ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ. ОТДЕЛЬНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГПОУ «МАКЕЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

КОНСПЕКТ

ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ

ОП.10. ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СПЕЦИАЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

 

Преподаватель: Глыбокая О.В.

Рассмотрено на заседании ПЦК

преподавателей дошкольной педагогики,

психологии и отдельных методик

Протокол № 1 от ___________

Председатель ПЦК Кашик С.Р.

Дата проведения: 03.11.2021г.

 

 

РАЗДЕЛ 2. ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

Тема 2.6. Игровая технология в специальном дошкольном образовании.

ЦЕЛИ:

- познакомить студентов с классификацией игровых технологий, с играми, применяемых в специальном дошкольном образовании;

- формировать системные знания о игровых технологиях;

- воспитывать настойчивость, ответственность.

ВИД ЗАНЯТИЯ: лекционное

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Зайцева О. Ю. Игровые технологии обучения как ресурс формирования субъектной позиции в дошкольном возрасте // Научные исследования: от теории к практике. – 2014. – № 1 (1). – С. 81–86.

2. Иванова Е. С. Сущность и специфика профилактики негативных эмоциональных состояний дошкольников средствами игровых технологий // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. – № 11. – (057). – С. 177–181.

3. Касаткина Е. Н. Игровые технологии в образовании и воспитании // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 12. – С. 17–20.

      4.И.Ю., Комиссарова Л.Н. Медведева, Е.А., Левченко, И.Ю., Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Спб., 2002.

5. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: Линка-пресс, 2007. – 121 с.

6. Новоселова С. Л. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 3. – С. 84–87.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступительная часть.

1.1. Организация студентов.

Проверка присутствия студентов.

1.2. Мотивация учебной деятельности.

Сообщение студентам темы лекции, объяснение значения знаний, которые они получат в результате работы над темой. 

2. Основная часть.

2.1. Изложение содержания учебного материала.

 

ПЛАН

1.     Классификация игровых технологий.

2. Игровые технологии в коррекционной педагогике.

Классификация игровых технологий.

Под педагогической технологией игры понимается система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, объединенная единой основой, целями и задачами образования, создающая заданную совокупность условий для обучения, воспитания и развития детей. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком ‒ четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью . Целесообразность использования игровых технологий в процессе обучения и воспитания дошкольников несомненна, еще Л. С. Выготский указывал на то, что программа обучения должна отвечать интересам и потребностям самого ребенка, повторять саму программу его развития.

В настоящее время существует множество классификаций игровых технологий. Пожалуй, одна из первых попыток систематизации детских игр, принадлежит Ф. Фребелю. Один из его вариантов классификации содержит следующие группы игр:

· физические игры – развивающие ловкость и силу;

· связанные с внешними чувствам игры – упражняющие зрение, слух;

· умственные игры – требующие обдумывания и суждения.

Ф. Кейра систематизировал игры с точки зрения их практической пользы, выделив следующие шесть групп:

1) подвижные игры, которые удовлетворяют детскую потребность в физической деятельности, упражняют конечности, развивают и укрепляют мускулы;

2) игры, воспитывающие чувства, развивающие ловкость и наблюдательность, сюда можно отнести игры, которые придают зоркость взгляду, проворство руке, приучают определять расстояние;

3) игры, развивающие ум, способствующие удовлетворению любопытства и воспитанию чувств, служащие формированию правильности суждений и наблюдательности;

4) эмоциональные игры, способствующих развитию чувства общественности, чувствительности, альтруистических чувств;

5) артистические игры – это различные драматические, пластические, подражательные, архитектурные, живописные игры, способствующие пробуждению эстетических чувств детей;

6) игры, способствующие укреплению волевых качеств.

О.С. Газман выделяет два основных типа игр: игры со скрытыми правилами и игры с открытыми, фиксированными правилами. В играх первого типа (со скрытыми правилами) дети на основе жизненных и художественных впечатлений самостоятельно и свободно воспроизводят материальные объекты или социальные отношения. Ко второму типу игр (с открытыми правилами) относят большинство подвижных и дидактических игр (игры-забавы, музыкальные игры, аттракционы, интеллектуальные игры).

С.Л. Новоселова в качестве критерия классификации детских игр выбирает источник инициативы. Выделяя таким образом 3 группы игр, автор отмечает, что все они исторически связаны между собой.

К первому классу относятся игры, возникающие по инициативе самих детей. Эти игры являются своеобразной практической формой размышления ребенка об окружающей его социальной и природной действительности.

Во второй класс входят досуговые и обучающие игры, возникающие по инициативе взрослого. Несмотря на то, что к детям они приходят от взрослых, но дети, освоив их, могут в дальнейшем играть в эти игры самостоятельно, таким образом эти игры перемещаются в первый класс игр (по инициативе детей).

Третий класс игр – это так называемые народные или традиционные игры, уходящие корнями вглубь этнической культуры.

Классификация С. Л. Новоселовой с одной стороны, подтверждает тезис о непрерывности игры в жизни ребенка, а с другой стороны – дает возможность проследить изменения в характере и особенностях детской игры при переходе от раннего детства к дошкольному, от дошкольного – к младшему школьному и т.д. Эти изменения свидетельствуют не только о развитии способностей ребенка, но и о смене потребностей и интересов детей от возраста к возрасту.

О. Ю. Зайцева приводит следующие классификации:

1. По объему используемого познавательного материала:

· тематические – реализуется содержание одной изучаемой темы;

· комплексные – содержание игры охватывает познавательный материал двух или более тем.

2. По образовательным целям:

· диагностические – для контроля усвоения знаний, умений, навыков;

· обучающие – для усвоения новых знаний, актуализация ранее изученных;

· развивающие – развитие личностных качеств ребенка (внимательности, ориентировки на местности, быстроты реакции и т.д.);

3. По виду познавательной и практической деятельности детей:

· творческие – задача детей самостоятельной найти путь решения проблемно-образовательной ситуации;

· алгоритмические – в ходе игры дети выбирают наиболее продуктивный алгоритм познавательных действий и с его помощью решают задачу;

· комбинированные – до определенного этапа дети действуют по выбранному алгоритму, но завершают деятельность самостоятельно.

4. По форме организации игры:

· индивидуальные – каждый ребенок решает ситуацию самостоятельно или с воспитателем;

· групповые – игра или ее часть проводится среди двух или нескольких групп детей;

· фронтальные – все дети участвуют в игре, выступают в качестве исполнителей одной роли, стремятся к достижению единой цели игры.

5. По предмету моделируемой ситуации:

· межличностные – ребенок играет в тесном контакте с другими детьми, моделируемая ситуация взаимоотношений людей;

· ролевые – играя с тренажером, макетом, ребенок ставит себя в условия выполнения различных ролей.

Таким образом, в настоящее время существует множество классификаций игровых технологий: по критерию источника инициативы, особенностей правил, образовательным целям, форме организации и т.д. Все это подтверждает, насколько огромен потенциал игры в обучении и воспитании ребенка, насколько игровая деятельность способна удовлетворить потребности и интересы детей на разных этапах развития.

 

 

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ. ОТДЕЛЬНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является подходящей формой обучения для учащихся с ОВЗ. Она активизирует внимание, воспитывает способность сосредоточиться, побуждает ребят воспроизводить показанное действие, сказанные слова. А ведь развитие сосредоточенности и способности к подражанию – это необходимое условие усвоения умений и навыков. Эффективность дидактических игр зависит во многом от эмоциональности её проведения.

Место и роль игровых технологий в учебном и воспитательном процессе зависит от понимания функций педагогических игр. Это, как известно

· Развлекательная (пробудить интерес, доставить удовольствие, развлечь)

· Коммуникативная (освоение искусства общения)

· Диагностическая (выявление в процессе игры отклонений от нормативного общения)

· Коррекционная (корригировать структурные изменения личности)

· Социализации (усвоение норм межличностного общения)

· Игротерапевтическая (преодоление различных трудностей)

Кроме того, при подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования:

- структуру дефекта ребёнка

- соответствие игрового материала актуальному уровню развития ребёнка

- соответствие коррекционной цели занятия

- использование ярких, впечатляющих пособий

- постепенное усложнение игрового материала

- принцип смены видов деятельности

- соответствие пособий гигиеническим требованиям, безопасность

Основной целью психолого-педагогической коррекции детей с задержкой психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.

Важным принципом коррекции познавательных процессов является учет формы и степени тяжести задержки психического развития.

Наиболее удачным и действенным методом являются коррекционно-развивающие игры и упражнения. Погружаясь в игровое действие, ребенок не просто играет, а участвует в процессе непроизвольного, неосознанного обучения и развития. В процессе решения игровой задачи происходит активизация познавательных процессов. Игровая ситуация позволяет поддержать интерес и мотивацию к деятельности.

Коррекционно-развивающие игры и упражнения направлены на развитие предпосылок интеллекта: зрительно-пространственного восприятия, памяти, мышления, внимания, навыков самоконтроля и регуляции деятельности, а также на развитие познавательных мотивов.

Игры подбираются в соответствии с уровнем актуального развития, с учетом результатов диагностики, структуры дефекта, индивидуальных особенностей, с постепенным усложнением материала, в соответствии с коррекционными задачами. Их спектр широк и разнообразен.

Дети с тяжелыми речевыми нарушениями составляют одну из многочисленных групп среди детей с ограниченными возможностями здоровья. В качестве характеристик таких дошкольников выделяют слабость эмоционально-волевой сферы, быструю смену настроения, снижение самоконтроля во всех видах деятельности, суетливость. Кроме нарушения эмоционально-волевой сферы отмечается низкое развитие мелкой моторики, речевой памяти, внимания, восприятия, более позднее формирование словесно-логического мышления.

Используя игровые технологии с песком можно решать сложные коррекционно-развивающие задачи в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Пересыпание песка из ладошки в ладошку, захват песка в кулачок, выравнивание песка на стекле, разминание - все эти движения непроизвольно влияют на развитие ребенка.

Игры с песком способствуют развитию мелкой моторики, координации движений, тактильно-кинестетической чувствительности, развитию двух полушарий (так как ребенок действует двумя руками одновременно). В тоже время снимают мышечную напряжённость, стабилизируют эмоциональные состояния: успокаивают импульсивных, излишне активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных.  В  процессе  игр совершенствуется зрительно- пространственная ориентировка, активизируется речь, память, мышление, воображение.

В играх с песком существуют определенные правила, выполнение которых способствует формированию навыков произвольного поведения, коммуникации.

Тематика, подбор игрового и речевого материала определяется в соответствии с коррекционно-развивающими задачами.

Игровая технология «логические блоки Дьенеша» позволяет развивать тактильную чувствительность, зрительное внимание и память, что актуально для детей с нарушением зрения. Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, группировать фигуры по заданному признаку: по цвету, по форме, по размеру, по толщине.

Если дети действуют в подгруппе, развиваются не только сенсорные представления и психические процессы, но и произвольная регуляция деятельности, так как, работая в коллективе по инструкции, предложенному плану, дети учатся контролировать свои действия и поведение.

Особое значение имеет использование блоков Дьенеша для детей с нарушениями зрения с целью развития сенсорных эталонов: восприятия цвета, формы, величины, ориентировки в пространстве, целостного восприятия предметов, так как сенсорные представления выступают предпосылкой для становления всех видов деятельности: предметной, игровой, продуктивной, трудовой, а у данной категории детей формирование представлений затруднено.

Играя с блоками Дьенеша, дети зрительно выделяют форму, сопоставляют ее, проверяют результат с помощью наложения и примеривания. В результате образ восприятия формы становится образом представления. Путем зрительного соотнесения и сравнения фигур

развивается восприятие величины. Также в процессе игр дети учатся оперировать представлениями о цвете не только в реальных действиях, но и мысленно.

Игры, предполагающие наложение на образец, выкладывание рядом,          выделение контура, частей, из которых состоит предмет, позволяют          формировать    целостность восприятия образа предмета, которое у детей с нарушением зрения происходит в более поздние сроки и без специального коррекционного воздействия остаётся недостаточным.

Имея представления о форме, цвете, величине, дети знакомятся с пространственными отношениями предметов и их частей.

Самое главное для детей с нарушениями зрения то, что приёмы, используемые в играх с блоками Дьенеша, позволяют активизировать зрительную функцию (сличать, выделять, прослеживать, фиксировать), развивать зрительное восприятие, зрительно-моторную координацию, а в комплексном коррекционном воздействии способствуют улучшению, восстановлению остроты зрения.

Ценность этой игровой технологии еще и в том, что ее можно использовать для работы с любой категорией детей. Она будет актуальна для работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, а также с детьми, не имеющими отклонения в развитии. Главное условие – это правильная адаптация игрового и демонстрационного материала.

Педагог в рамках игровой технологии является немаловажной фигурой, так как он одновременно играет две роли: роль организатора, и роль участника.

 Игры с нестандартным оборудованием очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, внимания, памяти, речи, мелких мышц рук. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде действия.

С помощью дидактических игр проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи. Когда необходимо закрепить полученные навыки, дети могут самостоятельно выбрать игру, используя символическое обозначение игр. 

Игрушка, как герой помогает создавать мотивацию, игровую ситуацию, сюрпризный момент. Одна из любимых игрушек детей — это мяч. Детям с речевыми нарушениями с трудом даются такие движения, как передача мяча с небольшого расстояния (перекидывание, попадание в цель — «ладошки», попытка поймать мяч, перекатывание и захват мяча).

Словесные игры с мячом — отличное решение задач по закреплению речевых навыков в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность, развитию общей моторики, навыков самоконтроля при выполнении заданий. Игры с мячом использую как на групповых занятиях, так и на индивидуальных.

     Одним из способов развития моторики и речи детей с ОВЗ являются игровые упражнения с массажными мячиками. Играть с «ёжиками» можно с раннего возраста. Такие игры создают положительный эмоциональный настрой, формируют мотивацию, интерес к занятию, благотворно влияют на развитие двигательной сферы.                           

 Ребристая игольчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и кровообращение, активно воздействует на движение рук, восстанавливает чувствительность нервных окончаний при органических нарушениях (ринолалия, дизартрия). Игры с таким мячиком способствуют улучшению состояния всего организма. Эта забавная упругая игрушка обогащает сенсорную среду малыша, стимулируя его психомоторное развитие. 

Регулярные игры с мячиками улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. Дети с удовольствием выполняют несложные комплексы, а чтобы детям было интереснее выполнять лучше сопровождать стихами.                                                                                                                    

Также в работе используем игры с прищепками.

Игры с прищепками – это хороший тренажёр для развития мелкой моторики рук. Как известно, развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи и мышления. Включая игры с прищепками в домашние занятия с ребёнком, также можно выучить цвета, научиться считать, развивать...

В своей работе с дошкольниками часто используем бельевые прищепки разного цвета, размера и формы. На занятиях прищепки «превращаются» в различных животных, птиц, насекомых, растения и разные предметы, помогая развивать мелкую моторику детских рук, закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивать коммуникативную функцию речи, воображение. Главная цель использования прищепок в работе с дошкольниками - это развитие тонких движений пальцев рук.

Используя дидактическую игру «Тактильные дорожки» сначала необходимо познакомить детей с героем на картинке, рассмотреть цель, куда ему надо добраться. У детей в ходе игры формируется понятие, кто из животных, что ест, кто, где живёт, что снесла курочка.

Затем можно предложить детям такие задания, в ходе которых у детей будут совершенствоваться навыки точных действий руки под контролем зрительных анализаторов:

- проведи пальчиками по дорожке;

- проследи глазами дорожку;

- проведи пальчиками по дорожке с закрытыми глазами;

- определи направление дорожки (вправо или влево).

Эта игра способствует активизации психических процессов у детей дошкольного возраста (мышления, внимания, воображения, восприятия, речи); координации зрительных и тактильных анализаторов; развития мелкой моторики рук; ориентирование в пространстве, познавательного развития. 

Наряду с такими органами чувств, как зрение, обоняние, слух и вкус, для познания внешнего мира мы постоянно пользуемся ещё и осязанием. Это чувство дополняет наши представления о различных предметах, предупреждает об опасности. Главная роль в осязании принадлежит коже. В осязании участвуют все виды кожной чувствительности, в том числе тактильная чувствительность.

При использовании пособия у детей будут задействованы пальчики и зрительный анализатор.

 «Игры с фонариком»

Использование игр с фонариком позволяет замотивировать детей на совместную игру на занятиях, улучшить концентрацию внимания. Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяет ненавязчиво, опосредованно развивать и обогащать знания детей.

Такие игры можно подобрать для всех возрастов и по всем темам, охватывающим образовательно-педагогический процесс. Педагог может сам выбрать тему игры, ее цель и задачи.

Игру можно использовать: на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях:

• при изучении лексического материала; знакомством окружающего мира;

• при решении математических задач;

• при работе над грамматическими категориями и в других образовательных областях.

• Так же в подгрупповой и индивидуальной работе с детьми во второй половине дня воспитателем, в совместной работе детей и родителей дома.

Результат использования таких игр:

• повышение эмоционального, психологического, благополучия;

• улучшение запоминания нового материала;

• наличие потребностей в овладении новыми знаниями

Иры с резиночками. Данная игра развивает координацию тонких движений пальцев рук, пространственной ориентации, ловкость, быстроту реакции, зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.

Данное нестандартное оборудование используется в непосредственно-образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей. Игра может использоваться воспитателями, психологами, учителями-логопедами, дефектологами и родителями.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 29; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!