РАЗДЕЛ 2. Основные исторические типы философского знания



Тема 2.1 Философия Древнего мира. Высокая классика Древнегреческой философии.

Тема 2.2 Философия эпохи эллинизма и Древнего Рима

Философия средних веков.

Тема 2.3 Философия эпохи Возрождения и Нового времени Немецкая классическая философия. Марксистская философия.

Тема 2.4 История русской философии. Иррационалистические школы западной философии

РАЗДЕЛ 3Философское осмысление природы и развития

Тема 3.1 Учение о бытии. Сущность и формы материи. Философия развития.

РАЗДЕЛ 4 Проблема человека, сознания и познания в философии

Тема 4.1 Сущность и смысл существования человека. Происхождение и сущность сознания

Тема 4.2 Теория познания.

 

                       РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основные источники:

1) Волкогонова, О. Д. Основы философии : учебник / О. Д. Волкогонова, Н. М. Сидорова. – Москва: ФОРУМ : ИНФРА-М, 2019.

2) Волкогонова, О. Д. Основы философии : учебник / О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова. — Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2020. — 480 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-104085-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1078943.

3) Губин, В. Д. Основы философии : учеб. пособие / В.Д. Губин. — 4-е изд. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. — 288 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-103672-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1077647.

Дополнительные источники

1) Горелов, А. А. Основы философии : учебник / А. А. Горелов. – Москва : Академия, 2019.

2) Медакова, И. Ю. Практикум по философии : учебное пособие / И. Ю. Медакова. – [Переизд.]. – Москва : ФОРУМ, 2017.

3) Голубева, Т. В. Основы философии : учеб.-методич. пособие / Т.В. Голубева. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. — 266 с. — (Среднее профессиональное образование). — ISBN 978-5-16-102682-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1044405.

4) Сычев, А. А. Основы философии : учеб. пособие / А.А. Сычев. - 2-е изд., испр. - Москва : Альфа-М : ИНФРА-М, 2016. - 368 с. - ISBN 978-5-16-104695-1. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/550328.

 

 

 

                        ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

Порядковый номер  студента в учебном списке группы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Порядковый номер в учебном списке студенческой группы

0 1 33 34 2 32 35 3 31 36 4 30 37 5 29 38 6 28 39 7 27 40 8 26 41 9 25 42 10 24 43
1 11 23 44 12 22 45 13 21 46 14 20 47 15 19 48 16 18 49 17 33 50 18 32 51 19 31 52 20 30 53
2 21 29 54 22 28 55 23 27 56 24 26 57 25 24 58 26 23 59 27 22 60 28 21 61 29 20 62 30 19 34
3 31 18 35 32 17 36 33 16 37 1 15 38 2 14 39 3 13 40 4 12 41 5 11 42 6 10 43 7 33 44
4 8 32 45 9 31 46 10 30 47 11 29 48 12 28 49 13 27 50 14 26 51 15 25 52 16 24 53 17 23 54
5 18 22 55 19 21 56 20 33 57 21 32 58 22 31 59 23 30 60 24 29 61 25 28 62 26 24 34 27 23 35
6 28 22 36 29 21 37 30 20 38 31 19 39 32 18 40 33 17 41 1 16 42 2 17 43 3 18 44 4 19 45
7 5 20 46 6 21 47 7 22 48 8 23 49 9 24 50 10 25 51 11 26 52 12 27 53 13 28 54 14 29 55
8 15 30 56 16 31 57 17 32 58 18 33 59 19 1 60 20 2 61 21 3 62 22 4 34 23 5 35 24 6 36
9 25 7 37 26 8 38 27 9 39 28 10 40 29 11 41 30 12 42 31 13 43 32 14 44 33 15 45 1 17 46

 


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.Специфика философского мировоззрения. Объект, предмет, функции, структура философского знания. Проблема основного вопроса философии.

2.Материализм и идеализм - основные направления философии. Формы материализма и идеализма. Основные этапы генезиса философии. Культура философского мышления – фундамент формирования полноценного специалиста в сфере экономических, юридических и управленческих дисциплин.

3. Основные категории и понятия философии.

4. Философия Древней Индии. Роль «Вед» и «Упанишад» в истории индийской философии. Буддизм и развитие философии.

5.Философия Древнего Китая. Даосизм. Философия Конфуция.

6. Философия Древней Греции. Представители Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Гераклит. Демокрит. Италийская философия. Пифагор и пифагорейцы.  Школа элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс). Софисты и софистика.

7. Философский метод Сократа. Постсократовские философские школы: киникская, киренская, мегарская.

8. Идеалистическая философия Платона. Реалистическая логика Аристотеля.

9. Натурфилософские взгляды Эпикура. Школа стоиков. Школа скептиков (Пиррон).

10. Философия Древнего Рима.

11. Предпосылки зарождения средневековой философии. Теоцентризм как системообразующий принцип средневекового мировоззрения. Основные проблемы средневековой философии, периодизация (патристика и схоластика). Учения А. Блаженного и Ф. Аквинского. Спор об универсалиях. Реализм и номинализм. Проблема доказательств бытия Бога.

12. Основные направления философии эпохи Возрождения. Специфика постановки и решения основных философских проблем в эпоху Возрождения. Антропоцентризм и гуманизм.

13 Мистический пантеизм Н. Кузанского и Дж. Бруно. Роль реформации в духовном развитии Западной Европы. Социальные концепции эпохи Возрождения. Формирование принципов буржуазной концепции религии, мира и человека в трудах Э. Роттердамского, М.Лютера. Концепция гуманистического индивидуализма М. Монтеня. Идеология диктаторских, тоталитарных политических режимов Н. Макиавелли. Историческое место и значение эпохи Возрождения в истории философской мысли.

14. Тенденции развития философии Нового времени и Просвещения. Основные характеристики философской мысли, специфика философских направлений. Цель Просвещение как течения в культуре и духовной жизни общества. Формирование нового типа знания. Создание механико-материалистической картины мира. Эмпиризм и рационализм. Френсис Бэкон: учение об «идолах». Рационалистическая метафизика. Рене Декарт. Дедукция и рационалистическая интуиция.

15. Характерные особенности немецкой классической философии. Основные положения философских концепций И. Канта, Г. Гегеля, Л. Фейербаха. Критическая философии И. Канта, ее предмет и задачи. Основные принципы построение и содержания философской системы Гегеля. Понятие Абсолютной идеи. Идеалистическая диалектика Гегеля. Антропологический характер материализма Фейербаха. Историческое значение немецкой классической философии.

16. Предпосылки возникновения марксистской философии, основные проблемы, этапы развития.

17.Предмет и метод марксистской философии. Диалектический материализм, его категории их содержание. Материя, движение, пространство, время. Материальное единство мира. Материалистическое понимание истории. Понятие общественно-экономической формации. История как естественный, закономерный процесс смены общественно-экономической формации. Историческое значение марксистской философии  и ее влияние на современную философию.

18. Этапы развития русской философии, ее школы и течения. Нравственно-антропологическая направленность русской философии. Западники и славянофилы. Философское осмысление вопроса о месте России славянофилами (А.С Хомяков, И. В Киреевский, К.С Аксаков) и западниками (П. Я. Чаадаев, А. И. Герцен, В.Г. Белинский).

19. Проблема человека, его природы и сущности, смысла жизни и предназначении, свободы и ответственности. Русские религиозные философы о двойственной природе человека. Философские воззрения великих русских писателей Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. «Философия всеединства» Владимира Соловьева.

20.  Иррационалистические школы 19 века. Философия С. Кьеркегора. Философия пессимизма А. Шопенгауэра. Философия жизни Ф. Ницше, О. Шпенглера. Феноменология Э. Гуссерля.

21. Иррационалистические школы 20 века. Герменевтика Ф. Шлейермахера, Х. Гадамера.

22.Экзистенциализм М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж.-П. Сартра, А. Камю.

23. Основы философского учения о бытии, основные понятия философской онтологии. Законы диалектики, формы познания мира: диалектическая и метафизическая. Основы научно-философской и религиозной картин мира.

24. Общие философские проблемы бытия. Онтология как учение о бытии. Категория «бытие» и многообразие его определений. Бытие, небытие, ничто. Уровни бытия. Своеобразие бытия человека. Категории бытия человека: любовь, смерть, творчество, вера, счастье.

25.«Материя» как фундаментальная онтологическая категория. Объективная и субъективная реальности. Историческое изменение представлений о материи. Метафизическое и диалектико-материалистическое понимание мира. Уровни организации материи: неживая природа, биологический и социальный уровни. Атрибутивные свойства матери: движение, пространство, время, отражение, системность.

26. Многообразие форм движения материи и диалектика их взаимодействия. Всеобщие и специфические свойства пространства и времени. Движение и развитие как важнейшие категории. Принципы, законы и категории диалектики.

27. Происхождение и сущность человека. Теории о происхождении человека, проблема сущности человека в истории философии. Обзор: философия о человеке. Внутренне и внешнее «Я». Самооценка. Фундаментальные характеристики человека. Категории человеческого бытия.

28. Философские и научные концепции о природе и структуре сознания. Сущность теории отражения, генезис сознания. Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюция типов и форма отражения. Специфика отражения в не живой и живой природе.

29 Сознание - высшая форма отражения действительности. Сущность сознания. Структура сознания. Сверх сознание (самосознание) и бессознательное. Три формы самосознания.

30. Проблема бессознательного. Уровни бессознательного. Основные идеи психоанализа З. Фрейда. Основные виды бессознательных процессов: сновидение, телепатия, ясновидение, интуиция, озарение. Теория архетипов К. Юнга. Коллективное бессознательное и его роль в развитии культуры.

31. Познание как философская проблема. Многообразие форм духовно-практического освоения мира: мифологическое, религиозное, эстетическое, моральное. Агностицизм и скептицизм. Чувственное, рациональное и интуитивное познание.

32. Истина – центральная категория центрального познания. Материалистическая, метафизическая и диалектическая трактовки истины. Объективность истины. Относительная и абсолютная истина, диалектика их взаимодействия. Конкретность истины. Практика как критерий истины. Специфика научного познания. Уровни научного познания: теоретический и эмпирический. Сущность процесса познания.

 33.Можно ли утверждать, что человека человеком делает свободный выбор? Объясните смысл высказывания Т.Т. Сартра: «Свобода начинается тогда, когда я говорю «нет».

34.Как Вы думаете, способен ли человек стать бессмертным? Если да, то каким образом? Можно ли считать творчество и продолжение рода способами достижения бессмертия?

35. Объясните мысль П.А. Кропоткина: ...«В практике взаимной помощи, которую мы можем проследить до самых древнейших зачатков эволюции, мы, таким образом, находим положительное и несомненное происхождение наших этических представлений, и мы можем утверждать, что главную роль в этическом прогрессе человека играла взаимная помощь, а не взаимная борьба».

36.Какой смысл вкладывает Сократ в слова «Пока я дышу и остаюсь в силах, не перестану философствовать»? Какую роль играет философия в жизни отдельного человека?

37.Что означает высказывание Бэкона о том, что «истина – дочь времени, а не авторитета»? Изменяется ли истина со временем? Существуют ли, на Ваш взгляд, вечные истины?

38.Объясните, каким образом данное высказывание Р.Декарта соответствует содержанию предмета философии? «Вся философия подобна как бы дереву. Корни которого – метафизика, ствол – физика. а ветви, исходящие из этого ствола, - все прочие науки. сводящиеся к трем главным: медицине. механике и этике… Подобно тому, как плоды собираются не с корней и не со ствола дерева, а с концов его ветвей, так и особая полезность философия зависит от тех ее частей. которые могут быть изучены только под конец».

39.«Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного; помимо того, что такое философствование само по себе выражает скорее субъективное умонастроение, оно еще и случайно по своему содержанию». Какое значение для осознания сущности философии имеет это высказывание Гегеля? Какую роль играют универсальные законы и принципы в системе философских знаний?

40.Разделяете ли вы позицию Г.Фихте? «…каждый имеющий притязание на общее умственное развитие должен в общих чертах знать, что такое философия; несмотря на то, что он сам не участвует в этих исследованиях. он все же должен знать, что она исследует; и, несмотря на то, что он сам не проникает в ее область, он все же должен знать границы, отделяющие эту область от той, на которой находится он сам, чтобы не бояться опасности, угрожающей со стороны совершенно другого и абсолютно чуждого ему мира, в котором он находится».

41.Какая, на ваш взгляд, функция философии отражена в высказывании Б. Рассела? «…Обстоятельства жизни людей во многом определяют их философию, но и наоборот, их философия во многом определяет эти обстоятельства».

42.Прокомментируйте слова Гераклита: «Многознание уму не научит», «Лучшие люди одно предпочитают всему, вечную славу – бренным вещам, а большинство объедается, как скоты», «Все течет, все изменяется».

43.Прокомментируйте слова Демокрита: «Тому, кто будет властвовать над другими, надлежит сначала властвовать над собой», «Глупым лучше повиноваться, чем повелевать», «Лучше надежды образованных, чем богатство невежд».

44.Прокомментируйте слова Фалеса: «Эфиопы пишут своих богов черными и курносыми, фракийцы – голубоглазыми и русыми. Если бы быки, львы и кони имели руки и могли бы ими рисовать и ваять, как люди, тогда их боги были бы похожи на быков, львов и лошадей».

45.Прокомментируйте слова Пифагора: «Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости». «Беседу следует вести так, чтобы собеседников из врагов делать друзьями, а не друзей - врагами».

46.Прокомментируйте произведения великих художников Ренессанса и соотнесите с современным пониманием гуманизма две наиболее известные на Западе интерпретации термина гуманизм, относящегося в XVI в. 1) Гуманизм Возрождения не был философской системой, это была скорее культурная и педагогическая программа, которая разрабатывала важный, но ограниченный сектор знания. Этот сектор знания был в основном литературой. То есть возрожденческий гуманист – это литератор. 2) Гуманисты не захотели жертвовать собственным образом мысли ради построения грандиозных философских систем, а предлагали другой тип философствования – несистематических, открытых, проблематичных и прагматических умонастроений. Совсем не случайно великие гуманисты были по большей части людьми государственными, активными.

47.Из нижеприведенных отметьте характерные черты Ренессанаса:

– Практический и теоретический индивидуализм;

– Движение цивилизации против дикости (средневековья);

– Время безбожия и язычества;

– Культ светской жизни с подчеркнутой чувственностью;

– Светский дух религии с тенденцией к язычеству;

– Движение культуры против бескультурья и варварства;

– Освобождение от власти авторитетов;

– Особенное внимание к истории;

– Чрезвычайный вкус к искусствам;

– Обновление духовной жизни.

48.Обдумайте и сравните высказывания двух философов: Цицерона: «Жить, значит мыслить» и Р.Декарта «Мыслю, следовательно, существую».

49. Кому принадлежит  суждение (И.Канту. Г.Гегелю,  И.Фихте, К.Марксу) ? «Все действительно разумно», все разумное действительно». Можно ли считать, что в этом суждении содержится тавтология? Что этим высказыванием хотел выразить его автор?

50.Кому могло бы принадлежать следующее высказывание и почему идея богочеловечества так занимала русских философов, какой смысл они в нее вкладывали?

51.«Центральная антропологическая идея христианства есть идея богочеловечества, реального богочеловеческого царства. Христианство приводит к богочеловечеству, а не к богоангельству, богозверинности, ибо Христос был богочеловеком, а не богоангелом… Этика не может быть основана на разрыве Бога и человека, божественного и человеческого» (В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев).

52.Попробуйте определить кому могут принадлежать следующие высказывания? Какое место авторы этих высказываний отводили России во всемирной истории? Каково будет место России в истории, если мы будем рассматривать саму историю с позиций: а) формационного подхода; б) цивилизационного подхода?

– «Христианская Россия, подражая самому Христу, должна подчинить власть государства (царственную власть сына) авторитету Вселенской Церкви (священству Отца)и отвести подобающее место общественной свободе (действию Духа)»

– «Евразия – это значит ни Европа, ни Азия, третий мир. Евразия – это и Европа, и Азия, помесь или синтез двух с преобладанием последнего»

– «Русским чужда мистика расы и крови, но очень близка мистика земли. Русский народ, по своей вечной идее, не любит устройства своего земного града и устремлен к Граду Грядущему. К Новому Иерусалиму, но Новый Иерусалим не оторван от огромной русской земли, он с ней связан, и она в него войдет». (Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, Г. Флоровоский).

53.Какой метод мышления критикует Г.Ф.В. Гегель: «Противоречие – вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить. Все где-либо существующее есть некое конкретное и, следовательно, внутри самого себя различное и противоположное».

54.Можно ли согласиться с Дж. Бруно: «Если мы хорошо обдумаем, то увидим, что уничтожение есть не что иное, как возникновение, и возникновение есть не что иное, как уничтожение; любовь есть ненависть; ненависть есть любовь?»

55.Разъясните мысль Гераклита: «Гомер был не прав, молясь, чтобы борьба исчезла с лица земли; ибо если бы его молитва исполнилась, все вещи погибли бы».

56.Приведите примеры, подтверждающие высказывание известного средневекового врача Парацельса: «Все есть яд, и все есть лекарство, тем или другим делает лишь доза».

57.К соблюдению какого принципа в поведении призывает древнеиндийский афоризм: «Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком гневливым. Упрямство отталкивает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку»?

58.Хорошо известно остроумное высказывание Марка Твена: «Когда мне было 15, я считал, что мой отец знает все, а я – ничего; а когда мне исполнилось 35 лет, я увидел, что мой отец знает кое-что». Можно ли считать его диалектическим?

59.Как следует понимать следующее высказывание Э.Фромма из его «Кредо»: «Я верю, что каждый человек представляет все человечество. Все мы святые и грешники, но ни один не превосходит другого и не судья ему. Все мы прозрели вместе с Буддой, всех нас распяли на кресте вместе с Христом, и все мы убивали и грабили вместе с Чингисханом, Сталиным и Гитлером?»

60.В романе «Тошнота» Ж.-П. Сартр писал: «Ад – это другие…» Как, по вашему мнению, французский философ относится к проблеме взаимоотношения общества и индивида?

61.Ж.-П. Сартр считает, что «нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы его задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но и такой, каким он хочет стать». Можно ли согласиться с философом? За счет чего, по мнению, происходит становление человека?

62.Ортега-и-Гассет писал, что наш век глубоко уверен в своих творческих способностях, но не знает, что ему творить. Хозяин всего мира, он не хозяин самому себе. Он растерян среди изобилия. Обладая большими средствами, большими знаниями, большей техникой, чем все предыдущие эпохи, наш век ведет себя, как самый убогий из всех, плывет по течению». Прокомментируйте высказывание испанского философа.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!