Культура Руси конца XIII —XVII в.

Тема: Становление абсолютизма в России. Внешняя политика России в ХVII веке. Культура Руси конца XIII— XVII веков.

Становление абсолютизма в России. Внешняя политика России в XVII в.

 

Усиление царской власти. На протяжении всего XVII в. происходил процесс усиления царской власти. Как и в ряде других стран, в России шло становление абсолютизма. Однако причины данного процесса, внешне похожего на подобные явления в других странах, в России были во многом свое­образными. Стремление к всемерному укреплению центральной власти вызвала катастрофа Смутного времени.

Только мощная власть могла гарантировать независимость страны и внутренний порядок в ней, успешное развитие хозяйства.

Признаком становления абсолютизма являлась эволюция роли Земских соборов. Центральная власть по мере своего укрепления стремилась избавиться от необходимости советоваться с сословиями. После возвращения из польского плена отца царя Михаила Романова патриарха Филарета созыв соборов прекратился. Однако смерть патриарха в 1633 г. вынудила его сына вновь пойти на созыв Земских соборов. При Алексее Михайловиче соборы собирались в начале его царствования для принятия решений по важнейшим проблемам (Соборное уложение 1649 г., начало войны за воссоединение с Украиной).

Постепенно Алексей Михайлович добился полной победы принципа личной и абсолютной власти, который был закреп­лен его сыном, Петром I.

Титул самодержца вначале использовался для выражения внешней независимости от Орды, но затем наполнился иным содержанием, обозначая единовластного правителя.

I Титул самодержца вначале использовался для выражения внешней независимости от Орды, но затем наполнился иным содержанием, обозначая единовластного правителя. К концу XVII в. Земские соборы ушли в прошлое. Правда, в 1682 г. вопрос о смене монарха на троне решался на неком подобии собора с участием служилых людей. Однако в целом царская власть приобрела все признаки абсолютизма. В Соборном уложении 1649 г. было законодательно закреплено изменение роли царской власти. Всякое выступление против монарха наказывалось смертной казнью.

Государственный аппарат. Царь правил страной, опираясь, прежде всего на государственный аппарат. Этот аппарат в XVII в. рос и совершенствовался. Основным элементом его была приказная система. По мере появления новых направлений государственной деятельности, роста территории страны создавались новые приказы. Всего было около восьмидесяти приказов, но постоянно действовало около сорока.

Приказная система была довольно запутанной. Не существовало четкого разделения областей деятельности приказов, не было документов, определявших порядок деятельности. Существовали приказы, управлявшие территориями (Сибирский приказ, приказ Казанского дворца), другие ведали направлениями деятельности государства (Посольский, Разрядный приказы и др.). Признаком усиления власти царя стало создание Алексеем Михайловичем приказа Тайных дел, который должен был контролировать другие приказы, армию, местные власти. Фактически руководил этим приказом сам царь.

В местном управлении решающая роль принадлежала воеводам, назначаемым царем в города и уезды. Сохранилась прежняя система самоуправления, но теперь она была подчинена воеводам. Воеводское управление характеризовалось многими злоупотреблениями, от чего не спасали самые крутые меры и наказания.

В государственном управлении присутствовали и старые черты. Царь по традиции советовался при принятии всех решений с Боярской думой. Места в Думе занимали на основе системы местничества, т.е. боярами становились благодаря знатности предков. Однако при Алексее Михайловиче в Думе оказались незнатные, но талантливые люди, такие как А.Л. Ордин-Нащокин, А. С. Матвеев. Местничество было отменено в 1682 г. при царе Федоре Алексеевиче.

Преобразования в армии. Для абсолютистского государства характерна забота об армии. В XVII в. в России возникла необходимость в создании постоянной армии.

Первые полки нового (иноземного) строя — солдатские, рейтарские и драгунские — появились при Михаиле Федоровиче. Солдаты сражались в пешем строю, рейтары — в конном, а драгуны — как в пешем, так и в конном строю. Первоначально полки нового строя формировались из наемников-западноевропейцев. Позже в них стали служить и русские люди. Государство обеспечивало солдат, рейтар и драгун вооружением, лошадьми и платило им жалованье.

С 40-х гг. XVII в. в драгуны начали записывать крестьян. Им оставляли землю, но за службу освобождали от налогов и повинностей. Затем стали комплектовать солдатские полки из числа «даточных людей»: каждые 20 — 25 крестьянских дворов должны были выделить одного «даточного», служившего пожизненно (или до получения тяжелого увечья). Это было прообразом рекрутских наборов Петра I.

Однако, несмотря на преобразования, армия по-прежнему имела непостоянный характер. Полки нового строя были каплей в море по сравнению с огромной массой стрельцов, казаков, отрядов служилых людей, к которым во время войны присоединялись отряды татар, башкир, калмыков и др.

Армия постепенно избавлялась от иноземных офицеров. Русские капитаны, майоры и подполковники окончательно вытесняют иностранцев. Появились и первые русские генералы.

В царствование Алексея Михайловича была сделана и попытка создания флота. Первая эскадра Каспийского флота состояла из корабля «Орел», яхты, двух шлюпок и одного челнока.

Патриарх Никон и раскол в Русской православной церкви. В 1652 г. патриархом был избран Никон — выходец из мордовских крестьян, энергичный и авторитетный деятель, имевший громадное влияние на царя Алексея Михайловича. Весной 1653 г. патриарх начал проведение церковных реформ. Их целью были укрепление церковно-политических связей России с православными землями (книги и обряды исправлялись по греческим образцам) и унификация культа. По указу Никона двоеперстие было заменено троеперстием, во время церковных служб «аллилуйя» стали произносить не дважды, а трижды и т.д. По сути, реформа затрагивала внешнюю, обрядовую сторону религии. Но часть духовенства выступила против нововведений. В Церкви возник раскол, главой которого стал протопоп Аввакум. Отделившиеся — раскольники-староверы — настолько не переносили своих прежних братьев по вере (никонианцев), что не хотели, есть и пить из одной с ними посуды и ходить в те церкви, где служили по новым книгам.

К расколу примкнула как часть низшего духовенства, протестовавшего против усиления гнета со стороны церковной верхушки, так и высшего, недовольного стремлением Никона к централизации и его самоуправством. Основную массу сторонников «старой веры» составляли посадские люди и крестьяне. Они напрямую связывали ухудшение своего положения и усиление крепостничества с нововведения­ми в Церкви. Многие бежали в глухие леса Поволжья и се­вера, в Сибирь.

Вскоре выяснилось, что Никон стремится использовать реформу для усиления власти патриарха. Постепенно между царем и патриархом, заявлявшим, что «священство выше царства», назревали разногласия. В 1658 г. произошел открытый разрыв. Никон уехал в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь под Москвой. Он рассчитывал, что царь вернет его, но этого не случилось. В 1666 — 1667 гг. в Москве был созван церковный собор с участием восточных патриархов. Собор лишил Никона сана патриарха. Он был сослан в Ферапонтов монастырь, а затем переведен в Кирилло-Белозерскую обитель. В 1681 г. Никону разрешили вернуться, но в пути он скончался. Одновременно на соборе 1666—1667 гг. староверы были отлучены от церкви, преданы анафеме как еретики. Протопопа Аввакума отправили в заточение, а позже он был сожжен заживо.

Освоение Сибири. В XVII в. продолжалось начатое Ермаком присоединение Сибири к России. Движение русских людей на восток возглавляли землепроходцы, мечтавшие увидеть неведомые страны и найти сказочные богатства. Обычно это были казаки и «гулящие люди», всегда готовые на рискованные и трудные предприятия.

Власти надеялись найти в Сибири месторождения драгоценных металлов, железа и меди. В Москве знали, что сибирские леса таят в себе огромные запасы «мягкого золота» — ценнейшего меха соболя. Доходы от сделок с пушниной составляли в XVII в. около четверти всех доходов казны. Там, где появлялась московская власть, местные жители платили особый налог — ясак, в состав которого входила главным образом пушнина.

Пунктами на пути продвижения русских в Сибирь стали крепости из заостренных вверху бревен (остроги) — Енисейск (1619), Красноярск (1628), Братск (1631), Якутск (1632), Иркутск (1661), Селенгинск (1665) и др. После основания служилым человеком Петром Бекетовым Якутска первопроходцы двинулись по двум направлениям. Одни устремились на северо-восток — на реки Яна, Индигирка, Анадырь, Колыма, на Чукотку и Камчатку. Большой вклад в освоение этого края внесли Семен Дежнёв, Михаил Стадухин, Федот Алексеев. В 1648 г. корабль (коч) Дежнёва первым прошел по проливу между Азией и Америкой. Так было сделано одно из величайших географических открытий, остав­шееся, правда, тогда малоизвестным.

Другой поток первопроходцев устремился к Охотскому морю и Амуру. В 1639 —1640 гг. казаки под предводительством Ивана Москвитина вышли к Тихому океану. Василий Поярков в 1643 г. с отрядом перешел Становой хребет и спустился к Амуру. Летом следующего года экспедиция вышла по нему к Охотскому морю. В 1650 г. Ерофей Хабаров захватил на Амуре несколько городков местных племен, а в 1652 г. отбил нападение отряда маньчжуров, захвативших власть в Китае. В марте 1655 г. преемник Хабарова на Амуре А. Степанов выдержал тяжелый бой с 10-тысячным войском маньчжуров. В 1658 г. маньчжуры разгромили отряд Степанова. Но русские укрепились в верховьях Амура. За промысловиками и сборщиками ясака шли крестьяне. Благодаря их труду Сибирь уже в конце XVII в. питалась собственным хлебом. Знакомство с земледельческими навыками и бытом русских способствовало развитию местных народов. При этом и сами русские переселенцы многому научились у сибирских жителей. Общая численность русского населения Сибири к началу XVIII в. достигла 170 тыс. душ мужского пола.

Внешняя политика. Перед Россией после Смуты стояли задачи возвращения древнерусских земель, выход к морям, продолжение борьбы с Крымским ханством и Турцией.

В апреле 1632 г. в Речи Посполитой умер король Сигизмунд III. Его смерть вызвала борьбу за престол. Земский собор в Москве решил начать войну с Польшей за Смоленск. Однако она оказалась неудачной. В 1634 г. Россия и Польша договорились о заключении «вечного мира». Согласно положениям Поляновского мирного договора Россия отказывалась от земель, утраченных в Смутное время, но и новый польский король Владислав отказался претендовать на титул русского царя.

Особое внимание было уделено укреплению южной границы от нападений крымских татар. Приступили к возведению новых засечных черт и городов. К концу 40-х гг. XVII в. было закончено сооружение грандиозной укрепленной линии от реки Ворскла через Белгород и Воронеж до Тамбова и далее на восток, получившей название Белгородская засечная черта.

В 1637 г. донские казаки взяли турецкую крепость Азов. Однако Россия не решилась начать войну с Турцией, и в 1642 г. казаки ушли.

В 1648 г. в Речи Посполитой вспыхнуло национально- освободительное восстание против польско-католического гнета. Толчком послужило выступление запорожских казаков во главе с гетманом Богданом Хмельницким. В 1648 — 1649 гг. восставшие одержали крупные победы над польскими войсками. С первых месяцев восстания Хмельницкий обращался за помощью в Москву, предлагая Алексею Михайловичу взять Украину под свою власть. Это означало войну с Речью Посполитой. Просьбы о помощи стали еще более настойчивыми после поражений повстанцев в 1651 г.

В 1653 г. Земский собор в Москве постановил принять в подданство гетмана Б. М. Хмельницкого и Малороссию (так называли Украину). 8 января 1654 г. в городе Переяславле была собрана рада (совет) казаков, принявший решение о переходе Малороссии в подданство России. Украина входила в состав России с сохранением значительной автономии.

В 1654 г. началась русско-польская война за Белоруссию и Украину. В сентябре русскими войсками был взят Смоленск и ряд других городов. Успешно действовали и войска Хмельницкого. Но летом 1655 г. Польше объявила войну Швеция. Опасаясь усиления Швеции на Балтике, в мае 1656 г. Россия начала войну с этой страной. Первоначально она складывалась успешно для русских, однако овладеть главными городами Прибалтики не удалось. В 1658 г. правительству России пришлось пойти на заключение перемирия со Швецией, так как возобновилась война с Польшей. В это время обстановка на Украине резко ухудшилась. Гетманы, сменившие умершего Хмельницкого, один за другим переходили на сторону Польши или турецкого султана. Это вызывало столкновения между украинскими казаками и требовало вмешательства России. В 1660 г. русско-украинская армия потерпела тяжелое поражение от польско-крымских войск. К началу 1661 г. Польша захватила всю Правобережную Украину (без Киева). В июне 1661 г. Россия была вынуждена заключить со Швецией «вечный мир», вернув ей ряд городов.

Война с Речью Посполитой продолжалась до 1667 г., истощив обе стороны. 30 января в деревне Андрусово было заключено перемирие на 13,5 лет. Россия получала Смоленскую землю, Левобережную Украину и Киев.

  В 1672 г. Османская империя захватила у Польши часть Украины. В 1676 —1677 гг. разгорелись активные боевые действия между Россией и Турцией. Турецко-татарская армия пыталась взять город Чигирин — резиденцию гетманов Украины. Русская армия воеводы Г.Г. Ромодановского отразила наступление турок. В июне 1678 г. огромное турецко­татарское войско вновь осадило Чигирин. Русско-украинские войска разбили турецкий заслон, но подошли к Чигирину слишком поздно. После ожесточенных боев гарнизон оставил развалины крепости, русская армия отступила за Днепр. В 1681 г. в Бахчисарае был заключен договор о перемирии на 20 лет между Россией, Турцией и Крымским ханством.

В 1686 г. между Россией и Польшей был подписан «вечный мир», подтвердивший переход к России Левобережной Украины и Киева.

Культура Руси конца XIII —XVII в.

 

Условия развития культуры. Разорение русских земель в результате нашествия Батыя и последующих походов ордынцев вызвало упадок во всех сферах культуры. Положение усугублялось тем, что в Орду постоянно угонялись ремесленники. Следствием нашествия стало исчезновение многих видов искусства и ремесла. Так, лишь в конце XIII в. вновь стали строить каменные церкви. Из них до наших дней сохранилась лишь церковь Николы на Липне под Новгородом. Сравнение ее с великолепными храмами домонгольской Руси показывает, насколько упало мастерство строителей.

Однако именно сохранение и возрождение культуры стало одним из главных факторов духовного выживания русских людей в условиях ордынского ига.

Литература XIII — начала XVI в. Первым памятником художественной литературы после нашествия можно считать «Слово о погибели Русской земли». До нас дошло только начало этого произведения, воспевающего красоту и величие домонгольской Руси. Призыв к самопожертвованию в борьбе со страшным врагом содержится в таких произведениях, как «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о Меркурии Смоленском», и др. Как наказание за грехи оценивал нашествие видный писатель владимирский епископ Серапион. В его посланиях выражалась вера: если русские люди сумеют преодолеть свои грехи, то неминуемо и освобождение от ига.

Лишь после победы на Куликовом поле в литературе появились иные настроения. Первым откликом на битву стала поэма «Задонщина», написанная под влиянием «Слова о полку Игореве». Это говорит о преемственности в развитии литературы и сохранении традиций древнерусской культуры. Скорбя о погибших, автор «Задонщины» Софоний Рязанец воспевает их подвиг во имя Руси.

В начале XV в. было создано «Сказание о Мамаевом побоище». Оно стало наиболее популярным произведением о Куликовской битве. Восхищаясь подвигом воинов, «Сказание» преподносит победу в битве как торжество православия над его врагами.

В XV в. были написаны многие известные жития русских святых — Сергия Радонежского, Стефана Пермского и др.

Одним из наиболее известных и ярких литературных произведений XV в. является «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Тверской купец А. Никитин совершил путешествие в Индию в 1466 —1472 гг. В своих записках он подробно рассказал о своих злоключениях, об увиденном и пережитом. Глубокой симпатией наполнены описания жизни индийцев. Различие веры не мешало автору объективно воспринимать чужие нравы и обычаи. Однако мысли его постоянно возвращались к положению на родине. «А Русскую землю Бог да сохранит. На этом свете нет страны, подобной ей, почему князья земли Русской не живут друг с другом как братья! Пусть устроится Русская земля, а то мало в ней справедливости» — так заканчивается «Хождение за три моря».

Архитектура и искусство XIV — XV вв. В XIV в. в русских городах развернулось каменное строительство. Большим своеобразием отличалась архитектура Новгорода Великого. В XV в. новгородцы, предчувствуя скорое падение независимости, обращали взоры к старине и возводили храмы по образцу древних построек.

Крупнейшим центром архитектуры к середине XIV в. стала Москва. При Иване Калите были возведены самые большие на тот период каменные храмы (не сохранившиеся до нашего времени), а при Дмитрии Донском — первые в Северо- Восточной Руси стены из белого камня, добытого в подмосковных каменоломнях.

К концу XV в. белокаменный Кремль сильно обветшал. Иван III решил построить необычный Кремль. Под руководством итальянских мастеров, организовавших производство высококачественного кирпича, была создана кремлевская стена с восемнадцатью башнями. Для своего времени это было выдающееся фортификационное сооружение.

Итальянских мастеров привлек Иван III и для строительства новых соборов внутри Кремля, которые заменили также обветшавшие соборы времен Ивана Калиты. Главный храм Руси — Успенский собор итальянец Аристотель Фиораванти создавал по образцу Успенского собора во Владимире. Самым нарядным сооружением Кремля стал Архангельский собор, построенный итальянским мастером Алевизом Фрязином Новым. Архитекторы из Пскова возвели изящный Благовещенский собор.

«Золотым веком» русской иконописи стал конец XIV — начало XV в., когда творили великие художники Феофан Грек и Андрей Рублев. Феофан Грек, мастер фресковой живописи, был выходцем из Византии. Его сюжеты характеризуются глубоким проникновением во внутренний мир образов.

Наиболее прославленным творением Андрея Рублева стала икона «Троица». В образе трех ангелов, символизирующих единство трех лиц Бога — Отца, Сына и Святого Духа, выражен идеал мира, гармонии и божественной красоты. В творчестве Рублева отразилась эпоха национального подъема, вызванного Куликовской победой.

В конце XV в. прославленным мастером иконописи был монах Дионисий, выходец из знатного рода. Для его творений характерны тонкий рисунок, мягкий цвет и праздничное настроение.

Развитие культуры в XVI в. Складывание и развитие единого Русского государства породило обширную публицистическую литературу. Главной ее темой стал вопрос о путях дальнейшего развития страны. Некоторые публицисты конца XV — начала XVI в. были приверженцами ересей, которые распространились тогда в России. Они выступали против учения православной церкви по многим вопросам. Один из наиболее образованных еретиков, дьяк Ивана III, выдающийся дипломат Федор Курицын в своем стихотворении «Лаодокийское послание» высказал идею о свободе воли человека: «Душа самовластна, ограда ей вера».

Церковные публицисты выступали против еретиков. Один из них, монах Ермолай Еразм (середина XVI в.), в своих трудах выступил как выразитель настроений крестьянства. «Больше всего полезны пахари, их трудами создаются главнейшие богатства», — писал он, призывая ограничить власть бояр и дворян над крестьянами.

Дворянин Иван Пересветов в сочинении, предназначен­ном для царя Ивана Грозного, выдвинул идею создания государства с безграничной властью правителя над его подданными. Однако, держа в узде крупных землевладельцев, управлять государством, правитель должен был в интересах «простых воинников», т.е. дворян. С иными идеями выступил Андрей Курбский, написавший после бегства из России несколько произведений и три послания Ивану Грозному. Он считал, что русский царь, если хочет блага своей стране, должен править в согласии не только с боярами, но и с выборными от всех свободных сословий («всенародными человеками»). Иван Грозный в ответных посланиях Курбскому разоблачал крамолы бояр и доказывал, что именно их измены и становятся причиной гибели государства. Поэтому царь по своей воле, в которой выражается воля Бога, должен «казнить и миловать» любых своих подданных.

В XVI в. в русской архитектуре возник национальный шатровый стиль. Одним из первых и наиболее выдающихся памятников этого стиля стала церковь Вознесения в селе Коломенском. Одним из главных символов нашей страны является другая постройка шатрового стиля — Покровский собор, «что на рву» (храм Василия Блаженного) на Красной площади. Он был возведен зодчими Постником Яковлевым и Бармой в 1555 —1560 гг. в честь взятия русскими войсками Казани.

В XVI в. вокруг многих городов были возведены каменные стены. Известным создателем укреплений являлся Ф. С. Конь. Им построены стены Белого города в Москве, стены Смоленского кремля и др.

Начало книгопечатания. Важнейшим явлением XVI в. стало распространение книгопечатания. Первая печатная книга с кириллическим шрифтом была издана в Кракове в конце XV в. немецким книгоиздателем. В начале XVI в. книги в Вильно печатал знаменитый западнорусский просветитель Франциск Скорина.

В Москве первые книги напечатали в 50-е гг. XVI в. Однако дата этих изданий, как и имена печатников, неизвестны. В 1564 г. священник одного из кремлевских храмов Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем выпустил книгу «Апостол». Этот год и стал считаться годом начала русского книгопечатания. Уникальность «Апостола» состоит в том, что в нем не было ни одной опечатки. После отъезда Ивана Федорова и Петра Мстиславца в Великое княжество Литовское они продолжили издавать книги, в частности Федоров напечатал первую русскую азбуку и первую полную Библию. Действовала типография и в Москве.

Культура России XVII в. Почти весь XVII в. прошел для России в непрерывных военных столкновениях. Борьба с западными соседями заставила пристальнее приглядеться к их жизни, быту, достижениям. Необходимо было понять, в чем состоят преимущества Запада и попытаться, усвоив их, обратить в свою пользу.

Заимствование военной и промышленной техники, приемов ведения боевых действий и хозяйства открывало перед русскими людьми новую перспективу деятельности, непривычную по форме и содержанию, приучая даже к иному образу мыслей.

Под Москвой на месте нынешнего Лефортова сложилась Немецкая слобода — уголок западноевропейского быта. Мебель, статуэтки, зеркала, хитро украшенные часы, столы и стулья «немецкой» и «польской» работы вносили заметные изменения в интерьер царского дворца и боярских дворов. Выходили многочисленные переводы с латинского, немецкого, польского языков.

По почину Алексея Михайловича в Москве возникли «комедийные действа». Они устраивались пастором Грегори с помощью молодежи из числа иноземцев. Позже пастор стал обучать «комедийному делу» и русских. Среди них были и первые «крепостные актеры» — дворовые люди боярина А. С. Матвеева. Они же играли на музыкальных инструментах и танцевали на западноевропейский манер.

Процесс обмирщения культуры, выхода ее из-под влияния Церкви шел в России на протяжении всего XVII в.

Расцвет русской общественной мысли первой четверти XVII в. связан с появлением книг о Смутном времени. Наиболее известными из них являются «Сказание» Авраамия Палицына, «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Словеса» князя Ивана Хворостинина и др.

Ярким представителем официальной публицистики был монах Симеон Полоцкий. Переехав в 1661 г. в Москву, он стал учителем царских детей. Симеон был первым придворным поэтом, сочинявшим оды в честь царской семьи.

Идеи древнего благочестия ярко отражены в «Житии» протопопа Аввакума — автобиографии вдохновителя движения старообрядцев.

На протяжении столетия появляются разнообразные повести, рисующие повседневную жизнь простых людей, — «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Калязинская челобитная».

В XVII в. существенным изменениям подверглась архитектура. Хотя основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево (вершиной деревянного зодчества XVII в. был роскошный царский дворец в Коломенском, не сохранившийся до наших дней, но реконструированный в первом десятилетии XXI в.), все больший размах приобретает кирпичное строительство.

Для украшения зданий использовали многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали, что придавало постройкам нарядный вид. Итогом развития архитектуры XVII. можно считать появление сооружений в стиле «нарышкинского барокко», отличавшихся многокомпонентным объемом постройки и симметричностью композиции.

Самым выдающимся живописцем середины XVII в. был Симон Ушаков. Он руководил иконописной мастерской, пи­сал иконы и парсуны (портреты), миниатюры и фрески. Под его началом были расписаны Архангельский и Успенский соборы, Грановитая палата в Московском Кремле. Используя традиционные иконографические приемы, Ушаков стремился к мягкости переходов, с помощью игры света и тени добивался объемности и реалистичности изображенных ликов.

Признаки обмирщения культуры обнаруживаются и в просвещении. Появились светские школы для детей. Первый печатный букварь, составленный Василием Бурцевым, был опубликован в 1634 г. В 1666 г. при Заиконоспасском монастыре открылась школа, готовившая подьячих для приказов. В 1680 г. появилась школа при Печатном дворе. В 1687 г. в Москве открылось первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия.


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ


1. Что такое абсолютизм? В чем состояли причины его складывания в России?

2. Какие изменения в государственном управлении были характерны для России XVII в.?

3. Какое влияние на развитие русской культуры оказало монголо­татарское нашествие и ордынское иго? Когда началось возрождение культуры? В чем это выразилось?

4. Каковы достижения русской культуры конца XIII — начала XVI в.?


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 35; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!