УМЕНИЕ ВТОРОЕ: ИНТЕГРИРОВАТЬ И ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ

ОЦЕНКА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В ИССЛЕДОВАНИИ PISA

(по материалам Г.А. Цукерман «Оценка читательской грамотности»)

1. В тесте PISA используются тексты из различных

коммуникативных ситуаций чтения:

· личные (письма, беллетристика, биографии, СМС, блоги

дневникового типа);

· общественные (официальные документы, информация об

общественных событиях, газетные новости, форумы в Интернете);

· деловые (инструкция о том, как приступить к работе и т.д.);

· учебные (тексты из школьных учебников, электронных

образовательных ресурсов).

2 . Тексты, используемые в тесте PISA, можно классифицировать по четырем основаниям:

1) носители: тексты печатные или электронные;

2) среда: тексты, подразумевающие и не подразумевающие участие

читателя в создании информационного поля;

3) формат: тексты сплошные, несплошные, смешанные и составные;

4) тип: описание (карта, каталог, расписание), повествование (повесть,

рассказ, пьеса, юмореска, биография, газетный репортаж), рассуждение (отзыв и научное рассуждение), толкование (эссе, определение термина, объяснение, резюме, протокол, комментарий к тексту), инструкция (кулинарные рецепты, диаграммы, руководство по оказанию первой помощи, или руководства для пользователей любых приборов), переговоры (переписка по поводу встречи).

Формат текста

Распределение текстов по форме в печатном варианте теста PISA-2009

таково: сплошные – 60%, несплошные – 30%, смешанные – 5%, составные –

5%.

Сплошные тексты обычно состоят из предложений, которые соединены в абзацы. Абзацы в свою очередь могут быть соединены в параграфы, главы и т.д. Абзацы и более крупные единицы текста организованы иерархически и обозначены заголовками и подзаголовками, которые помогают читателю разобраться в иерархической организации текста, в частности – указывают на завершенность каждой части текста. Поиск информации в сплошном тексте нередко облегчен такими деталями, как размер и форма шрифтов (курсив, жирный шрифт и пр.). Существует группа указаний на тип связи информационных элементов текста. Так, последовательность элементов может быть подчеркнута с помощью нумерации или числительных (первый, второй и пр.). Логические связи выделены с помощью слов-указателей: поэтому, за это,с тех пор как…

Несплошные тексты требуют несколько иных читательских навыков, так как организованы иначе, содержат особые связи информационных единиц текста и особые формальные указатели на эти связи (например, названия осей графика). Списки, таблицы, графики, диаграммы, объявления, расписания,каталоги, индексы, формы – вот далеко неполный перечень несплошных текстов, используемых в тесте PISA.

Смешанные тексты соединяют черты сплошных и несплошных текстов.

Вербальные и невербальные (например, графические) элементы смешанных

текстов дополняют друг друга. Современные авторы все чаще используют

смешанную форму презентации своих идей; сегодняшние журналы и веб-

страницы по большей части состоят из текстов смешанной формы.

Составные тексты соединяют несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным. Эти несколько текстов соединены вместе для диагностических целей теста PISA. К примеру, могут быть соединены тексты, авторы которых выражают взаимоисключающие или взаимодополняющие точки зрения. К примеру, рекламные листы нескольких туристических компаний могут давать туристам указания сходные или противоречащие друг другу. Части составного текста могут иметь единый формат (например, два сплошных текста), а могут и различаться по формату.

4. Тест PISA проверяет читательские умения:

1) найти доступ к информации и извлечь ее;

2) сформировать общее понимание текста и перевести информацию

текста на язык читателя;

3) размышлять о содержании и форме текстового сообщения, оценивать

его.

Пропорции вопросов на каждое читательское умение в PISA-2009:

· найти и извлечь (информацию из текста) – 25%,

· интегрировать и интерпретировать (сообщения текста) – 50%,

· осмыслить и оценить (сообщение текста) – 25%.__

УМЕНИЕ ПЕРВОЕ: НАЙТИ и ИЗВЛЕЧЬ (информацию из текста)

Извлечение информации – это процесс выбора искомого сообщения.

Поиск информации – это процесс определения места, где эта информация

содержится. Некоторые вопросы теста предполагают только извлечение

информации. В большей степени это относится к печатному тексту, все части

которого читатель может увидеть непосредственно. (В электронном тексте

читателю при поиске информации зачастую приходится обращаться к

гиперсвязям.) При поиске информации в печатном тексте читатель может

ориентироваться на подзаголовки и таким образом определить часть текста,

содержащую искомое сообщение. Трудность поиска информации определяется числом страниц, которые надо просмотреть для определения нужного места в тексте, объемом искомого сообщения, а также тем, сообщает ли вопрос о месте локализации искомого сообщения в тексте.

Чаще всего искомая информация находится в какой-то одной части

текста, но иногда она занимает несколько предложений, или несколько

клеточек таблицы, или несколько строк списка.

 

Отвечая на вопросы теста, которые требуют извлечения информации,

учащиеся должны связать существенные детали вопроса (искомое свойство

объекта, время, место или обстоятельства действия) и соответствующие детали текста. Иногда эта связь прямая, буквальная – по совпадающим ключевым словам, иногда косвенная – синонимическая. Искомая информация всегда содержится в тексте в достаточно явном виде. В формулировке вопроса также указано – что (какую именно информацию) требуется найти.

Вопросы на извлечение информации могут иметь разную степень

определенности. Пример предельно определенного вопроса: определить по

тексту или по таблице, в какое время или в каком месте нечто происходит.

Несколько более трудны вопросы, ответ на которые содержится в тексте в

синонимическом виде. Поиск такой информации требует навыков

категоризации.

УМЕНИЕ ВТОРОЕ: ИНТЕГРИРОВАТЬ И ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ

(сообщения текста)

Чтобы понять внутренний смысл текста, его отдельные сообщения

необходимо связать друг с другом и истолковать.

Толкование или интерпретация предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую. Иногда для этого нужно установить скрытую связь, иногда понять подразумеваемое сообщение, осмыслить подтекст. Истолковывая текст, читатель делает явными скрытые допущения или утверждения, как всего текста, так и любой его части. Толкование опирается на целый ряд умственных действий. К примеру, для ответа на вопрос учащимся приходится иногда делать выводы из сообщения текста, различать главные и второстепенные детали, кратко формулировать основные мысли или на основе сказанного в тексте умозаключать о предшествующем событии.

Интеграция или связывание отдельных сообщений текста в единое целое свидетельствует о том, что читатель понимает, что соединяет элементы текста – от отдельных предложений или абзацев до частей составных текстов. В каждом случае связать единицы информации означает определить их общую роль в тексте, к примеру, показать сходство или различие, обнаружить причинно- следственные связи и т.п.

Примеры вопросов на связывание и истолкование текста: учащихся

просят придумать название или сочинить вступление к тексту, объяснить

порядок действий в простой инструкции, восстановить названия осей на

графике или столбиков в таблице, дать характеристику герою повествования

или объяснить назначение карты или рисунка. Некоторые вопросы фокусируют читателя на определенной части текста, другие обращены ко всему тексту.

Вопросы, выясняющие глубину понимания, требуют чаще всего логики –

например, чтобы учесть способ организации информации в тексте, определить намерения автора, пояснить значение слова или эпизода, которые придают общему значению текста особые оттенки.

 

УМЕНИЕ ТРЕТЬЕ: ОСМЫСЛИТЬ И ОЦЕНИТЬ (сообщение текста)

Читатель, умеющий осмыслить и оценить прочитанное, способен связать сообщение текста с собственными убеждениями и опытом. Осмысление и оценка предполагают опору на знания, идеи и чувства, известные читателю до знакомства с текстом. Вопросы на осмысление требуют от читателя обращения к собственному опыту или знаниям для того, чтобы сравнивать, противопоставлять и предполагать. Вопросы на оценку предлагают читателювысказать суждение, основанное на его личных нормах и мерах.

Чтобы осмыслить и оценить содержание текста, читатель должен связать информацию текста с другими внетекстовыми источниками

информации, например – согласиться или не согласиться с утверждением

текста. Часто читателя просят высказать и обосновать свою собственную точку зрения на предмет, обсуждаемый в тексте. Чтобы это сделать, читателю нужно, во-первых, создать собственное толкование текста, во-вторых, соотнести его сосвоими убеждениями или знаниями, почерпнутыми из других текстов. Чтобы справиться с такой работой, читателю необходимо обладать как общими, так испециальными знаниями, а также способностью к абстрактному мышлению.

Примеры вопросов на осмысление и оценку содержания текста:

подтвердить какое-либо утверждение текста на основе собственного опыта илиоценить утверждение текста с точки зрения собственных моральных или

эстетических представлений; высказать свое мнение о качестве приведенных в тексте доказательств. Внетекстовая информация может содержаться в явном виде в формулировке вопроса, но нередко составители вопросов исходят из того, что пятнадцатилетние учащиеся располагают нужным опытом (например, ходили в кино).

Чтобы осмыслить и оценить форму текста, читатель должен посмотреть на текст со стороны, оценить его объективно и высказаться по поводу качества и уместности текста в целом и отдельных его элементов. Для того чтобы это сделать, необходимо иметь чувство стиля, жанра, структуры текста и коммуникативных ситуаций, в которых текст функционирует. При оценке того, удался ли автору портрет героини или насколько авторские высказывания убедительны, важно обращать внимание не только на главные характеристики текста, но и на детали. Например, полезно чувствовать, как выбор эпитета может повлиять на интерпретацию.

Примеры вопросов на осмысление и оценку формы текста: определить

ценность текста для решения определенной задачи, высказать и обосновать

суждение о том, достиг ли автор той или иной цели, использовав конкретный

прием построения текста. В некоторых вопросах предлагается на основе

анализа авторского стиля определить авторские задачи или его отношение,

скажем, к героине повествования.

Умение осмыслить и оценить текст особенно остро востребовано при

чтении электронных сообщений, которые не проходят все инстанции

рецензирования и редактирования, принятые в традиционных печатных

изданиях. Критический анализ информации, разумеется, необходим и читателю печатных текстов, чтобы не стать легкой жертвой иных недобросовестных или чрезмерно предвзятых авторов.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 37; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!