Вопросы и упражнение для самоконтроля



Занятие № 10

Лекция № 8

Тема : «Лингвостилистический анализ текста».

 

Цели: углубить знание студентов стилевых черт, области применения, функций публицисти-

       ческого, художественного, официально-делового, научного, обиходно-разговорного

       стилей; развивать навык работы с текстами; теоретически и практически дать возмож-

       ность студентам усвоить особенности языковых средств разных стилей.

 

Задачи:

¾ повторить теоретические сведения о стилях речи;

¾ определить стили исходных текстов, основные языковые особенности каждого отрывка.

 

План

 

1. Понятие о лингвостилистическом анализе текста.

2. Общая схема функционально-стилистического анализа текста.

 

ПОНЯТИЕ О ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ ТЕКСТА

 

Лингвостилистический анализ (ЛСА) текста – «…рассмотрение текста как смыслового целого с точки зрения используемых в тексте языковых средств, при помощи которых раскрывается замысел автора, заложенная в тексте идея, художественно-эстетическая функция произведения» [Лобанова, Слесарева 1983: 13].

 

ОБЩАЯ СХЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА

 

1. Предварительно отнести текст к одному из следующих функциональных стилей: научному, официально-деловому, газетно-публицистическому, разговор-ному, художественному.

2. Определить основную тему текста. Следует помнить, что тема (предмет сообщения) – это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых словах; для большинства книжных текстов тема заявлена в первом – и дублируется в последнем предложениях.

3. Определить идею текста. Идея текста (его основная мысль) – то, что говорится о предмете сообщения (теме).

4. Определить сферу коммуникации. Для научного стиля – наука, для официально-делового стиля – административно-правовые отношения, для газетно-публицистического стиля – политико-идеологические, общественные отношения, т. е. массовая коммуникация, для разговорного стиля – повседневные, бытовые отношения.

5. Определить, что представляет собой текст в содержательно-логическом плане (самостоятельное произведение, отрывок из произведения), найти, если есть, компоненты стандартной содержательной композиции: вступление, основную часть, заключение.

6. Определить, к какому функционально-смысловому типу речи (описание, повествование, рассуждение, инструктирование) относится текст. Следует помнить о том, что в «реальном» тексте функционально-смысловые типы речи могут комбинироваться, например: повествование с элементами рассуждения, рассуждение с элементами описания и т. п.

7. Определить форму реализации стиля. Письменная или устная.

8. Назвать стилевые черты, присущие тексту. Например, для текстов научного стиля – логичность, последовательность повествования, объективность, беспристрастность, ясность изложения и т. д.

9. Найти стилистические средства, используемые в данном тексте, т. е. установить языковую специфику текста. Стилистические средства лексико-фразеологического, морфологического и синтаксического уровней представлены ниже в таблицах. Словообразовательный уровень см. в образцах анализа.

9.1. Стилистические средства фонетического уровня. Имеются в виду особенности нелитературного произношения, присущие устной разговорной речи. В письменной форме разговорной речи они проявляются редко (обычно на орфографическом уровне).

9.2. Стилистические средства лексическо-фразеологического уровня.

9.3. Стилистические средства словообразовательного уровня.

9.4. Стилистические средства морфологического уровня.

9.5. Стилистические средства синтаксического уровня.

10.  Определить, имеются ли стилеразрушающие элементы.

11.  Определить, если это возможно, жанр текста.

12.  Сделать окончательный вывод о принадлежности текста к одному из стилей, названных

 в 1-ом пункте анализа.

 

СХЕМА АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1. Историко-биографический материал. Глубокое понимание стихотворения порой требует знания даты его написания, истории публикации, фактов биографии автора, которые связаны с лириче­ским сюжетом или имеют отношение к истории создания художественного текста.
2. Место стихотворения в творчестве поэта. При определении места стихотворения в поэтике автора требуется отнести произведение к тому или иному периоду творчества поэта, понять контекст, в котором оно создавалось, что невозможно без знания творческого пути художника хотя бы в общих чертах.
3. Ведущая тема. Тема составляет основу любого произведения (в том числе и лирического). Как правило, в стихотворении можно выделить ведущую (или основную) тему. При ее определении следует ориентироваться на тематическую классификацию стихотворений, соотнося ее с «вечными» для поэзии темами любви, красоты, смерти, рока и др.
4. Лирический сюжет. Сюжет всегда связан с каким-то событием. Воспоминание или случайная встреча, сюжетная сценка или созерцание природы, жизненные перипетии или посетившая поэта мысль становятся импульсом к лирическому переживанию, порождают особое эмоциональное состояние героя.
5. Проблемы. Проблематика стихотворения определяется постановкой вопросов в тексте или подтексте произведения.
6. Композиция. Деление стихотворения на смысловые части позволяет проследить развитие темы, увидеть смену настроения, вычленить поэтическую мысль, отметить композиционную стройность стихотворения, гармоничную соотнесенность всех его частей.
7. Лирический герой и его характеристики, речь и точка зрения.
8. Преобладающее настроение, его изменение. В стихотворении конкретный план может совме­щаться с символическим и аллегорическим, но главным для лирического рода литературы является эмоциональное содержание, которое связано с переживаниями лирического героя. Видо­временная модальность глагольных форм.
9. Ритмика и строфика стихотворения.
10. Фонетическая оформленность стихотворения. Частеречная. Порядок слов и особенности синтаксиса.
11. Основные образы и персонажи. Образ — это любое явление, творчески воссозданное в про-изведении. Образ создается при активном участии воображения автора и читателя. Он обобща-ет действительность, раскрывая в единичном закономерное, вечное, концентрирует существен-ные для автора стороны жизни. Образ может выходить за рамки одного произведения: · образы-мотивы повторяются в нескольких произведениях одного или нескольких авторов (например, образ метели); · образ-топос представляет «общее место», характерное для целой культуры данного периода или данной нации (например, образ дороги, мира как театра); · образы-архетипы являются наиболее устойчивыми схемами или формулами человеческого воображения (Гамлет). Образ достраивается в сознании читателя через детали и подробности, описывающие явление.
12. Позиция автора сочинения-анализа.

 

ОБЩАЯ СХЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА
1. Предварительно отнести текст к одному из следующих функциональных стилей: научному, официально-деловому, газетно-публицистическому, разговорному, художественному.
2. Произвести лингвистический комментарий, то есть объяснить непонятные слова, выражения, ситуации и т.п.
3. Определить основную тему текста. Следует помнить, что тема (предмет сообщения) – это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых словах; для большинства книжных текстов тема заявлена в первом и дублируется в последнем предложениях
4. Определить идею текста. Идея текста (его основная мысль) – то, что говорится о предмете сообщения (теме).
5. Определить сферу коммуникации. Для научного стиля – наука, для официально-делового сти-ля – административно-правовые отношения, для газетно-публицистического стиля – политико­идеологические, общественные отношения, т. е. массовая коммуникация, для разговорного сти-ля – повседневные, бытовые отношения.
6. Определить, что представляет собой текст в содержательно-логическом плане (самостоятель-ное произведение, отрывок из произведенья), найти, если есть, компоненты стандартной содер-жательной композиции: вступление, основную часть, заключение.
7. Определить, к какому функционально-смысловому типу речи (описание, повествование, рас-суждение, инструктирование) относится текст. Доказать свою точку зрения. Следует помнить о том, что в «реальном» тексте функционально-смысловые типы речи могут комбинироваться, например: повествование с элементами рассуждения, рассуждение с элементами описания и т. п. (учесть подпиты речи).
8. Определить форму реализации стиля. Письменная или устная.
9. Назвать стилевые черты, присущие тексту. Например, для текстов научного стиля – логич-ность, последовательность повествования, объективность, беспристрастность, ясность изложе-ния и т. д.
10. Найти стилистические средства, используемые в данном тексте, т. е. установить языковую специфику текста. · Стилистические средства фонетического уровня. Имеются в виду особенности нелите-ратурного произношения, присущие устной разговор-ной речи. В письменной форме разговорной речи они проявляются редко (обычно на орфографическом уровне). · Стилистические средства лексическо-фразеологического уровня. · Стилистические средства словообразовательного уровня. · Стилистические средства морфологического уровня. · Стилистические средства синтаксического уровня.
11. Определить, имеются ли стилеразрушающие элементы.
12. Определить, если это возможно, жанр текста.
13. Сделать окончательный вывод о принадлежности текста к одному из стилей, названных в первом пункте анализа.

 

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Функционально-стилистические средства лексико-фразеологического уровня

Функциональные стили / стилистические средства Науч - ный стиль Офици - ально - деловой стиль Газетно - публици - стиче - ский стиль Разго - ворный стиль Художе - ственный стиль

Лексические средства

Употребление многозначных слов. в од-ном, реже – в двух значе-ниях в од-ном, ре-же – в двух значе-ниях + + +
Употребление синонимов. - - + + +
Употребление разговорной и просторечной лексики. - - + + +
Употребление специальной лексики (терминов). + - - - -
Употребление «газетизмов». - - + + +
Употребление официальной лексики. - + + + +
Употребление эмоционально окрашенной лексики. - - + + +
Преобладание абстрактной лексики над конкретной. + - - - -
Преобладание конкретной лексики над абстрактной. - - + + +
Примерно одинаковое соотношение конкретной и абстрактной лексики. - + - - -
Другие функционально-стилистические средства лексического уровня.          

Фразеологические средства

Употребление фразеологических единиц книжной окрашенности. + - + + +
Употребление фразеологических единиц разговорной и просторечной окрашенности. - - + + +

Функционально-стилистические средства морфологического уровня

Имя существительное (ИС)

Высокий процент употребления конкретных ИС. - - + + +
Высокий процент употребления отвлеченных ИС. + - - - -
Примерно одинаковое соотношение конкретных и отвлеченных ИС. - + - - -
Преобладание форм родительного приименного падежа над другими формами косвенных падежей. + + - - -

Местоимение

Употребление личных местоимений. - + + + +

Глагол

Высокий процент употребления форм настоящего времени в значении «настоящего абстрактного». + - - - -
Функциональные стили / стилистические средства Науч - ный стиль Офици - ально - деловой стиль Газетно - публици - стиче - ский стиль Разго - ворный стиль Художе - ственный стиль
Высокий процент употребления форм настоящего времени в значении «настоящего предписания». - + - - -
Преобладание форм инфинитива над остальными глагольными формами. - + - - -
Употребление причастий. + + + - +

Служебные части речи

Употребление производных предлогов. + - - - -
Употребление союзов сниженной стилистической окрашенности. - - + + +
Употребление междометий. - - + + +
Употребление вводных единиц эмоционально-оценочной семантики. - - + + +
Употребление вводных единицы, передающие логику следования мысли, индикаторов значимости. + - + + +
Другие функционально-стилистические средства морфологического уровня.          

Функционально-стилистические средства синтаксического уровня

Простое предложение

Употребление восклицательных предложений. - - + + +
Высокий процент употребления пассивных конструкций. + + - - -
Употребление неполных предложений. - - + + +
Употребление односоставных именных предложений. - - + + +
Употребление односоставных глагольных обобщенно-личных предложений. - - + + +
Употребление односоставных глагольных неопределенно- личных предложений. - - + + +
Высокий процент употребления пред-ложений с простым глагольным ска-зуемым, выраженным глагольным описательным оборотом. + + - - -
Употребление в именной части слова как в значении «в качестве». + - + + -
Нарушение объективного порядка слов в предложении. - - + + +

Осложненное предложение

Однородные члены предложения. + - - - -
Предложный субстантивный обстоятельственный оборот. + + + - +
Вводные единицы эмоционально- оценочной семантики. + + + - +
Вводные единицы, передающие логику следования мысли, индикаторы значимости. + - + + +

 

Функциональные стили / стилистические средства Науч - ный стиль Офици - ально - деловой стиль Газетно - публици - стиче - ский стиль Разго - ворный стиль Художе - ственный стиль
Обращение. - + + + +

Сложное предложение

Высокий процент употребления многочленных подчинительных конструкций. + - - - +
Другие функционально-стилистические средства синтаксического уровня.          

 

Вопросы и упражнение для самоконтроля

1. Стилистические особенности текстов научного функционального стиля.

2. Стилистические особенности текстов официально-делового функционального стиля.

3. Стилистические особенности текстов публицистического функционального стиля.

4. Стилистические особенности текстов художественного функционального стиля.

5. Лингвостилистический анализ текста.

ОБРАЗЕЦ

А, а – первая буква русского алфавита. Название буквы – «а» употребляется как существительное ср. рода: прописное а. По начертанию буква а восходит к букве кириллицы (см.) «аз», к-рая имела числовое значение «один». Начертание буквы «аз» в слав. алфавите восходит к греч. букве «альфа» и финикийскому «алеф», т. е. телец, т. к. начертание этой буквы образовалось из иероглифического рисунка, изображающего голову быка. Слав. название  буквы – «аз» сохранилось в выражениях: от аза до ижицы – «от начала до конца», ни аза не

смыслит или аза в глаза не знает – «ничего не знает».

При классификационных обозначениях буква А, а имеет значение «первый»: ложа А, пункт а, место а.

Графические обозначения буквы а: 1) в начале слова, после гласных букв, после согласных шипящих, ц, й обозначает фонему <а>: армия, вуаль, жар, шаг, чаща, царь, Гайавата; 2) после остальных согласных букв обозначает фонему <а> и твердость предшествующей согласной фонемы: бак, вар, газ.

 

1. Предварительно текст можно отнести к научному стилю.

2. Темой данного текста является первая буква русского алфавита – А, а. Тема представлена в первом, тематическом, предложении текста А, апервая буква русского алфавита, неоднократно повторяется на протяжении всего текста в сочетаниях: название  буквы – «а», графические обозначения буквы и др., кроме того, имеется графическое выделение буквы (выделенные в начале текста А, а – характерный для текстов энциклопедических и словарных статей заголовок).

3. Идея текста совпадает с тематическим предложением (темой). Место буквы в русском алфавите, происхождение, значение при классификационных обозначениях, звуки речи, обозначаемые буквой.

4. Сфера коммуникации – наука.

5. В содержательно-логическом плане текст представляет собой статью из энциклопедии «Русский язык». Графически текст разделен на 3 части (абзаца), каждая из которых раскрывает свою подтему: первый абзац – место буквы в русском алфавите, истоки начертания; второй абзац – значение буквы при классификационных обозначениях; третий абзац – звуки речи, обозначаемые буквой.

6. Текст относится к функционально-смысловому типу речи «повествование», передается фактологическая информация.

7. Форма реализации научного стиля – письменная.

8. Можно отметить такие стилевые черты, присущие данному тексту, как: логичность, последовательность повествования, объективность, беспристрастность, ясность изложения.

9. Стилистические средства, используемые в данном тексте (языковая специфика текста).

9.1. Стилистические средства фонетического уровня отсутствуют, т. к. текст письменный.

9.2. Стилистические средства лексическо-фразеологического уровня.

Лексические средства

Употребление многозначных слов Слова: буква, твердость – употребляются в одном, закрепленном в лингвистике значении.
Употребление синонимов -
Употребление разговорной и просторечной лексики -
Употребление специальной лексики (терминов) В тексте значительное количество лингвистических терминов: буква, алфавит, существительное, ср. род, прописное а, начертание, кириллица, гласная, согласная, шипящая, фонема, твердость.
Употребление официальной лексики -
Употребление эмоционально окрашенной лексики -
Употребление абстрактной лексики В тексте значительное количество отвлеченных имен существительных (50%): название, начертание, значение, выражения, обозначения, твердость.
Употребление конкретной лексики Употребление значительного количества конкретных существительных: буква, существительное, телец, рисунок, голова, бык, фонема – вызвано темой текста.

Фразеологические средства

Фразеологические средства используются только в примерах употребления буквы а, что не является стилистическим средством

9.3. Стилистические средства словообразовательного уровня. Можно выделить две основные словообразовательные модели, указывающие на принадлежность текста к научному стилю:

1) существительные, образованные от глаголов при помощи суффиксов -ний, -ений, с транспозиционным словообразовательным значением «отвлеченное действие», например: название, начертание, значение, выражения, обозначения;

2) существительное, образованное от прилагательного при помощи суффикса -ость, с транспозиционным словообразовательным значением «отвлеченный признак» твердость. Кроме того, в тексте употребляются сокращения наиболее частотных слов: ср. род вместо средний род, см. – смотри, к-рая – которая, слав. алфавит – славянский алфавит, т. к. – так как, греч. буква – греческая буква, т. е. – то есть.

9.4. Стилистические средства морфологического уровня.

 

Имя существительное (ИС)

Употребление отвлеченных ИС В тексте значительное количество отвлеченных имен существительных (50%): название, начертание, значение, выражения, обозначения, твердость.
Употребление конкретных ИС  
Преобладание форм родительного приименного падежа над другими формами косвенных падежей В тексте значительное количество ИС в форме родительного приименного падежа: буква алфавита, название буквы, существительное рода, к букве кириллицы начертание буквы, голову быка, в начале слова, твердость фонемы.

Местоимение

Употребление личных местоимений -  

Глагол

Преобладание формы настоящего времени в значении «настоящего абстрактного» Большинство глаголов употреблено в настоящем времени: употребляется, восходит, имеет, обозначает; ряд глаголов – в прошедшем времени, т. к. дается историческая справка: имела, образовалось, сохранилось.
Употребление причастий В тексте два причастия: в конструкции с причастным оборотом рисунка, изображающего голову быка и в сочетании твердость предшествующей фонемы

Служебные части речи

Употребление производных предлогов -
Употребление союзов сниженной стилистической окрашенности -
Употребление вводных единиц эмоционально-оценочной семантики -
Употребление вводных единицы, передающие логику следования мысли, индикаторов значимости -
Употребление междометий -

 

9.5. Стилистические средства синтаксического уровня.

Простое предложение

Употребление восклицательных предложений -
Употребление неполных предложений -
Употребление пассивных конструкций В тексте высок процент употребления пассивных конструкций: название буквы употребляется; начертание этой буквы образовалось; название буквы сохранилось.
Употребление односоставных именных предложений -
Употребление односоставных глагольных обобщенно-личных предложений -
Употребление односоставных глагольных неопределенно-личных предложений -
Употребление предложений с простым глагольным сказуемым, выраженным глагольным описательным оборотом Встречается два случая употребления глагольных описательных оборотов: к-рая [буква «аз»] имела числовое значение«один» (= значила); буква А, а имеет значение «первый» (= значит).
Употребление в именной части слова как в значении «в качестве» Слово как употребляется в именной части составного именного сказуемого в следующем предложении: Название буквы – «а» употребляется как существительное ср. рода: прописное а.
Нарушение объективного порядка слов в предложении -

Осложненное предложение

Однородные члены предложения Предложения в тексте осложнены следующими рядами однородных членов: восходит к греч. букве «альфа» и финикийскому «алеф»; сохранилось в выражениях: от аза до ижицы – «от начала до конца», ни аза не смыслит или аза в глаза не знает – «ничего не знает»; обозначает фонему <а> и твердость предшествующей согласной фонемы.
Причастный (или определительный) оборот В тексте употребляется конструкция с причастным оборотом: рисунка,изображающего голову быка.
Предложный субстантивный обстоятельственный оборот -
Вводные слова эмоционально-оценочной семантики -
Вводные единицы, передающие логику следования мысли, индикаторы значимости -
Обращение -

Сложное предложение

Употребление многочленных подчинительных конструкций В тексте из 6-и предложений 2 – сложноподчиненных предложения: 1) По начертанию буква а восходит к букве кириллицы (см.) «аз», к-рая имела числовое значение «один»; 2) Начертание буквы «аз» в слав. алфавите восходит к греч. букве «альфа» и финикийскому «алеф», т. е. телец, т. к. начертание этой буквы образовалось из иероглифического рисунка, изображающего голову быка.

10. Стилеразрушающие элементы в тексте отсутствуют.

11. Энциклопедическая статья.

12. Итак, все вышеназванные особенности текста свидетельствуют о его принадлежности к научному стилю.

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 41; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!