ИЛЛЮЗИИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ДВУХ ИЗМЕРЕНИЯХ



Мастерская моды. Зрительные иллюзии в одежде.


Зрительные иллюзии, как правило, используются, чтобы приблизить реальные размеры фигуры к идеальным: сделать рост выше, фигуру стройнее, плечи уже или шире, грудь больше или меньше, талию тоньше и т.д.

Иллюзию или "зрительный обман" использовали в одежде очень давно. В истории костюма можно проследить как "сужали" талию с помощью широких юбок, делали ноги длиннее с помощью завышенной линии талии, создавали иллюзию маленькой головки большим воротником "фреза", увеличивали рост с помощью вертикальных декоративных отделок в костюме и т.п. Это был один из путей иллюзорного изменения пропорций фигуры человека.

В современной одежде сохранились подкладные плечи, прокладки в области груди в пиджаках и использование специального белья в больших вечерних туалетах, позволяющее добиваться "идеальной фигуры". Но эти приемы значительно упростились, потому что изменились эталоны красоты.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ ИЛЛЮЗИЙ В ОДЕЖДЕ

Желаемая видимая форма одежды определяется общим замыслом при построении ее. Мы не входим в обсуждение этой формы. Она зависит от назначения одежды, социального ее смысла, художественных оснований, исторического периода и т.д. Мы принимаем ее как заданную. При осуществлении ее в каком бы то ни было виде необходимо владеть средствами, при помощи которых можно придать одежде тот или иной внешний вид, нужно знать, что может содействовать определенному впечатлению. Учение о зрительных иллюзиях имеет здесь большое значение. При этом для осуществления желаемой формы необходимо считаться с фактором, данным извне, - размерами и очертаниями человеческой фигуры. Этот фактор в нашей теме является основным зрительным элементом. Дополнительными зрительными элементами являются те линии, площади и формы, которые образуются:
1) покроем одежды;
2) отделкой ее;
3) рисунком ткани;
4) цветом ее.

Способы придания одежде желаемой формы

 

Одежда имеет значение не сама по себе, а на определенном носителе, на человеке. Всякая одежда есть известное видоизменение, преображение внешности человека. Кроме того человеческая фигура не всегда соответствует задуманной, желательной в том или ином случае форме.

Для достижения цели выделяют в фигуре желаемые очертания, а если выделять нечего, то создают их видимость, а невыгодное замаскировывают, скрывают, попросту закрывают. Так сутулую спину прикрывают накидкой или широким воротником, худую шею закрывают пышным фишю; подшивают подкладки - и узкие плечи делаются широкими; устраивают "грудь колесом" и т. д. Это - путь самый простой. В этих случаях фактически, физически получаются другие очертания. Тут собственно обман не зрительный. Мы видим то, что есть: и для осязания плечи - толще, обман только в том, что они ватные. Или же мы не иллюзорно видим спину прямой, а мы просто спины с ее сутулостью не видим, а видим одну накидку. Большая часть советов, даваемых относительно того, как сгладить неблагоприятные особенности фигуры, относится к приемам этого типа.

Другого рода задача возникает, когда фактически, физически форму изменить невозможно. Если рост можно прибавить высокими каблуками, то убавить его тем же методом нельзя. Худобу можно скрыть различными подкладками, но стянуть корсетом излишнюю полноту можно только в ограниченных пределах и т. д. Здесь-то и имеют значение способы зрительного изменения фигуры. Именно зрительные иллюзии могут помочь до известной степени выпрямить неправильную форму, сделать приземистую фигуру более стройной, дать кривую линию там, где на самом деле прямая, и т. д.

В этом положительная роль иллюзий. Но не надо забывать, что они могут оказать и очень вредное действие, если с ними не считаться. Если их не знать, не принимать в расчет, то при известных соотношениях частей одежды и фигуры может возникнуть такое впечатление, которое совершенно извратит композиционный замысел. Вместо прямой фигуры, какой она на самом деле является, мы увидим кособокую, вместо правильной формы - изуродованную и т. д. Знание законов зрительного восприятия и зрительных иллюзий дает возможность этого избегнуть.

Понятие о зрительной иллюзии

 

Проблема иллюзии и точности нашего восприятия имеет значение в самых разнообразных областях. Сейчас мы берем понятие иллюзии в узком техническом значении оптической, или зрительной, иллюзии.

Зрительной иллюзией мы называем непосредственное зрительное впечатление, не совпадающее с другими видами восприятия данного предмета и с общей совокупностью наших знаний о нем.

Подверженность иллюзиям отнюдь не признак несообразительности. Велись специальные исследования для установления связи между умственной одаренностью и подверженностью иллюзиями. Никакой корреляции, т.е. никакой связи между этими явлениями, не обнаружилось.

Конечно в восприятии иллюзий, как и во всех других видах восприятий, сказываются индивидуальные различия. На одних иллюзия действует сильнее, чем на других. Однако обычно мы находим лишь количественную разницу, но не изменение направления иллюзий.

Иллюзии могут быть обусловлены разными причинами:

 

  1. Физические причины зрительный иллюзий. Ими например обусловлены все те факты, когда мы вследствие отражения или преломления лучей видим предметы не в том направлении, в каком они находятся: палка, опущенная в воду имеет вид изогнутой

 

  1. Физиологические причины - особенности устройства глаза (например неодинаковая чувствительность его для различных мест зрительного поля). Сюда же относятся особенности мускульных движений глаза.

 

  1. Психологические причины представляют величайшую важность. К ним относятся восприятия смысла целой фигуры, направление внимания, влияние прошлого опыта, понимание перспективы и т.д.

 


Особенное значение для восприятия иллюзий имеет направление внимания. В иллюзиях, обусловленных действием дополнительных зрительных элементов, очень важно, чтобы фигура рассматривалась вся в целом. Понятно, что если иллюзия зависит от определенных элементов, то всякое их ослабление поведет к ослаблению иллюзии; и если суметь игнорировать эти элементы, как бы не смотреть на них, не обращать внимания, иллюзия не сможет проявиться, как и в том случае, если бы изменяющие элементы и в действительности были устранены, прикрыты чем-нибудь.

Это обстоятельство следует иметь в виду при восприятии иллюзий. Иллюзии нужно рассматривать в целом, чтобы увидеть их действие.

Классификация иллюзий

 

Иллюзии можно было бы классифицировать следующим образом:

 

  1. Иллюзии восприятия формы в двух измерениях.

 

  1. Иллюзии восприятия третьего измерения.

 

  1. Иллюзии цвета, ведущие к изменению формы.

 

 

ИЛЛЮЗИИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ДВУХ ИЗМЕРЕНИЯХ

Иллюзии восприятия в двух измерениях могут быть разделены на две группы:

 

  1. Неправильное восприятие вследствие особенностей устройства нашего органа зрения.

 

  1. Неправильное восприятие линий, углов, направлений, величины и формы площадей вследствие одновременной данности дополнительных зрительных впечатлений. Эта последняя группа обычно называется "геометрико-оптическими иллюзиями" согласно термину, введенному Оппелем.

 


Первая группа иллюзий может считаться обусловленной изначальной неточностью нашего восприятия.

1. Среди относящихся сюда иллюзорных восприятий заслуживает внимания переоценка вертикального направления по сравнению с горизонтальным. Вертикальное расстояние кажется больше равновеликого ему горизонтального. В силу этого правильный квадрат кажется прямоугольником.

Вертикальная линия кажется больше горизонтальной (рис. 1), а высота цилиндра значительно превосходит ширину его полей (рис.2); если же из смерить, они окажутся одинаковыми.

При малых расстояниях эта иллюзия очень значительна и может давать кажущуюся разницу до 1/5. Иллюзия эта сильнее, если расстояние обозначено прерывисто.

Установлена некоторая связь между величиной иллюзии и абсолютными размерами расстояний. С увеличением расстояний иллюзия сначала возрастает, а потом как будто остается постоянной.

2. Наряду с этим мы переоцениваем расстояния, находящиеся в верхней части поля зрения: они кажутся больше, чем расстояния, находящиеся в нижней части поля зрения. Если попробывать на-глаз разделить пополам вертикальную линию, то верхняя часть обычно получается на 1/16 меньше нижней. В таких цифрах как 8, или в такой букве как латинская S, верхняя часть кажется приблизительно равной нижней.


Практически значение этих иллюзий нужно учитывать при покрое, если мы желаем дать видимость правильного квадрата или сплюснутого прямоугольника. Переоценка вертикального направления особенно сильно сказывается при полосатых материях, так как прерывисто обозначенное расстояние дает более явственную иллюзию (см. ниже о заполненном промежутке).


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!