Критерии оценивания ответов на вопросы:
Организация обучения с применением дистанционных образовательных технологий в период режима повышенной готовности в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 «О мерах по противодействию распространения в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)»
Дисциплина: История ОД.06
Группа: 212
Дата занятий по расписанию: 02.11.2021 и 03.11.2021
Преподаватель: Феклистова О.В.
Способ коммуникации: взаимодействие через группу в Контакте
Сроки выполнения: 02/11 – 09/11
Формат предъявления – работы выполняются в формате WORD или PDF, документ с выполненными заданиями (все задания пронумеровать) копируется на Гугл-диск по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/1yhNeypBHAzj0DbQwkh5Qblh3ImwhLMy9?usp=sharing
Важно: задание № 1 - обязательное, далее - на выбор студента выполняется либо задание № 2, либо задание № 3 (но ознакомиться следует со всеми текстами) .
Работу обязательно подписать по образцу: Иванова М. Культура России нач. ХХ в. (1 часть)
Тема: «Культура России начала XX в.» (1 часть)
Количество часов: 2 ч.
Задачи:
· проанализировать причины подъёма культуры начала XX в.;
· выявить отличительные особенности культурного развития России начала XX в;
· рассмотреть основные события культурной жизни страны, новые направления в искусстве начала XX в.
Теоретический и практический блоки:
1)Актуализация знаний:
|
|
Начало ХХ века - новая эпоха, породившая целую плеяду литераторов, художников, музыкантов, философов, получила название «Серебряный век». Н.А. Бердяев оценивал его как «русский культурный ренессанс». «В эти годы, — писал он, — России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания».
Наша задача - проанализировать достижения Серебряного века русской культуры. В процессе работы соотносите текстовый материал с материалами презентации (см. Приложение к уроку).
План данного урока:
1. Система образования.
2. Наука.
3. Философская и общественная мысль
2) Изучение нового материала:
Система образования в России нач. ХХ века
Система образования в начале XX в.
|
Проанализируйте особенности системы образования в России нач. ХХ века
Характерные особенности системы образования:
• половина всех школ была в ведении Синода (уточнить значение понятия);
• финансирование школ было недостаточным;
• с начала века число учеников в начальных школах выросло вдвое, но по уровню грамотности Россия сильно отставала от западных стран;
• продолжала расширяться сеть средних учебных заведений;
• среднее образование постепенно демократизировалось;
• открылись новые университеты в Саратове, Перми; институты Донской политехнический в Новочеркасске, сельскохозяйственный институт в Воронеже;
• быстро росла доля частных вложений в народное образование;
• своим размахом и высоким уровнем женское образование было обязано частной инициативе
Большое влияние на просвещение общества оказало развитие периодической печати и издательской деятельности
| ||||
Печать: | Издательское дело: | |||
• после революции — | • по количеству выпускаемых | |||
1100 газет (до революции — | книг Россия занимала | |||
125); | 3-е место в мире; | |||
• газеты издавались | • существовали объединения | |||
на 24-х языках; | книготорговцев («Русское общество книготорговцев и издателей», «Всероссийское общество книжного дела» и т. д.)
| |||
• политический спектр: от крайне правых до крайне радикальных, левого толка | ||||
Вопросы для размышления (устно):
· Какие положительные моменты и тенденции вы можете выделить в развитии просвещения и издательского дела?
· Какие недостатки вы заметили?
2. Развитие науки
В XIX в. наука считалась одной из основ общественного прогресса. Целое поколение молодых людей было воспитано на стойком оптимизме героев Жюля Верна, умеющих с помощью научных знаний выйти из самых трудных положений.
Задание № 1 (напечатать в документе в формате WORD или PDF) Изучите слайды презентации №№ 3-11 (см. Приложение к уроку)
В каких областях науки в начале XX в. русские учёные достигли наиболее значимых успехов? Выпишите имена выдающихся ученых и их открытия.
3. Философская и общественная мысль
Особо следует остановиться на философской мысли начала XX в. В революции философы увидели серьёзную угрозу будущему России. Свои суждения видные мыслители Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л. Франк, М.О. Гершензон и другие высказали в сборнике «Вехи», который вышел в 1909 г.
|
|
Задание № 2 - на выбор студента (напечатать в документе в формате WORD или PDF) Внимательно ознакомьтесь с фрагментами высказываний философов из сборника «Вехи» и ответьте на вопросы (см. ниже).
Дополнительный материал
Фрагменты из сборника «Вехи»
П. Струве: «Русская интеллигенция выполняет функцию вечного несогласия, бунта, революционности. Идейной её формой являлось отщепенство. В безрелигиозном отщепенстве от государства русской интеллигенции — ключ к пониманию пережитой и переживаемой нами революции».
М. Гершензон: «Что делала наша интеллигенция последние полвека? Кучка революционеров ходила из дома в дом и стучала в каждую дверь: «Все на улицу! Стыдно сидеть дома!» — и все создания высыпали на улицу, на площадь, хромые, слепые, безрукие — ни одно не осталось дома. Полвека толкутся они на площади, голося и перебраниваясь. Дома — грязь, нищета, беспорядок, но хозяину не до этого. Он на людях, он спасает народ, — да оно и легче и занятнее, нежели чёрная работа дома... Никто не жил — все делали (или делали вид, что делают) общественное дело».
«Революция всегда задерживала прогресс. Вызывая реакции, они могут сокрушить даже самый организм или надолго сделать его больным и немощным... Насилие, резня, террор суть враги, а не помощники просвещения, откуда бы они ни шли — сверху или снизу».
«Нам может принадлежать по праву и по всей справедливости только то, что мы добыли себе собственным трудом».
Н. Бердяев: «Каковы мы есть, нам не только нельзя мечтать о слиянии с народом, — бояться его мы должны пуще всех казней власти и благословлять эту власть, которая одна своими штыками и тюрьмами ещё ограждает нас от ярости народной».
Вопросы для анализа:
1) Как оценивают роль российской интеллигенции философы?
2) В чём они видят её главный недостаток?
3) Каково отношение религиозных философов к революции?
4) Как оценивает единение интеллигенции и народа Н. Бердяев?
5) Согласны ли вы с мнениями философов, высказанными ими в сборнике «Вехи»? Аргументируйте свое мнение.
В этот же период складывается система взглядов выдающегося писателя Льва Николаевича Толстого.
Задание № 3 - на выбор студента (напечатать в документе в формате WORD или PDF). Познакомьтесь со взглядами писателя и проанализируйте их, ответив на вопросы.
Дополнительный материал
Толстовство
Толстовство — главная мысль данного учения о преобразовании общества путём морально-религиозного самоусовершенствования.
Суть истинной жизни — в особой, неэгоистической любви к миру, свойственной именно духовному «я» человека. Также любовь помогает осознать тщетность желаний животного «я»: мирские блага, наслаждение богатством, почестями, властью.
Смысл истинной жизни — в духовной любви к миру и к ближнему, как к самому себе. Чем более наполняется жизнь такой любовью, тем ближе человек к духовной её первооснове, к Богу.
Толстого волнует проблема смерти и бессмертия человека.
Пути человека к истинной жизни конкретизируются в учении о нравственном самоусовершенствовании человека, который включает в себя пять заповедей Иисуса Христа.
Как считает Л.И. Толстой, суть нравственного идеала наиболее полно выражена в учении Иисуса Христа. При этом для Толстого Иисус Христос не является Богом или сыном Бога, он считает его реформатором, разрушающим старые и дающим новые основы жизни. Толстой видит принципиальную разницу между подлинными взглядами Иисуса, изложенными в Евангелиях, и их извращением в догмах православия и других христианских церквей. Они, эти заповеди, составляют в совокупности такие истины, которые как истины не вызывают сомнений, но ещё не освоены практически, то есть для современного человека они уже являются истинами, но ещё не стали повседневной привычкой. Человек уже смеет так думать, но ещё не способен так поступать. Поэтому они, эти возвещённые Иисусом Христом истины, являются испытанием свободы человека. В толстовской интерпретации таких заповедей пять:
1) не гневайся;
2) не прелюбодействуй;
3) не клянись;
4) не противься злому силой;
5) не считай людей других народов своими врагами.
По мнению Толстого, главной из пяти заповедей является четвёртая: «Не противься злому», налагающая запрет на насилие. Древний закон, осуждавший зло и насилие в целом, допускал, что в определённых случаях они могут быть использованы во благо — как справедливое возмездие по формуле «око за око». Иисус Христос отменяет этот закон. Он считает, что насилие не может быть благом никогда, ни при каких обстоятельствах. Запрет на насилие является абсолютным. Не только на добро надо отвечать добром. И на зло надо отвечать добром.
Вопросы и задания (письменно в тетради):
1) Что представляет собой учение «толстовство»?
2) В чём состоит суть и смысл истинной жизни с точки зрения писателя?
3) Что собой представляет путь человека к истинной жизни?
4) Выскажите свой взгляд на учение Толстого.
Крайне интересны были взгляды русского философа этого периода B.C. Соловьёва, который утверждал следующее:
ü Существующий порядок вещей не таков, каким он должен быть.
Необходимо его изменить.
ü Как осуществить это? Надо воздействовать на убеждения людей.
Убедить их можно, только раскрыв истину.
ü Где искать истину? В христианстве. Но не в старом, а в обновлённом.
ü Для этого необходимо религиозное преображение человека.
ü Что же преобразует человека? Любовь и соборность.
ü Что же такое любовь? Это преодоление эгоизма.
ü Что такое соборность? Это общность людей, всеединство, единство Бога, Природы, Человека.
Задание № 4. Проанализируйте взгляды B.C. Соловьёва. Как вы думаете, о чем говорит философ, утверждая, что «Существующий порядок вещей не таков, каким он должен быть»? (устная работа).
Общие выводы по уроку:
Общественно-политическое размежевание в стране, обострение политической борьбы, приверженность творцов культуры, различных групп интеллигенции к тем или иным путям развития страны предопределили поляризацию и политизацию в культурной среде, внутри научно-педагогической, художественной и иной интеллигенции.
Религиозные философы данного периода подвергают критике мировоззрение и практику русского освободительного движения, отвергают революцию как средство перестройки общества, пропагандируют религиозное просвещение и правительственное самоусовершенствование.
Многие крупные деятели искусства называли предреволюционное время «полётом над бездной», чувствовали приближение потрясений и отразили это в своём творчестве. Русская культура отразила все противоречия социально-экономической и общественно-политической жизни России, оказала глубокое воздействие на нравственное состояние народа, внесла свой вклад в мировую сокровищницу культуры.
Контролирующий блок
На проверку присылаются ответы на вопросы (все задания пронумеровать).
Важно: задание № 1 - обязательное, далее - на выбор студента выполняется либо задание № 2, либо задание № 3
Критерии оценивания ответов на вопросы:
· ответы сформулированы четко и грамотно, даны верные, аргументированные, полные ответы на все вопросы – «5»
· допущены незначительные ошибки в формулировках, аргументы недостаточно убедительны, ответы поверхностны – «4»
· ответы сформулированы с явными ошибками, ответы недостаточно корректны, содержат фактические ошибки – «3»
· работа не выполнена или выполнена с нарушением требований и грубыми ошибками – «2».
Дополнительная информация к уроку:
1) http://storyo.ru/nikolaev/238.htm Культура России в начале XX в. Просвещение
2) https://history.wikireading.ru/417763 Наука В России в начале ХХ века
3) http://www.grandars.ru/college/filosofiya/russkaya-filosofiya-19-20.html Русская философия на рубеже XIX-ХХ веков
Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 36; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!