В этой цитате он провозглашает свой знаменитый правовой принцип: « Salus populi - suprema lex » (Благо народа- высший закон).

Salus populi – supremа lex». Фраза Цицерона в интерпретации деятелей разных эпох.

Саенко Матвей Романович (Московский государственный областной университет; факультет истории, политологии и права; 4 курс бакалавриата)

Захаров Василий Юрьевич (Российский государственный гуманитарный университет; исторический факультет; 1 курс магистратуры)

Научный руководитель: Коровчинский И. Н., к. и. н., доцент кафедры всеобщей истории, археологии и методологии исторической науки Московского государственного областного университета.

Фраза «Salus populi – supremа lex» (Благо народа– высший закон) впервые появилась в диалоге Цицерона «О законах». В последующие эпохи эту фразу неоднократно цитировали другие мыслители, что делает интересной проблему эволюции ее значения. Примерами таких мыслителей могут служить прославленные английские философы 17 века Т. Гоббс и Дж. Локк, а также известный советский правовед А.Я. Вышинский. Задача нашего доклада– выяснить смысл, который эти авторы вкладывали в данную фразу, и сравнить с пониманием ее Цицероном. Для этого мы исследуем контекст этой фразы в трудах выбранных авторов с учетом специфики их политико-правовых взглядов и их исторической эпохи.

Рассмотрим историю появления этой фразы в трудах самого Марка Тулия Цицерона, а также разберем смысл, который он ей придавал в своих рассуждениях.

Философские произведения Цицерона написаны в поздний период его деятельности. Они относятся к тому времени, когда Цицерон волей обстоятельств был отстранен от активной политической жизни римской республики. Это происходило дважды: в годы господства так называемого первого триумвирата (60—51 гг.) и диктатуры Цезаря (48—44 гг.).

Рассматриваемый нами диалог «О законах» написан в первый из этих вынужденных перерывов, а именно между 54 и 51 гг.

Этот трактат сохранился в двух главных списках, написанных приблизительно в IX и X вв. Это произведение Цицерона, задуманное как дополнение к диалогу «О государстве», осталось незаконченным.

Трактат «О законах» написан в форме диалога, действие которого происходит в современной Цицерону обстановке. Участниками диалога являются сам Цицерон, его брат Квинт и друг Цицерона Тит Помпоний Аттик. До нас дошло три «книги» трактата, но некоторые исследователи предполагают, что все произведение, по аналогии с трактатом «О государстве», состояло из шести книг. Наиболее обработанной и законченной представляется первая книга диалога, дошедшая до нас в хорошей сохранности, хотя и в ней встречаются лакуны; во второй и третьей книгах многое производит впечатление первоначальных набросков.

Источниками Цицерона в трактате «О законах» были Платон и Хрисипп, один из писателей стоической школы. Из представителей Средней Стои, несомненно влияние Панэтия.

Первая книга трактата содержит рассуждение об естественном праве, вторая—о «праве божественном» (ius sacrum), третья — о магистратах.

Начиная  свое рассуждение в диалоге «О законах», Цицерон говорит о необходимости охватить вопрос в целом, т. е. сначала выяснить самую природу права, а затем перейти к рассмотрению законов, на основании которых государство управляется, в том числе и к рассмотрению так называемых гражданских прав (iura civilia) («О законах», I, 5, 17).

В первой книге он рассуждает о природе права: «Закон ...есть заложенный в природе высший разум, велящий нам совершать то, что следует совершать, и запрещающий противоположное. Разум этот, когда он проникает в человека и укрепляется в нем, и есть закон. Следовательно, понятие права следует выводить из закона; он — мерило права и бесправия. Что касается писаных законов,— а обычно люди только их и считают законами,— то такое толкование практически приемлемо, однако при установлении права следует исходить из того высшего закона, который, будучи общим для всех времен, возник раньше, чем любые писаные законы, раньше, чем возникло какое бы то ни было государство.»(Цицерон, «О законах», I, 6, 18—19).

В этой фразе Цицерон опирается на принятое у римлян определение закона: «Закон – это то, что народ повелел и постановил». Главным критерием закона(lex) как высшей и совершенной формы позитивного права римляне считали его принятие народным собранием. Народ (populus) при этом понимается как суверенный коллектив граждан(civitas). На практике это выражается в том, что законы утверждаются народным собранием(comitia), которое представляет всех римских граждан (civis romani): «…populi appelatione universi cives significantur» – «…названием «народ» обозначаются все граждане».

Идея суверенного народа, устанавливающего законы для самого себя, превращает lex в ведущую форму официального установления (позитивации) римского права, потому что оно мыслится как право, исходящее от граждан (cives), ― ius civile.

В третьей книге, рассуждая о распределении власти в магистратах, Цицерон говорит: «Цар­ским импе­ри­ем да будут обле­че­ны двое и да назы­ва­ют­ся они — от слов “идти впе­ре­ди” [praei­re], “судить” [iudi­ca­re], “сове­то­вать” [con­su­le­re] — пре­то­ра­ми, судья­ми, кон­су­ла­ми. В похо­де да обла­да­ют они выс­ши­ми пра­ва­ми и да не под­чи­ня­ют­ся они нико­му. Выс­шим зако­ном да будет для них бла­го наро­да.»

В этой цитате он провозглашает свой знаменитый правовой принцип: « Salus populi - suprema lex » (Благо народа- высший закон).

Сам Цицерон понимал этот принцип, так, что высшие должностные лица должны в своей деятельности руководствоваться прежде всего пользой для государства и народа. Благо для государства, в его понимании- поиск справедливого компромисса между интересами народа и правящей элиты для установления общественного согласия и единства всех граждан страны.

Политическим кредо Цицерона, верность которому он сохранял на протяжении всей своей жизни и политической деятельности был лозунг «согласия сословий» (concordia ordinum или consensus bonorum omnium).

Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов (Цицерон. О государстве, I, XXV, 39).

Смысл «срединного» характера политико-правовой по­зиции Цицерона состоял в том, что он, отстаивая традиции примата полномочий легально существовавшей систе­мы республиканских учреждений над возможным экстра­ординарным проявлением роли различных группировок и сил (армии, нобилитета, плебса и т. д.), выступал под лозунгом «всеобщего согласия» всех социальных слоев римских граждан в рамках «общего правопорядка».

С учетом специфики практической политики и ее осо­бой логики следует признать, что в своей деятель­ности Цицерон в целом оставался верен основным идеям и принципам той теоретической концепции государства и права, которую он развивал в своем политико-правовом учении. Ключевая роль в них от­водилась представлениям об «общем благе», «согласова­нии интересов», «общем правопорядке», справедливости, разумном законе и т. д. При этом, разумеется, имелись в виду интересы свободных сословий и граждан римской республики, но вовсе не интересы и чаяния рабов, кото­рые вообще остаются вне рамок цицероновской конструк­ции государства и права и являются объектами, а не субъектами прав и полномочий. Цицерон отвергал идею имущественного равенства и считал справедливым со­циальное расслоение и неравенство в общественно-поли­тических отношениях. Уже демократическое равенство (т. е. равенство всех свободных) как игнорирующее раз­личия в социальных положениях и достоинствах людей он считал несправедливостью.

Цицерон предполагает равенство всех граждан перед справедливым законом как основание для прочного государства. Хотя политические идеи Цицерона происходили от его аристократического взгляда на государство и управление им, которое предполагало иерархическую структуру, для него, истинная res publica, основанная на идее о том, что государство принадлежит народу и существует на благо людей, должна гарантировать высокую степень равенства для всех граждан, и именно равенства граждан перед законом, так как не может быть частных привилегий перед законом и справедливость – одна для всех. Формулируется важный правовой принцип: «Под дей­ствие закона должны подпадать все» (О законах, III, 17).

Таким образом, благо для народа по Цицерону это достижение общественного согласия и порядка в государстве, обеспечиваемого справедливыми законами и исполнением должностными лицами (магистратами) своего гражданского долга. 

После Цицерона эту фразу использовал английский философ 17 века Томас Гоббс. Во время его жизни в Англии произошла Английская Буржуазная революция, которая сопровождалась гражданской войной. Это оказало влияние на его философию став основой концепции «естественного состояния — война всех против всех», в котором находились люди до создания государства. В своем труде «Левиафан» он высказывался за создание государства, основанного на взаимном соглашении людей, которое называется общественным договором. С принятием общественного договора заканчивается «война всех против всех» и начинается эпоха государства. Гобсс сравнивал государство с мифическим чудовищем Левиафаном, указывая на то, что государство так же всесильно по сравнению с обычным человеком, как и морское чудовище.

 В своем описании государства он и использовал фразу Циецерона: « ибо искусством создан тот великий Левиафан, который называется Республикой, или Государством (Commonwealth, or State), по-латыни — Civitas, и который является лишь искусственным человеком, хотя и более крупным по размерам и более сильным, чем естественный человек, для охраны и защиты которого он был создан. В этом Левиафане верховная власть, дающая жизнь и движение всему телу, есть искусственная душа, должностные лица и другие представители судебной и исполнительной власти —искусственные суставы; награда и наказание (при помощи которых каждый сустав и член прикрепляются к седалищу верховной власти и побуждаются исполнить свои обязанности) представляют собой нервы, выполняющие такие же функции в естественном теле; благосостояние и богатство всех частных членов представляют собой его силу, salus populi, безопасность народа, его занятие; советники, внушающие ему все, что необходимо знать, представляют собой память; справедливость и законы суть искусственный разум (reason) и воля; гражданский мир — здоровье, смута — болезнь, и гражданская война — смерть. Наконец, договоры и соглашения, при помощи которых были первоначально созданы, сложены вместе и объединены части политического тела, похожи на то «fiat», или «сотворим человека», которое было произнесено Богом при акте творения.»

В этой цитате Гоббс рассматривал государство как живой организм, каждая часть которого выполняет свою функцию, непосредственно связанную с остальными, но в то же самое время полезную для всего организма. Одной из главных целей существования государства Гоббс видел в поддержании гражданского мира (он отождествлял его со «здоровьем» государства-Левиафана), избегании смуты («болезни») и гражданской войны (которая, по мнению Гоббса, могла привести к смерти государства).

Следовательно, используя фразу salus populi, Гоббс имеет в виду прямую связь между устойчивостью государства и благосостоянием народа, который в нем проживает.

Данную фразу Цицерона использовал еще один английский философ Джон Локк. Выбор Локка обусловлен его большим вкладом в западную юридическую и политическую мысль, именно произведениями Локка вдохновлялись такие известные просветители как Вольтер и Жан-Жак Руссо.

В 1683 году вместе с графом Шефстсбери он эмигрировал в Нидерланды.

В Гол­лан­дии, где Локк сбли­зил­ся с кру­гом прин­ца Виль­гель­ма Оран­ско­го, он за­кон­чил ра­бо­ту над сво­им глав­ным фи­лос. соч. «Опыт о че­ло­ве­че­ском ра­зу­ме­нии» («An essay concerning human un­der­standing», 1690, рус. пер. 1898, 1985), из­дал ано­ним­но «По­сла­ние о ве­ро­тер­пи­мо­сти» («Epistola de tolerantia», 1689, рус. пер. 1988).

В 1688 году в Англии произошла «Славная революция», в ходе которой произошла смена правящей династии. Якова II сменил на престоле Вильгельм Оранский, бывший до этого штатгальтером республиканской Голландии. В следующем 1689 году английским парламентом был принят «Билль о правах», акт, декларирующий права и свободы подданного. Это событие было встречено Локком с большой радостью.

Уже в 1690 году, после возвращения в Великобританию, Локк издал книгу «Два трактата о правлении», которая оправдывала режим Вильгельма Оранского, установившийся после «Славной революции».  

В своем труде он противопоставляет деспотичную патриархальную монархию более правильной, по его мнению, ограниченной форме правления.  По мнению Локка люди создают государство, они же предлагают законы и следят за их исполнением, поэтому первично общество, а не монарх.

В отличие от Гоббса, который считал, что правитель отвечает перед богом, Локк говорил, что монарх часть общества и его можно осудить.   

В тексте второй книги, а конкретно в параграфах 157-158 Локк использует фразу «salus populi supremo lex» при обсуждении правильного устройства парламента. Выглядит это так: «И поэтому народ, после того как однажды учрежден законодательный орган, не имеет при такой системе правления, о которой мы говорили, никакой власти для принятия мер, до тех пор пока эта система правления существует; думают, что против этого неудобства нет никакого средства…Salus populi supremа lex является, несомненно, настолько справедливым и основным законом, что тот, кто искренне ему следует, не может впасть в какое-либо пагубное заблуждение».

Говоря о системе, Локк имел в виду сложившеюся в Англии проблему под названием «гнилые местечки», когда опустевшие населенные пункты имели право выбирать достаточно большое количество членов парламента, в то время бурно развивающиеся были ограничены из-за традиций.

Во второй книге «трактатов» Локк заявляет, что обязанностью любого правителя является соблюдение законов, так как именно они (через представительные органы) являются письменно выраженной волей народа. Он считал, что конечной целью любых законов должно являться достижение мира, безопасности и общественного блага народа.

«И кто бы ни обладал законодательной или верховной властью в любом государстве, он обязан править согласно установленным постоянным законам, провозглашенным народом и известным народу, а не путем импровизированных указов… И все это должно осуществляться ни для какой иной цели, но только в интересах мира, безопасности и общественного блага народа»

Этим он доказывает идею верховенства народа по отношению к государству (суверенитета народа), что представляет собой явный признак наличия гражданского общества.

Рассуждая о государстве, ученый считал, что оно должно обеспечивать личные свободы и права своих граждан. По убеждению автора, власть должен избирать народ, а каждый отдельный человек должен жить в соответствии с принятым законодательством, а не зависеть от произвола власть имущих.

Государство, как высший орган власти, обязано обеспечить защиту каждому гражданину и его имуществу. Так Локк впервые сформировал такие понятия, как правовое конституционное государство и законодательная власть.

Таким образом, Локк использует фразу Цицерона для обозначения высшего идеала, к которому должен стремиться любой правитель – он должен изменять традиции и соответствующие им законы ради блага народа. Фактически, Локк заявляет, что соблюдение законов является наивысшей ценностью государства в случае, если эти законы выражают интересы народа.

Эту же фразу salus populi supremo lex, в 20 веке употребил советский юрист Андрей Януарьевич Вышинский. В 1933-39 годах Вышинский занимал пост генерального прокурора СССР и выступал с обвинительными речами на так называемых, Московских процессах. Также Вышинский известен тем, что представлял СССР на Нюрнбергском конгрессе. А затем был министром иностранных дел СССР.

Однако мы сосредоточимся на анализе части его статьи «Вопросы государства и права в трудах товарища Сталина». В ней Вышинский занимается разработкой теории нового советского права и его взаимодействия с правом буржуазным, обосновывает соотношение законности и диктатуры пролетариата.

В связи с этим интересно посмотреть, как Вышинский понимает мысль Цицерона:

Товарищ Сталин блестяще разрешил труднейшую задачу соотноше­ния законности и революции, права и пролетарской диктатуры.

Ленин дал формулу: «...бороться культурно за законность, ничуть не забывая границ законности в революции».

Salus populi — suprema lex. Благо народа — высший закон, закон революции, которому подчинены все юридические законы.

Фальсификаторы марксизма пытались извратить эту формулу. Они изображали соотношение законности и диктатуры пролетариата в таком виде, что законность якобы ограничивает пролетарскую диктатуру. Это — грубое и явное извращение марксизма.  

Таким образом, фразу о благе народа Вышинский употребляет в контексте диктатуры пролетариата и теории классового насилия. Это становится понятно по второй фразе последнего абзаца, в которой он говорит о соотношении законности и пролетарской диктатуры.

Теорию о замене права классовым насилием раскрывает еще одно его высказывание: «При диктатуре пролетариата право сохраняется, хотя и с новым содержанием и новыми функциями…Право есть… форма организации насилия одного класса над другим».

Вышинский использует фразу Цицерона для обоснования законности применения чрезвычайных мер для защиты революции: «СССР имеет необходимость сочетания строгой революционной законности с применением в известных условиях чрезвычайных мер против врагов революции».  По его мнению, ради блага революции, а значит и блага народа, под которым подразумевается пролетариат можно нарушать законы.

Следовательно, Вышинский оправдывает превышение закона и использование репрессивных, административных мер ради цели построения социализма.

Для Вышинского законы являются просто средством для достижения цели. Благо народа он видит не в соблюдении законов, а в их использовании для построения социалистического общества и борьбы с врагами революции.  Целью Вышинского было законно обосновать проведение сталинских репрессий, узаконить революционные методы борьбы. Для этого он и использует идею Цицерона.

Итак, мы привели примеры понимания идеи Цицерона в различные исторические эпохи. Фразу Salus populi – suprema lex употребляли в своих рассуждениях мыслители разных идеологических взглядов и предпочтений.

Сам Цицерон понимал Salus populi – suprema lex как необходимость достижения общественного компромисса и гармонии путем согласия сословий, которое достигается равенством граждан перед справедливыми законами, а также правильной работой должностных лиц(магистратов). Позже эта мысль воплотилась в либеральном понимании равенства: формальное равенство граждан перед единым законом.

Однако каждый следующий мыслитель использовал данную фразу по-своему, в контексте своих рассуждений и своей исторической эпохи.

Томас Гоббс понимал благо народа как его соединение через государство в единую силу, способную вершить справедливое правосудие и поддерживать мир. Справедливые законы, по его мнению, должны охранять здоровье государства-Левиафана, сохранять его стабильность и защищать от болезней, под которыми понимаются внутренние конфликты и гражданские войны.

Для Локка благо народа (salus populi) важнее, чем столетние традиции. Локк требует не нарушать законы, а при необходимости менять их на благо общества. Новаторство Локка в том, что, опираясь на мысль Цицерона, он доказывал тезис о том, что благо народа может требовать изменения устаревших законов для решения проблем сегодняшнего дня, несмотря на их противоречие традициям.

А. Я. Вышинский по-новому взглянул на идею римского оратора, использовав ее в контексте решения проблемы революционной законности, соотношения закона и диктатуры пролетариата. По его мнению, благо народа (salus populi) тесно связано с революцией и классовой борьбой. Понятие народ заменяется для него понятием пролетариат и соответственно благо народа -есть благо рабочих. По мнению советских правоведов буржуазное право должно быть заменено классовым насилием, которое приведет к исчезновению капиталистических предрассудков и формированию новой социалистической морали. Советское право- переходная форма от буржуазного права к социализму. В контексте этой теории Вышинский использует фразу Salus populi supremo lex для обоснования возможности применения чрезвычайных административных мер для защиты революции, то есть дает возможность нарушения закона ради блага пролетариата. 

Таким образом, мы проследили эволюцию понимания данной фразы мыслителями разных эпох.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 67; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!