Задание к лекции: какая основная задача научного познания?

Донецкий базовий медицинский колледж

Методическая комиссия общего гуманитарного и социально-экономического цикла

 

Методическая разработка лекции

 

по теме:

«Основное содержание познавательной деятельности»

 

Тип лекции: - тематическая

Учебный предмет: основы философии

Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»

                      31.02.01 «Лечебное дело»

                       31.02.02 «Акушерское дело»

                       32.02.01 «Медико-профилактическое дело»

Курс: І

Количество часов: 2

 

Утверждено на

Заседании методической комиссии

«______» __________________

Председатель Рудова М.А.

 

 

1.Мотивация изучения темы

Как своеобразная форма познания – специфический тип духовного производства и социальный институт – наука возникла в Новое время, в XVI-XVII вв. в эпоху становления капиталистического способа производства. С этого времени она начинает развиваться относительно самостоятельно. Однако наука постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития и, в свою очередь, – воздействует на ход практической деятельности, опредмечивается, материализуется в ней. Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи для того, чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.

2.Цели занятия.

Учебные цели:

Знать:

З.1.Ознакомиться с  понятиями «гносеология», «ощущение», «восприятие», «представление», «суждение», «умозаключение», «индукция», «дедукция»

З.2.Обеспечить систему знаний о чувственном и логическом позннии

Цель развития личности:

 

- Формировать представление об основах европейского миропонимания

 

Воспитательные :

· Формировать гуманное отношение к пациенту

· Развивать мыслительные методы, необходимые для практической деятельности будущих специалистов

 

 Развиваюшие :

· Формировать систему понятий о роли человеческой деятельности, о месте медицины в общественной жизни, как личности, так и народа

 

3.Интеграционные связи

 

Дисциплина Знать
   
- История Историю Средних веков
   
  - Клинические дисциплины   Понятия «болезнь», «врачебная тайна», «здоровье»
   

 

6.Список литературы:

Основная литература:

1. Матяш Т.П. Основы философии. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Изд.-во «Феникс», 2017. – 314с.

2.  Апрелева В.А. Философия: Учеб. пособие. – Курган.: Изд-во «Пайдейя», 2006. – 633 с.

3. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений [Текст] / А.А. Горелов - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 с.

4. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие [Текст] / В. Д. Губин. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование)

5. Канке В. А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений [Текст] / В.А. Канке. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. – 286 с.

              Дополнительная литература:

 

1. Матяш Л.В. Философия. [Текст] – Ростов-на-Дону : Феникс, 2014.- 507с.

2. Волкогонова О.Д. Основы философии [Текст] /  О. Д. Волкогонова, М. Н. Сидорова - М.: ИД «ФОРУМ-ИНФРА М», 2008. – 480 с.

3. Хрусталев Ю.М. Основы философии [Текст] / Ю.М Хрусталев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 304 с.

4. Нижников С. А. Философия. Курс лекций [Текст] / С. А. Нижников. - М.: Экзамен, 2007. – 396 с.

5. Стрельник О. Н. Философия. Конспект лекций [Текст] /  О. Н. Стрельник. - М.: Высшее образование, 2009. – 335 с.

6. Философия медицины [Текст] / Под ред. Ю.Л.Шевченко. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 408 с.

7. Анишкин В. Г. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении [Текст] / В. Г. Анишкин, Л. В. Шманева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 337 с.

8. Балашов В. Е. Занимательная философия [Текст] / В. Е. Балашов. – М.: Издательско-торговая корпорация   «Дашков и Кº», 2008. – 172 с.

9. Кохановский В. П. Основы философии:    учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений [Текст] / В. П. Кохановский, Т. П. Матяш, В. П. Яковлев, Л. В. Жаров. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 315 с.

10. Краткий философский словарь [Текст] / Под ред. А. П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс, 2010. – 496 с.

11. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова [Текст] / Г. Скирбекк. – М.: Гуманитарно-издательский центр Владос, 2008. – 799 с.

 

Приложение №1

Лекция и ее содержание

План лекции

1. Сущность и формы познания.
2. Наука и научное познание
3.Методы научного познания

Сущность и формы познания.

Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания).

Цель познания

Декарт видел цель познания в овладении силами природы, а также в усовершенствовании самой природы человека. В современной литературе цель познания усматривается в истине.

Формы познания

Говоря о формах познания, выделяют прежде всего:

- научное и ненаучное познание

-философское познание

- художественное познание

- мифологическое познание

- религиозное познание.

Научное

Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений наблюдаемой действительности.

Художественное

Отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы.

Философское

Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.

Мифологическое

Мифологическое познание характерно для первобытной культуры. Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни. Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.

Религиозное

Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер. Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.

Уровни научного познания

Выделяют два уровня научного познания:

- эмпирический (опытный, чувственный). Эмпирический уровень познания выражен в наблюдении, эксперименте и моделировании.

- теоретический (рациональный). Теоретический — в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезах, законах и теориях.

Чувственное познание (или живое созерцание) у человека осуществляется посредством органов чувств — зрения, слуха, осязания

и др., которые есть «продукты всемирной истории», а не только биологической эволюции. Органы чувств — единственные «ворота», через которые в наше сознание могут проникать сведения об окружающем мире. Будучи моментом чувственно-предметной деятельности (практики), живое созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах, каждая из которых есть субъективный образ объективного мира. Это ощущения, восприятие и представление.

Ощущения — это отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные (играющие наиболее важную роль), слуховые, осязательные, вкусовые и др. Ощущения, как правило, выступают в качестве компонента более сложного образа — восприятия.

Восприятие — это целостный образ предмета, непосредственно данного в живом созерцании совокупности всех своих сторон, синтез отдельных ощущений.

 Представление (repraesentatio, нем. Vorstellung)— вторичный образ, воспроизведённое памятью и вызванное в сознании ощущение или восприятие. В более широком значении словом представление означается всякое воспроизведённое памятью состояние сознания: например, исчезнувшее чувство может быть воспроизводимо памятью в качестве представления.

Мышление — осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.).

Логическое познание - высшая ступень - осуществляется при помощи мышления и разума в форме суждений, умозаключений и понятий.

 

 Суждение— форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами. Виды суждений и отношения между ними изучаются в философской логике.

 

Умозаключение - простейший вид рассуждения, представляющий собой
непосредственный переход от одного или нескольких высказываний к образу.

 

Индукция (из лат, inductio «выведение, наведение»)— широко используемый в науке термин. Индуктивное умозаключение — метод рассуждения от частного к общему.

Дедукция, дедуктивный метод (от лат, deductio — выведение) — выведение частного из общего; путь мышления, который ведет от общего к частному, от общего положения к особенному.

 

Наука и научное познание

Наука — это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.

Наука — это творческая деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов.

Собрание, сумма разрозненных, хаотических сведений не есть научное знание. Как и другие формы познания, наука есть социально- историческая деятельность, а не только «чистое знание». Она выполняет определенные функции как своеобразная форма общественного сознания.

В Новое время все более ускоренными темпами развивается процесс размежевания между традиционной философией и частными науками. Процесс дифференциации нерасчлененного ранее знания идет про трем основным направлениям:

• отделение науки от философии;

• выделение в рамках науки как целого отдельных частных наук —

механики, астрономии, физики, химии, биологии и др.;

• вычленение в целостном философском знании таких философских

дисциплин, как онтология, философия природы, философия истории, гносеология, логика и др.

Поворотным пунктом в указанном процессе послужили XVIII в. и первая половина XIX в., когда, с одной стороны, из философии выделились все основные отрасли современного научного знания, и, с другой стороны, обособление отдельных областей внутри самой философии было доведено до отрыва их друг от друга, что так присуще воззрениям Канта.

Характерное для Нового времени интенсивное развитие производительных

сил, вызвавшее бурный расцвет науки, особенно естествознания (прежде всего механики), потребовало коренных изменений в методологии, создания принципиально новых методов научного исследования — как философских, так и частнонаучных(см. об этом далее).

Отражая мир в его материальности, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знания о его законах.

Вместе с тем она разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму движения материи они изучают.

По предмету и методу познания можно выделить науки о природе — естествознание; обществе — обществознание — гуманитарные, социальные науки; познании и мышлении — логика, гносеология, диалектика. Отдельную группу составляют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика. Каждая такая группа наук может быть подвергнута более дробному членению. В состав естественных наук входят механика, физика, химия, биология и другие, каждая из которых подразделяется на ряд научных дисциплин — физическая химия, биофизика и т.п. Наукой о наиболее общих законах действительности является философия, которую нельзя, однако, полностью относить только к науке ). Философский компонент является существенным для любой науки, он пронизывает в той или иной мере научное познание на всех его этапах. Основные особенности научного познания (критерии научности):

1. Основная задача научного познания — обнаружение объективных законов действительности: природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций в форме идеализированных объектов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность

изучаемых явлений.

2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств. Отсюда характерная черта научного познанияобъективность, устранение не присущих предмету сследования

субъективистских моментов во многих случаях для реализации «чистоты» рассмотрения своего предмета. Надо иметь в виду, что активность субъекта — важнейшее условие и предпосылка научного познания. Последнее неосуществимо без конструктивно-критического и самокритичного отношения к действительности, исключающего косность, догматизм,

апологетику, субъективизм.

3. Наука в большей мере, чем другие формы сознания, ориентирована

на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть «руководством к действию» по изменению окружающей действительности и управлении

реальными процессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать», и не только в настоящем, но и в будущем.

4. Научное познание есть сложный и противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся

систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или, что более характерно,

— искусственном (математическая символика, химические формулы). Научное знание вбирает в себя опыт обыденного (житейского) познания, но, обобщая систему фактов в системе понятий, углубляется и развивается до таких наиболее зрелых своих форм, как теория и закон. Оно не просто выделяет последние (как и другие абстракции), но непрерывно оспроизводит

их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала обозначается в методологии термином «прогрессизм» (нетривиальность) и считается важным показателем научности.

5. В процессе научного познания применяются такие специфические материальны средства, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны и т.д.). Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная формальная логика, диалектика, системный, кибернетический

и другие общенаучные приемы и методы. Указанные средства —и материальные, и духовные —сами являются предметом исследования в науке.

6. Для научного познания характерны строгая доказательственность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т.п. Вот почему важнейшее значение имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.

7. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда в той или иной мере сопровождается осознанием самих исследовательских процедур, т.е. изучением используемых при этом методов, средств и приемов, при помощи которых познаются данные объекты. В современной методологии выделяют различные уровни критериев научности, относя к ним, кроме названных, такие как внутренняя

системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т.д. В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место (в разной мере), но там они не являются определяющими.

 

Методы научного познания

 

Нау́чный ме́тод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки.

Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Умозаключения и выводы делаются с помощью правил и принципов рассуждения на основе эмпирических (наблюдаемых и измеряемых) данных об объекте. Базой получения данных являются наблюдения и эксперименты. Для объяснения наблюдаемых фактов выдвигаются гипотезы и строятся теории, на основании которых в свою очередь строится математическое описание — модель изучаемого объекта.

·    Полученные из свойств математической модели прогнозы, проверяются экспериментом или сбором новых фактов.

Виды научного метода:

o 1 Теоретический научный метод

§ 2.1.1 Теории

§ 2.1.2 Гипотезы

§ 2.1.3 Научные законы

§ 2.1.4 Научное моделирование

o 2 Эмпирический научный метод

§ 2.2.1 Эксперименты

§ 2.2.2 Научные исследования

§ 2.2.3 Наблюдения

§ 2.2.4 Измерения

Теоретический научный метод

Теория (греч. Beoopia — рассмотрение, исследование) — совокупность умозаключений, интеллектуальное отражение реальности. В теории каждое умозаключение выводится из других умозаключений на основе некоторых правил логического вывода.

 Гипотеза (от др.-греч. ZnoQeoiq — «основание», «предположение») — недоказанное утверждение, предположение или догадка. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт (см. теорема, теория), или же опровергают (например, указывая контрпример), переводя в разряд ложных утверждений.

Закон- выражение существенно необходимой связи между причиной и следствием, котора характеризуется повторяемостью и объективностью.

Модели́рование — исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.

Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт), также о́пыт, в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условия.

  Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний.

 Анализ- операция мысленного или реального расчленения целого на составные части, выполняемая в процессе познания.

 Истина — отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания. Истиной может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность. В целом, истина есть универсальная абстрактная категория, понятие, используемое, в частности, как в религии и философии, так и в рамках научного познания.

 

Абсолютная истина — источник всего, то, из чего все изошло. Именно познание абсолютной истины есть то благо, к которому должна стремиться философия,однако чаще наблюдается уход современной философии от онтологических вопросов. Человеческий разум всегда будет ограничен определенными рамками, и у него нет возможности раскрыть полностью
абсолютную истину. В некоторых религиях (в частности, в христианстве) эта проблема преодолевается тем, что абсолютная истина сама открывается  еловеку, поскольку признается личностность последней (абсолютная истина есть Бог).

 

Относительная истина — философское понятие, отражающее утверждение,что абсолютная истина (или истина в последней инстанции)  руднодостижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине. Понятие относительной истины используется в
учении о диалектике. Разновидностью относительной истины является  равда. Относительная истина всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений. Например, утверждение «Земля вертится» — абсолютная истина, а утверждение о том, что вращение Земли
происходит с такой-то скоростью,— относительная истина, которая зависит    методов и точности измерения этой скорости.

 

Задание к лекции: какая основная задача научного познания?


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!