Упражнение 1. «Композиция, визуальное выявление композиционного центра»

Лекция № 2. Основные виды композиции

Исходя из трёхмерности окружающего нас пространства, принято различать три вида композиции – фронтальную, объемную и глубинно-пространственную.

Три вида композиции (слева направо) – фронтальная, объемная, глубинно-пространственная

Такое разделение в какой-то мере условно, поскольку на практике мы имеем дело с сочетаниями самых различных видов композиции. Например, фронтальная и объемная композиции входят в состав пространственной, объемная композиция часто складывается из замкнутых фронтальных поверхностей и, в то же время, является неотъемлемой частью пространственной среды.

Фронтальная композиция – пластически обработанная плоскость, обращенная к зрителю своей лицевой поверхностью. Идея фронтальной композиции воспринимается с любой точки, расположенной перед нею. Фронтальная композиция отличается преобладанием размеров по высоте и протяженности над размерами по глубинной координате. Глубинная координата «Y» здесь очень слабо выражена. Толщина фронтальной панели не должна превышать 1/8-1/10 ее длины и высоты (Y < X; Y < Z, X ~ Z).

 

Примеры фронтальных композиций, построенных на основе метра и ритма

Примеры фронтальной композиции – фасад здания или сооружения, картина, панно, скульптурный барельеф и горельеф, рекламный стенд, географическая карта, оконный проем, киноэкран, надгробная плита (стела) и т. п. То есть все то, что можно прислонить к вертикальной плоскости без ущерба для восприятия.

Основным признаком, отличающим фронтальную композицию, является распределение элементов формы по двум координатам в вертикальном и горизонтальном направлениях (например, фасады дворовых, учебных и административных зданий). В связи с этим построение внешних объемов осуществляется преимущественно в фасадных плоскостях.

 

 

 

Примеры фронтальных композиций – фасад здания, барельеф Алтаря Мира с изображением богини Теллус (г. Рим, 13-8 гг. до н. э.)

   

 

Примеры фронтальных композиций (слева направо) – рекламный стенд, оконный проем, мемориальная стела

 

Объёмная композиция – компактная комбинация из нескольких геометрических фигур (объёмов), развитая по трем координатам и имеющая приблизительно равные фронтальную (Х) и глубинную (У) координаты. Эта композиция обычно рассчитана на обозрение со всех сторон. Как правило, она размещается в центре площадки, достаточно удобной для организации кругового обзора (X ~Y; X и Y <= Z). Зритель находится, как правило, снаружи объемно-пространственной формы.

На восприятие объемной формы влияют: вид ее поверхности, положение и ракурс формы относительно зрителя, обусловленные нормальным углом зрения (30°) и расстоянием, удобным для обзора, характер членения ее поверхности и массы. Композиционный центр должен быть ориентирован на главные точки зрения.

 

 

 

Примеры объемных композиций, построенных на основе метра и ритма.

        

 

Примеры объемных композиций, построенных на основе метра и ритма. Видовые точки.

Примерами объёмной композиции могут служить отдельно стоящее здание или сооружение, круглая скульптура, обелиск, дерево. То есть все то, что может быть установлено на горизонтальную или наклонную плоскость для организации удобного обзора объекта со всех сторон. Объемная композиция всегда взаимодействует с окружающей средой. Среда может увеличивать или уменьшать выразительность одной и той же композиции.

 

  

Примеры объемных композиций – произведения архитектуры (здания и сооружения)

 

Пример объёмной композиции – монументальная скульптура «Родина-мать» в г. Волгограде высотой 87 метров (скульптор Е.В. Вучетич, 1959-1967 гг.)

 

 

 

Примеры объёмной композиции – древнеегипетские обелиски в Риме (слева) и в Стабмуле (справа)

 

 

 

Примеры объёмной композиции – древесная крона (слева) и ствол (справа)

 

Объемная композиция содержит относительно равновеликие элементы по всем координатам. Ее усложненным вариантом является центрическая композиция, содержащая центральный крупный объем, вокруг которого группируются подчиненные объемы. Объемная композиция присуща зданиям цирков, крытых рынков, спортивно-зрелищных зданий. Размещение таких зданий в застройке должно обеспечиваться возможностью всестороннего обзора, что в свою очередь требует согласования всех форм его фасада.

 

Глубинно-пространственная композиция – сложное структурное образование, сочетающее ряд взаимосвязанных объектов и предметов, взаимообусловленных единым функциональным назначением. В этом виде композиции фронтальная (Х) и глубинная (Y) координаты преобладают над вертикальной (Z). То есть (X ~Y; X и Y >> Z).

 

Примеры глубинно-пространственных композиций, построенных на основе метра и ритма.

 

 

Примеры глубинно-пространственных композиций, построенных на основе метра и ритма.

 

Примеры ГП композиции – город, улица, городская площадь, мемориальный, торговый или выставочный комплекс на открытом воздухе, ДИП, приусадебный участок, интерьер здания, квартиры и пр. В простейшем случае это единое внутреннее пространство, как, например, комната, зал, крытая арена.

 

 

 

Примеры глубинно-пространственной композиции – планировки городов (Древняя Греция – план Александрии, панорама Пергама, макет святилища Аполлона в Дельфах, панорама Афинского акрополя)

Для усиления эмоционального впечатления, придания величия античный храм, как правило, возводился очень большим, его располагали на высоком постаменте и окружали колонными галереями меньшей высоты. Римский храм с парадным двором, площадями, галереями, а иногда и триумфальной входной аркой – это единый архитектурный комплекс, включающий ряд объемных форм и развивающийся в пространстве по определенному принципу. Такая композиция называлась глубинно-пространственной.

 

 

 

Примеры глубинно-пространственной композиции – планировки городских улиц и площадей (Париж, Рим)

 

Примеры глубинно-пространственной композиции – олимпийский комплекс Ёёги в Токио (арх. К. Танге, 1964 г.)

 

 

 

Примеры глубинно-пространственной композиции – детская игровая площадка в торговом комплексе, интерьер гостиной

 

Глубинно-пространственная композиция является ареной виртуальной борьбы Массы («материи») и Пространства («духа»). Важный композиционный признак или художественное свойство глубинного пространства − открытость. Степень открытости выражается отношением глубины пространства к высоте ограничивающих его плоскостей. Если отношение больше чем 2:1, то пространство считается открытым, если меньше − замкнутым. В зависимости от их процентного соотношения композиции бывают «открытые». «полуоткрытые» и «закрытые» («замкнутые»).

 

 

Примеры «открытой» глубинно-пространственной композиции

 

 

Примеры «полуоткрытой» глубинно-пространственной композиции

 

 

Примеры «замкнутой» глубинно-пространственной композиции

 

В какой-то мере их можно сравнить с четырьмя античными или китайскими первоэлементами – «Землей» (глухая массивная стена), «Водой» (массивная стена, рассеченная трещиной или проемом, через который «струится водный поток»), «Огнем» (колоннада или аркада, подобные «горящим дровам») и «Воздухом» (открытое пространство, «японская решетка седзи, стеклянный витраж»).

 

 

«Земля» (глухая массивная стена), «Вода» (массивная стена, рассеченная трещиной или проемом,

через который «струится водный поток»).

 

«Огонь» (колоннада или аркада, подобные «горящим дровам»)

 

                                                 

 

                                           

«Воздух» (открытое пространство, «японская решетка седзи, стеклянный витраж»)

 

«Воздух» (открытое пространство, стеклянный витраж»)

 

Градация пространств находится в прямой зависимости от степени «прозрачности» ограждения. Абсолютно «замкнута» лишь могила (степень ограничения «6»), абсолютно «открыто» космическое пространство (степень ограничения «0»). Все остальные пространства имеют ту или иную промежуточную степень ограничения (от 1 до 5).

Все эти характеристики применимы для всех видов композиции, которые можно условно подразделить на «массивные» (монолитные стены) и «пространственные» (каркасные структуры). Равномерное, гармоничное сочетание «Массы» и «Пространства» в произведениях искусства и архитектуры именуется тектоникой.

Тектоника = гармоничное равновесие «Массы» и «Пространства» = Форма + Конструкция + Материал. 

 

 

Не существует каких бы то ни было готовых рецептов и обязательных правил в использовании закономерностей и средств композиции. Изучение законов композиции само по себе, бесспорно, не может заменить живого творчества, творческой интуиции. Вместе с тем знание этих законов дает ту профессиональную подготовку, без которой невозможна профессиональная работа. Необходимо знать закономерности, согласно которым строится композиция любого изделия.

Выдача упражнения № 1«Композиция, визуальное выявление композиционного центра», выполняемого на чертежном листе формата А4 (297×210 мм).

Материалы и инструменты: белая и цветная бумага, картон (листовой или рулонный), клей ПВА, карандаши различной твердости (от 2В до 6Н), металлическая линейка, треугольник, циркуль, лекала, ластик (резинка), скальпель или нож-резак, чертежная бумага формата А4, подставка для работы (лист фанеры, оргалита или линолеума).

                               

Упражнение 1. «Композиция, визуальное выявление композиционного центра»

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Архитектурная композиция садов и парков. / Под ред. А.П. Вергунова. – М.: Стройиздат, 1980. – 253 с.

2. Берсенева М.А., Никонова Е.Р. Композиционное моделирование в подготовке архитекторов. // Перспективы науки и образования, 2014, № 1 (7). – С. 158-161.

3. Григорьев В.С., Гусева Д.Е. Роль основ композиции в построении трехмерного объекта. // Форум. Серия «Гуманитарные и экономические науки», 2015, № 2 (5). – С. 71-75.

4. Жердев В.И. Базисные категории архитектуры – сущность и роль в профессии. // Фундаментальные исследования, 2015, № 2-18. – С. 3952-3959.

5. Заварихин С.П. Архитектура: композиция и форма: учебник для вузов. – М.: Изд-во «Юрайт», 2017. – 186 с.

6. Кедровская И.П. Акцент в архитектурной фронтальной композиции. // European journal of technical and natural sciences, 2017, № 5. – С. 3-6.

7. Кираллова Л.И., Иванова И.В. Мастерство композиции. Пространство, пластика, ансамбль. – М.: Стройиздат, 1983. – 152 с.

7. Князева Е.В. Методические основы композиционно-художественного формообразования в пропедевтике дизайна. // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации, 2016, Т. 1. – С. 388-399.

8. Ковешников А.И. Изучение глубинно-пространственной композиции в курсе «Ландшафтная архитектура». // В сб. «Материалы научно-методической конференции», 1998. – С. 173-175.

9. Лаер С.В., Платунова И.А. Основные виды композиции в методе «художественного конструирования». // Творчество и современность, 2017, № 2 (3). – С. 20-29.

10. Лапшина Е.Г.  Геометрические основы образования пространственной формы в архитектуре. // Известия вузов: Строительство, 2014, № 5. – С. 103-110.

11. Мартышова Л.С. Архитектурный силуэт – единство формы и содержания. // Научные труды Sword, 2015, Т. 10, № 3. – С. 34-39.

12. Медведев В.Ю. О системе категорий композиции в дизайне. // Вестник Санкт-Петербургского ун-та технологии и дизайна. Серия 2. Искусствоведение, филологические науки, 2010, № 1. – С. 3-14.

13. Никитина Н.П. Аналитический метод изучения архитектурной композиции. // Вестник МГСУ, 2010, № 1. – С. 11-14.

14. Поляков Е.Н. Построение фронтальной, объемной и глубинно-пространственной композиции: Методические указания. – Томск: Изд-во ТИСИ, 1987. – 24 с.

15. Хромых И.И. Математика и методы организации архитектурных композиций. // В сб. «Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности». Мат. международной НПК, в 10 т., 2015. – С. 152-153.

16. Чувашов А.С. Концепция теории организации (построения) композиции в изобразительном искусстве. // Искусство и образование, 2017, № 4 (108). – С. 14-25.

17. Шенцова О.М. Высотные здания в объемно-пространственной композиции городской среды. // Архитектура. Строительство. Образование, 2016, № 1 (7). – С. 102-110.

18. Шинкарева И.В. Зрительное восприятие плоскостной и глубинно-пространственной композиций. // В сб. «Актуальные проблемы современной науки». Мат. III-й международной НПК Северокавказского гуманитарно-технического института, 2014. – С. 163-164.

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 54; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!