В) традиции сватовства, свадебного тоя

МБОУ «Цветочная основная общеобразовательная школа»

 

Всероссийский конкурс творческих работ

 

 

«Моя малая Родина»

 

номинация

 

«Традиции народов России»

 

 

Выполнила учащаяся 9 класса

Жакиева Алина

Руководитель учитель истории

Измухамбетова Г.Б.

2021 г

 

План:

 

1. Введение.

 

2. Семейные традиции и праздники:

 

а) праздник колыбели

 

б) обычаи гостеприимства

 

в) традиции сватовства, свадебного тоя

 

3. Заключение

 

4. Литература

 

5. Приложение

Введение

 Я живу в небольшом селе Оренбургской области с красивым названием Цветочное. В нашем селе живут люди многих национальностей, как и в нашей необъятной России: казахи и русские, украинцы и немцы, чуваши и мордва. В своей работе я хочу рассказать о некоторых традициях казахского народа

Целью моей работы было изучение  семейных традиций и обрядов. Богатейшая культура казахского народа сохранила множество традиций и обычаев, почитаемых и передаваемых из поколения в поколения на протяжении многих веков. Невозможно не отметить традиционное уважительное и почтительное отношение к старшему поколению, уважение к мудрости, почитание предков. У казахского народа принято считать своим долгом – знать всех своих предков до седьмого колено.

Как известно, определенный уклад быта организует включение человека в культуру, усвоение им нравственных норм, ценностей, традиций. Традиции сопровождают казаха от момента рождения до конца его жизни.

О культуре и особенностях быта казахов можно судить по сохранившимся до сей поры традициям, которые продолжают передаваться из поколения в поколение.

Так, например, уважение и почтение к старшим, особенно к родителям, помощь родственников друг другу. Много традиционных обрядов сохранилось в связи с погребением умерших. Тяжелую весть о смерти у казахов сообщили обычно люди старшие по возрасту. Это наблюдается и сейчас.

В казахской культуре образовался своеобразное сплетение обычаев и традиций, которые удивительно гармонично сочетаются и дополняют друг друга, пронизывая все этапы жизни человека: рождение ребенка, воспитание детей на разных этапов развития, обычаи гостеприимства, особенности приема гостей, свадьба, послесвадебный период, замужество, устройства праздников и поминок, погребально-поминальный обряд и самые разнообразные моменты  жизни.

Еще одной особенностью воспитание детей у казахов является то, что большую роль в воспитании играли бабушки и дедушки, которые были основными носителями традиций, обычаев, опыта и мудрости народа.

Радостная события также отмечались широко и торжественно. Женитьба и свадебный той, появления на свет новорожденного, празднество «Наурыза» были всенародными.

2.Семейные традиции и праздники:

А) праздник колыбели

Появление на свет новорожденного было и остается сегодня праздником. Хозяин дома устраивал большой той, обязательно закалывал барана, пекли баурсаки, шельпек. Приглашали все село. После того, как угостили гостей, устраивали праздник для детворы. Клали в колыбельку баурсаки и сладости. Конфет в то время не было. Этот праздник готовила и проводила всеми уважаемая женщина. Эта женщина садится верхом на колыбельную, и просто так погоняет детей кнутом. Это своеобразная игра.

Вокруг колыбели множество детей, которые ждут угощения с колыбели, каждый из детей должен получить сладости.

После такого праздника новорожденного кладут в колыбельку, накрывают одеялом и мешковиной, чтобы сон ребенка был долгим и спокойным.

Мать новорожденного ест не только бешпармак, но и шею барана, потом обязательно должна высушить ее, повесив на гвоздь. Думали, что это поможет окрепнуть шее малыша и он быстрее начнет держать голову.

Через три дня зовут «азан», т.е. дают имя новорожденному. Тоже устраивают той – садака, зовут гостей, обязательно варят «бешпармак», покупают сладости.

Считалось, что крестная - вторая мать, это та женщина, которая резала пуповину, ей дарили ценный подарок. В свою очередь она тоже закалывала барана и с готовым «бешпармаком», приходила в дом своего крестника.

После угощения, «мулда» читает молитву, дает имя новорожденному. В середине комнаты кладут ребенка и мулда кричит в правое ухо его имя три раза. После этого продолжается той.

Когда ребенку исполняется сорок дней, тоже устраивают той. Всеми уважаемая женщина купает ребенка в 40 ложках воды. В воду кладут золотые и серебряные монетки, чтобы ребенок был «золотым», «чистым», умным. В этой воде и купают новорожденного.

На угощение зовут соседей, родственников. После того, как искупали ребенка, мужчина,  у которого «золотые руки», бреет ребенку волосы. Затем эти волосы скатывают в комочек и вместе с пуповиной, хранят очень долгое время, как «тумар»  (т.е. берегиня.).

После того, как отгуляли дома, устраивали праздник детям на улице, покупают печенья, конфеты (сегодня) привязывают на шею  собаке и тот, кто сможет догнать собаку, берет сладости.

Когда ребенку исполняется 6 месяцев, его сажают в колыбель. Тоже это своеобразный праздник, потому что ребенок начал сидеть. Крестная и все гости дарят подарки. Устраивают праздник. На всех праздниках у казахов, обязательно готовят «бешпармак». Все праздники проходили без спиртного, казахи пили «кумыс».

Когда ребенок начинают делать первые шаги, устраивают праздник. Вместо пут завязывают нить, она должна быть комбинированной, на одну ногу завязывали черную нить, на другую белую.

Родители сами выбирали достойного, хорошего человека, что бы ребенок был похож на него. Этот человек и разрезает путы. Угощения кладут возле ног ребенка и раздают детям. Тому, кто разрезал путы, дают ценный подарок.

Я включила в свою работу видео, это проходило в моей семье, путы разрезают моей сестренке.

Если ребенок родился до 14 марта (14 марта Новый год), значит говорят, что ему исполнился год и устраивают праздник, это не зависит исполнился год ребенку или нет. (14 марта – день приветствия. Поэтому каждый должен со всеми поздороваться за руку. Все спешили пораньше встать и поздороваться со всеми. Пекли «шельпек», покупали сладости, раздавали всем детям, которые здоровались)

Б) обычаи гостеприимства

 Казахи очень гостеприимный народ, прием гостей является важным мероприятием.

С давних пор наиболее отличительной чертой казахского народа было гостеприимство. Традиций, связанных с гостеприимством у казахов очень много. Так обязанностью хозяина и хозяйки считалось радушно встретить и накормить гостя. Казахская кухня всегда славилась разнообразием вкуснейших мясных блюд и деликатесов, таких как бешпармак, манты, казы, шужук и т.д., а также полезными: кумыз, шубат, айран и конечно чай. На любом столе обязательно были лепешки из пшеничной муки. Украшением любого достархана и наиболее излюбленным блюдом у казахов всегда считался бешпармак (мясо по-казахски). Отварное мясо обычно подавалось большими неразделанными кусками. К слову, у казахов существует целый обряд правильной разделки мяса при подаче на стол. Хозяин резал мясо, угощая каждого гостя лакомыми кусочками: тазовые кости и голень отдавал почетным старикам, грудинку - зятю или невестке, шейный позвонок – девушкам и т.д., самому почетному гостю хозяин преподносил приготовленную особым способом голову барана. Гость должен был разделить голову между присутствующими, соблюдая определенный ритуал, в котором сказывался древний обычай уважительного отношения к гостям, старикам, детям, близким и дальним родственникам.

В народной юрте накрывали праздничный дастархан, пели песни, танцевали, играли на музыкальных инструментах. Считалось большим позором для хозяина, не напоить гостя чаем и не накормить тем, чем богат. Также было высшей бестактностью показать гостю свое плохое расположение духа. У казахского народа существуют множества пословиц и поговорок, связанных с гостеприимством, одна из которых переводится, так «Если гость приходит, счастье в дом приводит!». Хозяева дома всегда стремились, чтобы гость ушел в хорошем настроении, обязательно угощали чем-нибудь вкусненьким и дарили небольшой подарок. Существовали поверье, что если ребенок уйдет из гостей расстроенным, то заберет с собой счастье из дома.

В наше время застолье во многом изменило формы, но не утратило древних законов гостеприимства. Напротив, границы его раздвинулись: за сегодняшним дастарханом собираются не только казахи, но и многочисленные гости, живущие в большой многонациональной стране – русские, татары, украинцы, казахи, немцы…

Еще одной характерной чертой казахского народа является его сплоченность, взаимовыручка и взаимопомощь. Жители одного аула всегда были как одна большая семья. Если у кого-то случалось беда, то соседи и родственники обязательно стремились помочь. Выручали «всем миром». Правила для любого казаха – никогда не оставлять близких и родственников в беде, хранить честь и достоинства своей семьи и рода.

«Жылу» - материальная помощь. Людям, пережившим стихийные бедствия, несчастья, пожар оказывают материальную, моральную, финансовую поддержку. Для этого не обязательно быть родственником или близким. «Жылу» (от слова жылы – тепло) – проявление человечности, доброты и сочувствия.

в) традиции сватовства, свадебного тоя

Самое главное в сватовстве – согласие родителей. Невеста с женихом никогда, т.е. до свадьбы не должны видеть и знать друг друга. Родители невесты если дали согласие, то начинается свадебная церемония. Теперь традиции стали более лояльными и будущие супруги сами решают на ком жениться или выходить замуж, но с благословения родителей. Обычай давать калым за невесту, также как и то, что невеста должна иметь приданое, не всегда соблюдается и видоизменилось - не все имеют табун лошадей или отару овец.

Сватья жениха отправляются в дом невесты, конечно же, закалывали барана, готовили угощение. Затем приходили сваты со стороны невесты.

После обоюдного сватовства играли свадьбу. Жених едет к невесте с главным сватом. Кидают «шашу» (осыпание). Во время радостного события на виновников торжества бросают конфеты или деньги  и встречают жениха. Жених не должен уходить со своего места, иначе ему придется его выкупать. Перед приездом в дом к невесте жених должен специально отлить из монеток кольца, а сегодня купить для подружек невесты. Девчата проверяют карманы жениха. И он каждой раздает по кольцу и платку. Тем, кто разливал чай, «шурпу» жених должен платить. Невеста не должна сама идти за женихом. Поэтому ее насильно выводят снохи. С невестой едут снохи и сестры в дом жениха, везут приданое. Невеста при входе в дом должна повесить на дверь ковер, потом правой ногой должна ступить на порог. Затем невеста сидит за ширмой. И родители, и родственники дают корымдык. Затем устраивают той. Как только угостили гостей бешпармаком, приводят невесту и проводят «беташар». Накрывают невесту платком платком с бахромой, привязывают на угол кнут, а на другой отрез. Под ноги невесты стелют овечью шкуру, что бы невеста была «мягкой», доброй. Всем родственникам невесты должна поклониться, после этого невеста со всеми здоровается.

 

Заключение

Решив участвовать в конкурсе, я хотела больше узнать и рассказать о традициях и семейных праздниках нашей семьи. Моя бабушка оказала мне огромную помощь. То, что соблюдается казахские обычаи в семьях её детей, конечно, её заслуга.

Мама жила в Казахстане, очень много знает и была рада мне помочь. Я думаю, что смогу передать знания обычаев и традиций своего народа своим детям и внукам.

В современном обществе многие традиции и обычаи потеряли свою актуальность, ввиду изменения ритма и уклада жизни, а также под влиянием исторических факторов. Женщины стали более эмансипированными и уже не обязательно полностью посвящают себя семье и детям, а стремятся достичь карьерных высот наравне с мужчинами. Такой обычай, как воровство невесты хоть и случается, но в большинстве случаев при согласии невесты, когда например родители невесты против свадьбы. Но многие обычаи и традиции наоборот возрождаются из забытья. Это – детские обычаи, связанные с рождением ребенка и свадебные. Стало модным проводить традиционную свадьбу с соблюдением основных этапов традиционной свадебной церемонии. Все это свидетельствует о живом интересе прежде всего молодого поколения к истории и традициям  своего народа. Это меня радует.

 

Литература:

1. «Этнологическая мозаика Оренбуржья» под ред. В.В.Амелина, Оренбург, 2003

2. Воспоминания Исеновой М.М.

3. Сайты:

www.bilu.kz/obychay.php‎

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://maxpark.com/community/5126/content/1705329

 

 

Приложение

Конкурс «Моя малая Родина»

Номинация "Традиции народов России"

Видео https://vk.com/id639797300?w=wall639797300_111%2Fall

 

                               Аксакал дает бата

На садаке

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!