Систематика цветов. Физические свойства цвета



Тема 6. Цвет как универсальное средство композиции.

Универсальным композиционным средством является цвет. Использование цвета в композиции может как усилить, так и нарушить любой композиционный принцип и закон. Цвет делает изображение богаче, усложняет его модуляциями теплых и холодных тонов, обогащает композицию цветотональными контрастами, с помощью которых хорошо передается иерархия элементов и выделяется композиционная структура.

Физическая природа цвета

Свет, как природное явление, представляет собой одну из форм энергии, называемую лучистой энергией, которая в виде электромагнитных колебаний распространяется в пространстве до тех пор, пока не встретит на своем пути какую-либо поверхность или вещество, преобразующие ее в другие виды энергии. Эту энергию излучают различные источники: солнце, луна, звезды и искусственные – огонь, лампы накаливания и др. В зависимости от своей величины, мощности и степени удаленности от освещаемых объектов источники образуют различные условия освещенности, разнообразные световые эффекты.

Источники света делятся на естественные и искусственные. Строго говоря, освещенность Земли определяется одним естественным источником света —

Солнцем, спектральный состав излучений которого определяет восприятие цвета. Свет других звезд слишком слаб, а Луна светит отраженным солнечным светом. В земных условиях наблюдения, однако, как разные естественные источники света определяют Солнце, Луну и небосвод, экранированный облаками, рассеивающими солнечный свет, так как эти три типа освещения имеют различный характер, окрашенность и интенсивность, что является самым существенным для определенного эмоционального восприятия в изобразительном искусстве и архитектурном проектировании.


 

Опыт Ньютона и цветовой спектр

 

Интенсивность светового потока измеряется в люменах (сокращенно лм или lm), а освещенность в люксах (сокращенно лк или lx, 1лк = 1 лм/1м2).

Солнечный свет имеет наивысшую силу и интенсивность потока и максимально широкий спектр видимых излучений, которые при смешении в общем потоке дают яркий белый свет. Однако, проходя сквозь плотные слои атмосферы, солнечный свет в некоторой степени теряет коротковолновую часть видимых излучений, имеющую в целом синий цвет (она рассеивается в атмосфере, поэтому мы видим чистое небо синего цвета), а солнечный свет, дошедший до поверхности Земли, содержит меньше коротковолновых излучений и приобретает желтоватую окрашенность.

Лунный свет — это свет Солнца, отраженный поверхностью Луны. Отраженный свет всегда значительно слабее, чем свет от самого источника, так как он частично поглощается и частично рассеивается. Физические измерения показывают, что освещенность поверхности лунным светом в 800 тыс. раз слабее освещенности солнечным светом. В результате способности человеческого глаза к адаптации в нашем восприятии солнечного и лунного света нет ощущения такой огромной разницы, однако лунный свет все равно воспринимается чрезвычайно слабым по сравнению с солнечным светом. Спектральный состав лунного света изменяется относительно солнечного, коротковолновые излучения также частично рассеиваются в атмосфере, поэтому лунный свет имеет свою характерную окрашенность.

Интенсивность солнечного света, прошедшего через экран облаков также уменьшается, так как свет частично отражается и поглощается облаками. Рассеянный солнечный свет, смешанный с рассеянным светом атмосферы, становится опять белым, теряет хроматическую окрашенность, дает меньшую освещенность и не создает четкой выраженности освещенных и теневых участков поверхности. Поэтому при таком освещении яснее становится характер собственного цвета поверхности несамосветящихся объектов, так называемый локальный цвет.

К искусственным источникам света относятся, во-первых, пламя огня, которое до открытия электричества использовалось для освещения в ночное время в виде свечей, факелов, ламп и фонарей с фитилем; во-вторых, электрические лампы различных типов, используемые в наше время. Пламя огня почти не содержит коротковолновой синей части спектра, поэтому оно имеет характерный оранжевый цвет. При освещении таким светом почти не воспринимаются холодные голубые, синие и фиолетовые тона, остальные цвета воспринимаются сильно искаженными, сдвинутыми по оттенку в сторону оранжевого. Электрические лампы различаются по принципу действия и, соответственно, по световой отдаче, яркости, спектру излучения и цветопередаче. До сих пор используемые лампы накаливания имеют в спектре мало фиолетового и синего излучения, поэтому у них характерный желтый свет, синий и фиолетовый цвета при таком освещении выглядят менее насыщенными, а красный, оранжевый и желтый — более насыщенными.

Широко распространенные люминесцентные лампы имеют спектральный состав излучения, более близкий к естественному свету. По типу их можно разделить на лампы дневного (ЛД), белого (ЛБ) и теплого белого света (ЛТБ). Возможно комбинированное использование различных люминесцентных ламп для создания освещения, близкого по восприятию к естественному.

 

Систематика цветов. Физические свойства цвета

Все цвета подразделяются на: ахроматические и хроматические, к которым относятся и спектральные цвета.

Ахроматические (бесцветные) цвета - белый, черный, и все оттенки серого. В этот спектр входят лучи всех длин волн в равной степени, причем энергия отдельных лучей составляющих эту смесь одинакова.


   

Человек обладает большой способностью к восприятию ахроматических тонов. Хорошо тренированный глаз может различить до 600 тонких ахроматических оттенков. Любая гамма представляет собой ряд объединенных по какому-то признаку тонов. Само понятие «гамма» всегда нуждается в определении, раскрывающем характер составления гаммы пи общему качеству цвета. Ахроматическая гамма — это градации переходов от белого к черному через серые тона, Они образуют гамму, поскольку однородны в одном признаке: они объединены бесцветностью.

Единственным качеством ахроматических тонов является степень их белизны — светлота ахроматического тона. Светлота ахроматических тонов связана с количеством отряженного света. Если белая поверхность, отражая почти весь падающий свет, является самой светлой, а черная, поглощая почти все лучи,— самой темной,то промежуточные тона имеют отражающую способность, находящуюся в этих крайних пределах. Она меньше, чем у белого и больше, чем у черного.

           Белое и черное одинаково заметны на средне-сером фоне, поэтому, если средний тон подобран точно, он не будет казаться ближе ни к черному, ни к белому. Его среднее положение четко видно на глаз на таком сопоставлении.

Средний серый тон обладает замечательными свойствами, которые делают его незаменимым в работе художника. В силу своего срединного положения средне-серый полностью нейтрален. Он не содержит в себе никаких качеств, которыми мы характеризуем другие тона, и потому не оказывает никакого влияния на соседний цвет. Тем самым, он служит идеальным фоном, все цвета выступают на нем в их действительном звучании.

 

Комбинаторики светлот серого тона

Темный диапазон      Средний диапазон     Светлый диапазон

Ахроматические цвета имеют нулевую насыщенность. Ахроматическая гамма рассматривается по диапазонам, означающее тональный объем тональных возможностей и отмечает наибольший охват тонов по шкале. Край шкалы со стороны белого относится к светлому диапазону, противоположный край – к темному. Средне-серый тон и его ближайшие соседние тона образуют средний диапазон ароматической гаммы.

Если установить в нейтральном окружении три диска: серый, черный и белый — и направлять на них сильный или слабый свет, мы будем видеть их цвета без изменения: один диск черный, другой — серый, а третий — белый. Но попробуйте осветить более сильным светом только один серый диск, и вы не отличите его от белого. Все дело в том, что предметные цвета вместе с их светлотой узнаются независимо от изменившегося освещения, если только увеличение или уменьшение силы света было одинаковым одновременно для всех обозреваемых предметов. Таким образом, цвет и яркость отдельных объектов поддаются оценке только по отношению ко всему, что попадает в поле зрения.

Спектральные – цвета, образующиеся при прохождении белого светового луча сквозь стеклянную призму, или другую прозрачную среду (явление радуги на небе).

 

 

Хроматические (цветные) цвета - все спектральные и сложные цвета, в состав которых могут входить как спектральные, так и ахроматические цвета. В этот состав входят все лучи, но есть преобладание какой-либо волны (максимум). Например, в спектре красного цвета, красные лучи (760-620 н.м.) несут большую часть энергии всего потока.

    Некоторые исследователи выделяют группу Полухроматических цветов - земляные цвета, т.е. цвета, смешаны с ахроматическими цветами. Смешение хроматических и ахроматических цветов образует все богатство сложных (смешанных) цветов и их оттенков, наблюдаемых нами в природе и созданной человеком предметно- пространственной среде. Это бежевые, коричневые, оливковые, зелено- коричневые, синевато - и красновато-коричневые, все цветные оттенки серых (с разным количеством серого разной светлоты в смесях с хроматическими цветами) и многие другие цвета.

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 41; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!