Меморандум от 25 июля 1927 г. премьер-министра генерала Танака.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СТАРОБЕШЕВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ»

 

Задание студентам группы П-263

По дисциплине «ОДБ.04. История»

На время дистанционного обучения

Октября 2021 г.

Преподаватель: Яковлев В.А.

Задания отправить (фото работы или печатный документ): на страницу ВКонтакте: https://vk.com/id541076207 (в теме письма указать фамилию преподавателя, дисциплину, дату выполненной работы)

Срок выполнения: задание выполнить к следующему уроку по расписанию занятий (или подмене)

2 урока

Литература: Улунян А.А. История. Всеобщая история. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2016; Новейшая история. ХХ – начало XXI века. 9 класс: атлас. – М.: Дрофа: Издательство ДИК, 2013.

 

 

Достижения и проблемы развивающихся стран. Китайская Народная Республика. Государства Юго-Восточной Азии

План

Восток в первой половине ХХ в. Традиции и модернизация.

Япония в первой половине ХХ в.

Китай в первой половине ХХ в.

Индия в первой половине ХХ в.

Цель занятия:

Методическая:

• совершенствовать методику проведения лекции с элементами эвристической беседы и использованием компьютерных технологий в сочетании с самостоятельной работой обучающихся

 

Дидактическая:

• дать понятие о послевоенной ситуация в странах Восточной Азии; показать внутриполитическое и экономическое положение Японии, Китая и Индии.

 

Развивающая:

• сопоставлять различные источники; обобщать полученную информацию и делать выводы; находить альтернативные варианты решения поставленных задач; работать с исторической картой; правильно распределить время работы над заданием; способствовать развитию творческой самостоятельности студентов.

Восток в первой половине ХХ в. Традиции и модернизация.

К странам Азии и Африки в начале XX в. обычно относили понятие «Восток», т. е., в отличие от стран Запада, имели в виду неевропейские цивилизации. Обыденными тогда были понятия «отсталый Восток» и «передовой Запад».

В начале века действительно обнажился большой разрыв между динамичным научно-техническим, политическим и социальным развитием европейских стран и застойным состоянием азиатских и особенно африканских стран.

Застойность процессов на Востоке была обусловлена силой сопротивления традиционных обществ внешним влиянием и сложностью найти синтез традиции и опыта Европы. Однако главным тормозом в первой половине века была политика колониальных держав.

Парижская мирная конференция обманула ожидания народов колониальных и зависимых стран. Колониальные державы не собирались предоставлять независимость своим колониям. Вырваться из тисков колониализма и отсталости для колоний и даже для зависимых, но суверенных стран оказалось задачей трудной, длительной по времени и почти невыполнимой до второй половины XX в. Для крушения колониальной системы не создались международные условия и внутренние предпосылки.

Только кемалистская революция в Турции в 1918-1923 гг. доделала, довершила то, что не решила младотурецкая революция 1906—1908 гг. В результате новой революции Турция стала светским государством, избавилась от халифата и шариата, взяла за пример европейский путь капиталистического развития. Турция и Египет в последующем стали примером выхода на путь капиталистической модернизации стран с исламской культурой.

В Китае Синъхайская революция 1911-1912 гг. решила только одну важную задачу – свержение маньчжурской династии, но не проблему объединения Китая, без чего модернизация этой огромной страны была невозможна.

В 1920-1930-е гг. крупнейшие страны Востока – Япония, Китай и Индия шли разными путями, решали разные задачи. Однако для них и в целом для Азии и Африки, а также Латинской Америки стояла общая задача вырваться из зависимости, отсталости и стать на путь ускоренного развития.

Сформировавшееся мировое хозяйство открыло все страны для внешнего влияния. Некоторые исследователи придерживаются «теории первого, второго и третьего эшелонов развития», соответственно определяя место стран по этой классификации. Отставание ряда крупных стран Азии, Африки и Латинской Америки и незавершенность циклов исторического развития порождали проблему «догоняющего развития» и гигантские попытки скачка вперед в XX в. Типичные примеры – Россия, Япония, Китай, Латинская Америка.

Исторически модернизация – это процесс распространения тех типов социальной, экономической и политической системы, которые развивались в Западной Европе и Северной Америке с XVII по XX в. и затем распространились на другие европейские страны, а в XIX и XX вв. – на южноамериканский, азиатский и африканский континенты.

Однако речь идет не о простом повторении и копировании западного опыта (хотя такие попытки имели место в истории), а о синтезе традиции и модернизации.

Средства и методы осуществления модернизации в различных странах неодинаковы. Важнейшими из них были реформы или революции. В основном использовался путь реформ. Там, где реформы встречались с мощными, тормозящими развитие традициями или испытывали давление внешних оков (колониализм), происходили революции, восстания.

В большинстве стран Азии и Африки процесс ломки традиционных структур общества наступил в начале XX в. Об этом свидетельствуют революции или восстания в Турции, Иране, Мексике, Китае, Корее и др.

В этих и подобных конфликтах сталкивались две тенденции — сохранение традиций и необходимость модернизации, характерные для обществ переходного периода развития. В одних странах на пути модернизации стояли прежде всего колониальные порядки (Индия), в других – внутренние «тормоза» развития (маньчжурская династия и двор, сепаратизм провинциальных милитаристов в Китае, коллективистская и государственная система собственности и религии во многих восточных обществах), в третьих – традиции и модернизация дали специфический сплав (Япония).

 

2. Япония в первой половине ХХ в.

 

Среди стран Востока проблема модернизации была решена к началу XX в. только Японией. Этот процесс начался в 1868 г. с так называемой реставрации Мейдзи, удаления от власти феодальных клик и осуществления реформ по европейскому типу.

Реформы позволили Японии избежать революции и порабощения империалистическими державами. Они покончили с изоляционизмом и вывели ее на путь капиталистического развития по европейскому примеру. «Японский дух, европейское знание» – так отмечалось своеобразие сочетания традиций и модернизации в Японии. Японская цивилизация отличалась терпимостью к внешним влияниям и способностью перерабатывать их на национальный лад.

Япония повторяла европейский путь модернизации, связанный с внешней экспансией и милитаризацией.

Страна начала борьбу за колонии на материке и развязала по меньшей мере пять войн за 40 лет (Японо-китайская война, Русско-японская война, Первая мировая война, вторая Японо-китайская война, война в Юго-Восточной Азии в 1937-1945 гг.).

Внешняя экспансия, милитаризация подталкивали страну к тоталитаризму. В Японии этот процесс приобрел своеобразную форму традиционного императорского режима и военно-регулируемого капитализма. Здесь дело не дошло до создания единственной партии и слияния ее с государственной властью, как это имело место в тоталитарных государствах Европы. Сплачивающими факторами, кроме авторитарного государства, явились синтоизм и национализм.

Синтоизм как официальная государственная религия, культ предков, преданность императору стали основой обеспечения единства нации вокруг императора.

Первая половина XX в. для Японии была временем осуществления экспансии на материк в качестве национальной цели.

Своеобразие японской модернизации состояло в том, что восприятие европейского примера экономической и политической перестройки общества и военно-технических заимствований тесно сочеталось с использованием традиций, с представляемой как патриотизм шовинистической идеей «увеличения славы нашей империи», верностью императору, памяти самурайской славы.

Меморандум от 25 июля 1927 г. премьер-министра генерала Танака.

Чтобы завоевать Китай, мы должны сначала завоевать Маньчжурию и Монголию. Для того чтобы завоевать мир, мы должны сначала завоевать Китай. Если мы сумеем завоевать Китай, все остальные азиатские страны, Индия, а также страны Южных морей будут нас бояться и капитулируют перед нами. Мир тогда поймет, что Восточная Азия наша, и не осмелится оспаривать наши права. Таков план, завещанный нам императором Мейдзи, и успех его имеет важное значение для существования нашей Японской империи.

Только после Второй мировой войны и спустя несколько десятилетий новый и качественно иной виток модернизации вывел Японию на уровень современных, демократических индустриальных стран. В целом на это ушло полтора столетия.

 

3. Китай в первой половине ХХ в.

 

Всю первую половину XX столетия Китай вел войны, но, в отличие от Японии, на своей территории.

Путь от традиционного Китая, каким он был в период боксерского восстания (под руководством общества Ихэтуань) в 1900 г., и до современного реформируемого Китая занял целое столетие. Здесь более жестко и открыто проявила себя характерная для многих стран в XX в. альтернатива: реформа или революция.

Исторические ступени Китая на пути к модернизации последовательно связаны с целым рядом известных исторических личностей: Кан Ювэй, Сунь Ятсен, Цы Си, Юань Шикай, Чан Кайши, Мао Цзэдун, Дэн Сяопин. Периоды реформ сменяются революционными или междоусобными войнами.

Первые попытки реформ в Китае под руководством Кан Ювэя («Сто дней реформ») были пресечены в результате государственного переворота в 1898 г. Отказ от реформ обострил политический кризис в стране. В 1899 г. началось народное восстание под руководством тайного общества Ихэтуань. Стихийный протест против засилья иностранных компаний вылился в погромы и убийства иностранцев. Войсками великих держав в 1900 г. восстание было жестоко подавлено.

Под руководством Сунь Ятсена в 1905 г. объединились несколько буржуазно-демократических и националистических организаций. Программой их стали «три народных принципа» Сунь Ятсена: «национализм» – свержение чужеземной маньчжурской династии, «народовластие» – ликвидация монархии и установление республики, «народное благосостояние» – уравнение прав на землю, т.е. проведение постепенной национализации земли и установление прогрессивного налога на землю.

Под давлением участившихся восстаний и роста революционных настроений в стране либеральное крыло китайской буржуазии потребовало введения конституции. Попытки проведения реформ императрицей Цы Си в 1906-1908 гг. вновь были прерваны — последовала внезапная смерть императрицы и захват власти дворцовой кликой, толпившейся возле трона двухлетнего императора Пу И. Отказ от реформ заставил либералов перейти на сторону революционных сил.

Буржуазная революция 1911-1912 гг. длилась год, который по лунному календарю назывался «синьхай», поэтому ее назвали Синьхайской. Делегаты революционных провинций 29 декабря 1911 г. в Нанкине провозгласили образование Китайской республики и избрали президентом Сунь Ятсена. В Пекине вся власть перешла к генералу Юань Шикаю, который добился отречения от престола Цинской династии. После этого Сунь Ятсен отказался от поста президента в пользу генерала. Однако после прихода к власти Юань Шикай предпринял ряд шагов для установления своей личной диктатуры, реформы были приостановлены, парламент превратился в пустую говорильню, страна оставалась расколотой.

Синьхайская революция 1911-1912 гг. свергла маньчжурскую династию, но Китай объединить не удалось. На севере страны и в ряде других провинций еще сохраняли власть феодалы со своими вооруженными отрядами. Надежды Китая на то, что Парижская мирная конференция избавит страну от держав, разделивших ее на сферы влияния, не оправдались.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 35; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!