Понятие промежуточной переменной (Э.Толмен).



Интроспективная психология.

В психологии сознания метод интроспекции (букв, "смотрения внутрь") был признан не только главным, но и единственным методом психологии.

Метод интроспекции - метод изучения свойств и законов сознания с помощью рефлексивного наблюдения. Иногда он называется субъективным методом. Его разновидностями являются метод аналитической интроспекции и метод систематической интроспекции.

 

В основе этого убеждения лежали следующие два бесспорных обстоятельства.

Во-первых, фундаментальное свойство процессов сознания непосредственно открываться (репрезентироваться) субъекту. Во-вторых, "закрытость" тех же процессов для внешнего наблюдателя.

 

Логика: предмет психологии - факты сознания; последние непосредственно открыты мне - и никому больше; следовательно, изучать их можно методом интроспекции - и никак иначе.

Однако простота и очевидность каждого из этих утверждений, как и всего вывода в целом, только кажущиеся. В действительности в них заключена одна из самых сложных и запутанных проблем психологии - проблема самонаблюдения.

 

Основатель.Идейным отцом метода интроспекции считается английский философ Джон Локк (1632 - 1704)

Дж. Локк считал, что существует два источника всех наших знаний: первый источник - это объекты внешнего мира, второй - деятельность собственного ума. На объекты внешнего мира мы направляем свои внешние чувства и в результате получаем впечатления (или идеи) в внешних вещах. Деятельность же нашего ума, к которой Локк причислял мышление, сомнение, веру, рассуждения, познание, желания, познается с помощью особого, внутреннего, чувства - рефлексии. Рефлексия, по Локку, - это "наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность". То есть,существует возможность раздвоения, или "удвоения", психики. Душевная деятельность может протекать как бы на двух уровнях: процессы первого уровня - восприятия, мысли, желания; процессы второго уровня - наблюдение, или "созерцание" этих восприятий, мыслей, желаний.

Преимущества метода интроспекции:

1/ в сознании непосредственно отражается причинная связь психических явлений.

2/ психологические факты поступают в чистом виде, без искажений. Лопатин: “в сфере непосредственных данных сознания нет различия между объективным и субъективным: ведь когда что-нибудь нам кажется, это и есть вполне реальный факт нашей внутренней душевной жизни”.

 

Эксперименты наиболее строгих интроспекционистов (Э. Титченера и его учеников) осложнялись двумя дополнительными требованиями.

Во-первых, интроспекция должна была направляться на выделение простейших элементов сознания, т. е. ощущений и элементарных чувств. (Дело в том, что метод интроспекции с самого начала соединился с атомистическим подходом в психологии, т. е. убеждением, что исследовать - значит разлагать сложные процессы на простейшие элементы.)

Во-вторых, испытуемые должны были избегать в своих ответах терминов, описывающих внешние объекты, а говорить только о своих ощущениях, которые вызывались этими объектами, и о качествах этих ощущений. Например, испытуемый не мог сказать: "Мне было предъявлено большое, красное яблоко". А должен был сообщить примерно следующее: "Сначала я получил ощущение красного, и оно затмило все остальное; потом оно сменилось впечатлением круглого, одновременно с которым возникло легкое щекотание в языке, по-видимому, след вкусового ощущения. Появилось также быстро преходящее мускульное ощущение в правой руке...".

Ответ в терминах внешних объектов был назван Э. Титченером "ошибкой стимула" - известный термин интроспективной психологии, отражающей ее атомистическую направленность на элементы сознания.

 

По мере расширения этого рода исследований стали обнаруживаться крупные проблемы и трудности.(ограничения)

Во-первых, становилась все более очевидной бессмысленность такой "экспериментальной психологии". По словам одного автора, в то время от психологии отвернулись все, кто не считал ее своей профессией.

Другим неприятным следствием были накапливающиеся противоречия в результатах. Результаты не совпадали не только у различных авторов, но даже иногда у одного и того же автора при работе с разными испытуемыми.

Психологи стали находить такие содержания сознания, которые никак не могли быть разложены на отдельные ощущения или представлены в виде их сумм. Возьмите мелодию, говорили они, и перенесите ее в другую тональность; в ней изменится каждый звук, однако мелодия при этом сохранится. Значит, не отдельные звуки определяют мелодию, не простая их совокупность, а какое-то особое качество, которое связано с отношениями между звуками. Это качество целостной структуры (нем. - "гешталъта"), а не суммы элементов.

Итак, в экспериментах интроспекционистов предъявлялся обычный объект в обычных условиях; от испытуемого же требовался изощренный анализ "внутреннего опыта", аналитическая установка, избегание "ошибки стимула" и т. п.

В современных исследованиях происходит все наоборот. Главная нагрузка ложится на экспериментатора, который должен проявить изобретательность. Он организует подбор специальных объектов или специальных условий их предъявлений; использует специальные устройства, подбирает специальных испытуемых и т. п. От испытуемого же требуется обычный ответ в обычных терминах.

Итак, еще раз четко разделим две позиции по отношению к интроспекции - ту, которую занимала психология сознания, и нашу, современную.

Эти позиции следует прежде всего развести терминологически. Хотя "самонаблюдение" есть почти буквальный перевод слова "интроспекция", за этими двумя терминами, по крайней мере в нашей литературе, закрепились разные позиции.

Первую мы озаглавим как метод интроспекции. Вторую - как использование данных самонаблюдения.

Функционализм как одно из основных течений американской психологии конца XIX - начала XX века явился результатом приведения научной системы знаний в соответствие с объективными потребностями развития человека и его социального окружения, то есть результатом взаимодействия логики развития психологии с реальной социальной практикой. Обостренная чувствительность к возможности использовать достижения психологии в различных социокультурных и экономических сферах жизнедеятельности личности и общества послужила существенной предпосылкой к выделению функционализма из складывающейся системы психологического знания.

. У его истоков стоял Уильям Джеймс - (1842-1910) американский психолог и философ, создатель первой в США психологической лаборатории.

Основной акцент в своей концепции феноменов сознания У.Джеймса переносится с образа на действие, что обусловило его лидерство в прагматизме, значительное влияние на рождение и развитие функционализма и бихевиоризма в психологии.

Сознание Джеймс рассматривал исходя из эволюционной теории, как средство адаптации к среде. Сознание "вступает” в игру, когда возникают трудности приспособления (проблемная ситуация), и регулируя поведение индивида в новой ситуации (фильтрует и отбирает стимулы, регулирует действия индивида в непривычных условиях). Он отвергал расчленение сознания на элементы. По его взгляду существует "поток сознания”, членить который также бессмысленно, как "резать ножницами воду”. Таким образом, выдвигалось положение о целостности и динамике сознания, реализующей нужды индивида. Джеймс соотносил сознание не только с телесными адаптивными действиями, но и с природой (структурой) личности.

В теории личности Джеймс вычленяет четыре формы "Я”: 1) "Я” материальное: тело, одежда, имущество; 2) "Я” социальное: все, связанное с притязаниями человека на престиж, дружбу, положительную оценку со стороны других; 3) "Я” духовное: процессы сознания, психические способности; 4)”Я” чистое: чувство личной идентичности, основой которого служат органические ощущения. "Я” социальное, по Джеймсу, определяется осознаваемыми реакциями других на мою персону и указывает на включенность индивида в сеть межличностных отношений. У каждого человека несколько социальных "Я”, которое занимает в обозначенной иерархии среднюю позицию.

Ставя вопрос о самооценке личности, удовлетворенности (неудовлетворенности) человека жизнью, Джеймс предложил формулу: самоуважение равно успеху, деленному на притязания. Это предполагало рост самооценки личности как при действительном успехе, так и при отказе от стремления к нему. Исходя из обозначенных установок, источник подлинных ценностей личности - в религии: эмпирическому социальному "Я” противопоставляется "особое потенциальное социальное” "Я”, которое реализуется лишь в "социальном уме мира идеального” в общении со всевышним - Абсолютным разумом.

 У.Джеймс делает шаг вперед от чисто гносеологического "Я” к его системно-психологической трактовке, к его поуровневому анализу. В своем учении он выдвинул ряд положений, предвосхитивших современные представления об уровне притязаний, о мотиве достижения успеха, самооценке и ее динамике, референтной группе и другие.

В учении об эмоциях Джеймс предложил рассматривать эмоцию не как первопричину физиологических изменений в организме, не как источник физиологических изменений в различных системах (мышечной, сосудистой и т.п.), а как результат этих изменений.

В учении об идеомоторном акте ученый утверждает: любая мысль переходит в движение, если этому не препятствует другая мысль; волевое усилие - причина, по которой одна из нескольких идей оттесняет другие и благодаря этому овладевает мышечным аппаратом. Субъект говорит: "да будет!"- и ему подчиняется "машина тела".

Действие заинтересованного субъекта - опорное звено всей психологической системы У.Джеймса и его концепции эмоций, рассматриваемых в контексте возможности управления внутренним через внешнее: при нежелательных эмоциональных проявлениях субъект способен их подавить, совершая внешние действия, имеющие противоположную направленность. В качестве конечного причинного фактора в новой физиологической схеме, утверждающей обратную связь между двигательным актом и эмоцией, выступала "сила воли”, не имеющая оснований ни в чем, кроме как в самой себе. Одной из целей исследования эмоциональных состояний являлось превращение их в объект, доступный естественнонаучному эксперименту и анализу. Решение этой задачи было целое.

Таким образом, функционализм стремился рассмотреть все психические процессы под углом зрения их приспособительного - адаптивного характера. Это требовало определения их отношения к условиям среды и потребностям организма. Понимание психической жизни по образцу биологической как совокупности функций, действий, операций было направлено против механической схемы структурной психологии. Отсюда функциональную психологию трактуют как теорию "потока сознания”.

 

 

Гештальтпсихология.

 

Гештальт-психология (нем. Gestalt — целостная форма или структура) — школа психологии начала XX века. Основана Максом Вертгеймером в 1912 году.

Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон). Принципы гештальта

Все вышеперечисленные свойства восприятия: константы, фигура, фон — вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

  • Близость. Стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе.
  • Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе.
  • Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.
  • Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму.
  • Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.
  • Общая зона. Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений.

 

Классический бихевиоризм.

 

Во втором десятилетии XX в., т. е. спустя немногим более 30 лет после основания научной психологии, в ней произошла революция — смена предмета психологии. Им стало не сознание, а поведение человека и животных.

Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение) — особое направ-

ление в поведении человека и животных, буквально — наука

о поведении.

Основателем бихевиоризма принято считать Дж. Уотсона.

Он считал, что наблюдения над поведением могут быть представлены в форме стимулов (S) и реакций (R). Простая схема

S-x-R вполне пригодна в данном случае. Задача психологии поведения, считал он, является разрешенной, если известны стимул и реакция. Если подставить в приведенной формуле вместо S — прикосновение к глазу, а вместо R — мигание, то задача бихевиориста может считаться решенной.

Основная задача бихевиоризма заключалась в накоплении наблюдений над поведением человека, с тем чтобы при данном стимуле бихевиорист мог сказать, какова будет реакция, или если дана реакция, то узнать, какой ситуацией данная реакция вызвана. Бихевиоризм заменил понятие психики, которая связана с потоком ≪внутренних событий≫, в которой могут происходить ≪психические процессы≫, на объективные детерминанты поведения. Для последователей этого направления в психике нет ничего приватного или ≪внутреннего≫ —есть лишь организм, человеческий или животный, биологическая сущность, включенная в окружающие условия. К этим условияморганизм должен приспособиться через систему своих физиологических потребностей.

Итак, задачи классического бихевиоризма:

— изучение поведения (установление связей между S и R);

— управление поведением, его моделирование (создание желаемых R с помощью S);

— научение — адаптация, приспособляемость к окружающим условиям;

— выработка навыков — постепенное изменение актуально возможного поведения, полученное в результате опыта.

Эксперименты

 

Понятие промежуточной переменной (Э.Толмен).

Но довольно скоро стала обнаруживаться ограниченность схемы S-R для объяснения поведения. Толмен предложил ввести среднее звено- внутренние процессы, которые опсоредствуют поведение стимула. Под промежуточными переменными он понимал внутренние процессы, которые опосредствуют действие стимула, т.е влияют на внешнее поведение. К ним он отнес цели, гипотезы, познавательные карты.

Толмен впервые стал рассматривать поведение как целостность как ансамбль поведенческих реакций.

В отличие от других бихевиористов, Толмен настаивал на том, что поведение не сводится к выработке двигательных навыков. По его экспериментальным данным, организм, постепенно осваивая обстановку, строит познавательную ("когнитивную") карту того пути, которому нужно следовать для решения задачи. (В качестве главной задачи испытуемые животные в опытах Толмена должны были найти выход из лабиринта, чтобы получить подкормку и тем самым удовлетворить потребность в пище.) Уделяя большое внимание вопросам научения, Толмен выделил особый тип научения, которое было названо латентным (скрытым). Это скрытое, ненаблюдаемое научение играет роль, когда подкрепление отсутствует. И тем не менее оно способно изменять поведение.

Толмен ввел понятие латентного назначения, осуществляющего без подкрепления организацию поведения в проблемной ситуации.

Когнитивная карта позволяла животному узнать что к чему ведет. Это психологический образ выступающий как регулятор действия.

Формула поведения по Толмену:
1. Стимул – независимое поведение
2. Промежуточные переменные
3. Зависимая переменная – реакция.
Толмен считал, что смысл упражнений состоит не в упрочнении связей между раздражителем и реакцией, а в образовании познавательных структур.
Функцией подкрепления выступает не только удовлетворение потребности, но и подтверждение ожиданий.

6. Представление о научении. Классическое и оперантное обусловливание. Подход Б.Скиннера.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 52; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!