Не поступай с другим так, как не хочешь, чтобы поступили с тобой».



Тема: Источники права (онтологический аспект).

Задание на лекционное занятие

Ознакомиться с текстом лекции и письменно законспектировать ответы на вопросы:

Что такое онтологические источники права?

Виды онтологических источников права?

Дайте определение юридическим источникам права?

Дайте краткую характеристику правовому обычаю как форме права ?

Краткая характеристика юридического прецедента?

Характеристика юридической доктрины?

Основные черты нормативно-правового акта?

Что такое договор нормативного содержания. Его основные черты.

Источники праваэто то, откуда черпаются знания или сведения о праве, о правовых нормах.

Сегодня, чаще всего, под источниками права юристы понимают официальные документы, в которых нашли отражение правовые нормы. Они являются источниками права в профессиональном юридическом смысле: это так называемые юридические источники права.

В качестве примера, в первую очередь, можно привести закон. Но он не является единственным источником права. Более того, сами законы относятся к отдельной видовой группе источников. Его определяют как «нормативные правовые акты (нормативно-правовые акты)». Этот вид источников наиболее распространен в отечественной правовой системе. Но в правовых системах других государств могут доминировать иные виды источников (например, юридические прецеденты и юридические доктрины, правовые обычаи и доктрины религиозные и т.п.). Все виды юридических источников права объединяет то, что они одновременно являются формами выражения правовых норм и способами их официального закрепления ― это обеспечивает им общее признание, а также повсеместное применение и реализацию на практике.

Но откуда появляется представление о правовой норме? Как возникает суждение о том, что необходимо (дóлжн) поступать именно так, а не иначе? Каким образом попадают нормы в официальные источники права?

Ответить на поставленные вопросы, ― значит попытаться докопаться до истоков истинных сужденийо праве и таким образом определить источники права в онтологическом (сущностном) значении. Это и есть онтологические источники права. Некоторые авторы называют их правообразующими источниками. Это не есть еще право в юридическом смысле, но это то, откуда оно произрастает. Генезис права был бы невозможен без онтологических источников, обусловливающих его появление.

Издревле в качестве таких источников рассматривали Божественный Закон, который называли в разных культурах по-разному. Например, в Древней Греции ― это Божественный Логос (Вселенский Космический Закон, который распространяется даже на богов), в Древней Индии ― Рта или Рита (Космический порядок), в Древнем Китае ― Дао (Путь естества, Путь природы, который невозможно описать и передать посредством человеческого языка) и Тянь (Небо), а император это Сын Неба ― посредник между мирами).

Нельзя не отметить, что все древние народы верили в существование единого космического миропорядка и признавали необходимость ему следовать, чтобы не нарушать законы всеобщей гармонии. Например, в древнегреческом языке слово «космос» происходит от слова со значением лад, порядок, украшение, красота; в древнерусском языке слово «лад» одновременно означает и порядок, и гармонию.[1]

Это свидетельствует о признании неких метафизических или запредельных начал права. Соответственно, люди интуитивно пытались сообразовать свои деяния и поступки с этим космическим законом вселенской гармонии. В случае неочевидности варианта решения проблемы, они, при помощи религиозных ритуалов, а также мудрых и наиболее духовно одаренных посредников (в качестве таковых выступали жрецы, шаманы, оракулы, пророки и др.) пытались узнать у богов ответы на свои вопросы и выбрать правильный вариант поведения. Так складывались обычаи и традиции, предаваемые из поколения в поколение, поэтому они у многих народов получили название «законы предков». Считалось, что эти законы соответствуют Закону Вселенскому или Вечному, были переданы предкам Богом (или богами), поэтому они не должны нарушаться. И поэтому поступать право или по праву – это значит действовать в соответствии с их предписаниями, не выходя за их рамки. Например, само слово «ЗАКОН», в русском языке состоит из приставки «ЗА» и корня «КОН», что означает круг, граница предел чего-либо.[2] С этой точки зрения, закон определял, что есть право, исходя из его сакрального, метафизического происхождения. И вначале государственные (полисные) законы, как и законы предков (обычное право), не должны были противоречить Законам Неземным, Вечным.

Это принципиально отличает представление древних народов об истоках правды, а следовательно и права, от представлений наших современников.Ведь сегодня закон это выражение государственной воли. И в лучшем случае он призван выражать волю большинства граждан, хотя может выражать и волю суверена, выступающего в лице монарха в интересах избранных ― т.е. элиты.

Политическая культура древних не в одночасье совершила подмену понятий, когда на смену Закону Всеобщему, Божественному, который не может быть НЕ-правым, пришли законы государства, принимаемые и издаваемые людьми, сугубо по своему усмотрению. И такие законы стало возможным рассматривать как справедливые и несправедливые.

Не менее значимым правообразующим источником также является человеческая совесть.[3] 

Внутреннее звучание голоса совести в душе человека подвигло Иммануила Канта заявить о существовании нравственного закона в человеке. Этот выдающийся немецкий философ не мог объяснить его возникновения и готов был признать его божественное происхождение. Ведь не случайно голос совести люди называют голосом Бога в человеческой душе. Совесть – это то свойство человеческой природы, которое, наряду с иными качествами (набор которых невелик), отличает человеческий вид от всех других представителей животного мира. С философской и религиозно-философской точки зрения, совесть есть у каждого человека, хотя может не осознаваться или заглушаться усилием его воли. Поэтому вопрос: «Есть ли у тебя совесть?» ― можно считать риторическим. В противном случае, нельзя было бы объяснить существование «золотого правила» во всех культурах и на протяжении всей человеческой истории, которое можно сформулировать так:

 «не желай другому того, чего не желаешь себе» или

не поступай с другим так, как не хочешь, чтобы поступили с тобой».

И еще один правообразующий источник необходимо назвать – это разум. Что такое разум? Это способность к суждению[4], т.е. способность мыслить и выражать свои мысли, с которой тесно связана способность их их формулировать в высказывании, иначе говоря, дар речи.[5]Только человеческий разум способен в своих суждениях подняться до высокого уровня абстракции и оперировать непредметными понятиями (идеями), к каковым относится и «право», и «закон».

Это позволяет говорить о разуме как об онтологическом источнике права. Ведь именно вследствие осмысления социальных, экономических, а затем и политических процессов человечество приходит к осознанию необходимости всеобщих требований и правил поведения и неких институтов, обеспечивающих их соблюдение, что рассматривается в качестве гарантий собственного выживания.

Изначально эти требования выражаются в принципах права, отражающих наиболее значимые потребности любого человека, живущего в сообществе других людей. Прежде всего, это принципы справедливости и равенства (в том числе, перед судом и законом), которые распространялись первоначально на одноплеменников и сограждан, затем на всех свободных людей, а сегодня – на всех людей без исключения.

Таким образом, принципы становятся своеобразным связующим звеном между онтологическими и юридическими источниками права. И если эта связующая нить теряется (а происходит это тогда, когда о принципах права забывают или попросту игнорируют их), тогда любые государственные законы и их применение, в том числе, при осуществлении правосудия, рискуют превратиться в произвол.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!