V. Практическая деятельность учащихся.

Тема 10. Трехцветная и многоцветная гармонии. (6 часов)

Цель: Понятие трехцветной и многоцветной гармонии.

Задачи:

-знакомство с понятием «трехцветной и многоцветной гармонии;

-закрепление у детей умений и навыков в работе с акварелью;

-воспитание аккуратности в работе с акварелью;

Практическая работа: Этюд цветов в декоративно-плоскостном варианте, в многоцветной гармонии. Использование акварели, бумаги различных форматов.

Оборудование:

а) для преподавателя: живописные акварельные работы учащихся прежних лет.

б) для учащихся: мольберт, лист формата А-3, простой карандаш ТМ, ластик, акварельные краски, кисти «белка» №5, палитра.

План урока:

• Организационный момент

• Сообщение нового материала

• Самостоятельная работа учащихся.

• Подведение итогов

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Введение в тему урока.

Вступительная беседа. Понятие «трехцветной и многоцветной гармонии»,

IV. Практические приемы техники акварель.

Показ преподавателем практического выполнения в акварели трехцветной и многоцветной гармонии .

 

    Четыре типа цветовой гармонии выделяют в своей классификации советские ученые Б. М. Теплов и П. А. Шеваров

· Однотонная, построенная на одном главном цвете или группе близко родственных цветов

· Полярная, построенная на противопоставлении двух противоположных цветов, как бы образующих две однотонные гармонии.

· Трехцветная, построенная на противопоставлении трех основных цветов, лежащих в пределах интервалов или построенные вокруг них три цветовые гармонии

· Многоцветная, в которой при большом разнообразии цветов нельзя выделить главные.

С двумя первыми типами гармоний мы уже знакомы, сегодня мы будем работать с трехцветной и многоцветной гармонией.

Комбинация цветовых пятен, построенная с учетом всех рассмотренных закономерностей цветовой гармонии, будет все же ограничена в ее эстетической значимости и эмоциональной содержательности, если она не подчинена творческой задаче более высокого порядка, если не служит раскрытию образного содержания. Орнамент, равно как и абстрактная картина, может привлекать нас своей декоративностью, быть приятным для глаза. Но сочетание цветов, например, в древнерусской иконе, подчиненное, помимо того, требованиям иконографии и церковной символики, отражающее идеалы народной эстетики, будет по содержанию неизмеримо богаче простого орнаментального сочетания красочных пятен

Еще более сложной будет роль, смысл и выразительность цветовых сочетаний в живописи, например, Рембрандта, Веласкеса, Сурикова и других мастеров, у которых цвет подчинен принципам светотени, обладает пространственно-фактурными качествами. И если мы будем дальше рассматривать влияние на цветовую гармонию светотени, фактуры, пространства, предметной формы и т. д., то мы все больше и больше будем удаляться от цветовой гармонии в ее чистом виде. Однако за этими средствами художественной выразительности гармония не утрачивается совсем, а приобретает новое качество или новый уровень, который мы называем цветовой композицией.

Композиционная функция цвета заключена в его способности акцентировать внимание зрителя на наиболее важных для понимания образного содержания картины местах, участвовать в организации пространства, определять последовательность зрительного восприятия. Если цветовая гармония может рассматриваться как преимущественно формальная категория, касающаяся внешней привлекательности сочетания красочных пятен, то цветовая композиция есть организация цвета в первую очередь соответственно логике изображаемых предметов, смыслу образного содержания.

Цветовая композиция особенно важна при работе над натюрмортом, где художник, исходя из цвета, составляет в некое единство предметы, подчиняя их принципам цветовой гармонии и логике художественной формы. Как показывают приводимые примеры, даже в пределах четырех данных цветов возможна их различная композиционная организация

Цвет неба, например, в изображении может быть любого цветового тона — от бело-молочного до черного и от киноварно-красного до бирюзово-зеленого, и все-таки мы более привыкли к небу голубому или серому, такому, каким оно чаще всего и бывает. Яблоко в зависимости от сорта и степени зрелости также может иметь самый различный цвет, и все же в обычном представлении цвет яблока желто-зеленый или краснооранжевый. Что касается предметов искусственной окраски, то их цвет может быть еще более случайным, и здесь от художника также требуется продумать вопрос о том, какой цвет лучше придать тому или иному предмету как части композиции. Этот вопрос не возникает при работе с натуры, но при сочинении композиции он играет важную роль.

Композиционная функция цвета заключена в его способности акцентировать внимание зрителя на наиболее важных для понимания образного содержания картины местах, участвовать в организации пространства, определять последовательность зрительного восприятия. Если цветовая гармония может рассматриваться как преимущественно формальная категория, касающаяся внешней привлекательности сочетания красочных пятен, то цветовая композиция есть организация цвета в первую очередь соответственно логике изображаемых предметов, смыслу образного содержания

В практическое задание входит создание этюда цветов в декоративно-плоскостном варианте, в многоцветной гармонии, т.е. в которой при большом разнообразии цветов нельзя выделить главные.

V. Практическая деятельность учащихся.

1.Выполнение предварительного графического рисунка этюда цветов.

2. Выполнение этюда цветов в декоративно-плоскостном варианте в акварели с учетом задачи: создание многоцветной гармонии, то есть избегая доминирующих цветовых пятен.

    VI. Подведение итогов.

  Просмотр, обсуждение и оценивание детских работ вместе с учащимися.

VII . Уборка рабочего места.

Самостоятельная работа: натюрморт из цветов в трехцветной гармонии.(2 часа)

Цель: закрепление теоретических знаний и практических навыков в технике акварели, полученных на уроке.

Задачи:

-закрепление полученных знаний о свойствах цвета;

- закрепление у детей умений и навыков в работе с акварелью;

- закрепление интереса к акварельным техникам живописи;

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 31; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!