Церковь Сошествия Святаго Духа на Апостолов.



На острове посреди пруда близ Белого дома возвышается каменная церковь Сошествия Святаго Духа на Апостолов (ул. Садовая, 23). Другие названия: Старая церковь, Духовская церковь, церковь на острове. Она строилась на средства Н.Н. Демидова и прихожан с 1760 года, освящена в 1765 году. По легенде её построили на месте остановки Демидова на обед, о чём напоминает памятный камень со словами, которые Демидов сказал, выбирая место постройки заводов: «Пусть народ ведает, где Демидов обедает».  Из каменных церквей Челябинской области старше лишь одна – в городе Троицке. До середины XIX века она была главным храмом Кыштымского горного округа.   Это самое древнее строение в Кыштыме, первое архитектурно-культовое сооружение в поселке. Находится эта церковь на острове, в центре города. Среди населения известна под названием “Старая церковь”.
Строительство этой церкви началось в 1760 году по инициативе Екатеринбургского Духовного правления стараниями хозяина завода Никиты Никитовича Демидова, но на деньги, собранные в течение многих лет среди населения. Строительство было окончено в 1764 году. Была построена не совсем обычная церковь – двухэтажная или, как говорили тогда, “двухаппартаментная”.
“Благословенную грамоту” об освящении церкви 30 ноября 1764 года подписал православный митрополит Тобольский и Сибирский Павел. В этой письменной грамоте каждый аппартамент получил свое имя: верхний (не отапливаемый) этаж – “имени Сошествия Святого Духа”, а нижний (отапливаемый) этаж стал называться именем Святого Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна… . Внутри ее расписали богомазы Богатыревы.  Освящение церкви состоялось 7 февраля 1765 года в День Преподобного отца Парфения, Епископа Ланжакийского, Пречистым Протопресвитером Екатеринбургским Федором Кочневым. Так начала функционировать первая в Кыштыме церковь… 

Во время крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева эта церковь была “осквернена”. Случилось это в 1774 году, когда конные и пешие толпы разноязычных повстанцев разрушили в районе современного больничного городка деревянные стены (крепость), окружавшие Верхне-Кыштымский завод, и заняли остров. Здесь повстанцы раскинули свой лагерь вокруг церкви. Разграбили ее. Вводили в нее коней. Жгли в ней костры. Уникальные «кыштымские свидетельства» сохранились в летописи «К истории Пугачёвского бунта», напечатанной в 1894 году в журнале «Екатеринбургские епархиальные ведомости». В ней указано и имя священника, служившего в кыштымской церкви в дни бунта, — это Алексий Горных.

Из рапорта отца Алексия Екатеринбургскому духовному правлению следует, что кыштымцы «сдались бунтовщикам… и находились в злодействе с 3-го Января по 15-е Марта», до приезда подполковника Лазарева, который «…вторично всех жителей обязал присягою, чтоб в верности служить всемилостивейшей государыне Екатерине Алексеевне». После отъезда Лазарева в Каслинский завод «башкирцы в числе 50 человек начали грабить имение обывателей и отгонять их скот; потом подъехали к церкви, у трапезы разбили двери, изрубили сундуки и взяли 450 рублей ассигнациями». Как значится в рапорте священника, на другой день, 22 марта 1774 года, на рассвете, повстанцы опять приехали в Кыштым: «…Обступили церковь и стали разбивать двери и окна; ворвавшись в церковь, трапезника закололи до смерти. В то самое время, как они чинили грабёж в церкви, из Каслей пришла лёгкая команда и вступила с ними в бой… Сражение было великое, и убито, и ранено с обеих сторон не малое число…

Священник приводит подробный перечень украденных предметов, из которого следует, что «богослужебной утварью церковь была достаточна». «Из обеих церквей — нижней и верхней — унесено даже до одной вещи, кроме святых образов и то, которые на деревянных досках писаны, а медные и серебряные — все увезены; престолы и жертвенники обобраны же; исповедныя росписи всех годов, также и все метрики башкирцы изодрали на мелкия части. Вблизи церкви шесть жилых дворов злодеями были сожжены, а хозяева ещё до нападения выбрались в завод».

 

После отступления пугачевцев потребовался целый год, чтобы навести в храме порядок и восстановить его. 1 февраля 1775 года его повторно освятил протоиерей Власий Коровицкий.

Сохранилось предание о том, что во время захвата повстанцами церкви церковный староста Ефим Норкин взобрался на колокольню и ударил набат. За это его сбросили с колокольни.

После приведения церкви в надлежащий порядок, Протоиерей Власий Коровицкий 1 февраля 1775 года произвел вторичное освящение церкви. К этому времени растащенное имущество церкви было обнаружено в Каслях, Нязепетровске, в ряде окрестных деревень и свезено на прежнее место. В последующие годы церковь не подвергалась “тяжким испытаниям” и продолжала функционировать и при установлении Советской власти. в 30-х годах она была закрыта. Ее оборудование растащено или уничтожено. Само здание церкви использовалось под различные хозяйственные нужды.

Отец Константин (Алексеев), живший в нашем городе в 1910-1912 годы, канонизирован Русской православной церковью. Он погиб за веру в послереволюционное время. Учил детей Закону Божьему. Расстрелян за духовный сан

В книге «Жития святых Екатеринбургской епархии» указывается, что он стал истинным пастырем для своих прихожан. Отдаваясь всецело пастырскому служению, он был далёк от политики.

Специальная комиссия Московской патриархии пришла к заключению, что в 1918-1919 годах «за защиту церкви и веры» в России были репрессированы 11 тысяч священнослужителей и мирян, из них девять тысяч убиты. На Урале только в пределах Екатеринбургской епархии с 10 июня по 17 октября 1918 года расстреляли, утопили, зарубили 47 служителей культа, и 25 священников оказались в тюрьмах. Клириков убивали за сам факт принадлежности к духовному сословию.

В селе Троицком 14 июля (27 – по новому стилю) 1918 года отца Константина арестовали красноармейцы – они увезли батюшку в свой штаб на станцию Богданович. Утром 15 (28) июля 1918 года на станцию Богданович прибыл бронепоезд чехословацких войск. Красные отступили на станцию Антрацит. Где-то неподалеку от неё священника расстреляли. Память о нём празднуется в день всех новомучеников и исповедников Российских – 25 января по старому стилю.

Позднее, на рубеже 1920-30-х годов, на волне воинствующего атеизма церковь закрыли и разграбили (благо, что не взорвали, как это происходило со многими другими храмами.) Ее оборудование растащено или уничтожено.  В советское время само здание церкви использовалось под различные хозяйственные нужды.  Здесь размещались склады, типография, кинопрокат и городской музей. Храм ветшал — проржавели купола, осыпалась штукатурка, сгнили полы. В 1993 году, когда по распоряжению Президента России началась передача бывших храмов религиозным организациям, появилась надежда на восстановление Свято-Духосошествиевской церкви. Новой вехой в ее истории стал 2000 год, когда был зарегистрирован приход храма. В Кыштыме с благодарностью вспоминают первого настоятеля возрождённого храма отца Николая Гашкова (умер 3 сентября 2008 года), который прослужил в сане священника 50 лет. В декабре 2002 года митрополит Иов вновь окрестил храм — в третий раз за всю его историю.

За восстановление храма взялись сами прихожане во главе с отцом Николаем. Сначала отремонтировали и отреставрировали первый «теплый» этаж, в котором начались службы; затем работы пошли ввысь — на второй этаж и 44-метровую белоснежную колокольню, с которой Кыштым виден, как на ладони.

В августе 2015 года, к 250-летию старейшего храма, с фасада полностью были сняты строительные леса, а в ноябре 2015 года впервые за многие десятилетия по-над водой заводского пруда поплыл колокольный звон. На пожертвования прихожан было приобретено восемь колоколов, отлитых в Каменск-Уральском. Самый маленький весит шесть килограммов, а самый большой и громкий — Благовест — 700 килограммов. На одном из колоколов отлиты иконы кыштымских священномучеников. Исторически в храме было девять колоколов, и теперь очень важно собрать весь комплект: девятый колокол будет весом 2,5 тонны, около двух метров высотой и 1,5 метра в диаметре. А значит, спустя 80 лет к храму вернется его чистый голос…

Настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов иерей Константин (Семенов).

На другом берегу пруда сохранилось двухэтажное здание Кыштымского заводского госпиталя (ул. Освобождения Урала, 1), построенного по проекту архитектора А.П. Чеботарева в стиле классицизм. Парадный фасад украшают колонны.

Севернее госпиталя на берегу пруда стоит очень красивое здание Народного дома (ул. Театральная, 2). Оно построено в 1913 году, архитектор неизвестен. Недавно здание отреставрировали. Заодно тут благоустроили набережную, поставили фонари из каслинского литья и скамейки.

Поблизости от усадьбы Белого дома расположено транспортное кольцо, от которого начинается улица Ленина. На ней стоит собор Рождества Христова (ул. Ленина, 22). Каменный 2-этажный храм построен на самой высокой на тот момент точке города в 1848-57 годах к 100-летию завода. Возведён в русско-византийском стиле. В 1935 году церковь закрыли, но уже в 1941 году открыли вновь. Церковь Рождества Христова — двухэтажный храм, самое величественное во всем Кыштымском округе культовое здание. Сооружение храма велось в течение десяти лет сначала крепостными, а затем вольнонаемными мастеровыми на пожертвования, собранные среди населения. И к 1857 году (в царствование императора Александра II) храм был завершен. В его архитектуре без труда угадывается русско-византийский стиль, с присущим ему крупными луковичными главами и килевидными закомарами. Храм до сих пор до конца не исследован и хранит множество загадок для архитекторов, строителей, археологов, искусствоведов, краеведов. Узкая лестница ведет на колокольню. Здесь - голос церкви. Девять колоколов. Самый большой отлит в Воронеже. Он появился в 90-м году и с тех пор вместе с меньшими братьями в будни и праздники дарит нам свой звон, свой призыв, свое напутствие. Христо-рождественский храм моложе нашего города ровно на век.

Продолжив путь по Ленина, можно выйти к старому кладбищу. Здесь в двух братских могилах хоронили воинов, умерших от ран в госпиталях во время Великой Отечественной войны. В память об этом установлены памятники. На этом же кладбище сохранилась могила Павла Михайловича Карпинского – талантливого горного инженера, с именем которого связан один из подъёмов Кыштымского горного округа на рубеже XIX-XX веков.

Интересно и здание Кыштымской женской гимназии (ул. Республики, 10). Это красивое двухэтажное здание из красного кирпича, с большими арочными окнами, построенное по проекту техника И. Ушакова в 1907 году. Женская прогимназия в Кыштыме оказалась первой и единственной в этом горнозаводском округе. После революции в здании открылась школа-девятилетка, а в годы Великой Отечественной войны разместился эвакуированный из Ленинграда педагогический институт имени А.И. Герцена. Позже здание заняло техническое училище.

Недалеко отсюда на берегу пруда стоит бывшая единоверческая Свято-Троицкая церковь (ул. Красноармейская, 1), построенная на средства купца и управляющего Верхним Кыштымским заводом Т.П. Зотова за рекордно короткий срок – в 1847-49 годах. Автором проекта стал архитектор Константин Тон. В советское время церковь закрыли, колокола сняли, а купольные барабаны разрушили. В здании размещался клуб механического завода и кинотеатр при нём, а позже здесь организовали заводской музей. Сейчас передано РПЦ, восстанавливается.

В истории Свято-Троицкой церкви на берегу заводского пруда также отразится судьба многих других российских храмов. Но есть и особенность — в Свято-Троицкой церкви изначально сказывался старообрядческий характер и драматическая история отношений староверов и властей. Как рассказывает в «Историческом очерке» уроженец Кыштыма, ученый и краевед Борис Михайлович Мещеряков, Свято-Троицкий приход официально был утвержден как единоверческий приход, то есть в него вошли верующие, отпавшие от православия, но потом пожелавшие оставить раскол и присоединиться к православной церкви на правах единоверия.

Построили храм в рекордно короткие сроки: в 1847—1849 годах при незначительных затратах заводских средств. В основном за счет прихожан по инициативе заводчиков Зотовых. Зотовы — сами выходцы из старообрядцев и предназначение нового храма понимали. Единоверческая церковь, по сути, защищала бывших староверов от притеснений, которые возобновились в эпоху Николая I — напуганный восстанием декабристов монарх видел в старообрядцах политическую угрозу. Возвращение в единоверие было вполне приемлемым компромиссом, хотя далеко не все староверы им воспользовались.

Это понимал и управляющий Тит Зотов, старовер, решивший построить новую церковь, — посчитал, что ему выгоднее сделаться единоверцем, вписаться в новый государственный политический «тренд». Имя архитектора храма не известно. Скорее всего, Зотовы воспользовались готовым проектом — по епархиям как раз были разосланы рекомендации по строительству новых храмов, к которым прилагались типовые чертежи. Типовой проект мог быть использован и в целях экономии.

В книге «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» содержится описание Троицкой церкви: «Храм каменный, трехпрестольный; правый придел в честь Богоявления Господня и левый — в честь Казанской иконы Божьей Матери. Главный храм и левый придел доселе не освящены. Правый придел в честь Богоявления Господня освящен 21 ноября 1894 года. Храмов доселе существует в своем первоначальном виде. К приходу принадлежат единоверцы села Губернского в 25 верстах, деревни Сак Элгинской в 30 верстах и Нижне-Кыштымского завода в 5 верстах, всего числится в приходе 673 душ мужского и 744 душ женского пола. Причта по штату положено: 1 священник и 1 псаломщик. Для священника имеется церковный дом».

Единоверческий характер Троицкой церкви не слишком притягивал прихожан. В 1911 году в Кыштым прибыл высокий церковный сановник — преосвященнейший епископ Екатеринбургский и Ирбитский Митрофан. Посетив Свято-Троицкую церковь, он писал в «Екатеринбургских епархиальных ведомостях»: «Прихожане не отличаются особой любовью к посещению храма. Служение в единоверческих приходах для духовенства является своего рода подвигом. Особенно трудно живется священнику, по рождению и воспитанию своему происходящему из православной семьи. Незнакомый ни с духом единоверия, ни с той средой, среди которой ему предстоит совершать высокий подвиг пастырского служения. Но едва приходит новый священник, как сразу наталкивается на парящие в приходе раздоры, происходящие от разногласия и соблюдения тех или иных обычаев, зачастую нигде не записанных».

В годы советской власти Свято-Троицкая церковь не избежала участи других культовых сооружений — в начале1930-х годов она была закрыта.

— В государственном архиве Екатеринбурга есть дело о закрытии церквей в Кыштыме, — рассказывает прихожанка храма Ольга Рудакова. — Любопытное дело, подшитое в рукописных вариантах, со стенограммами заседаний. По ним видно, что прихожане до последнего старались отстоять свой храм, даже направили письмо в адрес ВЦИК (Всесоюзный центральный исполнительный комитет), которое подписали 142 прихожанина с очень кыштымскими фамилиями: Норкины, Мыларщиковы, Юдины, Сырейщиковы. Увы, советские власти просьбу проигнорировали.

Здание некоторое время пустовало, а затем было передано механическому заводу. В архивных документах значится, что «в церкви должна разместиться столовая для литейного цеха», затем в ней сделали молодёжное общежитие. В 1934 году там был организован клуб имени Кирова, в котором проходили торжественные заседания и был организован кинотеатр. Позднее в клубе организовался заводской музей.

От церковной утвари практически ничего не осталось — лишь чудом сохранилась чугунная плита с указанием даты постройки храма, которая сейчас хранится в музее Кыштымского машиностроительного завода. Надпись на ней гласит: «Сей камерный трехпрестольный единоверческий храм во имя живоначальной Троицы, богоявления Господня и Казанской Божьей матери заложен в лето от Рождества Христова 1847 октября и 5 день благополучного царствования императора Николая Павловича всея России по благословлению архиепископа Пермского и викария Ионы, епископа Екатеринбургского, священником Михаилом Копьёвым. Сей правый предел богоявления Господня освящен 1849 года ноября 21 день».

Также бытует легенда, что когда в 1935 году со звонницы снимали колокола, то один из них покатился по крутому берегу в воду — и до сих пор лежит на дне заводского пруда…

Следом были демонтированы купольные барабаны, и церковь совершенно изменила свой облик. В годы Великой Отечественной войны «храм-клуб» стал местом, откуда кыштымцы уходили на фронт. Здесь проходили сборы-проводы, играла солдатская гармонь, а затем, выстроившись в колонну, добровольцы шли на вокзал. После войны здесь кипела клубная жизнь, девушки ходили на танцы. Работали всевозможные творческие кружки. Вот только, как вспоминает уроженка Кыштыма известная актриса Инга Оболдина, входили и выходили из клуба через место, где стоял алтарь, и теперь, восстанавливая храм, люди словно просят прощения и за это…

В кризисные 90-е годы, когда машиностроительный завод отказался от клуба, здание совершенно опустело, и в его стенах загулял ветер. В 2004 году начались переговоры местных властей с епархией о возвращении здания православной церкви, а уже через год было совершено освящение и возвращение Свято-Троицкого храма. Появились и подвижники, поставившие своей целью восстановление храма: Александр Фадеев, Екатерина Алексеева, Ольга Рудакова, Ольга Сонина, Татьяна Сафонова и многие другие.

При расчистке подвалов волонтёры обнаружили человеческие кости, лежавшие без гробов, в небольших ямах-колодцах. Кто это и как тут оказались – неизвестно.

Весной 2013 года, накануне праздника Торжества Православия, состоялся молебен на начало всякого доброго дела у Свято-Троицкого храма. А уже осенью на церкви был установлен храмовый крест…

В стороне расположен микрорайон Нижний Кыштым. Он намного меньше по размерам по сравнению в Верхним Кыштымом. Путь к нему проходит мимо железнодорожного вокзала. Среди его достопримечательностей стоит отметить следующие: церковь Во имя Святителя Николая Чудотворца 1896 года постройки (ул. Чернышевского, 1), ДК «Металлург» (ул. Интернационала, 103), набережная Нижне-Кыштымского пруда с теплоходом «Ракета-248» и небольшим музеем ПВО под открытым небом (зенитка, ракета С-200 и истребитель-бомбардировщик МиГ-27К).

Церковь Святителя Николая Чудотворца является самой «молодой» в городе – ее освятили 5 мая 1896 года. До нее в поселке Нижне-Кыштымского завода – «в нижнем заводе» – была небольшая, вмещавшая двух-трех человек, но очень красивая часовня, своды которой были выложены мозаикой из цветного стекла. К концу XIX века Нижний Кыштым основательно разросся: здесь проживало почти две с половиной тысячи человек. Вопрос о строительстве собственного храма назрел. Средств было собрано не так много, поэтому при выборе архитектурного проекта решили взять не масштабом, а изяществом. Каменный пятиглавый однопрестольный храм с ярусной колокольней был выдержан в неорусском стиле, а венчали его необычные кресты, которые переливались всеми цветами радуги. Хитрость заключалась в том, что контуры крестов были выкованы из меди, а центр заполнен цветным стеклом. Украшением храма была великолепная кованая решётка на дверях.

В 1934 году церковь закрыли, купола сбросили, колокольню снесли. В годы Великой Отечественной войны Никольский храм попытались снова открыть по примеру Христорождественского собора, но власти сочли, что для одного небольшого Кыштыма две действующие церкви – это слишком много. После войны в здании сначала располагался рабочий клуб, детская школа искусств, а затем, благодаря великолепной акустике, его стали использовать в качестве концертного зала и дворца бракосочетаний. В годы реформ здание оказалось без присмотра. Лишь в начале 1990-х годов стараниями медеэлектролитного завода начались ремонтные работы. По проекту архитектора А.Г.Бурова были восстановлены главы, оштукатурены и окрашены внутренние стены церкви. В настоящее время здание Никольского храма передано Русской православной церкви.

В 2004 году было решено придать церкви её первоначальный облик. К реконструкции храма подошли основательно, подключив специалистов из Екатеринбурга и Челябинска, пытаясь максимально точно воссоздать исторические детали. Средства на реставрацию были выделены «Русской медной компанией» и её директором И.А.Алтушкиным.

Расположение четырех православных храмов сверху напоминает форму креста. По этому поводу даже появилось образное выражение «Кыштымский крест». Не все храмы в идеальном состоянии, но их реконструкция продолжается.

На юго-западной окраине города расположен санаторий «Дальняя дача». На речке Кыштымке тут создан пруд, названный в честь Л.Н. Деханова – основателя Дальней дачи, управляющего Кыштымскими заводами. Здесь построили двухэтажный каменный дом с богатой лепниной (уменьшенную копию Белого дома), разбили сад, поставили фонтан, посадили лиственницы, вдоль дорожек установили статуи и цветники. В советское время, в 1933 году, здесь открыли санаторий.

Была в Кыштыме и так называемая Ближняя дача, основанная заводовладельцами в середине XIX века для отдыха и приёма гостей и летнего отдыха заводских служащих. Здесь разбили парк и построили оранжерею. Садовником был Ефим Ходов, отличившийся в обустройстве Харитоновского парка в Екатеринбурге. В 1899 году Ближнюю дачу показывали учёному Д.И. Менделееву.

Места около города Кыштыма очень интересны и богаты на достопримечательности

Горы и вода — две стихии Кыштыма. На фоне — Сугомак

Прежде всего, стоит подняться на гору Сугомак (а при желании и на гору Егозу). Это один из главных символов Кыштыма. С Сугомака открывается отличный вид на весь город и его окрестности. У подножия горы расположена Сугомакская пещера, состоящая из трёх гротов. Кстати, Сугомак и Егозу прекрасно видно из Кыштыма, неудивительно, что эти вершины попали на герб города. Около Кыштыма много озёр: Сугомак, Анбаш, Акакуль, Большая Акуля, Иртяш, Увильды и другие. Около Кыштыма расположено около сорока озер, которые видно, если подняться на горы Сугомак и Егоза.

Кыштым – город спортивный. В недавно построенном  Ледовом дворце проходят тренировки «Академии хоккея», а также соревнования между командами Кыштыма и других городов. По выходным дням на катке организуется массовое катание, на которое приглашаются все жители города. Горнолыжный комплекс « Гора Егоза» расположен на склоне одноимённой горы.

Кыштым – город промышленный. В настоящее время в Кыштыме действует более 50 предприятий всех форм собственности металлургической, горнодобывающей отраслей промышленности, машиностроения и деревообрабатывающего производства, строительного комплекса, лёгкой и пищевой промышленности.

Кыштым – город с культурными традициями. В городе есть историко-революционный музей, дома культуры, школа искусств, библиотеки. Каждое лето на Сугомакской поляне проходит фестиваль «Русский хоровод», в котором участвуют коллективы не только  Челябинской области, но и из соседних областей.

В Кыштыме родились и живут замечательные люди, о которых краевед и хореограф Анатолий Иванович Морозов рассказал в своей книге «Кыштым – город талантов». Среди них заслуженная актриса России Инга Петровна Оболдина. В Кыштыме родилась чемпионка России и мира по боксу Александра Кулешова. «Край мой сказовый».- говорил о Кыштыме его сказитель и жизнеописатель Юрий Киприянович Гребеньков. Приглашаем к нам в Кыштым! Как говориться, ждем гостей со всех волостей!

Все больше прихожан привлекают кыштымские храмы. Растет градус веры. Этому способствуют  воскресные школы, которые работают во всех трех действующих храмах города. При храме Сошествия Святаго духа на Апостолов воскресная школа располагается в отреставрированном для этих целей доме, в котором прежние времена располагалась свечная мастерская, потом помещение  использовалось  как склад.

14.02.2018 г. состоялась совместная паломническая поездка по святым царским местам воспитанников всех воскресных школ г. Кыштыма, В паломнической поездке приняли участие 94 человека.

Воспитанники помолились в Храме на Крови (Храм Всех святых, в земле Российской просиявших г. Екатеринбурга), возведенном на месте мученического убиения членов Царской семьи. В тот же день они посетили Мужской монастырь Святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбурга. Место это освящено святыми останками Царственных Страстотерпцев. После каждой из остановок паломники были радушно приняты в паломнических трапезных Храма на Крови и в Ганиной Яме.

Посещение Царских мест оставит добрые воспоминания на многие годы и принесет духовную пользу, через которую в их сердцах будет теплиться негасимый огонек веры, надежды и любви к Отечеству, Святой Церкви, ко всем людям и к священной памяти многих новомучеников и исповедников Российских!

 На святые праздники в нашем городе можно стать участником Крестового хода. Так в  честь праздника Казанской иконы Божией Матери, который отмечается 21 июля, в Кыштыме на следующий день проходит ставший традиционным крестный ход. С 2007 года его инициатором выступает приход храма Рождества Христова.

 Маршрут крестного хода составляет 13,5 километра. Для всех участников это молитвенный подвиг. Верующие идут и молятся не только о своих нуждах, но и всего Отечества. В путь с собой они берут иконы и святыни. Крестный ход начинается в 7:30 утра от стен храма после окончания утренней службы. По улице Карла Либкнехта верующие через район ЧГРЭС доходят до Николаевской церкви на Нижнем Кыштыме, где проходит  молебен.

Затем мимо железнодорожного вокзала и перекрёстка улиц Республики и Комарова крестный ход направляется к Святодухосошествиевской церкви на улице Садовой.  Завершается шествие в 12 часов у ворот храма Рождества Христова. В крестном ходе участвует не менее 200-250 человек.

В этом 2021 году в пятый раз прошел Международный фестиваль духовной музыки. За три фестивальных дня к духовной музыке прикоснулись зрители девяти городов Челябинской области.

По традиции церемония открытия и первый гала-концерт состоялись именно в Кыштыме, в Храме Рождества Христова, уникальная энергетика и неповторимая акустика которого покоряет и зрителей, и участников фестиваля. Под белыми сводами, среди старинных икон и горящих свечей духовное песнопение звучит особенно проникновенно. Открыла фестиваль общественный деятель и учредитель «Фонда социальных, культурных, образовательных инициатив 2020» Ирина Текслер.

«Наше общество переживает духовное возрождение, обращается вновь к истинным, духовным ценностям. И духовная музыка затрагивает самые тонкие струны нашей души, дает нам силы и веру следовать идеалам добра в нашей повседневной жизни»,- отметила на открытии фестиваля Ирина Николаевна.

В этом году свои программы в Кыштыме представили камерный хор «Таврический благовест» из Симферополя, московский ансамбль духовной музыки «Благовест», Государственная академическая хоровая капелла Республики Башкортостан имени Тагира Сайфуллина и коллектив Челябинского камерного хора имени Валерия Михальченко. Концерты при аншлаге прошли в храме Рождества Христова и в Народном доме.

При въезде в город Кыштым установлен пятиметровый бетонный крест, выполненный кыштымским скульптором Юрием Борисенковым. Поклонный  крест был   освящен 21 июля 2012 года в День явления иконы Казанской Божией Матери. С этой датой у православных жителей Кыштыма связано еще одно праздничное событие - состоялось первое освящение Христорождественского храма. Согласно одной из версий, первый поклонный крест на Руси был установлен на Киевских горах княгиней Ольгой более тысячи лет тому назад. И служил для молитвенных прошений у Господа о защите города или поселения. В Челябинской области возрождают традиции русского православия не только в Кыштыме. Поклонные кресты украшают въезды в Карабаш, Троицк и Златоуст. Раньше поклонные кресты были своеобразным оберегом города: от врагов, от нашествий, природных катаклизмов. Затем долгое время в советские годы они не ставились. Сейчас, в XXI веке, вновь православные люди стали обращаться к этому.

 

Список использованной литературы:

 

Аношкин, М. П. Про город Кыштым / М. П. Аношкин. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1968. – 98 с.: ил.

Золотыми тропами легенд: легенды о Кыштыме. – Магнитогорск: ПМП «МиниТип», 1997. – 188 с. – (Любимый город).

Линник, О. В. История уральской промышленности: Кыштым. горн. округ (1745-1900 гг.) / О. В. Линник. – Снежинск: Изд-во СГФТА, 2003. – 300 с.: ил.

Лютов, В. и др. Прогулки по Кыштыму / В. Лютов, Е. Кузнецова, Т. Корецкая, Р. Галябиева, О. Вепрев. – Екатеринбург : Банк культурной информации, 2017. – 160 с. : ил. – (сер. «Национальное достояние России).

Мещеряков, Б. М. Кыштым: ист. очерк / Б. М. Мещеряков. – Магнитогорск: МиниТип, 1997. – 264 с.: ил. – (Любимый город).

Приходы и церкви Екатеринбургской епархии / Издание Братства Св. Праведного Симеона, Верхотурского Чудотворца. – Екатеринбург: Тип. Ф. К. Хомутова, 1902. – 646 с.

Савелюк, Л. Духовное начало города: Самому первому храму в Кыштыме исполняется 250 лет / Л. Савелюк // Кыштым. рабочий. – 2015. – 18 февр.

Скороходова, Л. А. Кыштымская Свято-Духосошествиевская церковь / Л. А. Скороходова // Календарь знаменательных и памятных дат, Челябинская область, 2005. – Челябинск, 2004. – С. 39–40.

Черников, В. Г. Год рождения – 1757-й. Хроника Нижне-Кыштымского завода от Никиты Демидова до Александра Вольхина / В. Г. Черников. – Екатеринбург: Урал. рабочий, 1997. – 398 с.: фото, ил.

 

Администрация Кыштымского городского округа. Официальный сайт.

 

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 45; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!