ж. де Местра, Л. де Бональда и их единомышленников и последователей. Как правило, отправным пунктом современного консерватизма считается выход в свет в 1790 г. знаменитого эссе Э. Берка "Размышления о Французской революции". Сам термин "консерватизм" вошел в обиход после основания Шатобрианом в 1815 г. журнала "Консерватор". Отцы-основатели консерватизма противопоставили выдвинутым европейским Просвещением и Великой французской революцией идеям индивидуализма, прогресса, рационализма взгляд на общество как на органическую и целостную систему. Реализация этих идей, утверждали они, предполагает обесценение унаследованных от предков традиций и бессмысленное разрушение моральных и материальных ценностей общества. Консерватизм – это защита конкретных обществ от разрушительного воздействия революционных и рационалистических идей с опорой на ценности прошлого и настоящего. Отсюда следует, что консерваторы всегда выступают против революций, разрушающих существующее общество, и против радикальных реформ, негативное воздействие которых в ряде случаев может быть сопоставимо с последствиями революций. Поэтому в отличии от либерализма, суть которого всегда неизменна, консерватизм исторически изменчив. Конкретное содержание консервативных концепций меняется в зависимости от того, каким идеям данные концепции противостоят в тот или иной исторический период. Однако было бы неверно думать, что консерватизм противостоит всяким изменениям вообще. По словам известного германского политического деятеля консервативной ориентации Р. Вайцзеккера, консерваторы выступают за прогресс, поскольку «тот, кто закрывает дорогу прогрессу, становится реакционером». Но изменения в обществе должны происходить естественным путем, а реформы – помогать проявиться уже назревшим переменам, сохраняя все то ценное, что было достигнуто в процессе предшествующего исторического развития. К числу непреходящих ценностей, необходимых для нормального функционирования и развития любого общества, консерваторы относят патриотизм, дисциплину, прочную семью и религию. Эти ценности, а также исторически сформировавшиеся в конкретных обществах устойчивые и проверенные временем формы организации жизни людей, обычаи, традиции, особенности культуры и менталитета должны не уничтожаться в процессе неизбежных изменений общества, а воспроизводиться в новых условиях, обеспечивая стабильность и преемственность.

Либерализм. Одной из центральных идеологий для XIX столетия во всей Западной Европе стал либерализм: учение о свободе личности и правах человека как основных общественных ценностях. Либерализм в качестве политической философии принадлежит европейской мысли Нового времени. Сам термин появился не ранее 1821 г. ; его возникновение почти одновременно с введением в политический лексикон понятия «консерватизм» (1818 г.) определяет время складывания двух антагонистических политических доктрин эпохи Реставрации. Французское слово «liberal», как и его аналоги в других европейских языках, восходит к латинскому «liberalis», обозначавшему занятия, достойные свободного человека. Отсюда появилось понятие «свободные искусства» («liberales artes») и - впоследствии - «свободные профессии». Другой вариант происхождения термина «либеральный» - самоназвание депутатов-националистов Испании, которые принимали участие в написании первой испанской конституции (1812 г.). Они определили себя как либералов, потому что стремились ограничить абсолютную монархию. Затем это понятие вошло во все европейские языки, однако в несколько ином значении.

Сущность либерализма остается неизменной на протяжении всей истории его существования. Либерализм – это утверждение ценности человеческой личности, ее прав и свобод. От идеологии Просвещения либерализм заимствовал идею естественных прав человека, поэтому в число неотчуждаемых прав личности либералы включали и включают право на жизнь, свободу, счастье и собственность, причем наибольшее внимание уделяется частной собственности и свободе, поскольку считается, что собственность обеспечивает свободу, которая в свою очередь есть предпосылка успеха в жизни отдельного человека, процветания общества и государства. Свобода неотделима от ответственности и заканчивается там, где начинается свобода другого человека.

Социализм. Понятие «социализм», которое вошло во всеобщее употребление в третьем десятилетии 19 века, призвано было обозначить направление общественной мысли, стремящееся разработать принципиально новую модель устройства общества как целого на основе преобразования социально-экономических отношений. Дать краткое содержательное определение этой идеологии сложно, поскольку понятие социализм объединяет большое количество сильно различающихся между собой концепций, которые могут быть разделены на две большие группы: собственно социалистические и коммунистические.

Характеристика социалистической идеологии, учитывающая существование двух обозначенных выше направлений социалистической мысли, может быть дана следующим образом. Социализм предполагает критику буржуазного общества с позиций некоторого идеала, «расположенного» по мысли социалистов в будущем. Формулировка основных черт будущего общества дается с позиций наиболее обездоленной части населения, зарабатывающей на жизнь своим трудом. Само общество социальной справедливости предполагает существенную роль общественных форм собственности, сближение крайностей богатства и бедности, замену конкуренции солидарностью, взаимопомощью. Новое общество мыслится как способное обеспечить более быстрый и всесторонний общественный прогресс, чем буржуазное.

 

Либерализм как доминирующая концепция Европы 19 века.

 

Либерализм — ведущее идеологическое течение в 19 веке, социальную базу которого составили представители среднего буржуазного класса. Имело надпартийный характер, так как либеральные идеи разделялись представителями не только либеральных, но и консервативных партий.

Термин «либерализм» — широкий, он включает в себя не только определенный набор идей, но также и движение на свободу, политику правительства, способ жизни индивидов в обществе. В отличие от консерватизма и социализма, других ведущих идеологических течений 19 века либерализм явился продуктом века просвещения, когда были сформулированы основные положения его политической теории; они остались практически без изменений в 19 веке, который разделил экономическую и этическую стороны либерального учения. Мыслители целого ряда стран внесли свой вклад в формирование либеральной традиции: Г. Спенсер, Д. С. Милль, И. Бентам в Великобритании, Б. Констан, A. Токвиль, Ф. Гизо во Франции, B. Гумбольдт в Германии...

Несмотря на различие национальных традиций консерватизма, оригинальных теорий отдельных либеральных мыслителей, основные положения классической либеральной доктрины сводятся к следующим основным идеям:

1. Принцип индивидуализма; отдельные личности составляют ценность любого общества, индивиды самодостаточны, их основными правами являются право на свободу и частную собственность. Они являлись главными критериями прогресса, который либералы понимали как максимальное приумножение частной собственности и накопление богатства нацией.

2. Свобода, трактуемая широко, имела несколько разновидностей, среди которых наиболее значимыми были экономические свободы (торговли, обмена, конкуренции).

3. Государство является надобщественным элементом, оно должно обладать минимумом функций, которые сводятся к защите границ государства от внешней опасности, поддержанию социального порядка внутри страны, охране частной собственности.

4. Среди политических идей либералы отстаивали идею разделения властей на 3 ветви (законодательную, исполнительную и судебную), развитие парламентаризма и процесса демократизации.

В последней трети 19 века оформилась новая доктрина, которая стала называться социальным либерализмом. Ее творцами были в первую очередь английские мыслители Т. X. Грин, Дж. Гобсон, Л. Хобхауз, а также философы Франции, США, Германии. Она попыталась преодолеть узость социальной базы классического либерализма, что обнаружилось в последние десятилетия 19 века, привлечь на его сторону рабочий класс. Основным отличием нового учения стал пересмотр роли индивида и государства в обществе.

Социал-либералы полагали, что свобода индивидов не должна носить неограниченный характер, отдельные личности должны согласовывать свои действия с другими членами общества и своими действиями не должны наносить им вреда. Расширились функции государства в обществе, которое должно было заботиться о своих гражданах, предоставлять им равные права для получения образования, медицинского обеспечения. Прогресс стал связываться не столько с максимальным накоплением богатства, сколько с его равномерным распределением между членами коллектива; социальные либеральные мыслители отошли от абсолютизации частной собственности; поскольку в ее производстве участвует все общество, собственность имеет и общественную сторону. Была пересмотрена и идея о праве на частную собственность как ведущем для индивидов и признано, что для некоторых категорий населения право на труд и прожиточный минимум более важны.

 

Позитивизм в 19 веке.

 

Позитивизм – достаточно широкая совокупность близких школ и подходов, получивших значительное распространение в мире. Некоторые формы позитивизма сохраняют свое влияние и в наше время. Наиболее общая черта позитивизма – ориентация на науку, на нормы научного знания и в связи с этим на опытную проверку знания.

Позитивизм:
1) утверждает первенство науки: наше знание – это результаты научного познания;
2) считает, что научное познание основано на единстве метода, - естественнонаучный метод, основанный на выявлении общих законов, распространяется на познание общества (социология);
3) замещает наукой другие формы знания (отсюда критика философии);
 4) ставит в основу познания определенным образом понятый опыт, все формы знания сводятся к опыту;
5) преувеличивает роль науки и научного прогресса в решении человеческих проблем.

Основателем позитивизма считается О. Конт (1798-1857), изложивший в «Курсе позитивной философии» (1830-1842) основные положения нового подхода. Центральная идея философии Конта – «закон трех стадий». Как отдельный индивид, так и человечество в целом в своем развитии проходят три стадии:
1)теологическую, или фиктивную;
2)метафизическую, или абстрактную;
3)научную, или позитивную.
 Объяснение явлений сверхъестественными и абстрактными сущностями на первых двух стадиях сменяется на позитивной стадии (начавшейся с 1800 года) отказом от теологии и метафизики, господством позитивных наук, научным объяснением всех явлений. Главное средство познания – наука. Конт уделяет большое внимание классификации наук. В свою классификацию он включает и созданную им новую науку – социологию, выявляющую законы функционирования общества. Философии отводится роль методологии наук. Конт создает проект общества, в котором значительную роль играет религия любви к Человечеству.

Дж.Ст. Милль разрабатывает проблему опытного познания: подвергает критике теорию силлогизма и разрабатывает намеченную еще Ф. Бэконом теорию индукции. Он дал окончательную формулировку методов научной индукции: сходства, различия, сопутствующих изменений и остатков, основанных на причинном единообразии природы. Г. Спенсер рассматривал философию как конечный продукт обобщения данных наук.

В последней трети XIX века формируется новая форма позитивизма - эмпириокритицизм, или философия критического опыта. Крупнейшие его представители стремились критически переосмыслить понятие опыта, давая ему, по сути, субъективно-идеалистическую интерпретацию. С точки зрения эмпириокритиков, все есть лишь опыт. В опыте нет различий физического и психического, при их разделении, согласно Авенариусу, опыт разрушается («интроекция»). Э. Мах, как и Авенариус, рассматривал познание, в том числе науку, как форму адаптации к среде. Адаптация требует соблюдения принципа «экономии мышления», то есть отказа от метафизических (внеопытных) утверждений. Необходимо ясное и точное описание явлений, язык – средство экономии. Мир образуется из элементов опыта, группируемых в события. Элементы опыта понимаются как ощущения, то есть мир сводится к совокупности ощущений. Ощущение – важнейшая форма приспособления организма к среде. Мах, с одной стороны, биологизирует понимание познания, с другой – субъективирует его как процесс комбинации ощущений.

 

Заключение.

XIX в. – эпоха необычайно динамичная, характеризующаяся множеством попыток воплотить в жизнь различные политические доктрины. Иногда эти попытки оказывались удачными, но чаще всего терпели крах, нередко приводили к совсем иным последствиям, чем те, о которых мечталось.

Не раз теории, воодушевленные любовью к человеку и его свободе, на практике оборачивались мрачными злодеяниями, порабощением и уничтожением людей. Так, требования установления равенства не только политического и юридического, но и экономического, и социального были сформулированы идеологами социализма. Они верили в возможность всеохватывающего планирования общественной жизни, предлагали сконструировать новый социальный механизм, подобный совершенной машине, который уничтожит нищету, неравенство, эксплуатацию человека человеком. Главную роль в этом механизме социалисты отводили государству. Однако на практике реализация этих идей обернулась тотальным господством государства, новыми формами отчуждения и политическим террором против инакомыслящих.

Различные политико-правовые учения XIX в. дополняют друг друга, полемизируют друг с другом, отмечая слабые стороны и недостатки. В центре внимания идеологий находились вопросы об отношении к прогрессу, о способах преобразования общества, о его устройстве, о свободе личности, ее взаимоотношениях с государством, о задачах и пределах государственной власти.

 

Список источников.

 

1. Кураксина В.А. Влияние и критика позитивизма в русской философии xix века // БМИК. 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-i-kritika-pozitivizma-v-russkoy-filosofii-xix-veka (дата обращения: 07.10.2021).

2. Комаров Андрей Николаевич Особенности генезиса и формирования консерватизма в странах Европы // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-genezisa-i-formirovaniya-konservatizma-v-stranah-evropy (дата обращения: 07.10.2021).

3. Сурков Олег Сергеевич Особенности государственно-правовых взглядов представителей либерализма и консерватизма в России второй половины XIX – начала XX века // Вестник СГЮА. 2013. №1 (90). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-gosudarstvenno-pravovyh-vzglyadov-predstaviteley-liberalizma-i-konservatizma-v-rossii-vtoroy-poloviny-xix-nachala-xx-veka (дата обращения: 07.10.2021).

4. Рус­ский по­зи­ти­визм. [Избр. ст. В.В. Ле­се­ви­ча, П.С. Юш­ке­ви­ча, А.А. Бо­гда­но­ва.]. СПб., 1995

5. Эман И. Е. 98. 01. 011-012. История Европейского либерализма и консерватизма. (сводный реферат) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5, История: Реферативный журнал. 1998. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/98-01-011-012-istoriya-evropeyskogo-liberalizma-i-konservatizma-svodnyy-referat (дата обращения: 07.10.2021).

 

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 119; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!