Типы храмов в Древней Греции.

Тема: Ордерная система Древней Греции

Уже в период архаики в Древней Греции появились и в общих чертах утвердились основные принципы архитектуры:

1. все  здания состояли из вертикальных опор — колонн и, поддерживаемых ими, прямых горизонтальных перекрытий.

2. основные типы колонн и соотношение несущих и несомых частей здания оформились в жёсткую систему, называемую о́рдерной (от греч «о́рдер» — «норма, порядок»).

Ордер является воплощением стоечно-балочной системы.

/Стоечно-балочная конструкция - простейшая архитектурная конструкция (то есть колонны и поддерживаемые ими элементы перекрытий здания). С древних времен и до наших дней применяется во всех зданиях, перекрытых плоской или двускатной крышей./

Классическая греческая колонна состояла из трёх частей: базы — основы, на которой устанавливалось тело (или ствол) колонны и капите́ли — её самой верхней части, поддерживающей балки перекрытий.

Колонна представляет собой круглый столб, несколько утончающийся кверху:

 Сверху на колонне располагается капитель:

 

Капитель в свою очередь состоит из двух частей: нижняя – эхин и верхняя – абака

Антаблемент, несомая часть в ордере, состоит из нескольких частей,

нижняя называется архитрав и представляет собой горизонтальную полосу, окаймляющую все здание;

выше располагается фриз, который составлялся из плит меньшего размера и украшался декоративными элементами;

верхним элементом антаблемента является карниз.

Греки создали три типа колонн, ставших основой классических ордеров: дори́ческого, иони́ческого и кори́нфского.

 

Дорический ордер в Древней Греции

Получил широкое распространение в Пелопонессе— материковой части Греции.

Это самый простой, «крепкий» и мощный — был воплощением образа мужчины-атлета — его капитель лишена каких-либо украшений.

Ионический ордер заимствован из Малой Азии

Ионический ордер имеет более лёгкие и изящные пропорции и у греков соответствовал женскому началу. Эта женственность особенно явно проявлялась в капители ионической колонны — её украшали спиралевидные завитки с обеих сторон — волю́ты — имеющие сходство с локонами волос, уложенными в прическу.

Несколько позже появился коринфский ордер — по мнению греков, соответствующий образу юной девушки. Его ствол строен и высок, а капитель, пышная и сложная, напоминает корзину со стилизованными листьями растения ака́нфа (аканта)

От того, какого типа использовались колонны, зависело и то, как будут выглядеть и украшаться перекрытия этого здания, та часть строения, которая получила название антаблемент.

 зеленым цветом отмечен антаблемент

Антаблемент, несомая часть в ордере, состоит из нескольких частей,

нижняя называется архитрав и представляет собой горизонтальную полосу, окаймляющую все здание;

 красным цветом выделен архитрав

выше располагается фриз, который составлялся из плит меньшего размера и украшался декоративными элементами;

 красным цветом выделен фриз

Фриз дорического ордера был разделён выпуклыми полосами — триглифами на квадраты — метопы.

 Красным цветом выделены триглифы

красным цветом выделены метопы

 

 

На метопах, как правило, изображались двухфигурные рельефы на темы битв с мифологическими существами:

Дорический фриз

Фризы ионического и коринфского ордеров не были разделены на метопы и триглифы, и представляли собой гладкую или украшенную орнаментами и фигурами  ленту.

Греки, любившие декоративность и многоцветие, чаще всего на этой ленте располагали скульптурный рельеф, рассказывающий, на всю свою длину, о каком-либо знаменательном событии — мифологическом или историческом

ионический и коринфский фриз

                                                        Выступающая часть карниз — верхняя часть антаблемента, над которой располагается кровля

 красным цветом выделен карниз

 

Портик:

Портик - крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, перед входом в храм

Фронтон - часть передней стены здания, фасада. Располагается наверху, под крышей, под ним обычно находилась колоннада. Классический древнегреческий фронтон имел форму треугольника - был ограничен сверху двускатной крышей, а снизу - линией карниза.

 красным цветом отмечен фронтон

 

Греческая ордерная система стала основой классической европейской архитектуры, и не утратила своей актуальности до сегодняшнего дня.

 

Типы храмов в Древней Греции.

Храмы по праву являются величайшим достижением греческого строительного искусства. Греки считали их жилищем богов, поэтому внутри храмов в древности могли бывать только жрецы, да и то лишь во время празднеств. Народ же видел храм только снаружи.

 

Простейший тип храма состоял из одного помещения, открытого с торцовой стороны, «храм в антах»

Вход обрамлялся выступами продольных стен, торцы которых обычно обрабатывались в виде пилястр или столбов и назывались антами. Между антами часто располагались две (а в древнейших памятниках иногда и одна) колонны. Отсюда и произошло латинское название этого типа: «храм в антах». Легко увидеть, что антовый храм близко напоминал мегарон.

 

Более усложненным типом был простиль, у которого на фасадной стороне впереди антов стоит ряд колонн,

 простиль

 и амфипростиль (Слово «амфи» означает по-древнегречески «с обеих сторон»), имевший колоннады по обоим торцовым фасадам.

 

В периптере (слово «периптер» в буквальном переводе — «со всех сторон оперенный») закрытое помещение храма (наос) со всех четырех сторон обнесено рядом колонн.

Этот тип храма сложился к началу VII века до н. э. и оставался господствующим в течение всего архаического и классического периодов.

Самый знаменитый из сохранившихся периптерoв - Парфенон афинского Акрополя (447-438 гг. до н.э.)

 Парфенон

 

Более сложным типом является диптер (приставка «ди» по-древнегречески означает «дважды», «двойной»). Это храм, окруженный не одним, а двумя рядами колонн.

Еще один тип храма, сложившийся в Древней Греции – моноптер или толос. Это круглый храм, где наос (внутреннее помещение) по всему периметру окружен колоннами, чаще всего коринфского ордера.

 моноптер

Греческие храмы всегда стоят на высоком основании – стереобате.

В древнегреческом зодчестве стереобат обычно состоял из трех ступеней, верхняя из которых (или только её поверхность) называлась стилобатом.

 

Образец античного портика:

 

Задание:

Зарисовать и подписать ордера, названия и основные элементы архитектуры  храмов. Нарисовать чертежи всех типов храмов: храм «в антах», простиль, амфипростиль, периптер, диптер

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 69; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!