Материалистическая картина мира. Религиозная картина мира.



Донецкий базовий медицинский колледж

Методическая комиссия общего гуманитарного и социально-экономического цикла

 

Методическая разработка

 

 лекции по теме:

«Философское учение о бытии»

 

Тип лекции: - тематическая

Учебный предмет: основы философии

Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»

                      31.02.01 «Лечебное дело»

                       31.02.02 «Акушерское дело»

                       32.02.01 «Медико-профилактическое дело»

Курс: І

Количество часов: 2

 

Утверждено на

Заседании методической комиссии

«______» __________________

Председатель Росенко Е.В.

 

 

Донецк 2020

 

 

 

 

1.Мотивация изучения темы:

Проблема бытия - одна из вечных и основополагающих, вокруг которой велись горячие споры философов различных направлений. Понятие "бытие" лежит в основании философии и является исходным для систематических философских размышлений.

2. Цели занятия:

Учебные цели:

Знать:

· Ознакомиться с  понятиями «бытие», «категории», «материя», «законы диалектики»

· Обеспечить систему знаний по вопросам философского учения о бытии

Цель развития личности:

-Формировать представление о диалектической мысли и действии законов диалектики в природе и обществе

 

 

Воспитательные :

· Формировать гуманное отношение к пациенту

· Развивать мыслительные методы, необходимые для практической деятельности будущих специалистов

 

     Развиваюшие :

· Формировать систему понятий о роли человеческой деятельности, о месте медицины в общественной жизни, как личности, так и народа

 

3.Интеграционные связи:

 

 

Дисциплина Знать
   
- История Историю Средних веков
   
  - Клинические дисциплины   Понятия «болезнь», «врачебная тайна», «здоровье»
   

 

6.Список литературы:

Основная литература:

1. Матяш Т.П. Основы философии. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Изд.-во «Феникс», 2017. – 314с.

2.  Апрелева В.А. Философия: Учеб. пособие. – Курган.: Изд-во «Пайдейя», 2006. – 633 с.

3. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений [Текст] / А.А. Горелов - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 с.

4. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие [Текст] / В. Д. Губин. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование)

5. Канке В. А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений [Текст] / В.А. Канке. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. – 286 с.

 

              Дополнительная литература:

 

    1. Матяш Л.В. Философия. [Текст] – Ростов-на-Дону : Феникс, 2014.- 507с.

2. Волкогонова О.Д. Основы философии [Текст] / О. Д. Волкогонова, М. Н. Сидорова - М.: ИД «ФОРУМ-ИНФРА М», 2008. – 480 с.

3. Хрусталев Ю.М. Основы философии [Текст] / Ю.М Хрусталев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 304 с.

4. Нижников С. А. Философия. Курс лекций [Текст] / С. А. Нижников. - М.: Экзамен, 2007. – 396 с.

5. Стрельник О. Н. Философия. Конспект лекций [Текст] / О. Н. Стрельник. - М.: Высшее образование, 2009. – 335 с.

6. Философия медицины [Текст]/ Под ред. Ю.Л.Шевченко. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 408 с.

7. Анишкин В. Г. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении [Текст] / В. Г. Анишкин, Л. В. Шманева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 337 с.

8. Балашов В. Е. Занимательная философия [Текст] / В. Е. Балашов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2008. – 172 с.

9. Кохановский В. П. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений [Текст] / В. П. Кохановский, Т. П. Матяш, В. П. Яковлев, Л. В. Жаров. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 315 с.

10. Краткий философский словарь [Текст] / Под ред. А. П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс, 2010. – 496 с.

11. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова [Текст] / Г. Скирбекк. – М.: Гуманитарно-издательский центр Владос, 2008. –

 

Лекция и ее содержание

План лекции

1. Философское учение о бытии
2. Материалистическая картина мира. Религиозная картина мира.
3. Материя: философские категории материи. Законы и категории диалектики  

Философское учение о бытии

  В процессе осмысления мира философия формирует фундаментальные понятия - категории, фиксирующие наиболее общие и существенные свойства и отношения действительности. Категорией, с которой начинается это осмысление, является «бытие» - наиболее широкое по объему и бедное по содержанию понятие, охватывающее все существующее и выражающее единственное свойство - быть, существовать.

Категория бытия основывается на признании того очевидного факта, что мы сами, окружающие нас вещи, явления природы, Солнце, небо, звезды, весь мир существуют. Существованием обладает не только чувственно воспринимаемый мир, но и мир духовных явлений: мысли, чувства, переживания, идеи и теории, фантазии и мифы.

Охватывая все существующее, «бытие» близко по смыслу понятиям
«космос» в древней философии, «действительность», а также «мир», «природа» в их широком понимании (мироздание, вся существующая природа), употребляемым в разных философских системах. Противоположностью бытия является небытие, отсутствие существования.       

Отдельные проявления бытия - элементарные частицы, растения, животные, человеческие цивилизации - рождаются и гибнут, возникают из небытия и возвращаются в небытие. И в-этом смысле правомерно говорить о взаимопереходах бытия и небытия, нечто и ничто. Но ни одна вещь, явление или процесс не возникает из ничего и не превращается в ничто. Они переходят в иные формы бытия, в инобытие. Происходят взаимопревращения элементарных частиц, природных явлений, на обломках погибших цивилизаций возникают новые цивилизации. Поэтому небытие относительно, в абсолютном смысле существует только бытие, хотя формы его существования различны. Это бытие вещей, свойств и отношений неживой и живой природы, бытие человека и бытие общества, материальных предметов и их идеальных образов: представлений, понятий, теорий.

Формирование «бытия» как исходной категории подтверждается историей философии. В древнеиндийском собрании гимнов «Ригведа» говорится о «сат» (бытии), возникающем из «асат» - небытия или, точнее, из потенциального бытия. О бытии речь идет и в других восточных учениях.

Категория бытия- важнейшая в древнегреческой философии. Значительное внимание ей уделяли элеаты. Основываясь на вложении о тождестве мышления и бытия, Парменид считал, есть только единое неизменное, неподвижное бытие и только оно - истинно сущее. Небытия нет, так как его нельзя мыслить, Гераклит рассматривал бытие как непрерывно становящееся. По Демокриту, существуют и бытие (атомы), и небытие (пустота). Пустота – такая же реальность, как и атомы-она безгранична,содержит в себе все существующее,                                                                                   в ней нет ни верха, ни низа, ни края, ни центра.

Противопоставив миру вещей мир бестелесных и нечувственных идей, обладающих «истинным бытием», Платон распространяет бытие на идеальное. Аристотель рассматривал бытие как абстракцию, которая лежит в основе объяснения отдельных конкретных предметов материальной и духовной жизни. Всеобщность бытия проявляется в отдельных явлениях. Наряду с действительным, актуальным бытием Аристотель вводит понятие возможного, потенциального бытия. Таким образом, уже в античной философии категории бытия было уделено значительное внимание. Проблемы бытия занимают важное место во всей последующей истории философии.

Как исходная категория философии «бытие» является предпосылкой постановки и осмысления кардинальных философских проблем, формирования важных категорий.

Осмысление бытия человека приводит к признанию его раздвоенности на тело и душу, физическое и психическое, материальное и идеальное, к проблеме их соотношения.

Личный опыт человека, опыт других людей убеждает в том, что бытие существует не только в данном месте, но и в других местах, и не только в настоящем, но также существовало в прошедшем и будет существовать в будущем (глагол «есть» имеет временные формы, он употребляется в прошедшем и будущем времени: «был», «будет»). Формируются категории «пространство» и «время». Размышление о пространстве и времени ставит проблему о пространственных и временных границах бытия, проблему его вечности во времени и бесконечности в пространстве.

Признание существования во времени приводит к размышлениям об изменчивости различных форм бытия, к разработке категорий «изменение», «движение», «развитие».

Эти  ряд других проблем и категорий составляют содержание онтологии –науки о бытии. Онтология - важная часть философии, ее проблемы, категории, принципы являются основой постановки и решения проблем гносеологии, социальной философии, философской антропологии и других разделов философского знания.

Одной из онтологических проблем является проблема единства бытия.

 

Материалистическая картина мира. Религиозная картина мира.

 Философское осмысление действительности предполагает наличие двух противоположностей. Ими выступают: мир «внешний» по отношению к сознанию человека - объективная реальность и мир «внутренний» (психическая, духовная жизнь человека) - субъективная реальность. Различные отношения двух реальностей: объективной и субъективной, объекта и субъекта пронизывают всю философию на протяжении всей ее истории. Эти отношения характеризуют как основной вопрос философии - вопрос об отношении человека к миру, сознания к бытию, субъективного к объективному.

В зависимости от того, как философы отвечали на этот вопрос, они разделились на два направления - материализм и идеализм. Материалисты утверждают, что первичным является материя, а вторичным - сознание. Идеалисты первичным считают сознание, вторичным - материю.

Как философское направление идеализм признает первичным абсолютную идею, мировой разум (Платон, Гегель) или сознание человека, «комплекс ощущений» (Беркли, Фихте) в качестве определяющей причины всего сущего.

Студенту следует знать, что философы часто пытаются завуалировать свою мировоззренческую позицию. Материалисты, например, называют себя субстанциалистами, а идеалисты -функционалистами, однако от такой игры в термины суть философского видения мира не изменяется.

Философский принцип, согласно которому все существующее имеет один источник, едино в своей основе, называется монизмом. В соответствии с решением основного вопроса философии различают материалистический и идеалистический монизм. Первый - единство мира видит в его материальности. Второй - за основу всего принимает духовное начало (сознание).

В истории философии встречались мыслители, пытавшиеся занять промежуточную позицию. Они признавали равноценность, независимость двух перзоначал мира: материи и сознания. Таких философов называют дуалистами..

Рассмотрение отношения человека к миру, сознания к бытию, порождает вопрос о том, в состоянии ли наше мышление познать окружающий мир? Этот вопрос: познаваем ли мир и если познаваем, то в какой степени — составляет важнейшую составную часть философского осмысления действительности (вторую часть или сторону основного вопроса философии).

В зависимости от того, какую позицию в решении вопроса о познаваемости мира занимают философы, они разделились на два направления. К первому, а их большинство, принадлежат сторонники познаваемости мира. Среди тех, кто стоит на позициях познаваемости мира есть такие течение как: сенсуалисты - главную роль в познавании'отводящие чувственному познаванию (Локк, Кондильяк); рационалисты - главную роль отводят разуму (Декарт, Спиноза); иррационалисты - отвергают или принижают роль разума в познании (Ницше, Бергсон).

Ко второму (их меньшинство) - противники познаваемости мира. Среди противников познаваемости мира выделяют два течения: скептицизм и агностицизм. Скептицизм - отвергает возможность достоверного знания о мире (Пиррон. Горгий). Агностицизм -полностью.или частично отвергает возможность познаваемости мира (Юм, Кант).

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!