Социальная сущность государства

Насильственные концепции происхождения государства

В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства, как результата насилия (внутреннего или внешнего), например, путём завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными, то есть государство является не итогом внутреннего развития, а навязанной извне силой, аппаратом принуждения. Плюсы данных концепций заключаются в том, что элементы насилия действительно были присущи процессу возникновения некоторых государств. Минусы в том, что кроме военно-политических факторов в регионе присутствуют также и социально-экономические.

Теория Евгения Дюринга: Насилие (внутреннее насилие) одной части первобытного общества над другой, по Дюрингу, — это тот первичный фактор, который порождает политический строй (государство). В результате такого насильственного порабощения одних другими возникают также собственность и классы.

Теория Людвига Гумпловича:Государство возникает вследствие стремления людей (стада, сообщества) к расширению своего влияния и могущества, к увеличению своего благополучия, это ведет к войнам, и как следствие к появлению государственного устройства, а также к появлению имущественного и социального расслоения населения. Также Гумплович утверждал, что государства всегда основывались меньшинством пришлых завоевателей, то есть более сильной расой, расой победителей.

Теория Карла Каутского:Государство возникает как аппарат принуждения завоевателей (победившего племени) над побежденными. И уже в рамках насильственно объединённой общности победителей и побежденных из победившего племени формируется господствующий класс, а из побежденного племени — класс эксплуатируемых. Каутский также пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.

Органические концепции происхождения государства

В основе данных концепций лежат представления о государстве как о живом организме, продукте социальной эволюции (по аналогии с эволюцией биологической), в котором более важному органу соответствует более высокий статус и более значительная власть в органической системе общества и государства. В таких социальных организмах в процессе борьбы и войн (естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления, при этом данный социальный организм поглощает своих членов. Плюсы данных концепций заключаются в том, что биологические факторы не могли не повлиять на появление государственности, так как человек является существом био-социальным. Минусы в том, что нельзя распространять все закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, так как несмотря на их взаимосвязь это разные уровни жизни со своими закономерностями и причинами возникновения.

Теория Огюста Конта: Согласно Конту — общество (а, следовательно, и государство) — органическое целое, строением, функционированием и эволюцией которого занимается социология. Социология при этом опирается на законы биологии, действие которых в обществе претерпевает определённое видоизменение в силу своеобразия взаимодействия индивидов и воздействия предшествующих поколений на последующие. Основная задача социологии как позитивной науки, пришедшей на смену предшествующим теологическим и метафизическим воззрениям, состоит в обосновании путей и средств гармонизации общества, утверждения органической связи «порядка» и «прогресса».

Теория Герберта Спенсера: Спенсер трактует государство как часть природы, которое развивается подобно зародышу животного, причем во всей истории человеческой цивилизации естественно-животное начало доминирует над началом социальным (и политическим). Подобно животному организму, социальный организм растет и развивается путём интеграции его составных частей, усложнения его структуры, дифференциации функций и т. д. При этом в социальной жизни, как и в природе, выживает наиболее приспособленный организм. В духе закона эволюции Спенсер трактует догосударственное состояние общества, возникновение и функционирование политической организации и политической власти в обществе военного типа и постепенный переход к обществу, государству и праву промышленного типа. При этом в отличие от подавляющего большинства приверженцев органистического подхода Спенсер развивал либерально-индивидуалистические политические воззрения и видел цель социального организма не в поглощении своих членов, а в служении им.

19.  Марксистско-ленинская теория происхождения государства.

Согласно этой концепции, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство. Плюсы данной концепции заключаются в том, что она основывается на социально-экономическом факторе общества, минусы в недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических, и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.

Государство, согласно марксизму, возникает в результате естественно-исторического процесса развития первобытнообщинного строя (постепенное развитие производительных сил, разделение труда, появление частной собственности, имущественная и социальная дифференциация общества, его раскол на эксплуататоров и эксплуатируемых и т. д.) как аппарат принудительной власти экономически господствующего, эксплуататорского класса над неимущим, эксплуатируемым классом. Исторически государство возникает как рабовладельческое государство, на смену которому — в результате общественного развития — идет феодальное, а затем буржуазное государство. Уничтожение путём пролетарской революции частной собственности как основы классов, государства и права откроет путь к бесклассовому, безгосударственному и неправовому коммунистическому обществу. Коммунистическое общество и общественное самоуправление (без государства и права) — это, согласно марксистским представлениям, определённое повторение первобытного коммунизма и догосударственного общественного самоуправления первобытного строя.

Государство по Энгельсу:

Государство по характеристике Энгельса возникло из потребности держать в узде противоположность классов, и оно за редким исключением (периоды равновесия сил противоположных классов, когда государство получает относительную самостоятельность) является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса. Государство по Энгельсу является связующей силой цивилизованного общества: во все типичные периоды оно является государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса. Основными признаками государства, отличающими его от родовой организации, по Энгельсу являются: 1) разделение подданных государства по территориальным делениям и 2) учреждение публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением, организующим само себя как вооружённая силы.

Государство по Ленину: В подходе В. И. Ленина к государству акцент делается на антагонизме классов и на классовой природе государства. Государство — продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены… И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы.

20.  Понятие и сущность государства.

С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство.

Государство (шершеневич) – понимал союз людей осевших в известных границах, подчиненных одной власти. Государство (Ленин) – государство это есть машина для поддержания господства одного класса над другим. 

Государство (современная трактовка) – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

 

Социальная сущность государства

Сущность государства – смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. В наиболее общем виде сущность государства может быть определена как социальное предназначение.

Теория элит. Была распространена в XX века. Авторы считали, что народные массы не способны осуществлять власть, управлять общественными делами. Тем самым определяли то чтобы власть концентрировалась в рука верхушки. К этой теории очень близ технократическая теория. Авторы данной теории говорят, что властвовать, управлять должны профессионалы, менеджеры и только они могут найти оптимальные пути развития государства.

Демократические доктрины полагают, что первоисточником, носителем власти является народ и государство, государственная власть по своей природе должна быть отдана народу и осуществляться в интересах и под контролем народа.

Марксистка теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически-господствующему классу и используется в его интересах. Следовательно, классовая сущность государства, как орудия по средствам которого экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющий свою диктатуру. То есть власть неограниченную законом, а опирающуюся на силу принуждения.

Существует также и теория достижения общественного компромисса. Сторонники данной теории считаю, что само существование государства в наше время связано не столько с классовой борьбой сколько с общими социальными потребностями и интересами. 

 

21.  Признаки государства.

Признаки государства:

1) Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территории пределах;

2) Институты гражданства;

3) Публичная власть;

4) Государственный суверенитет;

5) Неразделенная связь государства и права;

6) Наличие механизма государства.

22.  Функции современного государства.

23.  Обеспечение пожарной безопасности, организация гражданской обороны и защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций как функция государства.__________________________________

24.  Формационный подход к типологии государств.

25.  Цивилизационный подход к типологии государств.

26.  Исторические типы государств.

27.  «Политика» и полития Аристотеля.

28.  «Идеальное государство» Платона.

29.  Цицерон о государстве и праве.

30.  Понятие, сущность и типология власти.

31.  Государственная власть: понятие и признаки.

32.  Истоки теории разделения властей.

33.  Реализация принципа разделения властей в современных государствах.

34.  Понятие и элементы формы государства.

35.  Формы государственного правления.

36.  Монархия как форма правления.

37.  Республиканская форма правления.

38.  Нетрадиционные формы правления.

39.  Формы государственного устройства.

40.  Основные характеристики унитарного государства.

41.  Федеративное государство: понятие и признаки.

42.  Типы федераций в современном мире.

43.  Конфедерация как форма государственного устройства.

44.  Типология политических режимов.

45.  Тоталитаризм: история и современность.

46.  Авторитарный политический режим.

47.  Демократия: политико-правовая характеристика.

48.  Классификация государств по степени централизации власти.

49.  Теоретические основы правового государства.

50.  Признаки современного правового государства.

51.  Понятие и элементы политической системы общества.

52.  Государство в политической системе общества.

53.  Понятие и виды суверенитета.

54. . Идея суверенитета в истории политико-правовой мысли.

55.  Суверенитет в федеративном государстве.

56.  Возникновение и развитие идеи гражданского общества в политико-правовой мысли.

57.  Гражданское общество и государство.

58.  Институты гражданского общества в современной России.

59.  Теория разделения властей в западной политико-правовой мысли.

60.  Русские правоведы о разделении властей.

61.  Политическая власть: понятие и признаки.

62.  Понятие и элементы механизма государства.

63.  Принципы организации и функционирования механизма государства.

64.  Классификация органов государственной власти.

65.  Система органов законодательной власти в РФ.

66.  Система органов исполнительной власти в РФ.

67.  Президентская власть в системе государственной власти.

68.  Органы системы МЧС России в системе органов исполнительной власти РФ.

69.  Структура органов МЧС России федерального, регионального и местного уровней.

70.  Система органов судебной власти в РФ.

71.  Понятие и задачи конституционного правосудия.

72.  Система органов государственной власти субъектов РФ.

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!