Для того, чтобы раскрыть этот вопрос, необходимо охарактеризовать церковную организацию XVII в., рассказать церковную реформу в XVII в.



Вопрос 17. Государство в XVII в.

(период сословно-представительной монархии)

Для того, чтобы раскрыть этот вопрос, необходимо охарактеризовать форму правления в XVII в., перечислить органы центральной власти в XVII в., назвать органы управления на местах, более подробно раскрыть статус и функции каждого государственного органа, рассказать про изменение управления на местах.

В XVII, несмотря на смутное время и смену правящей династии, государственность не претерпела серьезных изменений по сравнению с XVI в. Сохранилось предшествующее наименование - Русское царство, предшествующая форма правления - сословно-представительная монархия, продолжают созываться Земские соборы.

Система государственных органов в XVI в. включала в себя Царя, Боярскую думу, Земские соборы, приказы.

Царь – глава российского государства. Титул Царь вводится после венчания Ивана IV на царство в 1547 год. Титул передавался по наследству от отца к старшему сыну. Царь имел отношение ко всем сферам государственной деятельности: управление, законодательство, правосудие, внешняя и внутренняя политика.

Боярская дума - совещательный орган при главе государства. Члены Боярской думы назначались Царем в соответствии с принципом местничества. Должность была пожизненной и наследственной. Боярская дума участвовала в государственном управлении, законотворчестве, правосудии, решении вопросов внутренней и внешней политики.

Особое место в системе государственных органов занимали Земские соборы, проводившиеся с середины XVI в. до середины XVII в. Земские соборы – это высшие сословно-представительные учреждения в России в середине 16 - конце 17 веков. Созывались царем, а в его отсутствие митрополитом (позже патриархом) и Боярской думой. Состав: 1) Освященный собор и Боярская дума, 2) служилые люди (дворяне), 3) посадские люди. В 1613 г. единственный раз среди участников Земского собора были два черносошных крестьянина. Земские соборы решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государствен­ного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям ("по палатам"), но принимались всем составом Собора.

Приказы – это центральный отраслевой орган управления (управление в той или иной сфере). Начальником приказа был боярин, который назначался лично государем. Опять же в соответствии с принципом местничества. Приказ осуществлял управление и правосудие по делам, относящимся к его ведению. В XVII в. появились новые приказы: Дворцовый приказ в 1627 г. (ведал доходами и расходами царского двора), Аптекарский приказ в 1632 г. (ведал аптеками, лекарствам, докторами и лекарями), Монастырский приказ в 1649 г. (ведал судом над духовенством), Приказ тайных дел в 1654 г. (наблюдал за управлением в в государстве, за точным исполнением царских указов и производил следствие по важнейшим преступлениями против государства) и другие.

В управлении на местах продолжали участвовать земские и губные органы. Но наравне с ними в XVII в. создается должность воеводы, который назначался царем из служилых людей для управления в уездах. Воеводы ведали военными, административными, полицейскими, судебными, финансовыми и поместными делами в уезде. При воеводе создавалась приказная изба. За свою службу воеводы получали вотчины, поместный оклад, а также корм. Срок службы воеводы составлял 1-3 года. В большие города назначали несколько воевод, один из них считался главным. В небольших городах был один воевода. В слободах и волостях воевода осуществлял свою власть с помощью приказчиков. Губные и земские органы подчинялись воеводе.

Контрольные вопросы:

1) Охарактеризуйте форму правления в XVII в.

2) Перечислите органы центральной власти в XVII в.

3) Назовите органы управления на местах.

4) Раскройте статус и функции каждого государственного органа.

5) Расскажите про изменение управления на местах.

Вопрос 18. Общественный строй в XVII в.

(период сословно-представительной монархии)

Для того, чтобы раскрыть этот вопрос, необходимо сформулировать понятие сословия, перечислить основные сословия в данный период, охарактеризовать каждое сословие.

В XVIIв. общество состоит из сословий. Права и обязанности сословий закрепляются в Соборном Уложении 1649 г.

Боярство - аристократическое сословие. Все бояре имели знатное происхождение. Права и обязанности бояр: право и обязанность служить на государя на светской и военной службе, право владеть землей с проживающими на ней крестьянами (вотчинами). Бояре освобождались от налогов и повинностей и имели преимущества в судебном процессе.

Дворянство было служилым сословием. Дворяне произошли от слуг князя, занимавшихся административным управлением. Права и обязанности дворянства: обязанность служить на государя, право владеть землей с проживающими на ней крестьянами (поместьями). Дворяне освобождались от налогов и повинностей. По Соборному Уложение 1649 г. введены правила по уравнению вотчины и поместья. Поместья стало можно передавать по наследству, продавать и обменивать на вотчины.

Посадские люди – это городское население. Структура городского сословия: гости и купцы гостиной сотни; купцы, состоящие в суконной или черной сотнях и других сотнях, ремесленники, состоящие в цехах, работные люди.

Крестьяне – сельское население, проживающее на землях вотчин и поместий. Права и обязанности крестьян: право заниматься земледелием и скотоводством, право продавать результаты своего труда, обязанность платить налоги и нести повинности.

В XVII в. заканчивается процесс закрепощения крестьян. В Соборном Уложении 1649 г. отсутствует указание на Юрьев день. Также в Соборном Уложении 1649 г. вводится бессрочный срок сыска беглых крестьян. В результате крестьяне не могли переходить от феодала к феодалу, а беглые крестьяне подлежали возврату феодалу независимо от сроков, которые прошли с момента побега. Крестьяне делятся на: черносошных, частновладельческих и царских.

Холопы – это лица, лично зависимые от своего господина. Права и обязанности холопа: обязанность выполнять все поручения господина; право на содержание со стороны господина (право на пропитание).

Духовенство – лица, отправляющие религиозный культ. Права и обязанности духовного сословия: право заниматься церковным служением. Духовенство освобождалось от налогов и повинностей в пользу государства.

Контрольные вопросы:

1) Сформулируйте понятие сословия.

2) Перечислите основные сословия, существовавшие в XVI в.

3) Охарактеризуйте правое положение бояр в этот период

4) Охарактеризуйте правое положение дворян в этот период.

5) Охарактеризуйте правое положение духовенства в этот период.

6) Охарактеризуйте правое положение горожан в этот период.

7) Охарактеризуйте правое положение крестьян в этот период.

8) Охарактеризуйте правое положение холопов в этот период.

 

Вопрос 19. Церковь в XVII в.

(период сословно-представительной монархии)

Для того, чтобы раскрыть этот вопрос, необходимо охарактеризовать церковную организацию XVII в., рассказать церковную реформу в XVII в.

В XVII веке церковь как социально-политический институт достигла своего полного расцвета.

Система церковных органов: Патриарх – глава русской церкви с 1589 г., Освященный собор - собрание высших иерархов русской православной церкви, митрополиты, архиепископы, епископы – управленцы в епархиях, священники и игумены – управленцы в приходах и в монастырях. В 1649 г. создан Монастырский приказ. Монастырский приказвысший центральный судебный орган для духовенства, учрежденный Соборным Уложением 1649 г. Был учрежден Соборным Уложением – главой 13. Согласно Уложению, Монастырский приказ должен был быть только судебным органом, но фактически он исполнял функции финансовые, административные и полицейские по церковным делам, осуществлял сбор денежных средств с церковных имений. Монастырский приказ стоял вне органов церковного управления, а потому вызывал недовольство духовенства. В 1677 г. царь Федор Алексеевич упразднил МП.

В XVII в. была проведена реформа религиозного культа – церковная реформа патриарха Никона. Церковная реформа патриарха Никона – предпринятый в 1650-х-1660-х годах комплекс богослужебно-канонических мер в Русской Церкви и Московском Государстве, направленных на изменение существовавшей тогда в России обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой. В ходе реформы богослужебная традиция была изменена в следующих пунктах: 1) редактирование текстов Священного Писания и богослужебных книг, 2) замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена «метаний», или малых земных поклонов, 3) крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца), 4) возглас «аллилуйя» во время богослужения стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая), 5) изменено число просфор на проскомидии. Реформа вызвала раскол Русской Церкви и повлекла возникновение многочисленных старообрядческих течений.

Контрольные вопросы:

1) Охарактеризуйте церковную организацию в XVII в.

2) Охарактеризуйте церковную реформу в XVII в.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!