Первичное закрепление изученного материала.

Тема: Храм

Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся представлений о православном храме, его строении, значении в жизни православного человека.

Задачи:

образовательные:

- дать учащимся понятие о том, почему храм называют «Домом Божьим»;

- познакомить с устройством храма;

- познакомить учащихся с православными храмами, расположенными на территории Челябинской митрополии

развивающие:

- развивать у детей навык и умение работать с иллюстративным материалом, таблицами, схемами;

- обогатить лексический запас и формировать эрудицию путем словарной работы

воспитательные:

- воспитывать у детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры;

- воспитывать у учащихся уважительное отношение к другим людям, их мнениям, вере.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

- Познакомиться с понятиями «храм», «алтарь» и др.

- Узнать об устройстве храма и особенности интерьера

- Получить краткую информацию о некоторых храмах Челябинской митрополии (Челябинск, Чебаркуль)

Метапредметные:

- Работать с информацией, необходимой для решения учебной задачи

- Уметь строить высказывание, аргументировать свой ответ

- Осуществлять самоконтроль

- Умение работать в паре и группе

Личностные:

- Уважительное отношение к иному мнению, традициями и культуре православного народа

 

Формы и виды деятельности: беседа, работа с иллюстративным материалом, работа в группах и в парах.

Основные понятия и термины: Храм. Алтарь. Престол. Жертвенник.

Средства наглядности: фильм из серии «Азбука Православия» https://www.youtube.com/watch?v=l-1GqmOB3i8&list=PLDG1BQ0Nxvt4COFF6qPIL_bqJvKBdJ1GK&index=3  презентационный материал, содержащий фотографии храмов г. Челябинска и храма г. Чебаркуля, внутреннего устройства и интерьера православного храма.

Оборудование урока:

- Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учеб. пособ. для общеобразоват. учрежд. М.: Просвещение, 2010.

- Доска; компьютер; мультимедиапроектор; экран; раздаточный материал для самостоятельной работы.

 

Ход урока:

Организационный момент

 

Цель – эмоциональная и психологическая подготовка учащихся к усвоению нового материала.

 

«Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи!»

- Почему для успеха в работе необходимо вложить ум и сердце?

- Для чего нужно дорожить каждой секундой?

- Я предлагаю, не теряя ни секунды, начать наш урок!

 

Актуализация знаний и умений

 

Цель – воспроизведение понятий, необходимых для получения новых знаний.

 

- Давайте вспомним изученный ранее материал и разгадаем кроссворд (презентация, слайды 2-6):

 

 


1. Он – Бог и Человек (Христос)

2. Это красивое слово говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет (милосердие)

3. Критерии, по которым можно отличить добро и зло (заповеди)

4. Общение с Богом (молитва).

Постановка темы урока, формулирование учебной задачи

 

Цель – определение необходимости нового знания.

 

- Какова будет тема нашего урока? (Храм)

- Откройте, пожалуйста, учебник (с. 48) и скажите, что мы сегодня узнаем о православном храме. (Для чего люди посещают храм, как устроен храм)

- А для чего люди посещают храм? Почему это для них важно?

 

Проверка домашнего задания

 

Цель – подготовить к восприятию нового материала.

 

- Некоторым ребятам было предложено подготовить сообщение об одном из храмов Челябинской митрополии. Давайте их послушаем.

(Свято-Симеоновский кафедральный собор, Свято-Троицкая церковь и Александро-Невская церковь г. Челябинск, храм Преображения Господня г. Чебаркуль)

 

Этап усвоения новых знаний

 

Цель – осмысление, усвоение и первичное запоминание учащимися изучаемого материала, развитие умения обобщать и делать выводы.

 

1. Работа в паре

- Сейчас предлагаю вам посмотреть фильм из серии «Азбука Православия» «Храм». Мы узнаем, где молились первые христиане, как выглядели первые храмы, по какому принципу строят современные храмы. В процессе просмотра вам, работая в паре, нужно выполнить задание на карточке А (приложение 1): соединить фото храма и соответствующую схему.

- Теперь проверим правильность выполнения задания (презентация, слайды 7-9): храм Александра Невского и Свято-Симеоновский кафедральный собор в г. Челябинске в своем основании имеют крест. Большинство храмов нашей митрополии устраивается в виде корабля. Так построен храм Преображения Господня в г. Чебаркуле.

Слайды 10-12

2. Рассказ учителя :

Храм легко можно выделить среди других зданий, так как сверху он обычно завершается куполом. Купол над храмом изображает новое вечное Небо.

Византийский купол в виде опрокинутой чаши символизирует собой небесный свод. Купол в форме древнерусского шлема - воинствующий характер земной Церкви. Наши русские церкви, с луковичными главками, напоминающими пламя свечи, воплощают в себе идею молитвенного “горения к небесам”.

Купол увенчан Крестом; это символизирует, что Христос соединил в Церкви земное и небесное.

Количество глав тоже имеет определенный символический смысл.

3. - Предлагаю вам составить пазлы. У мальчиков имеются фото храмов с разным количеством глав, у девочек – символическое значение. Составлять пазлы будем на доске(приложение 2).

        

4. Работа в группе

- Сейчас мы познакомимся с внутренним устройство храма. Возьмите карточку Б (приложение 3), сделаем подписи к картинкам. Работать вы будете в группе. Я рассказываю и показываю карточки с предметами (приложение 4), вы находите их у себя на карточке и подписываете.

Рассказ учителя: Как и ветхозаветный храм, современный православный храм делится на три части: притвор, средняя часть и алтарь.

Главной часть храма является алтарь – место священнодействий, важнейшим из которых является Таинство Евхаристии. Уже в Древней Греции в местах общественных собраний существовало особое возвышение, предназначенное для выступлений ораторов, философов, вынесения приговоров судьями, оглашения царских указов. В христианском храме – это место сугубого пребывания Царя Славы, Господа Иисуса Христа. Алтари в православных храмах по древней традиции устраиваются с восточной стороны. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными или приделами.

В алтаре находятся Престо́л, на котором совершается Таинство Евхаристии и же́ртвенник, на котором происходит приготовление хлеба и вина для этого Таинства (проскоми́дия).

Престол представляет собой стол. Он расположен напротив Царских врат и является самым святым местом храма, местом где Христос действительно особым образом присутствует в Святых Дарах.

На святом Престоле находится несколько священных предметов:

Антими́нс представляет собой четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с изображением положения во Гроб Господа Иисуса Христа. Кроме этого на антиминсе изображены орудия казни Христа, а по углам четыре евангелиста с их символами – тельцом, львом, человеком и орлом. На плате епископом, его освятившим, в обязательном порядке ставится надпись, сообщающая где, для какой церкви и кем он освящен. Ниже ставится подпись епископа.

Напресто́льное Ева́нгелие символизирует собой Господа Иисуса Христа, поскольку в евангельских словах Он Сам таинственно присутствует Своею благодатью. Евангелие кладут поверх антиминса на середине Престола. Это показывает всем верующим постоянное присутствие Воскресшего Христа в самой главной и священной части храма.

Напресто́льный Крест вместе с антиминсом и Евангелием является третьей обязательной принадлежностью святого Престола и имеет также богослужебное употребление: им при отпусте Литургии осеняется верующий народ; им освящается вода на Богоявление и во время водосвятных молебнов; после отпуста к нему прикладываются верующие.

Дарохрани́тельница – особый сосуд, изготовленный обычно из не окисляющегося, вызолоченного металла, имеющий вид храма или часовни, с небольшой гробницей. Внутри дарохранительницы в особом ящичке кладутся приготовленные для длительного хранения частицы Тела Христова, пропитанные Его Кровью. Эти частицы употребляются для причащения на дому тяжелобольных и умирающих людей. Символически дарохранительница изображает собой Гроб Христов, в котором покоилось Его Тело, или Церковь, как постоянно питающую православных Телом и Кровью Господней.

В северо-восточной части алтаря, слева от Престола (если смотреть из храма), у стены находится жертвенник. Название жертвенник это место алтаря получило оттого, что на нем совершается проскомидия, первая часть Божественной литургии, где хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для совершения Таинства Бескровной Жертвы.

Вплотную к Престолу, с его восточной обычно помещается семисвечник, представляющий собой разделенный на семь ответвлений светильник, на котором находятся семь лампад, зажигаемых при богослужении. Символизируют эти лампады семь Церквей, которые видел в Откровении Иоанн Богослов, и семь Таинств Православной Церкви.

На жертвеннике находятся сосуды, необходимые для совершения Евхаристии и прочие необходимые священные предметы:

Дискос (по-гречески - "глубокое блюдо") это круглое металлическое блюдо, обычно золотое или серебряное, на подставке в виде ножки, на которое полагается "Агнец", то есть та часть просфоры, которая на литургии претворяется в Тело Христово, а также и другие частицы, изымаемые из просфор при начале литургии. Дискос символизирует собою ясли, в которые был положен новорожденный Богомладенец, а вместе с тем и гроб Христов.
Потир или чаша (от греческого - "потирион" сосуд для пития) - это есть тот сосуд, из которого верующие приобщаются Тела и Крови Христовой, и который напоминает собою ту чашу, из которой Господь приобщил в первый раз Своих учеников на Тайной вечери. При начале литургии в эту чашу вливается вино с добавлением небольшого количества воды (так, чтобы вино не потеряло свойственного ему вкуса), которое претворяется на литургии в истинную Кровь Христову. Эта чаша и напоминает также "чашу страданий" Спасителя.
Звездица (по-гречески - "астир, астерискос") состоит из двух дуг, соединенных между собою крестообразно. Напоминая звезду, приведшую волхвов в Вифлеем, звездица ставится на дискосе для того, чтобы покровцы не касались расположенных на дискосе частиц и не смешивали их.
Копие (по-гречески - "лонхи"). Это нож, имеющий форму копия, который служит для изъятия из просфор Агнца и прочих частиц. Оно напоминает то копие, которым прободены были пречистые ребра Спасителя на кресте (Иоан. 19:34).
Лжица, ложица (по-гречески - "лавида"), со времен св. Иоанна Златоуста употребляется для причащения мирян Тела и Крови Христовой. Она знаменует собою те клещи, которыми Серафим взял уголь от алтаря небесного, прикоснулся им к устам Исаии пророка и очистил их. Уголь Тела и Крови Христовой точно также очищает тело и душу верующих.
Покровцы употребляются для покрытия св. Даров.
Алтарь отделяется от средней части храма особою преградой – иконостасом.

- Давайте проверим, что у вас    

 получилось 

 

 


      

Первичное закрепление изученного материала.

 

Цель – выявить пробелы первичного осмысления изученного материала.

 

- В заключение я предлагаю вам интерактивную игру https://learningapps.org/5953158. Нужно назвать части храма по их определению.

 

Итог урока.

 

Цель – рефлексия деятельности на уроке,  самооценка учащимися собственной деятельности.


- Сегодня на уроке

 

 

8. Домашнее задание: подготовить сообщение о любой иконе в иконостасе нашего храма


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 27; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!