Театрализация как процесс психотерапии (Имаготерапия Вольперт И.Е.)



Имаготерапия – это исцеление позитивными образами. Само название методики произошло от латинского слова «imago» — образ. Именно образ был положен в основу метода. Суть метода – театрализация процесса психотерапии Клиент/Пациент примеряет на себя образы, работает с ними, при этом проигрываются различные ситуации, приведшие к психическому расстройству. Результат — закрепление у больного позитивного образа себя, стабилизация и улучшение состоянии. Имаготерапия – психотерапевтический метод, основанный на создании собственного позитивного образа. Во время занятий человек учится создавать определенный набор образов позволяющих более адекватно реагировать на сложные жизненные ситуации, болезненные моменты. Клиент/Пациент обретает способность перестраивать свое мышление, строить новые мыслительные конструкции. Здесь работает все: слова, мысли, чувства, действия — это театр терапия. Образ – это наглядное представление о ком-либо или о чем-либо или. Он всегда состоит из совокупности определенных качеств (внешность, манера говорить, одеваться, характер, привычки и т. д.). Метод был разработан и предложен советским психотерапевтом И. Е. Вольпертом в 1966 году. На то время это был инновационный способ терапии невроза и реабилитации при неврозах и расстройствах психики. В 1981 году уже после смерти ученого в журнале невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова была опубликована его итоговая работа под названием «Имаготерапия как метод реабилитации при неврозах и психических заболеваниях». С тех пор методика стала постепенно входит в практику психотерапевтов и со временем показала свою высокую эффективность. О методе работы были издания: Вольперт И. Е. Имаготерапия как метод реабилитации при неврозах и психических заболеваниях // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1981. - Т. 81. - Вып.3. - С. 402-406. Вольперт И. Е. Имаготерапия как метод реабилитации при неврозах и психических заболеваниях (к вопросу о теоретических основаниях имаготерапии) // Вестник психотерапии. - 2000. - № 7 (12). - С. 141-147. Как это работает? Представьте себя таким, каким вы хотели быть: как выглядеть, говорить, реагировать на разные ситуации. Другими словами, нарисуйте в воображении позитивный образ себя. А теперь попытайтесь оживить его, вжиться в него, проиграйте сцены из собственной жизни и войдите в них уже в совершенно новой роли. Попытайтесь отреагировать по-другому и прочувствуете все по-новому. Именно так работает имаготерапия. Специалисты рассматривают данный метод как вариант поведенческой терапии, так и как разновидность арт-терапии театром. С одной стороны — творчество, с другой – выраженный терапевтический эффект. Цели: - Обучение человека адекватно реагировать на тяжелые и травмирующие ситуации. - Укрепление эмоциональных ресурсов, человек становится сильнее, спокойнее. стабильнее. - Тренировка воли у клиента. Это включает в себя способность мобилизовать свой эмоциональный ресурс и регулировать свое состояние. - Обучение клиента воспроизведению исцеляющего образа самостоятельно. Методы Имаготерапия. Имаготерапия насчитывает множество методов, подходов, упражнений. Каждый из них можно рассматривать как отдельную методику, но в аспекте имаго каждый метод работает именно с образами. Театротерапия Каждый из пациентов выбирает образ определенного героя и проигрывает в его качестве различные сценарии. Учасники могут меняться ролями или менять роли и образы по ходу занятий. Можно сказать, что театротерпия – это основное направление в методе имаго. Здесь возможны самые разные варианты пантомима, комедия, драма, хореографические постановки. Суть в том, что актерская игра помогает прочувствовать и пережить все эмоции героя. В то время как психология помогает понять и скорректировать те или иные состояния. В аспекте имаго исцеление театром – это рождение позитивного образа себя и проигрывание сюжетов именно в этом состоянии. Куклотерапия. Основа метода – отождествления себя (клиента) с выбранным героем (куклой). Куклотерапия применяется к детям дошкольного и младшего школьного возраста. Следует сказать, что в данном случае выбранный образ обязательно должен быть положительным, то есть ребенку желательно представить себя в своем лучшем проявлении. При этом не стоит привязываться к конкретному герою из сказки. Образ вполне может быть собирательным или рожденным фантазией ребенка. После того как образ создан начинается терапевтический процесс. Обычно это кукольный спектакль. Во время сеанса ребенок испытывает эмоциональное напряжение, как бы снова проходит через травмирующую ситуацию. Если сеанс проведен правильно, то на этапе развязки клиент чувствует облегчение. Важное условие – у истории всегда должен быть счастливый конец. Сказкатерапия Данная методика, как и предыдущие, основана на ассоциации пациента (взрослый или ребенок) с определенным сказочным героем. На начальном этапе терапевт проводит множественные параллели между героем и пациентом. Можно задать вопрос — каким бы ты был, если бы был Иваном царевичем, Змеем Горынычем и т. д.? В таком контексте знакомые герои приобретают совершенно новые качества. И это основа сказкотерапии в аспекте имаго. Далее, идет работа со сказкой и с участием выбранного героя. Терапевт может читать или рассказывать сказку, при этом пациент придумывает продолжение, где события могут идти в привычном русле, а могут развиваться по-другому. Иногда психолог предлагает клиенту самому придумать историю с участием героя, инсценировать или нарисовать ее. Главное для психолога/терапевта – это смоделировать сюжет, так чтобы он затрагивал болезненную для пациента ситуацию. Методика применяется как к детям, так и ко взрослым. Показания к применению: Раздражительность. Депрессия. Невротические состояния. Психосоматические расстройства (гипертония, ВСД, язвенная болезнь, астма). Заниженная самооценка. Страхи, тревожные состояния. Склонность к суициду. Сниженная адаптация к окружающему миру. Этапы имаготерапии Занятия имаготерапей обычно проходят в три этапа, каждый из которых имеет свое особенное значение, при этом каждый из них дает свои конкретные результаты. 1-й этап Клиент/Пациент – рассказчик либо слушатель. На данном этапе происходит вживление в образ выбранного героя. Важно чтобы человек испытал все те чувства, которые переживает его герой. Кроме того, проводятся инсценировки – импровизации ситуаций из жизни. Цель первого этапаразвитие и фиксация адекватного образа себя и соответствующего поведения. Длительность 1-го этапа – 3–5 месяцев. В качестве домашнего задания рекомендуется ежедневно входить в выбранный образ и прибывать в нем 1–2 часа, затем время увеличивается. Результат — выбранный образ становится привычным, стереотипы поведения пациента меняются. 2-й этап Клиенты/Пациенты участвуют в инсценировке той или иной истории. Это может быть фрагмент романа, повести, рассказа. Основное – условие драматичность. Здесь должна развернуться драма, должны присутствовать диалоги и активные действия. Все участники действа должны быть вовлечены в эмоциональные переживания. Еще одно условие – присутствие положительного образа себя, наработанного на первом этапе. Результат — изменение реакции пациента на травмирующую ситуацию. 3-й этап Участникам предлагаются занятия в лечебно-драматической группе, условия те же. На данном этапе пациенты могут ставить сценки и элементами хореографии, комедии, драмы и аллегории. Здесь происходит корректировка психических черт. Например, застенчивому человеку будет предложена роль активного, слегка нагловатого героя. А эмоциональные люди сыграют роль застенчивых и скромных. Это помогает почувствовать себя в новом образе, понять чувства других. Как показала практика, арттерапия и имаготерапия в частности, дает прекрасные результаты даже для самых «сложных» пациентов. Метод работает мягко, коррекционные процессы и лечение идут постепенно, общее состояние и здоровье улучшается. Методика прекрасно показывает себя при работе с детьми, подростками и взрослыми. Для клиентов/пациентов с особыми потребностями имаготерапия – прекрасное средство реабилитации и поддержания психического баланса. Дополнительно к теме: Для лечения страхов особенно хороши следующие виды имаготерапии: · Образно-ролевая драмотерапия Образно-ролевая терапия применяется для формирования поведения малыша в процессе сюжета, который уже срежиссирован. Ребенок подстраивает свою реакцию под действия, описанные в сцене, усваивает правильную стратегию. И, оказавшись в очередной в подобной ситуации, не растеряется, а будет знать, как себя вести. Подобная готовность погашает состояние страха. · Психодрама Психодрама позволяет малышу сыграть не готовую заранее роль, а импровизировать под руководством взрослого. Цель психотерапевта - дать раскрыться ребенку, лишь немного направляя его к результату. · Либропсихотерапия Либропсихотерапия является лечебным чтением. Специалист подбирает рассказ, отражающий проблему малыша с хорошей концовкой. Выразительное чтение позволяет малышу как можно быстрее вжиться в роль героя. · Куклотерапия Куклотерапия по сути является идентификацией с образом любимого персонажа. Заранее зная, как поступит герой, малыш перестает бояться и переключается с эмоции боязни на чувство ответственности за свои действия. · Кинопробы Кинопробы - самое любимое занятие детей. Предложите малышу попробовать себя в киноискусстве. Пусть представит себя актером и обыграет ту сцену, которую вы ему придумаете. Примерный сценарий «кинопроб»: Попросите малыша, который боится потеряться, выступить в главной роли следующего фильма: «Мальчик заблудился в парке, пока папа пошел за билетами на карусель. Сначала он смотрел издалека на то, как прохожие кормят голубей, потом подошел к ним поближе, как вдруг, оказался в незнакомой зоне среди чужих людей. Папа незамедлительно начал поиски сына, но в большом парке ему сложно было сориентироваться. Главный герой самостоятельно нашел административное здание парка и заявил служащим о своей проблеме. Для папы прозвучало по радио объявление и взволнованный родитель уже через несколько минут был рядом с сыном. Нашему герою осталось только успокоить отца и рассказать о своих приключениях. Вместо отца пройти кинопробы малышу может помочь любой взрослый человек - мама, бабушка, дедушка, старшие сестра или брат. Отыграв роль потерявшегося героя, ребенок научится не паниковать в сложной ситуации. Сценарии могут быть любыми - от обычных бытовых до самых сложных вариантов. С помощью кинопроб малыш усвоит стратегию поведения в незнакомых условиях. Театр-терапия как метод реабилитации больных шизофренией Использование в психиатрии методов творческой реабилитации, к которым относится театр-терапия, получает сегодня все большее распространение, что связано с необходимостью совершенствования имеющихся методов лечения психически больных. Наряду с биологической терапией к восстановительным методам лечения относят широкий комплекс социальных, психокоррекционных и психотерапевтических воздействий на личность больного индивида. Одним из методов, входящих в этот комплекс, является театр-терапия - использование участия в театральных постановках с целью воздействия на когнитивные, эмоциональные и поведенческие стороны личности пациента с психическим расстройством. Традиционно театр-терапия рассматривается как один из методов психологического воздействия театра на внутренний мир и поведение человека посредством игры, поэтому в первую очередь используется для лечения психических расстройств пограничного уровня. В рамках динамической психиатрии театр- терапия рассматривается как метод психологического вмешательства, который помогает реализовывать креативный потенциал больных для коррекций нарушений идентичности личности [1]. Однако сегодня актуальной остается проблема не только научного обоснования, но и практического внедрения в деятельность учреждений здравоохранения театр-терапии как метода лечения и реабилитации лиц с расстройствами шизофренического спектра. Использование театр-терапии у пациентов с шизофренией ограничивается как организационными факторами, так и недостаточной методологической разработанностью данного вопроса. Поэтому целью статьи является определение возможностей театр-терапии в комплексном лечении и реабилитации больных шизофренией. Любой метод рассматривается как способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом [2]. Если театр-терапию рассматривать как способ достижения цели, то необходимо эту цель определить. На наш взгляд, театр-терапия должна рассматриваться в совокупности с другими методами психосоциальной реабилитации лиц с психическими расстройствами, имеющими общую цель - восстановление или формирование недостаточных или утраченных в условиях нарушенных в результате болезни когнитивных, мотивационных, эмоциональных ресурсов личности навыков, знаний, умений взаимодействовать, решать проблемы, использовать стратегии совладания у психически больных с изъянами социальной адаптации, обеспечивающих их интеграцию в общество [3]. Шизофрению относят к первой десятке ведущих причин инвалидности в мире, более 60% больных трудоспособного возраста - инвалиды. Преобладание при шизофрении социальных потерь над медицинскими указывает на необходимость использования не только биологического лечения, но и психосоциальной терапии и реабилитации [4]. И хотя сегодня ни одно определение шизофрении не является идеальным и отражает концептуальные предпочтения авторов, однако практически во всех дефинициях отдается дань широкому феноменологическому спектру расстройств, наблюдающихся при шизофрении и затрагивающих практически все сферы психической деятельности - мышление, эмоции, память и поведение [5]. При этом именно преобладание негативных и когнитивных расстройств и связанных с ними нарушений адаптации рассматривается как предиктор неблагоприятного социального прогноза [6] . Поэтому задачами театр-терапии будут являться коррекция эмоционального и когнитивного дефицита, усиление мотивации, повышение самооценки и уменьшение стигматизации больных шизофренией. К восприятию эмоций относится способность к распознаванию, пониманию эмоций и управление ими, имея в виду как собственные эмоции субъекта, так и эмоции других людей. Эмоциональное восприятие включает способность получать информацию об эмоциях по выражению лица, интонации голоса, жестов, положения тела по отношению к собеседнику. Восприятие эмоций у больных шизофренией широко исследовано, и, в частности, отмечен дефицит в восприятии эмоций по сравнению с контрольной группой [7]. Улучшение восприятия эмоций может быть достигнуто посредством тренировки у пациентов навыка имитировать выражения лица других людей путем демонстрации фотографий с различными выражениями лиц, проведением ролевых игр. В процессе театральных постановок пациенты учатся проявлять многочисленные эмоциональные оттенки согласно проигрываемой роли, контролировать появление эмоций, их изменение, а также улавливать эмоциональные ответы своих партнеров, тем самым улучшая эмоциональный контекст поведения с другими людьми и корригируя свое поведение на сцене во время спектакля, а впоследствии и в обычной жизни. Кроме собственно вербального общения, во время репетиций происходит тренировка невербального взаимодействия, включающая в себя поведение и паралингвистический компонент общения (громкость голоса, паузы, темп, ритм и др.). Наличие театральных костюмов, реквизита и музыкального сопровождения помогает создать необходимую эмоциональную атмосферу, основу для последующей работы, так как лица, страдающие шизофренией, плохо определяют, что данный человек думает или чувствует, но достаточно хорошо определяют более конкретные социальные действия (во что человек одет и что он делает). Когнитивный дефицит при шизофрении носит генерализованный характер с поражением памяти, внимания и нарушениями обработки информации [8]. Классический когнитивный тренинг определяется как психологическая работа, направленная на коррекцию нарушенной или восстановление утраченной познавательной функции и адресующаяся к специфическим процессам, таким как память, внимание или мышление [9]. В программу тренинга когнитивного коррекционного обучения входят упражнения на тренировку познавательной гибкости, рабочей и оперативной памяти, а также на планомерное выполнение повседневных дел. Во время театральных репетиций происходит тренировка когнитивных процессов путем заучивания и последующего воспроизведения вербальной и невербальной информации. Выявляемые у больных когнитивные дефекты непосредственным образом влияют на обучение и усвоение информации, и поскольку большинство используемой информации социально по природе, наряду с тренировкой когнитивных функций происходит коррекция социальных навыков. Это дополняется взаимодействием с партнерами и режиссером, вследствие чего одобряются и закрепляются социально-приемлимые формы поведения и формируются новые социальные отношения. Негативная симптоматика включает эмоционально-волевые нарушения, такие, как потеря эмоциональной экспрессивности, снижение мотивации, обеднение речи, неспособность испытывать удовольствие, волевые нарушения, апатия и уменьшение социальной активности. Выраженная негативная симптоматика связана с изменениями мотивационной сферы, когда социальные контакты или не нужны, или невозможны и присутствует отрицательное отношение к какой-либо деятельности. Важным положительным моментом театр-терапии является изменение мотивации пациента в процессе подготовки © к постановке спектакля. Первично возникшее желание на участие в спектакле в дальнейшем подкрепляется дополнительными мотивационными факторами: возможностью творческой самореализации пациента, вероятностью улучшения отношений со значимыми людьми, появлением новых социальных связей, возможностью выезда за пределы больницы или населенного пункта. Таким образом, участие в театр-терапии становится для пациента фактором, направленным на улучшение его мотивационного функционирования. Ощущение пациентом самого себя активно действующим субъектом приводит к повышению его самооценки, так как жизнь с болезнью связана для пациента с обилием отрицательного опыта, подрывающего его веру в возможность каких-либо собственных положительных изменений. Участие пациентов в работе театральной студии обладает также антистигматизационным эффектом как за счет повышения самооценки, так и за счет признания его творческих способностей со стороны окружающих. Стигматизация - негативное выделение (этикетирование) обществом индивидуума (или социальной группы) по какому-либо признаку с последующим стереотипным набором социальных реакций на данного индивидуума или представителя данной социальной группы. [10]. Факт психического заболевания принимается обществом как нечто очень нежелательное, а образ психически больного выглядит как образ непредсказуемого, а зачастую опасного «сумасшедшего», от которого окружающие пытаются дистанцироваться. И здесь театр-терапия приобретает направленность не только на пациента, но и на общество, неся важную социальную функцию - дестигматизацию лиц с психическими расстройствами. Демонстрируя адекватные эмоциональные, интеллектуальные и поведенческие аспекты личности, театр-терапия уменьшает социальную дистанцию между обществом и психически больными людьми. В то же время для пациентов с небольшой длительностью психоза это может иметь, наоборот, стигматизирующий характер (актер «особого» театра) в силу принадлежности театральной студии к психиатрическому учреждению (самостиг- матизация), что необходимо учитывать при проведении театр-терапии. Одним из вариантов решения этой проблемы является создание «интегральных» коллективов, где наряду с пациентами с психическими проблемами занимаются лица без психиатрического опыта. Однако необходимо отметить, что при проведении театр-терапии при шизофрении необходима определенная осторожность. Учитывая ограниченность когнитивных и мотивационных ресурсов пациента, необходимо избегать его «сверхстимуляции», включая информационную и эмоциональную перегрузки, что может привести к отказу от участия в занятиях или обострению психоза. В процессе работы необходимо двигаться небольшими шагами. Для этого режиссер на начальных этапах должен строго придерживаться сценария, заставляя пациентов шаблонно повторять и постепенно закреплять новые ролевые функции. В последующем, при наличии хорошего знания текста роли и взаимодействия партнеров, может быть осуществлен постепенный переход от «пассивного» ведения пациента по роли к импровизационной игре, элементы которой всегда присутствуют в театральной постановке. В Кировской областной клинической психиатрической больнице им. В.М. Бехтерева на базе дневного стационара с 2008 г. действует театральная студия «Белый ветер». Ее участниками являются как пациенты, находящиеся на стационарном лечении, так и амбулаторные больные. Руководит работой студии специалист по культурно-досуговой деятельности. Отбор пациентов для участия в работе студии проводится лечащим врачом и руководителем студии. Основными условиями, определяющими возможность пациентов участвовать в театральных постановках, являются состояние ремиссии психического расстройства и желание пациента заниматься в студии. Занятия проходят 2-3 раза в неделю, их длительность может быть различной и зависит как от возможностей пациентов, так и от исходного рабочего материала. Состав участников может меняться в зависимости от изменения психического состояния, выписки из стационара или конкретной театральной постановки. Структура занятий не является жестко регламентированной и предусматривает свободу выбора исходного материала участниками студии (создание пантомимы, драматического акта, танцевального номера). Помимо собственно репетиций театрального действия, в занятия входят также упражнения по сценической речи, основам вокального искусства и пластическому решению художественного образа. Для создания художественного образа необходимы особые доверительные отношения внутри коллектива. Важным этапом является знакомство участников группы, для чего используются упражнения, применяемые в самодеятельных театральных коллективах. В ходе совместной работы появляется взаимопонимание, подкрепляемое совместным обсуждением возникающих проблем и тренингами, например тренингом на чувство партнера. Это оказывает на пациентов дополнительное стимулирующее воздействие и расширяет их диапазон коммуникативных возможностей. Кроме собственно театральных постановок, участниками студии организуются культурно-концертные программы, посвященные календарным праздникам и памятным датам. Организуются выездные концертные мероприятия в общественные организации, медицинские учреждения и учреждения социального обслуживания населения города Кирова и Кировской области. Театральная студия «Белый ветер» являлась участником московских фестивалей творчества лиц с особенностями психического развития «Нить Ариадны» в 2010 и 2012 гг. Качество актерской игры, мастерство режиссерской работы и эстетические критерии не являются в данном случае приоритетами. Основной целью работы студии является участие пациентов в творческом процессе, их творческое самовыражение, восстановление и приобретение общечеловеческих ценностей и переживаний, с помощью чего происходит гармонизация личности и ее социальная реинтеграция в общество. Важны не столько конечный продукт творчества, сколько сам процесс и те изменения, которые происходят с личностью. После выписки из стационара часть пациентов продолжает занятия в театральной студии, что является свидетельством позитивного отношения к данной деятельности. Психиатрический стационар воспринимается не только как лечебное учреждение, но и как место, где возможна творческая самореализация. Пациенты отмечают, что в результате занятий появились новые жизненные планы, увеличился круг общения, возникли новые социальные контакты. Поскольку театр-терапия не является основным методом лечения и реабилитации, а проводится в комплексе с биологическими методами лечения и другими психосоциальными воздействиями, оценить изолированное влияние театр-терапии на психическое здоровье пациента затруднительно. Основным критерием эффективности проводимой работы является субъективная удовлетворенность пациентов занятиями в театральной студии, выражающаяся в повышении их самооценки, улучшении качества жизни, признании их творческих возможностей окружающими, желании участвовать в новых театральных и концертных постановках. Таким образом, не являясь классическим тренингом когнитивных и социальных навыков, театр-терапия в комплексном лечении и реабилитации больных шизофренией обладает рядом положительных эффектов, таких как возможность коррекции когнитивного и негативного дефицита, усиление позитивного мотивационного компонента деятельности, коррекция эмоционального и социального контекста поведения, формирование новых социальных функций на основе сохранных навыков и знаний. Помимо того, что театр-терапия преследует конкретные цели, она имеет не только терапевтическую, но и важную социальную дестигматизирующую функцию, адресованную к обществу в целом.                                      Список литературы 1. Аммон Г. Динамическая психиатрия. СПб: издательство Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева; 1995. 2. Новая философская энциклопедия. М.: Мысль; 2010. 3. Гурович И.Я., Шмуклер А.Б., Сторожакова Я.А. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация в психиатрии. 2-е изд. М.: ИД «Медпрактика-М»; 2007. 4. Дмитриева Т.Б., Краснов В.Н., Незнанов Н.Г, Семке В.Я., Тиганов А.С., ред. Психиатрия: Национальное руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2009. 5. Мосолов С.Н., ред. Биологические методы терапии психических расстройств (доказательная медицина - клинической практике). М.: Социально-политическая мысль; 2012. 6. Джонс П.Б., Бакли П.Ф., Мосолов С.Н. ред. Шизофрения: Клиническое руководство. М.: МЕДпрессинформ; 2009. 7. Kerr S.L., Neale J.M. Emotion perception in schizophrenia: Specific deficit or further evidence of generalized poor performance. J. Abnorm. Psychol. 1993; 102: 312-8. 8. Dickinson D., Ragland J.D., Gold J.M., Gur R.C. General and specific cognitive deficits in schizophrenia: Goliath defeats David. Biol. Psychiatry. 2008; 64: 823-7. 9. Гурович И.Я., Семенова Н.Д. Психосоциальные подходы в практике лечения и реабилитации шизофрении: современные тенденции. Социальная и клиническая психиатрия. 2007; 17 (4): 78-86. 10. Коцюбинский А.П., Еричев А.Н., Бутома Б.Г Актуальные задачи организации психиатрической помощи на современном этапе. Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 2012; 3: 9-17. https://journals.eco-vector.com

https://www.b17.ru/blog/106775/

https://zen.yandex.ru/media/teatr_sova/teatralnaia-terapiia-kak-odin-iz-vidov-artterapii-5dc18908f73d9d00aea157fa

https://semyabalakovo.ru/metods

«Исцеление театральной близостью или как найти себя»

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 32; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!