IV. Последовательность работой над станковой композицией.

Раздел 3. Декоративная композиция

Тема 3.1. Монокомпозиция в декоративном искусстве, общие принципы ее построения. (4часа)

Цель изучение общих принципов создания декоративной композиции.

Задачи:

- навыки перехода на условную плоскостную, аппликативную трактовку формы предмета.

- закрепление у детей навыков работы тушью;

-усвоение общих принципов создания декоративной композиции;

Практическая работа: создание плоскостного изображения предмета, монохром: рисунок с натуры предмета (чайник, кувшин и т.п.), определение «большой тени»;

изображение силуэта этого предмета.

Оборудование:

а) для преподавателя: творческие работы учащихся прежних лет.

б) для учащихся: мольберт,листы формата А-3, простой карандаш ТМ, ластик, черная тушь, кисти «белка» №5 и №2.

План урока:

• Организационный момент;

• Сообщение нового теоретического материала;

• Показ преподавателем практических приемов выполнения работы;

• Самостоятельная работа учащихся над композицией ;

1. Выполнение графических поисков;

2. Выполнение композиции в материале;

•  Подведение итогов;

Просмотр, обсуждение и оценивание детских работ вместе с учащимися.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Введение в тему урока.

Декоративная тематическая композиция – особый художественный мир со своим условным порядком, а иногда и конкретными, легко узнаваемыми персонажами, которые соотносятся друг с другом совсем не так, как в реальной действительности.

Основная отличительная особенность декоративного изображения от реалистического состоит в том, что цвет предмета может быть дан без учета света и тени, возможен даже полный отказ от реального цвета. Важно, чтобы с его помощью цвета создавался художественный образ.

Свойство декоративной композиции – декоративное преображение любой натуры, выделение нарядности, красочности, орнаментальности окружающего мира, соблюдение определенной меры условности изображения. Умелое обобщение формы нисколько не вредит выразительности. Отказ от второстепенных подробностей делает более заметным главное. К положительным результатам ведет не только строгий отбор главного, но и некоторая недосказанность, ассоциативность эмоционально-образного решения темы.

В декоративной композиции тема может быть выражена способами, принципиально отличающими ее от композиции картины. Изображение пейзажа может разворачиваться не в глубину, а вверх, в таком случае дальние планы помещают над ближними, как в древнерусской иконе.

В иконописи и народном искусстве привлекают ясность образа, необыкновенная цельность, плавность и текучесть линий.

Следует обратить внимание на композиционные приемы народного орнамента в изделиях исконно русских промыслов. Пластически-ритмический принцип является основой гармонии в изделиях Хохломы, Городца, Павловского Посада и других традиционных центров.

Тематическую декоративную композицию можно сравнить не только с орнаментом, где есть мотив, но и с узором, свободно заполняющим плоскость.

При всем своеобразии декоративного изображения оно совершенно не исключает последовательности, не лишено возможности вести сюжетный занимательный рассказ, даже иллюстрации к книге могут быть выполнены декоративно

На начальном этапе учащиеся будут выполнять простые задания, в которых используются только два цвета — чёрный и белый. С помощью линий и пятен ученики могут изобразить всё, что угодно — растения, животных, насекомых, деревья, предметы быта и интерьера, человека. Главное условие, чтобы при этом они использовали только контуры и силуэты. Т. е. рисовали линией и заполняли силуэты сплошным цветом — в нашем случае чёрным. Такое ограничение развивает образное и ассоциативное мышление. Здесь нет промежуточных тонов — тёмно-серых, светло-серых, нет объёма. Также, можно использовать только линией. А потом можно пользоваться только пятном (силуэтом). После, можно сочетать и линию и силуэт. Такие упражнения помогают развивать образное мышление, которое лежит в основе декоративного искусства. В декоративной композиции чаще всего используется плоскостное решение, где отсутствует объём и пространство. Поэтому вышеуказанные упражнения хорошо помогут начинающим художникам в начале освоения декоративного искусства.

IV. Последовательность работой над станковой композицией.

Показ преподавателем практического выполнения.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 89; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!