Венчание Ивана IV на царство, его значение. Опричнина: причины, сущность, методы, последствия.



К середине XVI в. бывшая раздробленная феодальная Русь выросла в одно из крупнейших централизованных государств Европы, и государственная власть обрела новое правовое содержание, основанное на идее самодержавия. Ее основные контуры наметились еще в XV –– начале XVI вв. По свидетельству германского посла С. Герберштейна, уже при предшественниках Ивана Грозного «московский князь своей властью превосходил едва ли не всех монархов на свете». Вместе с тем, в это время понятие «самодержец» подчеркивало в основном суверенность и независимость московского государя от ордынского господства. Внутри страны его власть по-прежнему основывалась на вотчинном праве, однако она уже стала отличаться династическим порядком престолонаследия, объемом и формой. В обществе стало формироваться представление о тождественности личности государя и государства, что позднее закон закрепил в понятии «словао и делао государевао».

В середине XVI в. упрочение самодержавия проявилось в принятии Иваном IV (Грозным)титула царя. Важную роль в процессе укрепления самодержавия сыграло венчание Ивана IV на царство, проведенное в апреле 1547 г. по модифицированному византийскому образцу (с возложением «венца»-короны – «шапки Мономаха», оплечного украшения – барм и нагрудного креста, миропомазанием). Осуществление обряда митрополитом (после 1589 г. – патриархом) обеспечивало религиозно-церковную санкцию царской власти., дополняя ее божественным ореолом. Сам царский титул стал результатом соединения в себе двух линий – «царя (императора) Византии и царя (хана) Золотой Орды».

Обоснование новой роли монарха несколько позднее было сделано в Степенной книге («Книга степенна царского родословия…»), созданной во второй половине 1550-х – начале 1560-х гг., по-видимому, будущим митрополитом Руси Афанасием (1564-1566 гг.). В книге последовательно излагались события русской истории, поделенной на 17 степеней (граней) сначала по великим княжениям, а затем – по княжениям московским. Тем самым, вся история страны оказывалась сложенной из этих «степеней» как ступеней лестницы, в конечном итоге, ведущей к Богу, вручившему власть династии русскихм монархов. При этом была предложена новая трактовка преемственности «самодержавного царского скипетроправления» от Рюрика – не через скандинавских варягов-русов, а от варягов племени Прусова, где Прус «брат бысть единоначальствующаго на земли римского кесаря Августа».

Впрочем, царский титул сам по себе еще не мог обеспечить желаемого повышения авторитета власти, что с очевидностью продемонстрировало крупнейшее для XVI в. июньское восстание 1547 г., последовавшее менее чем через полгода после венчания.

Правовой статус монарха изменился: Ввеликий московский князь превратился в «Божьей милостью великого государя, царя и великого князя всеа Великие и Малые и Белые Русии самодержца». Новый титул обязывал к утверждению регламента по-византийски пышного придворного церемониала и дворцовой службы. Становясь «помазанником Божьим», в своих делах и помыслах он отвечал только перед Богом. В правосознании народа стало утверждаться понятие, что «воля государева – Божья воля». Функции и компетенция царя были безграничны и ничем не регламентировались. Он олицетворял собой высший законодательный, исполнительный и судебный орган государства, в его руках находилась финансовая и военная власть. Вместе с тем, влияние боярской аристократии заставлялио царя апеллировать к поддержке сословий. Это выразилось в созыве земских соборов, что положило начало формированию сословно-представительной монархии.

Становление самодержавия сопровождалось острой идеологической борьбой. Иван Грозный выступал идеологом неограниченного, наследственного и божественного – «вольного царского самодержавия», подсудного божьему, а не людскому суду, поскольку монарх, по его словам, мог быть лишь грешником, а не преступником. Главными способами управления Иван Грозный считал «страх» и «грозу».

Его идеологическим противником, выражавшим интересы боярской знати, выступал бежавший в Литву князь Андрей Курбский. Он отстаивал идею монархии, ограниченной аристократическим органом при монархе и сословным представительством. Разделяя мысль о божественном происхождении власти, цель этой власти он видел не в «страхе» и «грозе», а в «праведном» управлении подданными при помощи «мудрого Совета» (намек на «Избранную раду»). Он считал, что государственное управление должно строиться на принципе законности, а не на внесудебных репрессиях.

Причины становления сословно-представительной монархии были вызваны рядом социально-экономических и политических факторов, причем последние, в отличие от Западной Европы, играли первостепенную роль. Натуральный характер хозяйства и неразвитость товарно-денежных отношений препятствовали формированию общероссийского рынка, который в Европе явился основным экономическим фактором политической централизации.

В России складывание централизованного государства было вызвано потребностью интеграции русских земель для военного решения задач, связанных с освобождением от ордынского ига и последующим овладением торговыми путями, необходимыми для развития экономики страны. Перед государством стояли задачи покорения Казанского и Астраханского ханств, выхода к Балтийскому морю, завоевание Сибири, обеспечение безопасности южных рубежей от набегов крымского хана. Их выполнение этих задач было возможно было только при опоре государственной власти на начавшиеся формироваться сословия, что повлекло за собой созыв земских соборов и складывание сословно-представительной монархии.

Вместе с тем, военизированный характер стоящих перед государством задач определил тот факт, что сословия стали приобретать по отношению к государству подчиненный и служилый характер. По словам В. О. Ключевского, это означало формирование «тяглового», неправового способа государственного управления, при котором сословия приобретали в основном не права, а повинности – либо несения военной службы, либо материального обеспечения воинов своим трудом.

Губная реформапреследовала цель активизации борьбы с преступностью на местах, поскольку судебные разбирательства по поводу «лихих дел» и других преступлений давали кормленщику основную часть его доходов в виде судебных пошлин, и он не был заинтересован в предупреждении преступлений. В связи с этим Боярская дума «приговорила» о предоставлении городским и сельским общинам права, «свестясь меж собя за один», самостоятельно выявлять и судить преступников. Для этого в волостях создавались полицейские округа –– губы во главе с избранными губными головами из дворян (по 3-4три-четыре на волость) и их помощниками –– целовальниками из числа старост, десятских и лучших людей из тяглового населения. Наиболее серьезные дела решались на уездных съездах волостных голов, которые были преобразованы в уездные губные управления. В волостях создавались губные избы во главе сволостными и вотчинными губными старостами и целовальниками.

Судебный процесс в губных учреждениях носил розыскной характер, широко применялся повальный обыск и оговор соучастников под пыткой. Облихованный «по обыску», и даже под пыткой не сознавшийся в преступлении, все равно осуждался на пожизненное тюремное заключение, а истец вознаграждался из его имущества. Целью губного процесса было не столько восстановление нарушенного права, сколько искоренение «лиха» и лихих людей. В губных грамотах говорилось, что в случае обнаружения невыявленных преступников на губных голов и целовальников «… исцовы иски … имати…, да им же … бытии кажненым».

Таким образом, в результате губной реформы полицейские и судебно-уголовные функции были переданы в руки местных выборных органов. Однако институт кормлений продолжал существовать, что отрывало от «государевой» службы значительное количество людей и создавало определенное социальное напряжение в обществе в результате злоупотреблений наместников. Поэтому дальнейшим шагом в реорганизации местного управления явилось проведение земской реформы.

Земская реформа явилась крупным политическим событием, выгодным как государству, так и населению. Началось ее проведение в 1551 г., когда одной из волостей Владимирского уезда в качестве эксперимента была дана уставная грамота, по которой вместо кормов и пошлин наместнику (эта должность отменялась), жители обязаны были платить оброк в казну. Земства откупали свое право самоуправления и получали откупные грамоты на освобождение от воевод. Эксперимент оказался удачным, и в 1555 г. было предписано «во всех городех и волостех учинити старост излюбленных».

Земские старосты вели не только судебные дела, но и осуществляли сбор откупного оброка и прямых налогов, а также исполняли другие административные функции. За недобросовестное исполнение своих обязанностей они наказывались смертной казнью и конфискацией имущества, которое распределялось между истцами, пострадавшими от их неумелого или корыстного управления.

Сбор косвенных налогов, таможенных пошлин и доходов от государственного «питейного дела» и различных промыслов отдавался на веру, т.е. специально избранными для этого людьми верными, которые несли личную и материальную ответственность за полное и своевременное поступление порученного им казенного сбора. В случае недобора установленной суммы верный голова с целовальниками доплачивали недостачу из своих средств и в двойном размере.

Дворянское ополчение (конница) составляло основу военной организации государства. Начало ему было положено в 1550 г. указом Ивана IV об «испомещении» в Московском уезде «избранной тысячи» –– 1070 дворян, которые составили ядро дворянского войска. В 1556 г. порядок службы дворян был регламентирован «Уложением о службе». Дворяне являлись наследственными служилыми людьми «по отечеству» и получали «поместные дачи» (оклады) в пределах от 150 до 450 десятин и денежное содержание в размере 4-––7 рублей. С каждых 150 десятин земли дворянин обязан был поставлять «конно и оружно» не менее одного воина, в противном случае он подвергался штрафу. Если приводилось больше воинов, то дворянину выделялось дополнительное денежное жалованье.

Укрепление самодержавия сопровождалось также формированием постоянной военной силы, на которую монарх мог опереться в любую минуту. Такой силой с 1550 г. стало стрелецкое войско, вооруженное огнестрельным оружием. Первоначально стрельцы несли личную охрану царя, и войско состояло из шести полков (приказов) по 500 чел.овек в каждом, затем его численность была увеличена до 25 тысяч. чел.овек и стрелецкие гарнизоны появились во всех крупных городах страны.

Стрельцы, как и казаки, пушкари, воротники, казенные кузнецы и т.д.,др. являлись служилыми людьми «по прибору». Их служба не считалась наследственной. «Приборные» люди получали коллективные, в отличие от дворян, земельные дачи (например, на стрелецкий приказ), из которых им выделялись личные участки на праве пользования. Безземельным «приборным» людям выдавалось денежное и хлебное жалованье, которое было, как правило, нерегулярным, поэтому в свободное от службы время им разрешалось заниматься ремеслами и торговлей. Для несения пограничной службы использовались казаки.

Государственные доходы складывались из окладных и неокладных поступлений в казну. Оклады являлись обязательным для плательщиков фиксированными налогами и заранее учитывались в смете. Они состояли из прямых (подати, тягло) и косвенных налогов. Податной единицей являлась соха, которая включала от 40 до 160 дворов в городском посаде или площадь пашни от 800 до 1200 десятин земли, в зависимости от ее доходности.

Прямые налоги собирались специальными финансовыми приказами «четвертями» в виде денег данных (от слова дань) и денег оброчных (оброк). К оброку, как правило, относили плату за пользование казенной землей, доход с различных казенных промыслов и налог с частных городских заведений (бани, харчевни, торговые лавки и т.д.).

К косвенным налогам в основном относились таможенные и кабацкие сборы. Кроме того, ввиду больших расходов на военные нужды, вводились различные дополнительные налоги – запрос в виде «стрелецкого хлеба», «пятинных денег» (1/5 стоимости движимого имущества), «ямских» и «пищальных» денег. Они шли на содержание стрельцов, ямщиков, пищальников и т.д.

Середина 1560-х гг. характеризовались усилением боярской оппозиции стремлению Ивана Грозного к неограниченному самодержавию. Это противостояние привело к возникновению опричнины, целью которой было искоренение «боярской крамолы». Согласно указу 1565 г. об учреждении опричнины, территория страны была поделена на опричнину и земщину, в результате чего в стране образовалоись две государственно-правовые системы. Политический смысл опричнины, с одной стороны, заключался в выделении из государственной собственности земель в удел московскому удельному князю, как стал себя называть Иван Грозный, на содержание его двора. Этим самым царь как бы противопоставил себя боярской оппозиции (земщине), в руки которой он демонстративно отдавал управление остальной территорией государства. С другой стороны, опричнина являлась учреждением, игравшим роль политической полиции, выполнявшим задачи обеспечения личной безопасности царя и «истребления крамолы», преимущественно в среде боярства.

Выставляя себя опричным (удельным) князем московским, царь Иван назначал «государями всея Руси» и венчал на царство татарских служилых царевичей, сначала Едигера-Симеона, затем касимовского Симеона Бекбулатовича, а опричнину переименовал в свой двор. Опричные бояре и дворяне получили статус дворовых людей.

В опричнине, как и в земщине, существовали своя Боярская дума и приказы, аналогичные земским. В опричнину были отобраны, не считая бояр, 1000 дворян (позднее их количество увеличилось до 6000), для проживания им были отведены определенные улицы в московском посаде. Опричникам были розданы земли в 20 городах с уездами, прежние владельцы (около 12 тысяч чел.овек), как и жители опричных улиц в московском посаде, были выселены в другие места. Остальную землю или «государство свое Московское» с «воинством, судом и управой» царь приказал «ведать» Боярской думе. Она по-прежнему с доклада царю управляла общегосударственными делами, наиболее важные вопросы решались на совместных заседаниях опричных и земских бояр.

Корпус опричников был организован по подобию западноевропейских рыцарских монашествующих орденов. Опричники носили черную монашескую одежду, ездили на черных лошадях, к седлам были привязаны собачья голова (вынюхивать и грызть государевых врагов) и метла (выметать крамолу). Устав требовал от опричников забыть родственников и друзей и служить только царю.

По мнению В. О. Ключевского, опричнина явилась своеобразной подготовкой к замене боярского управления дворянским. Эта идея господствовала в среде дворянства, о чем говорит челобитная И. Пересветова, в которой он критиковал боярство и показывал роль и значение служилого дворянства в укреплении трона. Полностью уничтожить вельмож Ивану Грозному не удалось, однако в результате репрессий влияние аристократии было подорвано, количество бояр сократилось наполовину. Жертвами репрессий становились также ни в чем не повинные боярские дворовые люди, мелкие чиновники, монахи и т.д. Количество казненных точно установить невозможно, но, судя по синодальным записям, которые делал Иван Грозный для поминовения душ «убиенных», их количество колебалось в пределах 4 тысяч. В результате опричного террора были искоренены представители династической ветви Рюриковичей-Даниловичей, что поставило Московское государство на грань жесточайших потрясений.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 249; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!