Классический этап (5-4 вв. до н.э.)



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»

Институт педагогики, психологии и социальных технологий

                               

 

                           КОНТРОЛЬНА РАБОТА ПО ТЕМЕ

                           «Основные этапы развития античной философии»

«

 

 

Выполнил(а) студент(ка):

Шишкина Е.А._________

ФИО студентка

группы_ ЗССАБ-37.03.01-12 (К)наименование группы

 

Научный руководитель:

 

Санникова О.В

 

 

Ижевск 2021 год.

                       СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….стр.2

2. ДОКЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД…………………………...стр.4

3. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД……………………………....стр.15

4. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД…………………………стр.19

5. ЗАВЕРШАЮЩИЙ ПЕРИОД………………………………стр.22

6. ВЫВОД………………………………………………………стр.23

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..стр.24

 

 

Основные этапы развития античной философии.

 

Античная (от. лат. антиквитас -- древность, старина) философия древних греков и римлян зародилась в конце VII в. до н.э. и просуществовала до начала VI в. н.э., когда император Юстиан в 529 г. закрыл последнюю греческую философскую школу -- Платоновскую Академию. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним -- Боэций.

 Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран. Древнегреческая философия (учения, школы), создавалась греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи.

   Античная философия – единое и своеобразное, но не изолированное явление в развитии философского сознания человечества. Она складывалась на основе перенесенных с Востока в греческие города зачатков астрономических, математических и др. знаний, в результате обработки древней мифологии в искусстве и поэзии, а также освобождения философской мысли из плена мифологических представлений о мире и человеке.(Нередко философия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названием «античная философия»).

Античная философия жила около 1200 лет и в своем развитии насчитывает четыре основных этапа или периода:

I. VII-V вв. до н.э. – доклассический период (Гераклит, Демокрит и др.),

II. 2-я пол. V -- конец IV вв. до н.э. -- классический период (Сократ, Платон, Аристотель и др.);

III. Конец IV-II вв. до н.э. -- эллинистический период (Эпикур и др.),

IV. I в. до н.э. -- VI в. н.э. -- римская философия.

 

В дальнейшем идеи античной философии легли в основу средневековой философии и считаются главным источников развития европейской общественной мысли.

Натурфилософский (доклассический) этап (7-5 вв. до н.э.)

Доклассическая античная философия возникла в древнегреческих городах-государствах (полисах): Милете, Эфесе, Элее и т.д. Она представляет собой совокупность философских школ, названных по имени соответствующих полисов. Натурфилософы (в переводе –философы природы) рассматривали проблемы мироздания в единстве природы, богов и человека; причем природа космоса определяла природу человека. Главным вопросом доклассической философии был вопрос о первооснове мира.

Ранние натурфилософы выдвигали на первый план проблему космической гармонии, которой должна соответствовать и гармония человеческой жизни (космологический подход).

У поздних натурфилософов созерцательный подход сочетается с использованием логической аргументации, и появляется система категорий.

Фалес ( 638 - 548 гг до н.э.). Его имя традиционно открывает список "семи великих мудрецов". Будучи купцом, он посещал Египет, Вавилон, Финикию, где приобрел многие знания. Аристотель считал Фалеса первым греческим философом вообще. В 585 г. до н.э. он прославился в Милете предсказанием солнечного затмения. Фалес был прекрасным гидроинженером, преподавал математику, ввел греческий календарь ( 365 дней и 12 месяцев в году ).

Начиная с Фалеса греки искали некую общую Первооснову. Он утверждал: "Все происходит из воды". Все существующее плавает на ней, в том числе и Земля. Но это не простая вода, а "разумная". Одушевленность первичной субстанции и возникшей на ее основе природы Фалес доказывал свойствами янтаря и магнита: они способны приводить тела в движение потому, что имеют душу. Все рождается из единого источника, все во вселенной одушевлено и полно богов, считал Фалес.

Анаксимандр ( 610 - 546 гг до н.э. ) - ученик Фалеса. Он изучал биологию, математику, астрономию. Одним из первых он предположил, что Земля - это тело парящее в пространстве. Его называют отцом эволюционной теории: он считал, что человек произошел от обитавших в воде существ.

Анаксимандр ввел понятие первоначала - "архэ" ( начало, принцип). Но в качестве Первооосновы всего сущего он отвергал воду, считая, что невозможно найти определение Первоосновы. Он назвал ее Беспредельный ( Апейрон ). Это напоминает учение брахманов о неопределимости Абсолюта. Однако, в его взглядах отсутствует почитание богов.

Природу он рассматривал как бесконечный процесс повторяющихся рождений и поглощений. Все обособившееся от Беспредельного должно со временем вернуться в него. Но после разрушений мира появляется новый мир и нет конца этой смене.

 Анаксимен ( 588 - 525 гг до н.э. ) - ученик Анаксимандра, астроном и метеоролог. В качестве Первоосновы он рассматривал воздух и называл его беспредельным. Он предложил идею сгущения и разрежения воздуха в результате чего возникают огонь, вода, земля и камни. "Воздух" для анаксимена - это дыхание, обнимающее мир. Он подобен темному пару или пустоте. Душа воздушна и боги, по мнению философа, само состоят из воздуха. Он первым объяснил происхождение осадков, а состояние погоды связывал с солнечной активностью.

Дальнейшее развитие философской мысли наиболее убедительно представлено в известном противостоянии Гераклита из Эфеса и Парменида, Зенона и Ксенофана из Элей.

Гераклит в качестве субстанциально-генетического начала Вселен­ной рассматривает огонь, так как из четырех стихий огонь наиболее подвижен и изменчив.

Гераклит видел в огне не только то, что лежит в основе всего су­щего но и то, из чего все возникает. В учении Гераклита он выступил как субстанция бытия, поскольку пребывает всегда равным самому се­бе неизменным во всех превращениях и как первоначально, конкрет­ная стихия. Мир по Гераклиту — упорядоченный Космос. Он вечен и бесконечен. Он не создан ни богами, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и за­кономерно потухающим. На основе превращений огня строится кос­мология Гераклита. Все предметы и явления природы рождаются из огня и, исчезая, вновь обращаются в огонь. Гераклит — стихийный материалист и наивный диалектик. Гераклитовская космология стро­ится на основе стихийной диалектики. Его диалектический закон Вселенной — смутно угаданный закон единства и борьбы противо­положностей. В своей диалектике он исходит из того, что все абсо­лютно изменчиво. Гераклит открыл новую картину мира («Все течет, все изменяется, нет ничего неподвижного») и явился родоначальни­ком диалектической идеи о противоречивой природе вещей, о един­стве и борьбе противоположностей как источнике бытия всякой вещи и всеобщего становления, движения и изменения.

Для выражения этой мысли Гераклит пользуется образным срав­нением изменяющегося Космоса с текущей рекой, потоком: «На вхо­дящего в одну и ту же реку текут все новые и новые воды». Движе­ние, по Гераклиту, свойственно всему существующему.

Образ гераклитовской реки, символизирующей всеобщий миро­порядок (космос), выражает противоположные аспекты бытия: всеоб­щее движение и изменение вещей и их всеобщий относительный по­кой и устойчивость. В самом деле, чтобы остаться самой собой, река должна все время течь.

Тождество противоположностей у Гераклита предполагает их борьбу. В борьбе противоположностей обнаруживается их внутрен­нее тождество. Например, «жизнь одних есть смерть других».

По учению Гераклита, гармония (единство) и борьба Противоположностей — это две стороны одного и того же всеобщего логоса, порядка всего происходящего в мире. Все изменения мироздания про­исходят в известной закономерности, подчиняясь судьбе, которая то­ждественна необходимости. Необходимость — это всеобщий закон — Логос. Понятие Логос у Гераклита носит широкое обобщающее зна­чение. Представление о Логосе можно расценить как наивное пони­мание закономерности.

Дальнейшим крупным шагом в развитии раннегреческой филосо­фии была философия Элейской школы. Философия элеатов представ­ляет собой дальнейший этап на пути рационализации знания, освобо­ждения мышления от метофорических образов и оперирования абстрактными понятиями. Элеаты первые в истолковании субстанции пе­решли от конкретных природных стихий — воды, воздуха, земли, огня — к бытию как таковому.

Центральное понятие их философии—бытие. Бытие вечно. Возникновение бытия невозможно, ибо неоткуда ему возникнуть, оно не может возникнуть из другого бытия, так как до него не было другого, ибо бытие едино. Оно не может возникнуть и из небытия, так как небытия нет. Если бытие есть, о нем нельзя сказать, что его не было раньше, то есть что оно возникает. Если оно есть, то нельзя сказать также, что оно будет, что оно останется бытием. Сле­довательно, бытие есть, оно вечно, не возникает и не уничтожается, оставаясь тождественным и всегда равным самому себе.

В учении о познании элеаты четко разграничивали истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях. Последние, считают они, знакомят людей лишь с видимостью вещей. Знание их истинной сущности дает философ­ское учение о бытии, а то, как предстает мир нашим чувствам, описы­вается в учении о природе. Чувственное многообразие мира, сточки зрения элеатов, иллюзорно.

Особое внимание элеаты уделяли проблеме множественности, в этой связи они придумали ряд парадоксов (апорий). Парадокс— это неожиданное высказывание, апория — это затруднение, тупик, не­преодолимая трудность.

По мнению элеатов, вопреки чувственным впечатлениям нельзя по­мыслить множественность. Невозможна не только множественность, но и движение.   Доказательству иллюзорности многообразия мира и движения посвящены трактаты Зенона.

Если сущее множественно, доказывал Зенон, то оно одновремен­но должно быть и настолько малым, чтобы вовсе не иметь величины, и настолько большим, чтобы иметь бесконечную величину. В этой ан­тиномии Зенон ставит проблему конечного и бесконечного, проблему бесконечной делимости конечных вещей.

Пифагор (570-490гг. до н.э.)

Родился на Самосе, организовал «Пифагорийский союз», тоталитарная секта на италийском побережье.

Две части учения Пифагора:математическое и религиозно-мистическое.

Математическое учение: число – основа мира. Космос подчинён числам, остальное – тем более. 1+2+3+4=10, единство Вселенной в материальном и метафизическом воплощении.

Символика чисел:

· - единица; ___ - двойка; ромб – тройка; пирамида - четвёрка.

Любая вещь – примирение противоположностей. Чётные числа – женские, нечётные – мужские. Нечётное число – оплодотворяющее, при соединении с чётным оно возобладает:т.е. чёт + нечёт = нечёт.

Религиозно-мистическое учение Пифагора.

О переселении душ. Постепенное очищение, цель – освобождение души от перерождений.

Пифагорийский союз – закрытое общество, сложно попасть. Много странных правил поведения. Символ – пятиконечная звезда, символ жизни и здоровья.

Школой Пифагора(VI—V вв. до н. э.) и был сделан первый шаг от материализма к идеализму. Заслугой пифагорейцев было выдви­жение мысли о количественных закономерностях развития мира, что содействовало развитию математических, физических, астрономиче­ских и географических знаний.

На другом конце греческого мира, на юге, на острове Кротон, существовало другая философская школа - «пифагорейский союз», которая стояла на позициях идеализма, Пифагор утверждал «все создано из числа. Число и есть первооснова мира». Он утверждал, что сущность предмета, со всеми его качествами и особенности можно выразить числом. Число лежит в основе мира и оно первично. Вещи и числа противоположны. Число, по отношению к вещи выступает первичным - а это и есть идеалистический взгляд на мир.

Пифагор утверждал, что если и существуют в мире законы, которым подчиняется все, и человек и боги, то это законы математики. Платон, много перенявший у пифагорейцев, написал на дверях своей школы: «незнающий геометрии, да не войдет сюда». Пифагор считается полубогом - полупророком. Сведения, дошедшие о нем, противоречивы, часто он изображается как чудотворец. Родился на острове Самос, в юности ездил учиться в Милет, где слушал Анаксимандра. Совершил путешествия на восток в Египет и Вавилон, был знаком с древневосточной математикой, астрономией, практикой эзотеризма. Был изгнан из Афин и поселился на острове Кротон, где организовал пифагорейский союз - это религиозно-философское братство, а также политическая партия со своим Уставом, ритуалом и общим имуществом Лозунг пифагорейцев: «У друзей все общее». Вместе с тем в пифагорейском союзе существовало очень жесткое деление на акусматиков и математиков, между которыми шла вражда - это различные ступени посвящения. Акусматики это религиозное крыло союза. Они воспринимали учение Пифагора догматически. Сюда же входило множество ритуалов и табу. Математики же занимались науками: арифметикой, геометрия, астрономией, гармоникой и философской космологией.

Пифагор создает и учение о бессмертии души. Вообще в пифагоризме, выделяется две составляющие: практическая (пифагорейский образ жизни), теоретическая (определенная совокупность учений). В религиозном учении пифагорейцев наиболее важной считалось обрядовая сторона, затем имелось в виду создать определенное духовное состояние, и лишь потом шли вопросы теории. По сравнению с другими религиозными учениями, у пифагорейцев были специфические представления о природе и о судьбе души. Душа - существо божественное, она заключена в тело в наказание за прегрешения. Высшая цель в жизни - освободить душу из темной темницы, не допустить в другое тело, которое якобы свершается после смерти. Путем для достижения этой цели является выполнение определенного морального кодекса пифагорейского образа жизни. В многочисленной системе предписаний регламентировался почти каждый шаг жизни. Видное место отводилось занятиям музыкой и научным исследованиям. Требования очищения - катарсиса (как высшей этической цели) достигается для тела через вегетарианство, для души - через познания музыкально-числовой гармонии Космоса, символически выраженной в тетрактиде (четверице) - это сумма первых четырех чисел, содержащих основные музыкальные интервалы -октаву 2 к 1, квинту 3 к 2 и кварту 4 к 3. В целом пифагорейская школа оказала достаточно большое влияние на развитие науки и философии Древней Греции.

   Левкипп (сер. V в. до н. э.)— основатель атомизма.

Считал, что все состоит из мельчайших неделимых частиц и пу­стоты. Все происходит в силу закона причинности и достаточ­ного основания. Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает в силу необходимости и на каком-то основании.

Демокрит (втор. пол. V в. до н. э.)— продолжатель атомизма, философ и ученый, рассматривавший множество вопро­сов философии, логики, психологии, этики, политики, педагогики, теории искусств, языкознания, математики, физики, космологии.

Атомисты предполагали существование атомов и пустоты, образующих своими бесконечными многообразными соедине­ниями все сложные тела. Атомы суть всевозможные малые тела, не имеющие качеств, пустота же — место, в котором все эти тела, в течение всей вечности, носясь вверх и вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и снова сходятся. Таким образом, они производят все прочие сложные тела, в том числе и наши тела, их состояния и ощущения.

Все вместе атомы образуют бытие в его полноте. Различия между ними имеются лишь по форме, порядку и расположению. В этом смысле они бесконечно варьируемы.

Коль скоро атомы бесконечны, то бесконечны и из них образованные миры. Все миры рождаются, развиваются и затем разрушаются, чтобы дать источник другим мирам. Это происходит циклично, бесконечно.

Атомисты ввели понятие «случая», на котором стоит мир. Порядок (космос) — результат взаимодействия атомов — не проектируется и не продуцируется разумом. Ум, интеллект сле­дует, а не предшествует общему порядку соединений атомов. Однако есть привилегированные атомы (по Демокриту, боже­ственные) — гладкие, сферические, легковоспламеняющиеся, из которых образованы душа и ум. Познание — результат кон­такта атомов тел с нашими чувствами.

Учение Демокрита о жизни и душе. Атомистическое учение распространяется Демокритом на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть органично сводятся к соединению и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна.

Идеалом Демокрита является жизнь, обеспеченная общим законом и порядком, безмятежная и благодушная. Важнейшее условие — разделение труда. Разумное наслаждение жизнью состоит в светлом и спокойном состоянии души, обусловленном согласием с природой, исполнением долга, мерой во всем. Уме­ние доходить до такого состояния дает обучение, которое Де­мокрит не отделяет от воспитания, без которого не могут быть достигнуты ни искусство, ни мудрость.

Демокрит понимает процесс познания состоящим из двух ступеней: чувственное и рациональное познание. Чувственное познание является некой низшей ступенью познания и знако­мит нас с окружающим миром явлений. Подойти же к познанию «истинной сущности» (то есть к познанию атомов), открытию причинных связей можно лишь при помощи рационального по­знания. Чувствами можно воспринимать лишь то, что образуется соединением атомов, а это само по себе преходяще.

Демокрит стремится также «естественным» образом объ­яснить возникновение общества. Согласно этому объяснению, люди на начальных стадиях своего развития жили неупорядо­ченной жизнью. Они объединялись, когда на них нападали зве­ри, затем они вместе зимой прятались в пещерах и хранили там запасы, затем познали огонь, было изобретено искусство и все, что может быть полезным людям в совместной жизни. Таким об­разом, Демокрит считает, что основным стимулом развития об­щества являлась необходимость удовлетворения потребностей. Общество — совокупность индивидов. Но общество и законы, согласно ему, не являются инструментом развития индивидуальности, но, скорее, лишь ограничивающими средствами, предот­вращающими возникновение вражды. Демокрит не осуждает накоплений, но осуждает приобретение их дурными способами.

К натурфилософам относят:

Школа Главные представители Основные идеи Что является первоосновой мира

Ранние натурфилософы

Милетская школа Фалес (ок. 625-ок. 547 гг. до н.э.) основатель школы Природа отождествляется с Богом Вода
  Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н.э.) Существует бесчисленное множество миров, которые появляются и исчезают Апейрон –абстрактная материя, находящаяся в вечном движении
  Анаксимен (ок. 588-ок. 525 гг. до н.э.) Основал учение о небе и звездах (античную астрономию) Воздух
Эфесская школа Гераклит Эфесский (ок. 554-483 гг. до н.э.) Все в мире изменчиво – «в одну реку нельзя войти дважды» Первоогонь – символ всеобщей, разумной и одушевленной стихии
Элейская школа (элеаты) Ксенофан из Колофона (ок. 570-после 478 гг. до н.э.) Человеческие чувства не дают истинного знания, а приводят лишь к мнениям «Единое» – вечное, совершенное бытие, которое и есть Бог.
  Парменид (ок. 515 г. до н.э. – ?) Подлинную истину –«алетейю»-можно познать лишь разумом Вечное бытие без начала и конца
  Зенон Элейский (ок. 490-ок 430 гг. до н.э.) Движения не существует, т.к. движущийся предмет состоит из множества покоящихся точек (Ахиллес и черепаха)  

Поздние натурфилософы

Учение Пифагора и его последователей – пифагорейцев Пифагор (2-я пол. 6-начало 5 вв. до н.э.) Гармония, порядок и мера – главное в жизни и человека, и общества Число-символ мировой гармонии
  Эмпедокл из Агригента (484-424 гг. до н.э.) Движущие силы мира – противостояние Любви и Вражды Четыре стихии: вода, воздух, земля и огонь.
Стихийное материалистическое направление Анаксагор (500-428 гг. до н.э.) Нус,Ум (интеллект) –упорядочивает хаотичную смесь семян, вследствие чего возникают вещи «Семена» – бесконечное множество мельчайших частичек
Атомистический материализм Левкипп, Демокрит из Абдер (?-ок. 460 в. до н.э.) Все тела образуются в результате многообразных соединений атомов Атомы – бесчисленные, постоянно движущиеся элементы

 

 К натурфилософским школам относятся:

 Милетская: ее основателем был Фалес. Представители считали, что у всего (богов, природы, человека) есть некоторое общее начало (вода, воздух, иная материя).

 Элеаты: сущее непрерывно, вечно, едино и неразрушимо. Изучать можно только бытие, причем изучение возможно только разумом, который познает истину, чувства же формируют мнение, которое может не отражать настоящего положения дел.

 Пифагорейцы: сам Пифагор считал мир стойким целым, которое подчиняется законам числа и гармонии.

 

Классический этап (5-4 вв. до н.э.)

Период расцвета античной философии. На этом этапе центром философской мысли были Афины, поэтому его также называют афинским. Главные особенности классического этапа:

1.появляются систематизированные учения (оригинальные философские системы);

2.переключение внимания философов с «природы вещей» на вопросы этики, морали, проблемы общества и человеческое мышление;

3.Наиболее известными философами классического периода являются древнегреческие мыслители Сократ, Платон и Аристотель, а также философы-софисты.

Софисты (в пер. с греческого – «мудрецы, знатоки») – группа древнегреческих просветителей середины 5-первой пол. 4 вв. до н.э. Их можно назвать философами-профессионалами, поскольку софисты за плату обучали желающих логике, ораторскому искусству и другим дисциплинам. Придавали особо значение умению убеждать и доказывать любые положения (даже неверные).

Особенности философии софистов:

поворот от натурфилософской проблематики к человеку, обществу и проблемам повседневности;

отрицание старых норм и опыта прошлого, критическое отношение к религии;

признание человека «мерой всех вещей»: свободным и независимым от природы;

Софисты не создали единого философского учения, но они пробудили интерес к критическому мышлению и человеческой личности.

К старшим софистам причисляют (2-я пол. 5 века до н.э.): Горгия, Протагора, Гиппия, Продика, Антифонта, Крития.

К младшим софистам относят: Ликофрона, Алкидамонта, Трасимаха.

Сократ (469-399 гг. до н.э) – считается основоположником классической философии. Как и софисты, он сделал центром своего учения человека и его внутренний мир, однако их учение считал бесплодным и поверхностным. Существование богов он ставил под сомнение, во главу угла ставил разум, истину и знание.

Главные идеи Сократа:

Познание самого себя есть одновременно поиск знания и добродетели.

Признание своего невежества побуждает к расширению знаний.

Существует высший Разум, разлитый по Вселенной, а человеческий разум – лишь ничтожная его доля.

Сутью жизни Сократа были его беседы с учениками и дискуссии с оппонентами. Путем постижения истины он считал майевтику (метод, им же изобретенный, по-гречески означает повивальное искусство) – поиск истины путем диалога, иронии и коллективного размышления. Сократу также приписывают изобретение индуктивного метода, ведущего от частного к общему.

Поскольку свое учение философ предпочитал излагать в устной форме, основные его положение дошли до нас в пересказах Аристофана, Ксенофонта и Платона.

Платон (Афинский) настоящее имя – Аристокл (427-347 гг. до н.э.). Ученик и последователь Сократа, всю жизнь проповедовал нравственный смысл его идей. Основал в пригороде Афин собственную школа, названную Академией, и положил начало идеалистическому направлению в философии.

Основу учения Платона составляют три понятия: «единое» (основа всякого бытия и действительности), ум и душа. Главный вопрос его философии – соотношение бытия и мышления, материального и идеального.

Согласно идеалистической теории Платона мир делится на 2 категории:

мир становления – реальный, материальный мир, в котором все изменчиво и несовершенно. Материальные предметы вторичны и являются лишь подобием своих идеальных образов;

мир идей, или «эйдосов» – чувственных образов, которые первичны и постигаются разумом. Каждый предмет, вещь или явление несет в себе собственную идею. Наивысшая идея – это идея Бога, творца мирового порядка (демиурга).

В рамках своей философии Платон также разработал учение о добродетели и создал теорию идеального государства.

Свои идеи Платон излагал в основном в жанре писем и диалогов (главным действующим лицом которых является Сократ). Всего его сочинения включают 34 диалога. Наиболее известные из них: «Государство», «Софист», «Парменид», «Теэтет».

Идеи Платона оказали огромное влияние как на последующие философские школы античности, так и на мыслителей Средних Веков и Нового времени.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Аристотель был учеником Платона и двадцать лет провел в его Академии. После смерти Платона он восемь лет служил воспитателем Александра Македонского, а в 335-334 гг. до н.э. основал в окрестностях Афин собственное учебное заведение – Ликей, где преподавал вместе с последователями. Создал свою собственную философскую систему, опирающуюся на логику и метафизику.

Аристотель развил основные положения философии Платона, но при этом подверг критике многие ее аспекты. Допустим, он считал, что к высшей истине ведет не созерцание абстрактных «идей», а наблюдение и исследование реального мира.

Основные положения философии Аристотеля:

· в основе любой вещи лежат: материя и форма (материальная сущность и идея вещи);

· философия – универсальная наука о бытие, она дает обоснование всем наукам;

· основой науки является чувственное восприятие (мнение), однако истинного знания можно достичь лишь с помощью разума;

решающее значение имеет поиск первой или конечной причины;

главная причина жизни есть душа – сущность бытия любой вещи. Существуют: низшая (растительная), средняя (животная) и высшая (разумная, человеческая) душа, придающая смысл и цель человеческой жизни.

Аристотель переосмыслил и обобщил философские знания всех предыдущих античных мыслителей. Он впервые систематизировал имеющиеся науки, разделив их на три группы: теоретические (физика, математика, философия), практические (среди которых одной из главных была политика) и поэтические, регулирующие производство различных предметов). Также он разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии и основную структуру философского знания. Аристотель является автором геоцентрической системы в космологии, которая существовала вплоть до гелиоцентрической системы Коперника.

Учение Аристотеля явилось наивысшим достижением античной философии и завершило ее классический этап.

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 36; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!