III. Композиция разрабатывается средствами рисунка

План анализа живописного произведения

1. Автор, название произведения.

 

2. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, направлению, стилю.

 

3.Жанр живописи (портрет, пейзаж, натюрморт, историческая живопись, панорама, диорама, иконопись, марина, мифологический жанр, бытовой жанр). Характерность жанра для работ художника.

 

4.Живописный сюжет.

 

5.Живописные характеристики произведения, композиционные решения, выразительные средства композиции:

• цвет;

· свет;

· объём;

· плоскостность;

· колорит;

· линия.

 

6. Личное впечатление, полученное при просмотре произведения.

 


Анализ живописного произведения.

Примерные вопросы для анализа произведения искусства

Эмоциональный уровень:

  • Какое впечатление производит произведение?
  • Какое настроение пытается передать автор?
  • Какие ощущения может испытывать зритель?
  • Каков характер произведения?
  • Как помогают эмоциональному впечатлению от произведения его масштаб, формат, горизонтальное, вертикальное или диагональное расположение частей, , использование определенных архитектурных форм, использование определенных цветов в картине и распределение света в архитектурном памятнике?

Предметный уровень:

  • Что (или кто) изображено на картине?
  • Что видит зритель, стоя перед фасадом? В интерьерах?
  • Кого вы видите в скульптуре?
  • Выделите главное из того, что вы увидели.
  • Попробуйте объяснить, почему именно это кажется вам главным?
  • Какими средствами художник (архитектор, композитор) выделяет главное?
  • Как в произведении скомпонованы предметы (предметная композиция)?
  • Как в произведении проведены основные линии (линейная композиция)?
  • Как в архитектурном сооружении сопоставляются объемы и пространства (архитектурная композиция)?

Сюжетный уровень:

  • Попробуйте пересказать сюжет картины.
  • Попробуйте представить, какие события могут чаще происходить в данном архитектурном сооружении.
  • Что может сделать (или сказать) данная скульптура, если она оживет?

Символический уровень:

  • Есть ли в произведении предметы, которые что-либо символизируют?
  • Носят ли символический характер композиция произведения и ее основные элементы: горизонталь, вертикаль, диагональ, круг, овал, цвет, куб, купол, арка, свод, стена, башня, шпиль, жест, поза, одежда, ритм, тембр и т.д.?
  • Каково название произведения? Как оно соотносится с его сюжетом и символикой?
  • Что, по-вашему хотел передать людям автор произведения?

Примерный план анализа:

Сначала проанализируйте базовые параметры произведения:

  1. Размер картины — монументальный, станковый, миниатюрный.
  2. Формат картины: вытянутый по горизонтали или вертикали прямоугольник (возможно, со скругленным завершением), квадрат, круг (тондо), овал.
  3. В какой технике (масло, темпера, акварель и т.д.) и на какой основе (дерево, холст и т.д.) выполнена картина?
  4. С какого расстояния она лучше воспринимается?

I. Анализ:

  1. Есть ли в картине сюжет? Что изображено? В какой среде располагаются изображённые персонажи, предметы?
  2. На основании анализа изображения сделайте вывод о жанре. К какому жанру: портрет, пейзаж, натюрморт, обнажённая натура, бытовой, мифологический, религиозный, исторический, анималистический, — принадлежит картина?
  3. Какую задачу решает художник – изобразительную? выразительную? Какова степень условности или натурализма изображения? Тяготеет ли условность к идеализации или к экспрессивному искажению? Как правило, с жанром связана композиция картины.
  4. Из каких составляющих складывается композиция? Каково соотношение объекта изображения и фона / пространства на полотне картины?
  5. Насколько близко к картинной плоскости размещены объекты изображения?
  6. Какой угол зрения выбрал художник – сверху, снизу, вровень с изображенными объектами?
  7. Как определена позиция зрителя – вовлекается ли он во взаимодействие с изображенным на картине, или ему отводится роль отстраненного созерцателя?

II. Как правило, с жанром связана композиция картины

    • размер
    • формат (вертикально и горизонтально вытянутый, квадратный, овальный, круглый, соотношение изображения и формата)
    • рама
    • геометрические схемы
    • основные композиционные линии
    • равновесие, соотношение частей изображения друг с другом и с целым,
    • последовательность рассматривания

- Можно ли назвать композицию уравновешенной, статичной, или динамичной? Если присутствует движение, как оно направлено?

- Как построено картинное пространство (плоскостно, неопределенно, выгорожен пространственный слой, создано глубокое пространство)? За счёт чего достигается иллюзия пространственной глубины (различие в размере изображенных фигур, показ объема предметов или архитектуры, с помощью градаций цвета)? Композиция разрабатывается средствами рисунка.

- Насколько выражено в картине линейное начало?

- Подчеркнуты или скрадены контуры, отграничивающие отдельные предметы? Какими средствами достигается этот эффект?

- До какой степени выражен объём объектов? Какими приёмами создаётся иллюзия объёма?

- Какую роль в картине играет свет? Какой он (ровный, нейтральный; контрастный, лепящий объем; мистический). Прочитывается ли источник/направление света?

 

III. Композиция разрабатывается средствами рисунка

    • Перспектива, точки схода
    • плоскостность и глубина
    • пространственные планы
    • дистанция между зрителем и произведением, место зрителя в пространстве картины или вне его
    • точка зрения и наличие ракурсов, линия горизонта
    • объём и плоскость
    • линия, силуэт
    • источники света, время суток, эффекты освещения
    • эмоциональное воздействие света и тени

 

- Читаются ли силуэты изображенных фигур / объектов? Насколько они выразительны и ценны сами по себе?

Насколько детализировано (или наоборот обобщено) изображение?

Передаётся ли разнообразие фактур изображённых поверхностей (кожа, ткани, металл и т.д.) ? Колорит.

Какую роль играет в картине колорит (подчинён рисунку и объёму или наоборот подчиняет себе рисунок и сам выстраивает композицию).

Является ли цвет просто окраской объёма или чем-то большим? Является ли он оптически достоверным или экспрессивным?

В картине преобладают локальные цвета или тональный колорит?

Различимы ли границы цветовых пятен? Совпадают ли они с границами объёмов и предметов?

IV. Колорит

§ преобладание тонального или локального колорита

§ тёплый или холодный колорит

§ линейность или живописность

§ основные цветовые пятна, их отношения и их роль в композиции

§ тон, валеры

§ рефлексы

§ эмоциональное воздействие цвета

§ характер мазка (открытая фактура, гладкая фактура)

§ направленность мазков

§ размер мазка

§ лессировки

- Художник оперирует большими массами цвета или маленькими пятнами-мазками?

- Как написаны теплые и холодные цвета, пользуется ли художник сочетанием дополнительных цветов? Для чего он это делает? Как переданы наиболее освещенные и затенённые места?

- Есть ли блики, рефлексы? Как прописаны тени (глухо или прозрачно, цветные ли они)?

- Можно ли выделить ритмические повторы в использовании какого-либо цвета или сочетания оттенков, можно ли проследить развитие какого-либо цвета? Есть ли доминирующий цвет/ сочетание цветов?

- Какова фактура живописной поверхности – гладкая или пастозная? Различимы ли отдельные мазки? Если да, то какие они — мелкие или длинные, жидкой, густой или почти сухой краской нанесены?

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 36; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!