Школа, просвещение, научные знания

ТЕМА 4. Культура России второй половины XIII – XVII вв.

Культура русского средневековья (второй половины XIII -XVI вв.)

XVII век в русской культуре

Культура русского средневековья (второй половины XIII -XVI вв.)

Эпоху русского средневековья принято датировать XIII-XVI вв. Это длительный этап консолидации и развития великорусской народности и ее культурной среды, и пространства, тенденций и форм. Историки, культурологи и искусствоведы условно разделяют этот этап на два периода.

I период – с 1240 г. до середины XIV в. Это время наиболее трагического состояния русской культуры. Разрушение, утрата, упадок – основные черты всех без исключения направлений и сфер древнерусской культуры. Такое положение – результат монголо-татарской агрессии с одновременной экспансией со стороны западных соседей – немецких, шведских, венгерских, датских и польских феодалов.

II период – со второй половины XIV в. до XVI в. включительно. Он характеризуется неуклонным подъемом экономического потенциала русских земель с одновременным ростом национального самосознания. Идет процесс формирования великорусской народности, который сопровождается подъемом, а затем и возрождением русской культуры. После двух с половиной веков почти полной изоляции молодое единое российское государство начинает входить в европейское пространство, знакомиться с ренессансной культурой Запада, что позволило преодолеть культурное отставание и создать собственную, полную своеобразия и неповторимости, культуру. Характерно, что в центре общественно-политического и культурного подъема прочно утвердилась Москва.

Внутренним рубежом в развитии культуры II периода стала Куликовская битва (1380 г.), после которой начинается динамический подъем, идет слияние местных художественных школ и стилей в общерусскую культуру.

Следующим рубежом стал Стоглавый собор (1551 г.), который в условиях политической централизации страны, закрепил основы морально-нравственной, церковной и художественной культуры, регламентировал образцы, которым надлежало следовать.

Интенсификация общерусского культурного процесса способствовала тому, что в XVI в. завершается формирование великорусской народности, а в конце XVI в. проявляются светские элементы в культуре.

Образование

Известно, что одним из главных показателей культуры любого народа является уровень грамотности и образованности. В русских землях этот показатель медленно, но неуклонно повышался. Благодаря хозяйственному подъему, росту городов и городского населения, активизации торговых связей между регионами, росту государственного аппарата объединяющейся страны, росла потребность в грамотных и образованных людях, так как одновременно увеличивалась потребность в деловых записях, в оформлении хозяйственных расчетов, расширялся диапазон государственных бумаг: от дипломатической переписки до налоговых и родословных книг. С XIV в. в русских землях стали использовать для записей бумагу (вывозили из-за границы) вместо дорогостоящего пергамента. Рост потребности в записях повлек за собой ускорение письма. На смену «уставу» приходит «полуустав» – более упрощенное написание букв, позволяющее вести беглое и свободное письмо, а с XV в. – скоропись, близкая к современному письму.

Распространение грамотности и знаний почти не затронуло деревенское население. Основная масса его оставалась бесписьменной. Разнородные знания (иногда весьма причудливые) об окружающем мире, природе, человеке, устройстве мира передавались изустно в виде сельскохозяйственных примет, знахарских рецептов, пословиц и поговорок, сказок, эпической поэзии, песен и т.п. Церковь и ее учение составляли духовную жизнь сельского населения, определяли его быт, нравы, обычаи.

Просвещение в городах, монастырях, боярских вотчинах основывалось на книжной грамотности. Уровень грамотности и образованности особенно заметно растет среди священнослужителей, в церковной и монастырской среде. Священнослужители становились учителями в княжеских дворцах и хоромах, в боярских усадьбах, у местных батюшек обучались дети служилых людей (дворян), купцов, ремесленников. По уровню грамотности землевладельцы и купечество оказались впереди других сословий. Об этом свидетельствуют документы тех столетий – хозяйственные учетные книги и записи, духовные грамоты (завещания), договоры великих и удельных князей, хозяйственные акты московских князей и русской митрополии, переписка и т.п.

Безусловно, в начальный период монголо-татарского ига общий уровень грамотности снизился, но Русь не стала сплошь неграмотной. Грамотные люди в ней никогда не переводились. Житийная литература XIV-XV вв. свидетельствует, что обучать детей начинали в 6-7 лет, сначала учили чтению, используя церковную литературу (Часослов и Псалтырь), а затем письму. Рост грамотности отмечен не только среди мужчин, но и среди женщин. Учителями в домашнем круге становятся родители.

Большое внимание церковь и родители обращали на воспитание подрастающего поколения. Именно в это время формируется российская аристократия – поколения древнейших родов, которых отличала хорошая по тем временам образованность, строгое понятие родовой чести и достоинства, осознание своей духовной ответственности. Знаток эпохи, писатель и фольклорист Д. Балашов на примере жизни Сергия Радонежского, который происходил из обедневшей боярской семьи, отмечает, что в правящем сословии нравственные требования были выше и строже, чем в простонародье.

О нравственности населения заботились власть церковная и светская. В 1551 г. Стоглавый церковный Собор поставил задачу улучшить нравы духовенства, чтобы поднять авторитет церкви, а местных священнослужителей сделать наставниками прихожан.

В XVI в. появились первые учебные пособия. Иван Федоров во Львове 1574 г. издал русский букварь, затем в Москве были подготовлены специальные руководства по грамматике и арифметике.

Некоторые исследователи полагают, что школа, как таковая, начинает складываться именно в XVI в., когда Стоглавый собор принял решение о создании в городах «книжных училищ». Эти первые учебные заведения были в то время всесословными и давали солидное (по тому времени) общее и специальное образование. Помимо духовных лиц учредителями выступали и светские «мастера грамоты», открывавшие своеобразные двухгодичные школы.

Об уровне просвещения народа ученые судят по книжному делу. В XIV-XVI вв. оно возрождается и развивается. Книга в этот период продолжала оставаться рукописной. Но замена пергамента бумагой сделала ее более доступной. К XV в. в монастырях складываются библиотеки. Среди частных библиотек ученые указывают на собрание книг московских государей, особенно Ивана III. Коллективное использование средневековой книги (чтение вслух) еще более расширяло аудиторию приобщенных к «книжной премудрости».

Выдающее событие в культуре XVI в. – появление книгопечатания. Сохранились сведения, что работы по устройству типографии начались в 1553 году в Кремле. Организацией этих работ занимался Иван Федоров с благословения митрополита Макария. Книги печатались по венецианским образцам. Затем типографские работы были перенесены за стены Кремля, на Никольскую улицу, где в 1564 г. была издана первая русская датированная книга «Апостол» (прил. Б, рис. 11). Однако существуют 7 книг без даты издания. В годы опричнины Иван Федоров уехал в Прибалтику, а затем работал во Львове, где со своим помощником Петром Мстиславцем они издали первый русский букварь. Кроме типографии на Никольской улице, в XVI в. существовала типография в Александровской слободе. За весь XVI в. было выпущено 20 книг в основном духовного содержания. Ведущее место продолжала занимать рукописная книга.

Литература

Ведущим жанром оставалось летописание. Если в XIII в. этот жанр древнерусской литературы едва теплился в северо-западных землях, то с XIV в. складываются новые центры летописания и потому летописи этого времени носят локальный характер. Московское летописание появилось в первой половине XIV в. Возрождение общерусского летописания приходится на конец XIV – начало XV вв.

В 1418 г. составлен Владимирский полихрон (летописный свод) при участии митрополита Фотия. Его главная идея – необходимость союза московской великокняжеской власти с городским населением для политического объединения Руси.

В начале XV в. в Москве составлен общерусский свод – Троицкая летопись, погибшая во время московского пожара 1812 г. В 80-е гг. XV вв. появился Московский летописный свод. Характерно, что все своды начинались с «Повести временных лет». Их главная тема – идея общерусского единства.

Общерусский характер носил и Новгордско-Софийский свод (включивший в свой состав свод Фотия), составленный в 30-е гг. XV в. В середине XV в. (1442 г.) появился «Хронограф». Автор этого исторического произведения Пахомий Логофет рассматривал русскую историю в контексте всемирной истории.

В XVI в. усиливается официальный характер летописания. Включавшиеся в летописи предшествующие летописные своды подвергаются определенной обработке в политических целях. Нарушаются характерные черты летописного жанра (погодность изложения событий); летописи не претендуют на написание истории от начала до конца, а выделяют отдельные сюжеты. Например, «Летописец начала царства» запечатлел первые годы правления Ивана IV. Его основная идея – необходимость сильной независимой царской власти на Руси, а потому в летописи содержится немало чисто политических упреков в адрес родовитой аристократии – князей и бояр.

Самым официальным летописным произведением XVI в. была «Степенная книга царского родословия». Это систематическое изложение русской истории в виде параллельного жизнеописания Великих князей и митрополитов; расположены описания по 17 степеням от Владимира Святого до Ивана IV. Основная идея – прославление правящей династии, обоснование божественного происхождения самодержавной власти, преемственность власти киевских и московских князей и поддерживавших их митрополитов.

Исторической энциклопедией XVI в. называют ученые «Никоновскую летопись», подготовленную московскими летописцами к середине XVI в. В XVII в. она хранилась у патриарха Никона. Один из ее списков содержит около 16 тыс. миниатюр-портретов (лиц). Отсюда ее второе название - Лицевой свод.

XIV-XV вв. – время расцвета древнерусской литературы. Ей присущи жанровое и стилистическое разнообразие и высокое нравственное звучание.

Наиболее распространенным и любимым жанром этой эпохи стали военно-исторические повести. В их основе лежали конкретно-исторические события и факты, персонажи. Военно-исторические повести - светские произведения, близкие по своему характеру к устному народному творчеству, хотя многие из них перерабатывались в духе церковной идеологии и даже включались в летописи.

Докуликовский период русской истории зафиксирован в ряде произведений этого жанра: «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», где содержится рассказ о подвиге Евпатия Коловрата, «Слово о погибели Русской Земли», памятник тверской литературы «Повесть об убиении князя Михаила Ярославича в Орде», повести о подвигах Александра Невского (житие, имеющее черты военной повести), «Повесть о Шевкале», где воспроизведены события в Твери в 1327 г. – восстание против монголо-татар.

Эти произведения проникнуты патриотическим чувством, пафосом борьбы с ордынским игом. Цикл военно-исторических повестей посвящен победе Дмитрия Донского на поле Куликовом.

Первым литературным откликом на битву стала поэтическая «Задонщина», стилистически близкая знаменитому «Слову о полку Игореве». Автор ее - рязанский боярин Софоний. Великий князь Дмитрий Иванович и его двоюродный брат Владимир Андреевич Серпуховской «поострища сердца свои мужеству», собрали со всей земли воинов: «Кони ржуть на Москве, бубны бьють на Коломне, трубы трубят в Серпухове, звенит слава по всей земле Русськой».

В «Сказании о Мамаевом побоище», появившемся позже, в XV в. автор поэтически описывает саму битву как общенародное дело. В XVI в. появились новые военно-исторические повести о событиях того времени: «Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град Псков». В XIV-XVI в. московская литература, вбирая в себя областные стилистические тенденции, приобретает общерусский характер и занимает ведущее место.

Расцветает житийная литература, столь любимая на Руси. Ее представляли талантливые писатели – выходец из Сербии Пахомий Логофет и выдающийся русский писатель начала XV в. Епифаний, прозванный современниками Премудрый. Они составили описания жизни крупнейших церковных деятелей – митрополита Петра, Сергия Радонежского, внесших большой вклад в объединение русских земель. В образах Петра и Сергия авторы выразили морально-нравственный идеал того времени, прославили подвиги духовные и деятельную любовь к русской земле.

Своеобразно трансформируется жанр «хождений», известный на Руси с XII в., где описывались путешествия паломников в места, связанные с религиозными святынями, – в Иерусалим, Царьград и на Афон. «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина – это описание его деловой поездки в Персию и Индию (1466-1472 гг.). Он обстоятельно вносил в свои тетради названия городов, сообщал расстояния, места рынков, цен, перечислял товары. Просто и деловито описаны быт и нравы неведомой еще европейцам Индии (Никитин посетил Индию за 30 лет до открытия пути в Индию португальцем Васко да Гама).

Русская литература не обошла вниманием и вечную тему любви. Ко времени Ивана III относится утверждение культа «покровителей московских государей» – Петра и Февронии Муромских. В XVI в. на основе муромских сказаний и легенд возникло замечательное произведение – «Повесть о Петре и Февронии». Это произведение – жемчужина древнерусской и мировой литературы стоит в одном ряду с такими прославленными мировыми легендами, как «Тристан и Изольда». Она рассказывает о верной любви двух людей, которых не могут разлучить ни злые люди, ни сама смерть. В начале нашего века Н.А. Римский-Корсаков положил древнюю повесть в основу оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», где вместе соединены муромская и кижская легенды.

Конец XV-XVI вв. стали временем расцвета публицистики. В «Сказание о князьях Владимирских» родословная правящих московских государей выводилась не только от византийских императоров (символом великокняжеской власти стала «шапка Мономаха», якобы переданная византийским императором Константином Мономахом его внуку, киевскому князю Владимиру Мономаху), но и непосредственно от римского императора Августа. Утверждалось право московской великокняжеской власти над всеми русскими землями и другими княжескими родами.

В начале XVI в. оформилась идея о Москве как «третьем Риме». Ее выдвинул игумен Псковского Елизарова монастыря Филофей в своих посланиях к Василию III. Филофей утверждал, что в истории христианства последовательно существовало три великих центра. Первый из них – Рим пал из-за отступления от истинного христианства, второй – Константинополь – из-за Флорентийской унии 1439 г. Третий же Рим – Москва, а четвертому не бывать. Учение о «третьем Риме» служило идейным обоснованием исключительного значения православия, как истинной веры. Возвеличивалось значение московских государей и русской церкви как носителей и хранителей истинного христианства.

Замечательными публицистами предстают Андрей Курбский и Иван Грозный в переписке, которая велась бывшими единомышленниками по «Избранной Раде» после бегства князя Курбского в Литву. В ней Иван Грозный предстает теоретиком самодержавия на Руси, а его оппонент отстаивает идеи сословно-представительной монархии. Оба оказались талантливыми писателями, в совершенстве владеющие риторикой. Но если А. Курбский остается в рамках литературной традиции (церковной риторики), то Иван Грозный нередко нарушает речевой этикет. В его послания врывается образно-разговорная речь. Они пронизаны живым юмором и сарказмом. При этом литературный стиль Грозного удивительно выразителен и лаконичен. Двумя-тремя словами он умел создать яркий художественный образ. Фактически ему удалось стать подлинным новатором в русской литературе XVI в., выйти за пределы традиции.

Известными авторами-публицистами были Иосиф Санин («Просветитель»), Нил Сорский («Предание ученикам», где он изложил свои идеи нестяжательства), Максим Грек («Послания», «Слова», где сурово осуждались пороки монашества), и, конечно, Иван Пересветов («Большая и Малая челобитные» и другие работы) – апологет самодержавной власти. Ивану IV, считал он, суждено по «небесному знамению» исполнить «правду» в Русском государстве: победить Казанское ханство, установить порядок в стране и правосудие.

Об обмирщении культуры свидетельствует такая книга как «Домострой». На современном языке – это домоводство. Она содержала полезные советы и сведения как вести дом, наладить идеальный быт в семье, жить в дружбе с соседями. Наставления «Домостроя» касались и мирской, и хозяйственной, и духовной жизни общества. Авторство приписывают протопопу Сильвестру, входившему в состав «Изданной рады».

Конец XV в. – время распространения в Новгороде ереси «жидовствующих» (названа так за некоторое сходство с иудаизмом). Еретики выступали против церковного землевладения, против существования сословия церковнослужителей и монашества. Некоторое время великокняжеская власть сочувственно относилась к «жидовствующим», но в 1490 г. церковный собор в Москве осудил ересь, а позднее еретики были казнены.

В 1502-1504 гг. развернулась борьба нестяжателей и иосифлян.

Идеологом нестяжателей был основатель монастыря на реке Сорке Нил (Сорский), считавший, что необходимо поднимать авторитет церкви путем строгого исполнения правил и обрядов, аскетического образа жизни. Нил осуждал стяжание церковью богатств, в том числе владение землями (сторонники Сорского получили название «нестяжателей»).

Нестяжателям противостояли Иосифляне – сторонники игумена подмосковного Волоцкого монастыря Иосифа, который настаивал на необходимости для церкви иметь большие материальные средства.

В 1503 г. собрался церковный собор, на котором по инициативе Ивана III (склонного поддержать нестяжателей, тем более что Иосиф Волоцкий встал на сторону удельных князей в их борьбе против великокняжеской власти) был поставлен вопрос об отказе церкви от землевладения. Нестяжатели потерпели поражение, а в декабре 1504 г. были осуждены и казнены.

Впрочем, это не помешало церкви канонизировать Иосифа Волоцкого, так же, как и Нила Сорского.

Архитектура и живопись

В Новгородской земле за 100 лет (с 1250 по 1350 гг.) было построено лишь несколько небольших каменных церквей: Николы на Липне (1292 г.), Спаса на Ковалеве (1345 г.) и др.

Со второй половины XIV в. растет экономическое и политическое могущество Новгорода. Широко развивается и монументальное строительство. В эту пору складывается классический тип новгородского храма, образцами которого служат церкви Федора Стратилата (1361 г.) (прил. Б, рис. 12) и Спаса Преображения на Ильине (1374 г.). Эти крупные сооружения резко выделялись на фоне окружающей деревянной застройки. Зодчие отказываются от излишней лаконичности и делают эти однокупольные храмы подчеркнуто нарядными. Их заказчиков – именитых новгородских бояр интересовал внешний эффект. Особым богатством декора и изысканностью пропорций отличается церковь Спаса на Ильине, расписанная внутри фресками Феофана Грека.

Географическое положение Пскова, постоянная опасность нападения Ливонского ордена обусловили развитие здесь в основном оборонного зодчества. В XIV-XV вв. возведены каменные стены псковского детинца (Крома) и «Довмонтова города». В начале XIV в. общая протяженность крепостных стен Пскова составила 9 км.

Первые монументальные постройки в Москве относятся к концу XIII в. Это Успенский и Архангельский соборы в Московском Кремле, просуществовавшие недолго и уже через полвека замененные новыми постройками.

Оживление строительства в Москве относится ко времени ее усиления при Иване Калите (II четв. XIV в.). В отличие от Новгорода и Пскова монументальное зодчество здесь с самого начала приобрело государственный целеустремленный характер. В этом смысле история московского зодчества схожа с владимиро-суздальской: московские князья выступали продолжателями объединительной политики «владимирских самодержцев» XII-XIII вв., а развитие культуры прочно опиралось на владимирское наследство.

Каменные постройки того времени – Успенский собор (1326-1327), церковь Спаса на Бору (1330), Архангельский Собор (1333), церковь – колокольня Иоанна Лествичника (1329) (прил. Б, рис. 13) – все были возведены в Московском Кремле. Все храмы были белокаменными. Стены украшал белокаменный резной декор. Колокольня Иоанна Лествичника играла роль дозорной вышки Кремля. Все эти постройки не сохранились и известны по археологическим раскопкам и письменным источникам.

Но именно эти постройки предопределили композицию центрального ансамбля Кремля на два столетия.

Московское строительство второй половины XIV в. связано с именами князя Дмитрия Ивановича (Донского). При нем Московский Кремль расширяется и получает каменные стены протяженностью около 2 км с девятью башнями (1367 г.). Заложены каменные храмы – Чудов монастырь (в Кремле), Симонов монастырь, прикрывавший дорогу к Москве с юга; белокаменные храмы в Коломне, Серпухове, Звенигороде, Можайске. В целом за вторую половину XIV в. московские мастера возвели не менее 10-ти белокаменных храмов. В «послекуликовский период» каменное строительство получает большой размах. В начале XV в. были построены соборы Троицкий (1422-1423 гг.) Троице-Сергиева (прил. Б, рис. 14) и Рождественский Савво-Сторожевского монастырей. Оба храма сурово массивны и статичны.

В конце XV в. возведен заново Московский Кремль. К этой работе были привлечены итальянские мастера, среди них ведущую роль играл миланский инженер Пьетро Антонио Солари. В проведенном с огромным размахом строительстве Кремля (1485-1495 гг.) использовались достижения как русского, так и итальянского военно-инженерного искусства. Территория Кремля (26,5 га) была защищена стеной из красного кирпича, длиной более 2-х км, толщина стен – 6,65 м, высота стен – 19 м. Возведены были 18 башен (из 20 – ныне существующих). Первой была заложена Тайницкая башня. В ней находился тайник с родником воды на случай длительной осады. Сначала строилась южная стена, чтобы, прежде всего, защититься от ордынцев. Башни Кремля имели 4-скатную крышу, их назначение – военно-оборонительное. Зубчатые стены с бойницами для ружей и пушек, башни с дозорными вышками, дубовые ворота со стрельницами, широкие крепостные проходы, позволявшие передвигаться большому числу воинов, – все делало Московский Кремль неприступной крепостью и вместе с тем – шедевром русского зодчества.

Как Кремль – крепость Ивана III почти полностью повторял план Кремля Дмитрия Донского, так и новые храмы возводились на местах старых храмов Ивана Калиты. Москва как бы подчеркивала этим свои древние связи. Первым был построен Успенский собор (1475-1479 гг.). Его строитель – итальянский архитектор Фиораванти, уроженец г. Болоньи, прозванный за свое искусство Аристотелем.

В документах архива города Болоньи архитектор именуется «удивительным» гением, а его творения признаются «невероятными». Неудивительно, что именно его пригласили строить главный собор в столице Российского государства.

При постройке Успенского собора Фиораванти, следуя образцу Владимирского Успенского собора, творчески соединил наиболее характерные древнерусские формы с нормами итальянского Возрождения.

Несколько позже на той же центральной площади Кремля итальянцем Алевизом Новым был построен Архангельский собор (1505-1509 гг.). Собор возводили как усыпальницу московских государей, но в ее облике нет ничего мрачного, храм представляет собой двухэтажное палаццо в духе Ренессанса, что знаменовало усиление светских тенденций в русской культуре.

Благовещенский собор (1484-1489 гг.) и церковь Ризоположения (1484-1486 гг.), построенные русскими мастерами, более связаны с русскими традициями. Эти храмы подняты на высокий цокольный этаж – подклет, и окружены открытой галереей; по фасаду и апсидам проходит аркатурно-колончатый пояс.

Среди гражданских построек Московского Кремля возводится Грановитая палата (зодчие Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари, 1487-1491 гг.). Это большой зал, площадью около 500 м2, при высоте более 9 м, перекрытой четырьмя крестовыми сводами. В палате московские государи стали принимать иностранных послов. Величественная открытая лестница вела в палату со стороны Соборной площади.

Завершал ансамбль высокий «столп» храма-колокольни Ивана Великого (1505-1509 гг., архитектор Бон Фрязин). Это исключительная по красоте пропорций башня из стройных восьмериков с аркадами для колоколов.

Широкое каменное строительство в Москве продолжается в XVI в. В 30-е годы XVI в. была возведена вторая линия каменных укреплений в городе – стены Китай-города (мастер Петрок Малый), а в 1585-1593 гг. – третья – Белый город (мастер Федор Конь).

Своеобразным итогом развития крепостного зодчества в XVI в. стал замечательный Смоленский Кремль (1595-1602 гг., Федор Конь).

В XVI в. широкое распространение получили шатровые храмы. Это поистине русская во всех формах постройка, порвавшая с привычным образом крестово-купольного храма. Шатровые церкви не имели внутри опорных столбов, и вся тяжесть сооружения держалась только на фундаменте. Один из лучших образцов этого стиля – церковь Вознесения в селе Коломенском (1530-1532 гг.). При огромной высоте площадь храма невелика. Он создан, прежде всего, для обозрения снаружи как торжественный памятник – монумент важному событию – рождению наследника престола (Ивана IV). В этом же стиле русские зодчие Барма и Постник Яковлев в 1554-1561 гг. в память о взятии Казани воздвигли на Красной площади Собор Покрова, «что на рву» (Собор Василия Блаженного). Архитектурный ансамбль церкви состоит из 9 столпообразных храмов различной высоты. Его первоначальную цветовую гамму составляли сочетания красного кирпича стен с белым резным декоративным камнем, сверкающие главы, крытые «белым железом», цветные майоликовые украшения центрального шатра. Нарядные луковичные главы собора появились в конце XVI в., а цветистая роспись в конце XVII-XVIII вв. Смелый по композиции и необычайно декоративный, он воплотил всю мощь русского архитектурного гения. Это высшая точка развития русского зодчества в XVI в.

Во второй половине XVI в. в культовом строительстве появились консервативные тенденции. Стоглавый церковный собор строго регламентировал церковное строительство. Зодчим было указано придерживаться канонического образца Успенского кремлевского собора; шатровые постройки, противоречившие византийским образцам, были запрещены. Тогда шатровый стиль, полюбившийся на Руси, стали использовать при возведении колоколен. Так появилось сочетание больших пятиглавых купольных храмов и рядом стоящих шатровых колоколен.

В целом зодчество XVI в. по масштабам, разнообразию и оригинальности творческих решений принадлежит к наиболее ярким этапам в истории русской архитектуры.

Изобразительное искусство

В эволюции живописи XIV-XVI вв. следует различать следующие тенденции:

  1. Живопись второй пол. XIII-XV вв. явилась естественной преемницей искусства домонгольской Руси. Это результат того, что в ходе монголо-татарского нашествия сохранились города с памятниками древнерусского искусства (Ростов, Ярославль, Новгород, Псков). Здесь же сохранились кадры мастеров, традиция передачи художественного опыта.
  2. Уже в период феодальной разобщенности русских земель складываются местные художественные школы – новгородская, ростовская (XIII в.), тверская, псковская, московская, вологодская (или северная) – (XIV в.).
  3. В конце XIV-XV вв. по мере усиления Москвы как общерусского центра идет процесс слияния местных школ в общерусскую, который завершается в XVI в. формированием культуры великорусской народности.

Процесс слияния местных школ сопровождался переосмыслением местных особенностей и ориентацией на современную византийскую живопись, не всегда совпадавшую с каноническими образцами. Одним из художников, оказавшим огромное влияние на развитие русской иконописи и фрески, был Феофан Грек. Он приехал в Новгород из Византии в 70-х годах XIV в. Достоверной работой его в Новгороде является роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Для его изобразительной манеры характерна повышенная экспрессия и драматизм. Внутренняя сила образов Феофана, их страстная напряженность и огромная духовная энергия, неповторимое разнообразие индивидуальных характеристик, нарушающих условности иконографических подлинников – все это явилось не только выражением живописного темперамента мастера, но и результатом пребывания в Новгороде. Атмосфера Новгорода с его вечевым строем и независимостью, особым духовным и физическим складом жителей должны были оказать воздействие на Феофана.

Московская живопись XIV-XV вв. по размаху и стилевому разнообразию не знала себе равных. Когда около 1390 г. из Новгорода в Москву приехал Феофан Грек, здесь уже сложилась самобытная художественная традиция. Это позволило московским живописцам избежать простого подражания великому мастеру. Но именно он на рубеже XIV-XV вв. стал главной фигурой в художественной жизни Москвы. Под его руководством проходили основные художественные работы: росписи церкви Успения Богородицы, Архангельского и Благовещенского соборов, теремов Московского Кремля и др.

Сохранился ряд икон, созданных в кругу Феофана. Лучшая из них – «Богоматерь Донская» из Успенского собора Коломны с «Успением Богородицы» на обороте.

Наиболее достоверным творением самого Феофана в Москве считаются 7 икон деисусного чина Благовещенского собора (нач. XV в.). Эти 7 икон входят в ряд величайших произведений мирового искусства. Их отличают глубокая одухотворенность, выразительный рисунок, звучный колорит.

Для художественной манеры Рублева характерны просветленный мотив и оптимизм. Это соответствовало общественным ожидания XV в., а также мироощущению самого художника-мыслителя, предугадавшего грядущий национальный подъем.

Для Успенского собора во Владимире эти художники выполнили небывало монументальный трехрядный иконостас высотой 6 метров и состоящий из 61 иконы, в числе лучших «Богоматерь Владимирская».

Самое совершенное произведение Рублева – икона «Троица» (прил. Б, рис. 15). Она была написана для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря в 10-е – 20-е гг. XV в. Рублев переосмыслил каноническую византийскую композицию, освободил сюжет от жанровых подробностей и сосредоточил внимание на фигурах ангелов. Три ангела – это предвечный совет о послании Отцом Сына на страдание во имя спасения человечества. Изображенные Рублевым ангелы едины, но не одинаковы. Их фигуры составляют круговую композицию. Повторность форм и контуров вносит в это произведение музыкальный ритм. Световые чистые краски, среди которых особенно выделяется ярко-синий (васильковый) цвет, жизнерадостны и гармонично согласованы.

Уже современники высоко ценили художественный гений Рублева. Его влияние заметно в произведениях еще одного великого московского мастера конца XV в. – Дионисия.

Творчество Дионисия связано с подъемом русской культуры в эпоху образования централизованного государства. Продолжая и развивая наследие Рублева, Дионисий создает произведения, исполненные торжественности и оптимизма. Изящный, уверенный рисунок, легкий прозрачный колорит, гибкие вытянутые пропорции фигур, гармонически уравновешенная композиция придают произведениям Дионисия лирический и одновременно спокойно-величавый характер.

Наиболее крупной и вполне достоверной сохранившейся работой Дионисия являются фрески Ферапонтова монастыря (прил. Б, рис. 16), созданные им вместе с сыновьями – Владимиром и Федосием (1500-1502 гг.).

На рубеже XIV-XV вв. меняется соотношение видов живописи. Если в XIV столетии главной была фреска, то в XV в. первенство переходит к иконе. К этому времени относится и оформление так называемого высокого иконостаса. Возникновение высокого (или русского) иконостаса с его сложной иерархической и символической системой расположения икон считается достижением отечественной культуры. Византийское искусство не знало такой формы иконостаса. В византийских храмах (и в русских до XIV в.) алтарь был отделен от молящихся только невысокой перегородкой, которую украшали несколько икон. С конца XIV в. иконостас растет, а с XV в. становится обязательной частью внутреннего убранства храма. Он представляет собой целую систему поставленных в несколько горизонтальных рядов икон, которые образуют высокую стену, отделяющую алтарь от остальной части храма.

За несколько веков существования иконостаса его иконные ряды обрели не одно название – ряд, ярус, пояс, чин. Иконостас вырастал снизу-вверх, а «читать» его надо сверху вниз.

Начиная с XVI в. в иконостасах получает широкое применение орнаментальная резьба по дереву. Иконы богато украшались драгоценными окладами и ризам с жемчугом и самоцветными камнями.

В XVI в. усиливается церковная регламентация художественного творчества. Стоглавый собор (1551 г.) потребовал, чтобы иконописцы «како греческие иконописцы писали и как писал Андрей Рублев, а от своего замышления ничто же претворяти».

Больших успехов в XVI в. достигает книжная миниатюра, свидетельством могут служить «Великие Четьи-Минеи» и «Лицевой летописный свод», проиллюстрированный 6000 рисунками.

Уже в рукописях начала XIV века на смену фантастическим переплетениям растительных и животных мотивов (тератологический стиль) приходит изображение человеческих фигур и сценок, подмеченных художником в окружающей действительности. Именно в книжной миниатюре художник проявлял свою самобытность, талант и творческое начало. Так, в Евангелие 1355 г. художник изображает заглавную букву «Р» в виде мужчины с банной шайкой в руках. Не менее забавно лицо гримасничающего старика, который сам себя дергает за бороду (тоже буква «Р»). В другой рукописи буква «М» составлена из фигур двух рыбаков, которые бранясь тащат тяжелую сеть с рыбой.

В середине XVI в. вместе с первыми печатными книгами появилась гравюра на дереве (ксилография).

Высокого художественного уровня достигло декоративно-прикладное искусство (лицевое шитье, шитье жемчугом, золотыми и серебряными нитями, ювелирное искусство), скульптура (деревянная и каменная резьба) и литейное производство. Причем литье колоколов поднялось на высоту большого искусства, где скульптурное и декоративное мастерство проявилось во всю силу.

Ученые отмечают, что основной задачей искусства XV-XVI вв. становится прославление русского единого государства. Это придает культуре в целом политический смысл, что в свою очередь в XVI в. уже способствует проникновению светских мотивов в искусство.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Определите основные черты русской средневековой культуры.

2. Определите специфические черты русской средневековой литературы.

3. Определите значение официального крещения для становления и развития отечественной литературы.

4. Типология и устройство православных храмов в русских землях.

5. Ростово-суздальская (владимиро-суздальская) и новгородская архитектурные школы: общее и особенное.

6. Особенности средневекового живописного изображения.

7. Книжная миниатюра второй половины XIII в.

8. Исихазм: сущность учения и влияние на отечественную культуру.

9. Литературное наследие Епифания Премудрого.

10. Литературное наследие Пахомия Логофета.

11. Московская книжная миниатюра XV в.

12. Ростовская школа живописи XV в.

13. Новгородская школа живописи XV в.

XVII век в русской культуре

XVII век в истории России и в истории русской культуры особый, рубежный. Им заканчивается история древнерусской культуры и начинается новый период, зарождается культура нового времени. Этот процесс становления новой культуры занял два с половиной столетия и завершился только в эпоху либеральных реформ Александра II.

XVII век – время предчувствия перемен, которые предстояли России. Смена типа культуры проходила в острой борьбе старой традиции с новыми потребностями и вкусами. Современники очень остро, болезненно ощущали ломку, переоценку ценностей и традиций, потому весь XVII век проходит под знаком борьбы двух общественных настроений. С одной стороны, это страстная до фанатизма защита старины, с другой, – понимание необходимости и полезности перемен.

В это переломное для культуры время появляются первые ростки обновления:

  • начинается процесс секуляризации в духовной жизни общества, медленно, но неуклонно народ освобождается от определяющего все стороны его жизни влияния церкви;
  • человек начинает осознавать себя как личность, появляются люди поступка, энергичные, инициативные, осознающие свое место в судьбах страны. Человек – творец и созидатель перестает быть анонимным, имена таких людей на слуху у современников;
  • вызревают условия для рождения светской культуры, которая свободна от церковных догм и канонов; эти процессы только проявляют себя, потому принято говорить, что в XVII в. идет обмирщение культуры. Обмирщение – это тенденция, а не конечный итог. Параллельно сосуществуют как бы две культуры – религиозная и обновляющаяся, еще не порвавшая с религиозной основой;
  • заметнее становится влияние Запада, особенно после воссоединения с Украиной, культура которой находилась под сильным влиянием Польши.

Школа, просвещение, научные знания

XVII век отмечен общественными потребностями и тягой к просвещению не только верхних слоев общества, но и средних, особенно городского населения.

Усложнение городской жизни с ее торгово–ремесленной деятельностью, рост аппарата власти, развитие связей с зарубежными странами предъявляли новые требования к образованию: росла потребность в увеличении числа образованных людей.

Общий уровень грамотности в XVII в. значительно вырос в различных слоях населения и по подсчетам специалистов составлял: среди помещиков – 65%, купечества – 96%, посадских людей – 40%, крестьян – 15%, стрельцов, пушкарей, казаков – 1%.

По-прежнему грамоте чаще всего обучали в семьях, поэтому особенно популярными были пособия по домашнему воспитанию и образованию. Основными учебными пособиями оставались книги религиозного содержания, но в свет вышли и несколько светских изданий: буквари, которые по содержанию были шире своего названия и включали статьи по вероучению, краткие словари, статьи педагогического содержания. Букварь Василия Бурцева (1634 г.) переиздавался несколько раз в течение столетия. На книжном складе Печатного московского двора в середине века лежало до трех тысяч экземпляров бурцевского букваря. Стоил он одну копейку, или две деньги. Тогда же издали грамматику Мелентия Смотрицкого, по которой, в последствие, учился Михаил Ломоносов. В конце столетия напечатали букварь Кариона Истомина, монаха Чудова монастыря в Кремле. Популярен был букварь Симеона Полоцкого (1679 г.), по которому сам автор обучал детей царя Алексея Михайловича. Тот же Карион Истомин подготовил практическое пособие для счета (таблицу умножения) – «Считание удобное, которым всякий человек, купующий или продающий, зело удобно изыскати может число всякой вещи».

Стали печататься азбуковники – словари иностранных слов, дополненные сведениями о фонетике, правописании, падежах и склонениях. Кроме того, азбуковники знакомили с философскими понятиями (существо, естество, качество и т.п.), сообщали краткие сведения об античных философах и писателях, содержали географические сведения и материалы по отечественной истории. Это были скорее справочники – пособия энциклопедического характера, дающие знания по широкому кругу проблем.

Ученые установили, что за вторую половину столетия Печатный двор выпустил 300 тыс. букварей (разных авторов) и 150 тыс. учебных псалтырей и часословов.

В 1672 г. в Москве открылась первая книжная лавка. Нередко случалось, что за несколько дней в ней продавались тысячные тиражи книг разного назначения.

Процент грамотных по стране неуклонно рос. Для посадского населения – торговцев, крупных владельцев ремесленных мастерских, – знание письма и счета становилось насущной потребностью. Для других – эти знания становились доходным делом, своеобразным промыслом, к которому стремились люди невысокого и малого достатка. Это был писарский промысел. На площадях городов они предлагали свои услуги тем, кто сам был не в состоянии оформить тот или иной документ, написать письмо, обращение и т.п.

Сохранилось много книг XVII в. Наряду с церковными (печатными и рукописными) все больше появляется светской литературы: разного рода сборники, книги исторического, медицинского, географического, астрономического и иного содержания. Поражает многообразие практических пособий и руководств по измерению и межеванию земель, строительным работам, изготовлению красок и т.п. Книги ценили в обществе, люди с достатком охотно приобретали их в личное пользование, рос круг домашнего чтения. Уже по сложившейся традиции у царей и боярской аристократии имелись библиотеки с сотнями книг на разных языках.

Общие потребности экономического и политического развития страны поставили вопрос о систематическом, школьном обучении. В 1621 г. в Москве, в Немецкой слободе была открыта лютеранская школа для детей иностранцев, живущих в столице. Но вскоре в ней оказались ученики из русских, которые обучались иностранным языкам и тем предметам, освоение которых давало образованности более широкий характер. В 40–е годы по инициативе и на средства окольничего Ф.М. Ртищева, любимца и советника царя Алексея Михайловича, в Андреевском монастыре была открыта частная школа. В ней боярско – дворянская молодежь обучалась славянскому и греческому языкам, философии, риторике, истории и географии.

Во второй половине XVII в. было открыто несколько государственных школ. В школе при Печатном дворе было 30 учеников из разных сословий, притом их число росло из года в год, достигнув к концу века 232 учеников. Подобные школы были открыты при Аптекарском и Посольском приказах. Для них издавались небольшими тиражами единые учебные пособия по основным дисциплинам.

От Москвы не отставала и провинция. В городах на средства горожан открывались школы для их детей. Известно, что в 1685 г. существовала подобная школа в Боровске.

В 1687 г. в Заиконоспасском монастыре в Москве было открыто первое в Росси высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия – для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Первыми учителями здесь стали братья Лихуды – греки, закончившие Падуанский университет в Италии. Социальный состав учеников академии был неоднородным, учились представители всех сословий: от сыновей конюха до родственников патриарха и князей древнейших российских родов. Пестрым был и национальный состав: русские, украинцы, белорусы, крещеные татары, молдоване, грузины, греки.

Академия являлась одновременно высшим и средним учебным заведением. Ее ученики постигали всю школьную премудрость от грамматики до философии. Предполагалось, что в будущем государственные должности станут получать только ее выпускники. Из стен академии вышли М.В. Ломоносов, П.В. Постников, ставший доктором медицины Падуанского университета в Италии, архитектор В.И. Баженов.

В XVII в. типографским способом было издано около 600 названий книг, большинство из них – религиозного содержания. Выходила рукописная газета «Куранты» (для царской семьи и ее окружения).

Интерес к историческому прошлому, стремление поставить его на службу абсолютизму привели к созданию специального Записного приказа, которому вменялось в обязанность собирать материалы для будущей русской истории.

В XVII в. научное знание сохраняло в России преимущественно практический, прикладной характер. Интенсификация торговли вызвала возрастание потребности в прикладной математике: появились пособия по расчету торговых сделок, по различным вычислительным способам. Накопление геометрических знаний происходило при землемерных работах и в строительстве. При строительных работах применяли разнообразные механизмы: водолейные колеса, вороты, блоки, полиспасы, винтовые деревянные домкраты и пр. Механические приспособления использовались на первых русских плавильных мануфактурах.

Произошли изменения и в медицине. Развивалось народное целительство, народное врачевательство. Лечцы обладали рациональными медицинскими навыками, которые передавались по наследству. Рукописные «Лечебники», «Травники» сообщали вековой опыт народной медицины и пользовались большой популярностью. Одновременно в России закладывались основы государственного медицинского обслуживания: открывались первые аптеки, больницы (при Федоре Алексеевиче в 1668 г. при аптекарском приказе устроена первая государственная больница для лечения на полном пансионе «бедных, ученых и старых людей..., служилых чинов, которыми тяжелыми ранами на государевой службе изувечены»).

Огромный вклад в развитие географических знаний внесли русские землепроходцы. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева вышла к проливу между Азией и северной Америкой. В 1649 г. Е. Хабаров изучил и составил карту земель по Амуру, где были основаны русские поселения. В конце XVII в. сибирский казак В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова. На основе накопленных географических знаний были созданы карты Российского государства, Сибири и Украины.

Общественная мысль XVII в. связана с именами Симеона Полоцкого и Юрия Крижанича. Ими закладывались основы теоретического обоснования абсолютизма. С. Полоцкий – белорусский и русский церковный и общественный деятель, писатель и педагог, один из авторов проекта Славяно–греко–латинской академии, – доказывал, что только единоличная власть царя способна навести порядок в стране и обеспечить решение важнейших внешнеполитических задач. Ю. Крижанич – хорват, писатель, сторонник идеи «славянского единства», где главную роль отводил России, – приводил свои доводы в пользу «самовлавства». При этом оба были сторонниками «просвещенного абсолютизма».

Литература

Литература XVII в. отразила все стороны общественной жизни России, она наиболее полно выразила рост национального самосознания народа, острую социальную противоречивость века, духовные устремления, а главное – критическое осмысление жизни, порядков, здравый смысл народа, его глубокий патриотизм. За перо взялись князья и бояре, дворяне и посадские, монахи и священники. Каждый из них изложил свое видение событий века, дал свою оценку происходящему.

Общую характеристику литературы XVII в. дает академик Д.С. Лихачев: «Если кратко, в немногих словах, определить значение XVII в. в истории русской литературы и русской культуры в целом, то приходится сказать, что главное было в том, что век этот был веком постепенного перехода от древней литературы к новой, соответственно переходу России от средневековой культуры – к культуре нового времени. XVII в. в России принял на себя функцию эпохи Возрождения, но принял в особых условиях и в сложных обстоятельствах, а потому и сам был «особым», неузнанным в своем значении.... Русская литература на грани XVI–XVII вв. стояла перед необходимостью подчинения литературы личностному началу, выработки личностного творчества и стабильного авторского текста произведений. Она стояла перед необходимостью освобождения всей системы литературных жанров, от их подчинения «деловым» задачам и создания общих форм литературы с западноевропейскими. Развитие литературных направлений, театра и стихотворства, активизация читателей и освобождение литературы от подчинения церковным и узкогосударственным интересам, проявление самостоятельности писательских мнений, оценок и т.д. – все это должно было появиться в XVII в., чтобы сделать возможным окончательный переход во второй четверти XVIII в. к новой структуре литературы, к новому типу литературного развития и к новому типу взаимоотношений с литературами европейского Запада».

Литература XVII в. продолжает оставаться многожанровой. Но освоенные прежними поколениями традиции и жанровые нормы нарушаются, приобретают новые черты межжанрового характера, появляются новые жанры со своими особенностями, языком, манерой изложения, в текст включается диалог, описание природы.

XVII век – время заката древней формы исторических произведений – летописей. Это последний век летописания. К последним произведения этого жанра относятся:

  • «Новый летописец» – изложение событий от смерти Ивана Грозного до окончания событий Смутного времени; в нем дано официальное толкование событий Смуты и обоснование прав Михаила Федоровича Романова на царский престол;
  • «Летопись о многих мятежах» – освещала роль церкви в событиях «бунташного» века;
  • «Есиповская» и «Строгановская» (сибирские) летописи, где изложены перипетии покорения Ермаком Сибирского ханства и роль промышленников Строгановых в организации похода казаков в Западную Сибирь.

Во второй половине века появились новые своды. Один по заказу патриарха Никона (1652 г.), другой – по случаю заключения «Вечного мира» с Речью Посполитой. Все они составлены в Москве и носят сугубо официальный характер.

Появились новые исторические произведения переходного типа от летописи к обобщающему историческому труду. Ученый и писатель, выпускник Славяно-греко-латинской академии Сильвестр Медведев написал труд «Созерцание краткое лет 7190, 7191 и 7192, в них же что содеяся во гражданстве». Это своеобразная монография, где описаны события с конца правления царя Федора Алексеевича, Московское восстание 1682 г., начало правления Софьи. Труд Сильвестра можно назвать историко-публицистическим произведением.

Воссоединение Украины с Россией дало толчок к созданию первого русского печатного сочинения по истории. Ученый, архимандрит Киево-Печерского монастыря Иннокентий Гизель написал «Синопсис», где дан краткий и популярный очерк русской истории с упором на единство судеб России и Украины. «Синопсис» переиздавался десятки раз и использовался как учебник по русской истории.

Важным шагом в развитии исторической мысли явился обширный труд Андрея Лызлова «Скифская история» (90-е гг. XVII в.), посвященный борьбе русского народа и его соседей против монголо-татар и турок.

Центральное место в литературе заняли исторические сюжетные повести, носившие публицистический характер. Группа таких повестей – «Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраама Палицина», «Иное сказание» и др. – были откликом на события Смутного времени.

«Сказание келаря Троице-Сергиевой Лавры Авраамия Палицина» – обширное произведение, в нем 77 глав. Автор излагает свое понимание причин Смуты и последующих событий. Государственные деятели изображаются в «Сказании» сложными, противоречивыми личностями, в которых добро сочетается со злом (Борис Годунов), коварными и беспомощными (Василий Шуйский). Это было новаторством по сравнению с принципами средневековой литературы, где герой являлся однозначно положительным и где ему противостоял столь же однозначно отрицательный персонаж. Новаторством стало и смелое введение в ткань повествования личности самого автора, подчеркивание его личного участия в событиях.

Дьяк И. Тимофеев, князь И.М. Катырев-Ростовский, другие многочисленные известные и анонимные авторы оставили потомкам немало повестей, сказаний, слов, видений о трагическом Смутном времени. Каждый из них по-своему попытался объяснить причины российской катастрофы. Для одних – это божье наказание за людские грехи, для других – нарушение справедливости, кара за то, что избрали на престол царя-детоубийцу (Годунова), иные высказались в духе феодальной идеологии, что всему причина – непослушание и мятеж «рабов господских».

Народ настойчиво осмысливал события века, давал свою оценку. «Казачье написание» составили участники похода Ермака, где инициативу похода отводили самим казакам, а не Строгановым. Еще один самобытный писатель XVII в. беглый холоп Федор Порошин, ставший подьячим Войска Донского, создал в 40–х годы «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков». «Повесть» написана ярким языком, героическая борьба донцов с турками развернута как эпическое и драматическое повествование. Специалисты считают ее одним из лучших литературных памятников эпохи.

Широкое распространение, наряду с исторической, получает бытовая повесть. Примером ее может служить «Повесть о Горе-Злосчастии», написанная неизвестным автором. Ее герой – молодой человек из купеческой семьи покидает отчий дом и пытается жить своим умом, но постоянно терпит неудачи. Впервые в русской литературе героем становится «несчастный» человек, неудачник, вызывающий сочувствие автора. В авторском сочувствии этому греховному человеку проявилась новая для того времени гуманистическая тенденция: прежде сострадать подобному герою было невозможно.

Полный социальными конфликтами XVII в. вызвал к жизни новый жанр – демократическую сатиру. Сатирические повести создавались в среде посадского населения, подьячих, низшего духовенства. Это повести –пародии на судопроизводство («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»), на житийные произведения («Слово о бражнике»), на упадок нравов в церковной («Калязинская челобитная») и городской («Служба кабаку») среде.

Новым жанром стали мемуары. Этот жанр освоен идеологом Раскола – протопопом Аввакумом («Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»). Составить представление об идеологии Раскола XVII в. позволяют и другие труды Аввакума, где он выступает как яркий старообрядческий публицист: «Книга бесед» и «Книга обличений».

Книжная поэзия – еще одно новшество российской словесности XVII в. Стихи известны уже в первой трети века, но временем расцвета силлабической поэзии стала его вторая половина – это рифмованные стихи и драматургия. Их зачинатели – Симеон Полоцкий и его ученики – Карион Истомин и Сильвестр Медведев. Первые театральные представления состоялись в 1672 г. в придворном театре царя Алексея Михайловича. Для театра С. Полоцкий написал несколько пьес, где были подняты серьезные нравственные, политические и философские проблемы, отражавшие сложное и богатое событиями время.

Таким образом, русская литература XVII в. начала освобождаться от средневековых традиций; подтачивалось церковно-схоластическое мировоззрение и ему на смену приходило более реалистическое видение действительности. Был подготовлен переход русской словесности от средневековья к Новому времени.

Архитектура и живопись

Общий процесс «обмирщения» культуры наиболее ярко и последовательно захватил такие сферы культуры как зодчество и живопись:

  • в архитектуре внедряются народные вкусы, порой уводящие зодчего далеко от традиционных, освященных древностью образцов;
  • приобретает небывалый размах гражданское строительство, конкурируя с культовым, являвшимся доселе главной линией развития архитектурного искусства;
  • вместе с тем церковная и гражданская архитектура утрачивает резкую противоположность;
  • в живописи пробивается струя реализма и свободной трактовки церковных сюжетов.

Каменные архитектурные сооружения отличаются большой живописностью, затейливостью, ассиметричной группировкой масс, наборными кирпичными наличниками, многоцветными «солнечными плитами» – изразцами. В становлении этого стиля сыграло большую роль то обстоятельство, что заказчиками культовых построек все чаще выступали купцы и посадские общины, вкусы которых выражали светское начало в храмовом зодчестве.

Безусловно, ведущим сооружением каменного зодчества оставался храм. Его «дивное узорочье» достигалось более усложненной «игрой объемов» (по сравнению с предшествующим периодом) с сочетанием различных декоративных средств, дающих множество деталей. В итоге церкви становятся богаче и наряднее внешне и внутри. Но достигается это частичной утратой цельности архитектурного образа. Однако в лучших своих творениях архитекторы XVII в. умеют уравновесить красоту и монументальность, добиться гармоничного сочетания целого и деталей.

После иностранной интервенции начала века каменное строительство возобновилось в 1620-е годы. Была осуществлена реставрация стен и башен Московского Кремля. Башни утратили свое военное назначение: четырехскатные крыши уступили место шатрам. Зодчие Бажен Огурцов и англичанин Христофор Галовей возвели шатер над Спасской башней (1624-1625 гг.).

Самой замечательной постройкой гражданского зодчества первой половины века является Теремной дворец Московского Кремля, сооруженный для царских детей Б. Огурцовым, А. Константиновым, Т. Шатуриным, Л. Ушаковым. В архитектуре дворца заметно влияние деревянных построек хоромного типа. Постепенно гражданское каменное строительство приобретало размах и велось в различных городах (трехэтажные палаты думного дьяка Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной в Москве, купеческие Поганкины палаты в Пскове, 1–я половина XVII в.).

Одной из излюбленных архитектурных форм по-прежнему остается шатер. В конце 1620-х годов возводится храм Покрова Богородицы в поместье князя Д. Пожарского в Медведкове. Это своеобразный повтор Покровского собора на Красной площади (Василия Блаженного). Другой образец шатрового зодчества – трапезная церковь Алексеевского монастыря в Угличе (1628 г.), прозванная в народе «Дивной». Последний шатровый храм Москвы – церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649–1652 гг.). Ее начали строить прихожане на свои средства, но их не хватило.

Патриарх Никон в 1652 г. запретил строить шатровые храмы как несоответствующие греческим образцам, но так как запрет не распространялся на колокольни, то рядом с официально разрешенными купольными храмами возводились полюбившиеся русским шатровые колокольни. Вдали от патриарших глаз местные зодчие продолжали возводить деревянные шатровые церкви.

Соборный храм XVII в. в классическом виде представлен в монастырском зодчестве. Его отличает монументальность, лаконичность декора. Примерами могут служить Преображенский собор московского Новоспасского монастыря (1642–1647 гг.), собор Ипатьевского монастыря в Костроме (1650–е гг.), Успенский собор в Коломне (1672–1682 гг.).

Характерная черта соборного зодчества на протяжении XVII в. – нарастание высоты соборов. В этом выразилась общая тенденция архитектуры века к вертикальной композиции.

Развитие древнерусской архитектуры завершилось в 1690-е гг. появлением нового стиля – «нарышкинского» или «московского барокко». Главные композиционные принципы этой архитектуры – ярусность, центричность, симметрия, равновесие масс. Декоративное убранство, обычно из резного белого камня, выглядело необыкновенно красиво на фоне гладких кирпичных стен. Окна, овальные или восьмиугольные, обрамлялись небольшими колоннами (церковь Покрова в Филях, 1690–1693; Спаса в селе Уборы близ Москвы, 1693–1697, зодчий Я. Бухвостов). Декоративные формы «московского барокко» были применены и в пятиглавых храмах соборного типа (Успенский собор в Рязани, кон. XVII в., Я. Бухвостов; московская церковь Воскресения в Кадашах, 1687–1713 гг.).

В XVII в. переживает расцвет деревянное зодчество. «Восьмым чудом света» называли современники дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском. Он имел 270 комнат и около 3 тыс. окон. Был построен артелью русских мастеров во главе с холопом Семеном Петровым и стрельцом Иваном Михайловым. Искусными были деревянные многоглавые храмы (22-главый храм Преображения в Кижах, конец века).

Процесс «обмирщения» с особой силой отразился в живописи. Весь XVII в. пронизан борьбой двух творческих методов, двух направлений – старого и нового.

Живопись первой половины XVII в. в значительной степени освободилась от сложной символики, характерной для XVI в., композиции стали проще и жизненнее; в них развивается повествовательность. Однако иконы и миниатюры этого времени не выходили за пределы старой традиции.

В иконописи продолжают развиваться две школы, сложившиеся еще в XVI в.:

  • «годуновская школа» – тяготевшая к традициям прошлого: для нее характерно стремление возродить традиции дионисиевского искусства, следование канону, повествовательность, перегруженность композиции; наиболее крупный мастер этой школы Н. Истомин с учениками и «со товарищи»; наиболее отчетливо это направление проявилось в произведениях, связанных с именем Бориса Годунова.
  • «строгановская школа» – более светлое письмо, виртуозный рисунок, тонкая проработка деталей, обилие золота в орнаменте и деталях, многофигурные композиции (выдающийся мастер этой школы – Прокопий Чирин; его иконы «Никита–воин», «Избранные святые» находятся в Третьяковской галерее) – получила название по имени Строгановых, именитых людей, владевших денежными и земельными богатствами, выступавшими заказчиками многих художественных работ.

В середине XVII в. эти две школы сливаются в работах некоторых мастеров.

Во второй половине XVII в. художественным центром не только Москвы, но и всей страны становится Оружейная палата. Здесь сосредоточились лучшие художественные силы. Мастерам Оружейной палаты поручали подновлять и расписывать заново дворцовые палаты и церкви, писать иконы и миниатюры. При палате состоял целый цех «знаменщиков», т.е. рисовальщиков, которые создавали рисунки для икон, церковных хоругвей, полковых знамен, шитья, ювелирных изделий.

Кроме того, Оружейная палата служила чем–то вроде высшей художественной школы. Сюда приходили художники для усовершенствования своего мастерства. Все живописные работы возглавлял царский изограф Симон Ушаков. Наиболее значительными из иконописцев Оружейной Палаты были Иосиф Владимиров, Яков Казанец, Федор Зубов.

Эти мастера были сторонниками нового, эстетического начала в религиозном искусстве. Симон Ушаков уподоблял живопись зеркалу, отражающему жизнь и все предметы. Иконы этих мастеров написаны с учетом анатомического строения лица, с использование светотени. Наиболее значительными произведениями этого автора являются иконы «Спас нерукотворный» (1658 г.), «Древо государства Московского» (1668 г.), гравюры на меди «Отечество» и «Семь смертных грехов».

Новым явлением в живописи XVII в. стало появление парсуны (от латинского – личность, т.е. портрет реального лица). Именно в парсуне получили свое развитие реалистические тенденции в живописи.

Жанр парсуны зародился на рубеже XVI – XVII вв. Но свое развитие этот первый чисто светский жанр получил во второй половине XVII в. Известны портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, которые находятся в Государственном историческом музее. Там же хранится портрет юного царевича Петра.

Наиболее значительные произведения парсунной живописи написаны в конце века (портреты стольника В. Люткина, дяди и матери Петра I – Л.К. и Н.К. Нарышкиных). В этих портретах-парсунах уже заметны те художественные черты, которые стали основой и особенностью русской портретной школы XVIII в., а именно: внимание к внутреннему миру портретируемого, поэтизация образа, тонкий колорит.

Таким образом, для культурного процесса XVII в. в целом характерен отход от традиционной и становление новой, светской культуры. Этот переход связан с глубинными социально-экономическими и политическими изменениями в стране. Культурная эволюция XVII в. подготовила почву для преобразований грядущего столетия.

 

Контрольные вопросы:

1. Общественно-политическая мысль XVII в.: западники («латинствующие», «полонофилы»), грекофилы, «почвенники».

2. Переводной рыцарский роман в Московском государстве в XVII в.

3. В чем отличие «годуновской» от «строгановской» школы иконописи?

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 46; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!