Расширение княжества и взаимодействие с Москвой.

Великое княжество Литовское.

Возникновение Великого княжества.

В Великом княжестве Литовском часто видят альтернативный путь развития Руси. Во многом так оно и есть. Ведь, с одной стороны, это были земли достаточно близкие культурно, населенные восточными славянами, — пусть исторические судьбы восточных славян будущей России, Великороссии и населения Великого княжества Литовского и королевства Польского, потомки которого впоследствии стали украинцами и белорусами, уже тогда достаточно существенно расходились. С другой стороны, это принципиально иная модель социальных взаимоотношений, иная политическая культура. И это создавало определенную ситуацию выбора. Это очень хорошо видно по событиям эпохи московско-литовских войн, в особенности XVI века, когда перебежчики из Московского государства, из России направлялись именно на земли Великого княжества Литовского или Короны Польской, которая находилась в унии с ним. Теперь нам надо все-таки разобраться, откуда же взялось Великое княжество Литовское как могущественный сосед, соперник России и вместе с тем — источник разнообразных влияний. Контакты Руси с Литвой происходили еще в XI веке, когда Ярослав Мудрый совершал походы в Прибалтику. Кстати говоря, тогда же был основан город Юрьев, названный в честь святого покровителя этого князя, — позднейший Дерпт, ныне Тарту в Эстонии. Тогда дело ограничилось нерегулярным взимаием дани. К этому времени, возможно, уже существовали предпосылки складывания Литовского государства. А реализовать их помогло соседство с богатой, но ослабленной, разделившейся на множество княжеств Русью. Если сначала литовцы участвовали в междоусобицах русских князей, то позже, во второй половине XII — начале XIII века, они перешли к собственным грабительским походам на Русь; их можно сравнить со знаменитыми походами викингов или походами Руси на Византию. Часто литовцев так и называют — викингами суши. Это способствовало накоплению богатств, имущественному расслоению, за которым следовало и социальное, и постепенному складыванию власти одного князя, который впоследствии в русских источниках будет назван великим князем. Еще в 1219 году договор с волынскими князьями заключала группа из 21 литовского князя. А уже через два десятилетия один из них, Миндовг, стал править единолично. В 1238 году автор «Слова о погибели Русской земли» с ностальгией вспоминал те времена, когда «Литва из болота на свет не выникываху». И кстати говоря, здесь он достаточно точно охарактеризовал область расселения литовцев: это действительно болотистые земли. О размахе литовских походов ярко свидетельствует пассаж сочинения францисканца Иоанна де Плано Карпини, или Джованни дель Пьяно Карпини, который в 40-е годы XIII века ездил к монгольскому хану Гуюку в Каракорум. Вот что он пишет о проезде по землям Южной Руси: «…мы ехали постоянно в смертельной опасности из-за литовцев, которые часто и тайно, насколько могли, делали набеги на землю Руссии и особенно в тех местах, через которые мы должны были проезжать; и так как большая часть людей Руссии была перебита татарами или отведена в плен, то они поэтому отнюдь не могли оказать им сильное сопротивление…» Примерно тогда же, в первой половине или середине XIII века, под властью Литвы Миндовга оказываются русские земли с такими городами, как Новгородок (современный Новогрудок), Слоним и Волковыск. Балтские народы и в частности литовцы оставались последними язычниками Европы. И уже в правление Миндовга, в первой половине XIII века, эта проблема стала очевидной. Миндовг сделал западный выбор: чтобы вести борьбу со своими родственниками за единовластие в Литве и вместе с тем противостоять Руси, он в 1251 году крестился по католическому обряду. Спустя два года короновался — таким образом, стал первым и так и остался единственным королем Литвы. Но в начале 1260-х годов, судя по всему, вернулся в язычество по политическим мотивам и выгнал или перебил христиан. Таким образом, Литва осталась языческой. Язычество оставило достаточно глубокий след в Литве, так что следующая попытка христианизации, уже более удачная, была предпринята только в конце XIV века. В 1263 году первый литовский король был убит заговорщиками.

 

 

Расширение княжества и взаимодействие с Москвой.

Итак, Миндовг погиб, но возникшее при нем Литовское государство не исчезло, а сохранилось. И более того, продолжало развиваться и продолжало расширять свои пределы. Как считают ученые, примерно на рубеже XIII–XIV веков утверждается новая династия, которая по имени одного из своих представителей, княжившего в первой половине XIV века, князя Гедимина, получила имя Гедиминовичей. И при первых князьях этой династии, при том же Гедимине в частности, в составе Литовского государства оказались земли современной Белоруссии — Полоцкая, Витебская, Менская (то есть, говоря по-современному, Минская). Судя по всему, в орбиту литовского влияния в той или иной степени попал и Киев, уже к 1331 году. Ну а в 1340 году пресеклась по женской линии династия галицко-волынских князей, это положило начало многим десятилетиям борьбы между Литвой, Польшей и Венгрией за галицко-волынское наследство. Приобретения продолжили сыновья Гедимина, прежде всего на Руси действовали Ольгерд и его брат Кейстут. И эти приобретения были сосредоточены главным образом в чернигово-северских и смоленских землях. Как русские земли попадали под власть литовских князей? Это актуальный вопрос, поскольку часто приходится сталкиваться с диаметрально противоположными точками зрения, но не очень понятно, как это происходило. Одни настаивают на завоевательном характере присоединения, другие — на добровольном и бескровном. И то и другое представляется серьезным упрощением. Начать стоит с того, что источники, дошедшие до наших дней, просто не донесли до нас подробностей вхождения многих русских земель в состав Литовского государства; можно лишь констатировать, что та или иная часть Руси в тот или иной момент подчинялась власти литовского князя. Военные походы литовцев не прекращались и выступали средством если не прямого завоевания, то во всяком случае давления на русские земли. Например, согласно поздним источникам, Витебск был получен Ольгердом благодаря его женитьбе на дочери последнего местного князя около 1320 года. Но в предшествующие десятилетия через этот регион неоднократно проходили литовские войска. Сохранился очень интересный документ — жалоба рижан, рижских властей, витебскому князю конца XIII века. В ней упоминается целый военный лагерь литовцев под Витебском, из которого они ходили в стольный город княжества, чтобы продать плененных невольниц. О каком же добровольном присоединении может идти речь, если мы видим целый военный лагерь вооруженных людей, отряды которых орудуют на территории княжества? Были, конечно, и прямые завоевания. Пожалуй, самый яркий пример, подробно описанный в источниках, — это Смоленск, который был завоеван, более чем на столетие присоединен к Великому княжеству Литовскому в результате нескольких походов конца XIV — начала XV века. Здесь мы можем вернуться к тому вопросу, который уже затрагивался в начале лекции: в чем состояла альтернатива Великого княжества Литовского по отношению к Московской Руси как центра объединения русских земель? Это очень хорошо видно на примере социального строя тех русских земель, которые вошли в состав Великого княжества. Сохранили свое влияние и свою собственность местные бояре и горожане (даже в завоеванном Смоленске) и православная церковь. Известно, что в Полоцке и Смоленске по-прежнему созывались вечевые собрания. Во многих крупных центрах сохранялись княжеские столы. Даже если на княжение садился Гедиминович, то в большинстве случаев такие князья принимали православие и становились во многом своими, близкими для местного общества. С некоторыми присоединенными землями литовские князья заключали договоры, которые потом легли в основу областных привилеев (древнейшими из них стали как раз полоцкий и витебский). Но, с другой стороны, уже на достаточно раннем этапе истории Великого княжества Литовского проявляется западное влияние. Поскольку оно было такой большой, пограничной, контактной зоной между русскими землями с одной стороны — и латинской католической Европой, это не могло не сказываться. А если мы еще вспомним о том, что на протяжении XIV столетия литовские князья постоянно находились перед выбором и неоднократно задумывались, вели переговоры о крещении — по западному обряду или по восточному обряду, то становится ясно, что эти влияния, это своеобразие должно было дать о себе знать еще в XIV веке. В XIV веке Великое княжество Литовское находилось в непростом внешнеполитическом положении, потому что его история далеко не сводилась к экспансии на русские земли и к взаимоотношениям с соседними русскими землями и с Ордой. Огромной проблемой для Великого княжества Литовского в первое десятилетие его существования стала война с Тевтонским, или Немецким, орденом, который обосновался в Пруссии и Ливонии, то есть на берегах Балтийского моря, и был призван нести христианство западного обряда язычникам и «неверным», в том числе «схизматикам», то есть раскольникам, отступникам, — так называли православных. Более столетия войска ордена практически каждый год совершали по одному или несколько разорительных походов на Литву с целью подорвать ее силы. И конечно, на руку им играло то, что значительную часть Великого княжества Литовского составляли русские земли. Рыцари-крестоносцы всегда могли заявлять о потворстве литовских князей этим самым схизматикам. Тем более что некоторые князья Гедиминовичи сами принимали православие. Это была проблема. Нужно было определяться, выбирать вектор внешнеполитического развития. И этот выбор — может быть, тогда об этом не задумывались — определял судьбу Великого княжества Литовского на долгие годы, десятилетия и столетия вперед. Литве суждено было креститься — но по какому обряду? Западному или восточному? Этот вопрос стоял, можно сказать еще со времен Миндовга, а в XIV веке неоднократно предпринимались попытки переговоров. Мы больше всего знаем о переговорах литовских князей с западными политическими силами — с императорами, папами, польскими, мазовецкими правителями о крещении в католицизм. Но был и один момент, когда казалось, что вполне реальна перспектива православного крещения Литвы. Это конец XIV века, когда после смерти Ольгерда в Литве шла междоусобная борьба и великий князь Ягайло попытался заключить союз с Дмитрием Донским. Сохранилось упоминание о проекте брака Ягайло и дочери Дмитрия Донского. Но от него достаточно скоро отказались. Потому что, с одной стороны, великий князь литовский оказывался бы на вторых ролях, а с другой, он получил гораздо более выгодное предложение — руки польской принцессы Ядвиги, что делало его польским королем. Тут надо сказать, что этот момент, конец XIV века, важен еще в одном отношении: очень часто можно услышать, что Великое княжество Литовское было альтернативой Москве в деле объединения или собирания русских земель, что русские земли вполне могли объединиться вокруг Вильны. Но возникает вопрос: а когда это могло произойти? И несостоявшийся брак Ягайло и дочери Дмитрия Донского представляется наиболее удачным моментом, когда такое объединение могло произойти. Период конца XIV и первой трети — первой половины XV века стал важным, переломным моментом в истории Великого княжества Литовского. Это сказалось и на его отношениях с соседями, и на внутренней жизни. К концу XIV века великим князем литовским стал Витовт, двоюродный брат Ягайло, который крестился, стал польским королем Владиславом II и сохранил за собой титул верховного князя Литвы. Но реальная власть в Великом княжестве Литовском все же принадлежала Витовту. При нем происходят многие важные перемены — как во внешнеполитических отношениях Великого княжества Литовского, так и в его внутренней жизни. Витовту удалось присоединить Смоленск, более чем на век он отошел под власть Великого княжества Литовского. Ему, благодаря польской помощи, удалось одержать победу над Тевтонским орденом (знаменитая Грюнвальдская битва 1410 года). Благодаря этому в конечном счете удалось закрепить спорные с орденом земли — Жемайтию, Жемойть — за Великим княжеством Литовским. Это и очередные попытки экспансии на восток: Витовт воюет с Василием I Московским, хотя Василий I был его зятем, был женат на его дочери Софье; впоследствии он совершает походы на Псков, на Новгород в 20-е годы XV века. Но не менее важны социальные перемены, которые произошли в Великом княжестве Литовском. А они вели в направлении все большей вестернизации этого государства и его общества. Пожалуй, важнейшее нововведение Витовта состояло в том, что он стал раздавать землю за службу своим подданым. Это нововведение впоследствии сыграло злую шутку с Великим княжеством Литовским, потому что его жители уже не были заинтересованы в далеких, затратных военных походах — они были заинтересованы в хозяйственном развитии своих владений. В середине и второй половине XV века Великим княжеством Литовским и Польским королевством правил один и тот же человек, Казимир Ягеллон, или Казимир IV, польский король. Он вынужден был проводить время между двумя государствами, поэтому мог уделять не так много времени литовским делам. Он больше занимался западной политикой, войнами в Пруссии, в Чехии — и как раз это время стало тем переломным моментом, который впоследствии позволил московским великим князьям повести очень активное наступление на земли Великого княжества Литовского. А великие князья литовские оказались к этому не готовы в конце XV и первой половине XVI века. Литовские князья стали наделять привилегиями не только литовских бояр, но и верхушку православной части общества. И постепенно все боярство стало именоваться на польско-чешский манер панами, а впоследствии вся знать получила название шляхты. Это, конечно, было большое новшество в социальном плане. Это не просто смена названия, это еще и иное самосознание, чем у служилых людей, скажем, Северо-Восточной Руси. Ведь шляхта участвовала в управлении государством, пусть и на первых порах номинально. А впоследствии и реально участвовала в выборах правителя, что принципиально отличало Великое княжество Литовское от Московской Руси. И это была та причина во многом, по которой из России бежали в Великое княжество Литовское такие люди, как князь Андрей Михайлович Курбский. И, конечно, не только он, но и многие другие. Все-таки московских эмигрантов в Великом княжестве Литовском было достаточно много на протяжении всего XVI века. Нельзя не отметить и такой момент, как трансформация древнерусского языка, который также испытывал все больше западных влияний на территории Великого княжества Литовского и соседнего королевства Польского. Он обогащался словами, конструкциями из польского, чешского, немецкого, литовского, латинского, даже венгерского языка, и так постепенно формировался язык, который ученые называют по-разному: «западнорусским», «старобелорусским», «староукраинским», «руским» (с одной «с»), «рутенским». Называть его можно по-разному в разных научных традициях, это допустимо, но факт состоит в том, что со временем он стал основой белорусского и украинского языков.

Судьба Великого княжества.

А процесс их размежевания и формирования белорусского и украинского народов усилился в особенности после Люблинской унии 1569 года, когда южные воеводства Великого княжества Литовского — то есть территория современной Украины, входившая до этого в его состав, — перешли к польской короне. Конечно, на исторические судьбы Западной Руси не может не влиять факт ее пребывания под властью правителей-иноверцев — сначала язычников, а заем католиков. Поначалу на русских землях Великого княжества Литовского сохраняла свое влияние православная церковь. Но уже в XIV веке литовские князья, — собственно, как и галицко-волынские Рюриковичи, а впоследствии польский король Казимир Великий, — пытались создать отдельную митрополию под властью константинопольского патриарха, которая никак не была бы связана с Московским великим княжеством. Подводя общий итог: Великое княжество Литовское после Люблинской унии 1569 года вошла в состав Речи Посполитой.

 

Источник: «Арзамас», автор лекции Сергей Полехов Судьба славян в Литве и Польше.

Русь и страны запада.

Борьба с внешней опасностью в XIII веке: XIII стал временем изменения политической карты Европы. В 1204 году крестоносцы завоевали Константинополь, была образована Латинская империя. Рыцарские ордена начали экспансию в Прибалтике, угрожая русским границам. Сильнейшую опасность для раздробленной и ослабленной Руси представляло образовавшееся тогда же Монгольское государство. Борьба с крестоносцами В начале XIII века прибалтийские народы были язычниками. Сильное влияние на них оказывали соседние русские земли. В согласии с доктриной немецкого рыцарства «Drang nach Osten» (Натиск на Восток) началось вторжение крестоносцев на земли Прибалтики и Северо-Западной Руси. Его санкционировали римский папа и германский император Фридрих. В крестовом походе приняли участие рыцари северных стран Европы. Для завоевания земель латышей и эстов был создан Орден меченосцев. Он вел захватническую политику под лозунгом христианизации «Кто не желает креститься, тот должен умереть». Еще в 1201 году рыцари высадились в устье Западной Двины и основали в качестве опорного пункта Ригу. В 1219 году датские рыцари захватили часть прибалтийского побережья и основали Ревель (Таллин). В 1224 году крестоносцы взяли Юрьев. Для завоевания Литвы и русских земель в 1226 году прибыли рыцари Тевтонского ордена. В 1234 году меченосцы потерпели поражение от новгородско-суздальских войск, в 1236 – от литовцев и земгалов. Это заставило крестоносцев объединить силы. В 1237 году из тевтонов и меченосцев был образован Ливонский орден. Русь, ослабленная борьбой с монголами, была вынуждена воевать и с рыцарями. В 1240 году ситуацией воспользовались шведские феодалы, чей флот высадился у слияния Невы и Ижоры. Шведы рассчитывали захватить Старую Ладогу и Новгород. Новгородский князь Александр Ярославич со своим войском скрыто подошел к шведскому лагерю, а затем ударил по нему, отрезав шведам путь к отступлению. Победа была полной. Сражение со шведами получила название Невской битвы, сам же Александр получил прозвище Невский. Шведская агрессия была остановлена, Русь сохранила за собой Балтику. Летом 1240 года ливонцы вместе с датскими и немецкими рыцарями захватили Изборск. В 1241 году ими был взят Псков. Из-за конфликта новгородских бояр и Александра Невского, изгнанного из города, крестоносцы смогли подойти совсем близко к Новгороду. Но вскоре князь возвратился в него. Он освободил захваченные города, а затем перекрыл путь рыцарям, расположив войска на льду Чудского озера. 5 апреля 1242 года здесь состоялось Ледовое побоище, закончившееся разгромом крестоносцев. В результате этой победы военная мощь Ливонского ордена была ослаблена, а попытка навязать Руси католицизм сорвана. Однако в конце XIII рыцари смогли захватить значительную часть Прибалтики.

  • Внешняя политика Древней Руси: юбилейные чтения, посвященные 70-летию со дня рождения В. Т. Пашуто. М., 1988.

крупный политический и экономический союз торговых городов Северо-Западной Европы, возникший в середине XII века. Просуществовал до середины XVII века[С. 8]. В регистр Ганзы были включены 130 городов, из них — около 100 портовых, а под её влиянием находилось до трёх тысяч населённых пунктов[С. 9]. К началу XV века Ганза объединяла около 160 городов. В XIV-XV вв. при посредничестве Ганзейского союза велась основная торговля Руси с Западом. Из Руси вывозили воск и пушнину — главным образом, белку, реже — кожу, лен, пеньку, шелк. На Русь Ганзейский союз поставлял соль и ткани — сукно, полотно, бархат, атлас. В меньших объемах ввозилось серебро, золото, цветные металлы, янтарь, стекло, пшеница, пиво, сельдь, оружие. Московское государство в европейском геополитическом пространстве. в середине XV - начале XVI вв. Со второй половины XV в. кончается период изоляции Северо-Восточной Руси от западноевропейских стран. Образовавшееся в это время из прежде автономных земель Северо-Восточной и Северо-Западной Особенный интерес к молодому Московскому государству проявили Папская курия и империя Габсбургов, что объяснялось не только расчетами на возобновления процесса расширения церковной унии, но, прежде всего, надеждой увидеть в этом новом восточноевропейском государстве союзника по борьбе с турецкой экспансией в Европу. Расширение Османской империи, которое шло с начала XV в. с поразительной быстротой, представляло реальную опасность христианской цивилизации. Наглядным примером этого стала гибель Византийской империи - альтернативного западному, цивилизационного центра средневековой Европы. Территориальные границы европейской цивилизации сокращались за счет поглощения османами юго-восточного европейского пространства. Греция, Сербия, Болгария и другие южнославянские государства, албанские, волошские, молдавские земли, частично территория Венгрии и южные владения Австрии превратились в турецкие колонии. Угнетение христиан здесь дополнялось угрозой их исламизации (что вскоре и случилось с большей частью албанского населения и частично с сербским населением Боснии). У всех в памяти был пример почти полной турецкой ассимиляция и исламизация малоазийских православных византийцев. Между тем в XV столетии европейский католический мир, представленный более сотней государственных формирований, составлял аморфное цивилизационное единство, раздираемое внешними и внутриполитическими конфликтами. Причем его духовно-религиозная ось - католическая церковь стояла на пороге грандиозного кризиса. Реформа католицизма в Чехии в первой половине XV в., последовавшая за гуситскими войнами 1419-1434 гг., была первой ласточкой надвигающейся реформации, которая поглотит Европу в XVI столетии. Священная Римская империя германской нации в этом хаосе старалась претендовать на роль некой консолидирующей христианский мир «вселенской» силы. Одной из главных провозглашенных ею целей являлась задача оградить европейцев-христиан от турецкого нашествия. Это на фоне объективной турецкой опасности поддерживало надежду на создание некого «общехристианского» европейского единства для отражения османской экспансии и помогало контактам Москвы с Западом. Необходимо понять, почему данные надежды папства и Габсбургов оказались только иллюзией. Не менее важен и вопрос о позиции Московской Руси на этот счет. Причем интересно выяснить насколько в контексте позиций других европейских стран (или вне его) действовала московская дипломатия. В плане борьбы с османами ожидания европейцев на счет Московской Руси оказались преждевременными.

Источник: Вестник МГИМО «Московское государство в европейском геополитическом пространстве в середине XV - начале XVI вв.»


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!