Экспонаты Оренбургского Областного музея

В среду двадцатого октября две тысячи двадцать первого года во второй половине дня, когда на улице стояла отличная, солнечная, ясная и теплая, но немного прохладная погода, мне снова захотелось посетить музеи города Оренбурга для более подробного изучения их экспонатов .

        

    

 Первым я выбрала Оренбургский Областной Музей Изобразительных искусств ,

в котором бывала лишь раз в своей жизни , не пожалев об этом , а наоборот получив огромное удовольствие от похода в этот музей и именно поэтому мой выбор был сделан в его сторону.  Про главную информацию я узнавала из дополнительных источниках - интернет

ресурсах : во – первых, что данный музей был основан в 1960 году, а открыт в следущем – 1961; во – вторых что, он находится  в здании, построенном в начале XIX века по проекту архитектора  Михайло Малахова для Городской Думы и в третьих , что основой коллекции этого знаменитого и лучшего музея, по моему мнению  стало собрание произведений академика живописи, одного из интереснейших представителей позднего передвижничества - Лукиана Васильевича Попова - (1873—1914), который родился и многие годы работал в Оренбурге.

 

Собрания  живописи его произведений :

- С красным светом. 1910.

 Холст, масло.

                           

               Переселенцы. Картина Лукиан Васильевич Попов.

 

 

- Портрет жены в пестром платке.

Начало 1990-х. Холост, масло.   

 

     Своя комания 1904 год - Попов Лукиан Васильевич.

 

В собрании музея хранятся произведения древнерусского, русского, советского и западноевропейского искусства, начиная с конца XVI века до наших дней, в том числе живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, это и есть его экспонаты:
Русское искусство XIX века представлено различными жанрами, в основном, пейзажем. Среди работ произведения И. К. Айвазовского, Л. Ф. Лагорио, А. К. Саврасова, Н. Н. Дубовского, В. Е.

Маковского, В. Д. Поленова, Ф. А. Малявина и других.

 

                       

В.Е. Маковский. Два еврея.       С.Ю. Жуковский. Имение Брасово.      И.И. Шишкин. Сосны. 1870-1880. Холст, масло                     1912. Холс, масло.                     Этюд. Картон, масло. Основная концепция музея — отражение художественной жизни края в общем контексте развития русской национальной культуры. Значительное место в собрании занимают произведения оренбургских живописцев, а также экспонаты, так или иначе связанные с местной историей и культурой.

                  

    Б.Н. Яковлев.                             А.Н. Самохвалов.                        Н.Д. Прохоров.

Городской вокзал.                      Натюрморт. 1924              Автопортрет. 1930.

1923. Холст, масло.                  Холст на картоне, масло             Холст, масло.

 

За последние два десятилетия собрана интересная коллекция наивной живописи художников Оренбуржья, имя одного из них — С. Г. Степанова — внесено в мировую энциклопедию наивного искусства.

                        

       Н.А. Пустовалов.                           М. Г. Сердюков.                   М. А. Остапов.

     Первая рыбка. 1998.                  Ждет милого. 1990         Удачная охота. 1998

      

                                      

                                   В.И. Шнайдер.                            В.И. Шнайдер.

                              Наша юность. 1989.       Наше детство. Эвакуация. 1984


В музее изобразительных искусств представлены почти все художественные промыслы Уральского региона, среди них — уникальная коллекция всемирно известного оренбургского пухового платка (шали и ажурные паутинки  Федорова О.А).

 

                         

                                    

                                            

 Важно знать : в 2012 году в ведение музея включен Центральный выставоччный зал и открылась новая уникальная Галерея "Оренбургский пуховый платок".

Также музей осуществляет активную собирательскую, научную и популяризаторскую деятельность, организует широкий спектр выставок, научные чтения, лектории, музейные «понедельники» и является одним из важнейших культурных центров города и области.

    

В Оренбургском областном музее изобразительных искусств проводятся экскурсии по постоянной экспозиции и временным выставкам. Особым внимание у зрителей пользуются залы Л. В. Попова и экспозиции русского и декоративно-прикладного искусства.

 

Экспонаты Оренбургского Областного музея

Изобразительных искуссттв  :

№ 1:

           

1. Коллекция : Картина.

2. Номер по инвентарной книге: неизвестен.

3. Наименование : «Море ночью».

4. Авторство : Айвазовский Иван Константинович - один  из самых известных русских живописцев и художников - маринистов всех времен, коллекционер, меценат, академик ,

 талант с большой буквы, баталист, живописец Главного Морского штаба, почётный  член Императорской Академии художеств и Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.

5. Место : Оренбургский Областной Музей Изобразительных искусств

6. Датировка : 1860-е г.

7. Материал, техника :  Холст, масло.

8. Размеры ; 21, 17 см х 22,4 см . Количество – 1. Подлинность - Подлинник.

9. Сохранность : картина в отличном состоянии , без каких либо выцветаний и царапин.

10. Номер негатива : неизвестно.

11. Источник и способ поступления : неизвестны.

12. Описание: наблюдается противоборство человека и стихии излюбленный мотив художника. Два человека на обломках мачты пытаются спастись после кораблекрушения. А в небе – яркая луна, создающая дорожку света на воде, мерцание которого на волнах усиливает романтическое настроение картины. Т. е автор в данной картине хотел  создать синтетический образ стихии: волны Айвазовский изобразил успокоенными после шторма и величественно красивыми, однако в любой момент они могут поглотить моряков, которые спасаются на обломках мачты. Их силуэты едва различимы в бледном свете луны.

13. Легенда : Композиционно  данная  работа автора почти  полностью  повторяет  всемирно известный сюжет другой его картины , под названием «Девятый вал –" автора, написанную после того, как Айвазовский сам чудом выжил в той страшной буре. Однажды моряки рассказали художнику, что во время шторма волны идут по нарастанию и самым сильным и высоким всегда оказывается девятый вал, именно он губит корабли. Но если судну удается его преодолеть, появляется надежда выжить, потому что затем волны пойдут на спад.

14. Библиография : После окончания Академии художеств Айвазовский путешествовал по Европе и попал у берегов Испании в сильный шторм, где увидел воочию, что такое девятый вал. На берегу уже не верили, что корабль вернется, и начали готовиться к похоронам, но все закончилось благополучно. Как потом вспоминал художник, рискуя жизнью, он вышел на палубу, чтобы в мельчайших деталях запомнить этот роковой момент и ощутить всю мощь бушующей стихии. Эти впечатления он воплотил в своей самой известной картине «Девятый вал - Между жизнью и смертью». На обеих картинах моряки терпят бедствие, обломки их кораблей изображены у нижнего края картины, создавая тяжелый и гибельный образ моря.

https://kulturologia.ru/blogs/260916/31528/#:~:text ; https://ar.culture.ru/ru/subject/more-nochyu#:~:text .

15. Составитель : Костюк Вероника ( 20.10.21)

 

№2 :

          

1. Коллекция : Портрет.

2. Номер по инвентарной книге: неизвестен.

3. Наименование : Дамы с книгой.

4. Авторство : Федор Яковлевич Бронников  (1827-1902) -  исторический живописец, русский художник ( работал как портретист, жанрист, пейзажист, однако наибольшую известность ему принесли картины на темы античной и средневековой истории, решенные в духе «салонного» искусства этого времени ) , почетный , известный всеми миру как автором многих красивых, необыкновенных, величественных и превосходных портретов художник.

5. Место : Оренбургский Областной Музей Изобразительных искусств

6. Датировка : 1888 г.

7. Материал, техника :  Деревянный багет, масло.

8. Размеры ; 21, 17 см х 14, 96 см . Количество – 1. Подлинность - Подлинник.

9. Сохранность : портрет в отличном состоянии , без  каких либо выцветаний и царапин.

10. Номер негатива : неизвестнен.

11. Источник и способ поступления : неизвестны.

12. Описание: Написан портрет в Италии. Перед нами молодая женщина в строгом черном платье с белым кружевным воротничком. Она сидит в кресле с высокой спинкой, мягко уронив маленькие изящные руки на лежащую на коленях раскрытую книгу.
Точно передано состояние женщины. Ее смуглое, с нежной, бархатистой кожей лицо задумчиво. Она погружена в свои мысли, в свои мечты. Огромные черные глаза немного печальны.
Художник мастерски передает фактуру ткани, черный цвет матового платья, атлас банта, кружево, складки платья. Портрет отличает не только мастерское владение миниатюрной живописью, но и особую задумчивость, глубину внутреннего переживания , как показано на портрете.

13. Легенда : неизвестна.

14. Библиография : Родился в 1827 году в городе Шадринск Пермской губернии. Отец его был иконописец; рисованию и живописи Бронников учился сначала под руководством отца. После его смерти, семнадцатилетний юноша отправился в Петербург, где работал подмастерьем у гравера Е.Е. Бернардского. Самые известные и знаменитые  картины поэта:  

«Портрет дамы с книгой» – образец портрета второй половины XIX в , Портрет художника К. Д. Флавицкого, «Крещение князя Владимира», Портрет графини Елены Григорьевны Толстой,  «Путник», Портрет Алексея Боголюбова , «Старик – нищий», Портрет женщины в белом, «Маскарад» , «Мальчик на осле», «Венецианский суд», Портрет итальянской балерины Вирджинии Цукки, «На приеме у Папы Римского», «Умирающий гладиатор» , «Как Гораций читает перед меценатом» и мн. Другие картины. В 1845 году при содействии П.К. Клодта Бронников поступил на учебу в Академию художеств, где учился под руководством Маркова. В 1851 году Бронников получил серебряные медали: малую за портреты с натуры, а большую – за картину "Возвращение Улисса в свой дом". В следующем году получил вторую золотую медаль за программную картину "Проповедь святого Иоанна Предтечи в пустыне"; в 1853 году – большую золотую медаль за программную картину "Божья матерь всех скорбящих радость". В 1854 художник отправляется снова за границу , но уже пенсионером Академии, собственно и поселяется  в Риме до конца своей жизни .  Федор Андреевич бронников был очень плодовитым  живописцем - в своих многочисленных картинах большое внимание уделял их внешней красоте, а также принимал участие в росписи церквей российских посольств в Париже и Копенгагене.

Многие свои произведения и скопленные средства художник завещал родному городу Шадринску. Скончался Бронников Федор Андреевич 1 сентября 1902 года в Риме. Статья из Энциклопедического словаря Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.

15. Составитель : Костюк Вероника ( 20.10.21)

№ 3. Хохломская роспись.

1. Коллекция : предметы декоративно - прикладного искусства.

2. Номер по инвентарной книге: неизвестен.

3. Наименование : столовый набор.

4. Авторство : Иванов Н.И – заслуженный художник РФ, живописец, Народный художник СССР, профессор, действительный член РАХ, Петровской Академии наук , искусств и художеств, лауреат Государственной премии СССР, РСФСР им. И. Репина , Российской Федерации, лауреат международной премии им. М.А. Шолохова. Родился в 1928 году.

5. Место : п. Семеново, Нижегородская область.

6. Датировка : 1980- е г.

7. Материал, техника : липа - заготовки из дерева или древесины , верховая роспись - «пряник» ( обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами) . Изготовление : Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа — «бельё» (неокрашенные изделия) — резные ковши и ложки, поставцы и чашки. После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной — вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» — когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи

8. Размеры ; ковш – 18-20 см, 14-16 см и 10-15 см (большой, средний и малый) ; доски – 16-18 см , чашка – 6-8 см, рюмочки- 5-7 см, сахарница – 8-10 см, ложки -10 см . Количество – 13 . Подлинность - подлинники.

9. Сохранность : приборы в отличном состоянии , без  каких либо царапин и повреждений .

10. Номер негатива : неизвестнен.

11. Источник и способ поступления : неизвестны.

12. Описание: в работе представлены 4 картинки , на каждой из которых изображены предметы столового кухонного прибора : ковши и доски разного размера, а также чашка, рюмочки, сахарница и ложки, изготовленные на основе хохломской росписи. Хохлома́— старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Она представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится  не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Традиционные элементы хохломы - это красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы , а также  рыбы и звери . Эффект золочения получается за счет алюминиевой краски с помощью олифы. Подготовленные и расписанные изделия покрываются лаком и несколько раз обжигаются в печи.  Этот обжиг и придает такой насыщенный цвет. Также в росписи применяются и масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона - зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.

13. Легенда : Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.

14. Библиография : Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом

берегу Волги, в деревнях Хохлома (откуда и появилось название росписи), Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области. На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи  вот 2 наиболее распространенные : 1 версия

По наиболее распространенной версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение хохломского промысла приписывалось старообрядцам. Еще в давние времена среди жителей местных деревень, надежно укрытых в глухомани лесов, было немало «утеклецов», то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру». Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги с красочными заставками, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента. В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным мастерством, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объемной резьбы. На рубеже XVII—XVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев — живописную культуру, мастерство «тонкой кисти».. 2 версия – По второй версии есть документы, свидетельствующие о другом. Способ имитации позолоты на дереве, родственный хохломскому, использовался нижегородскими ремесленниками в окраске деревянной посуды еще в 1640—1650 годах, до появления старообрядчества. В крупных нижегородских ремесленных селах Лысково и Мурашкино, в заволжском «селишке Семеновское» (будущий город Семенов — один из центров хохломской росписи) изготовлялась деревянная посуда — братины, ковши, блюда для праздничного стола — окрашенная «на оловянное дело» , то есть с применением оловянного порошка. Способ окраски деревянной посуды «на оловянное дело», вероятно, предшествовавший хохломскому, сложился из опыта иконописцев и местных поволжских традиций посудного ремесла.  https://www.culture.ru/materials/139105/zagadki-uzorov-russkikh-rospisei#:~:text, http://ru.wikipedia.org/wiki/Хохлама.

15. Составитель : Костюк Вероника ( 30.10.21)


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!