Энеолит. Археологические культуры бронзового века. Исследования В.А. Городцова.

Тема: Древняя история Донбасса.

План урока:

1. Неолит. Археологические культуры эпохи неолита в Донбассе.

2. Мариупольский могильник.

3. Энеолит. Археологические культуры бронзового века. Исследования В.А. Городцова.

4. Зарождение искусства

Неолит. Археологические культуры эпохи неолита в Донбассе.

Последний период каменного века называется неолитом (VI-IV тыс. лет до н.э.). Во время неолита люди начали заниматься земледелием и скотоводством. Такой переход к новым формам хозяйства называют неолитической революцией.

Неолитическая революция – это переход человечества от собирательства и охоты (присваивающее хозяйство) к земледелию и скотоводству (производящее хозяйство), относящийся к периоду неолита.

Земледелие и скотоводство получили развитие, прежде всего, в теплых районах, где были условия для выращивания урожая и выпаса скота. Многие неолитические племена полностью перешли к новым способам обеспечения себя пищей, другие (в основном в лесной зоне) по-прежнему занимались охотой и собирательством.

Со временем народы, избравшие земледелие главным видом хозяйствования, остаются постоянно жить на определённой территории. Они становятся оседлыми народами. Те, которые избрали для себя главным занятием скотоводство, переходили с места на место в поисках новых пастбищ. Со временем они стали кочевниками. Так разные виды хозяйствования обусловили и разный образ жизни древних людей: оседлый и кочевой.

Переход к оседлости способствовал развитию ремёсел. Ещё в эпоху неолита люди заметили свойство глины затвердевать на огне, так появилась керамика. Из волокон дикорастущих трав пряли длинные нити, потом стали прясть нити из шерсти овец. С изобретением ткацкого станка появилась ткань, из которой шили одежду. Так возникают ткачество и гончарство.

Люди начали обрабатывать металлы. Это занятие требовало значительного времени, поэтому появляются умельцы, которые посвящают всё свое время выплавке металла и изготовлению из него различных предметов. Так зарождается ремесло.

Ремесло – изготовление предметов хозяйства ручным способом.

Неолитическое население Донбасса практиковало смешанный тип хозяйства – охота и собирательство сочетались с примитивным земледелием. Племена с таким хозяйством селились в основном в долине Северского Донца, т.к. здесь сложилась очень благоприятная для жизни природная среда.

Вся территория Донбасса от Северского Донца до Приазовья была занята племенами Днепро-донецкой археологической культуры, жившими также на юго-западе Белоруссии. Обитали они в наших краях с середины V тысячелетия до н.э. до середины IV тысячелетия до н.э.

Керамика Днепро-донецкой культуры Керамика  Ямочно-гребенчатой культуры

 

Археологическая культура обозначает большую группу людей – несколько племен, – которые жили на определенной территории, разговаривали на одном языке, вели одинаковое хозяйство и одинаковым образом строили дома, изготавливали посуду, каменные орудия, типы захоронений и т.д.

Жилища у представителей племен Днепро-донецкой культуры были наземные, с кострищами. Занимались рыбной ловлей, охотой. Позже у них появились земледелие и скотоводство. Они лепили из глины широкогорлые прямостенные горшки с острым, а позже – и с плоским дном, украшали сосуды гребенчато-накольчатым орнаментом. Вполне возможно, что эти племена были знакомы и с горным делом.

В IV тысячелетии до н.э. на Северском Донце появляются племена Ямочно-гребенчатой культуры лесных охотников. Такое название происходит от способа орнаментации глиняных сосудов. Основным занятием у них была, прежде всего, охота, а также рыбная ловля. Культура существовала на северо-востоке Европы, в Скандинавии, на русском северо-западе, на территории, примыкающей к Балтийскому морю с севера и востока. Носители культуры были охотниками и рыболовами с малоразвитым производящим хозяйством, хотя и освоившими производство керамики и полировку топоров. Керамика представляет собой большие горшки ёмкостью 40-60 л., закруглённые или заострённые внизу. Форма изделий в течение столетий оставалась неизменной, а вот наносимые орнаменты разнились.

Мариупольский могильник.

Кроме поселений и производственных мастерских по обработке кремня, земля Донбасса сохранила очень интересный погребальный комплекс – Мариупольский могильник. Он был случайно обнаружен рабочим Новотрубного завода Г.Ф. Кравцом в 1930 г. при строительстве завода «Азовсталь» во время рытья фундамента для домны №6. Для изучения находок сотрудники местного музея пригласили известного археолога Н.Е. Макаренко.

Возглавляемая Макаренко Н.Е. экспедиция за 65 дней расчистила выкопанный древними в земле своеобразный коридор длиной 28 метров. 122 усопших лежали на спине с выпрямленными руками и ногами. Они были уложены в три яруса, между которыми была насыпана красная охра – символ тепла и жизни. Погребенные мужчины и женщины были одеты в богатые одежды, обшитые костяными бусами, пластинами из клыков кабана. Подобными пластинами и бусами были украшены сложные головные уборы. Погребенных сопровождали каменные подвески, 2 вырезанные фигурки быка, перламутровые бусы, кремневые ножи, ожерелья из клыков животных, топоры, стрелы, каменная просверленная булава, пряслице (орудие ткачества).

На керамической посуде ученые увидели орнаментальный рисунок, который был неизменным во всех захоронениях от Днепра до Дона. У людей, захороненных в Мариупольском могильнике, были начальные религиозные верования (существовали амулеты, фигурки быков-фетишей, булавы, близкое расположение к реке, по которой, по многим верованиям, души мёртвых отправлялись в иной мир). Могильник являлся родовой усыпальницей общины, члены которой и после смерти продолжали оставаться вместе.

 

Энеолит. Археологические культуры бронзового века. Исследования В.А. Городцова.

Первым металлом, который люди научились обрабатывать, стала медь. Сначала изделия из нее выковывали, а со временем научились выплавлять из руды. Впервые медь использовали жители Передней Азии. Обработка меди и открытие бронзы сплава меди и олова – означало завершение каменного века и начало века металлов. Но еще продолжительное время люди пользовались и каменными, и металлическими орудиями. Это переходное время называют энеолитом или медно-каменным веком.

 Энеолит (медно-каменный век) начинается в середине IV тыс. до н.э. и заканчивается в середине III тыс. до н.э. В этот период медные изделия (топоры-тесла, шилья, украшения) ценились очень высоко. Но их было не так уж много. Основное количество орудий труда по-прежнему изготавливали из кости и кремня. В энеолите донецкий центр кремнеобработки достигает своего расцвета. Продолжают существовать старые мастерские у сел Красное и Белая Гора, появляются новые у поселка В. Пустошь близ Краматорска, возле сел Малиновка и Рай-Александровка Славянского района. Обширная горная выработка по добыче кремня располагалась в балке Широкой Амвросиевского района в меловой горе. Изделия из мастерских использовались местными племенами и поступали к соседям.

На рубеже энеолита и бронзового века появляется обычай возводить над погребением большую земляную насыпь. Такая насыпь называется курганом. Как правило, курганные могильники воздвигались на высоких местах и всегда видны издалека. Редко курганы содержали одно погребение, чаще их несколько – иногда до 25-30. За период энеолита и следующего за ним бронзового века в донецких степях были насыпаны тысячи курганов. Донецкие курганы всегда привлекали внимание ученых. Научное исследование их началось более 100 лет назад. Особо заметный вклад внесли исследования выдающегося российского археолога В.А. Городцова, который в начале XX века провел раскопки в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии (часть современного Артемовского и Славянского районов).

Городцов заметил разницу в типах погребений и на этом основании выделил три археологические культуры бронзового века юга России. По конструкции погребальных сооружений он назвал их древнеямной, катакомбной и срубной. Такое деление культур сохраняет свое значение и по сей день. Древнеямные захоронения совершались в обычных ямах, катакомбные могилы имеют глубокий входной колодец и боковую камеру – она называется катакомбой, в срубных могилах сооружался невысокий прямоугольный бревенчатый сруб (часто он заменялся каменным ящиком).

 

Древнеямная культура Катакомбная культура Срубная культура
Древнеямная культура Донбасса сформировалась на основе местных энеолитических племен. Она датируется XXV-XXI вв. до н.э. Древнеямники являлись индоевропейцами. Они были рослыми и хорошо сложенными людьми. Занимались в основном скотоводством. Наиболее известно древнеямное поселение у села Раздольное в Старобешевском районе. Племена этой культуры сменили древнеямников в ХХII-ХVII вв. до н.э. Хозяйство и быт катакомбников были во многом такие же, как и у предшественников. Погребальный обряд резко отличается от всех остальных. Умершего клали в скорченном положении (как в утробе матери до рождения) на камышовую подстилку или коврик, рядом помещали погребальный инвентарь. Сверху насыпали большой земляной курган. Редкие поселения известны только в лесостепи. Одно из них найдено в Славяногорске. В основном сохранились подкурганные захоронения. Их исследовано около 500. Особенно много их в Славянском и Артемовском районах. Сформирована в XV в. до н.э. ираноязычными племенами, пришедшими из далекого Поволжья. Земледелие было преимущественно мотыжным. Высокий уровень развития ремесла. Срубные мастера были прекрасными гончарами. Вся срубная посуда плоскодонная. Больших успехов достигла обработка кости. Особое значение в жизни срубных племен занимала металлургия бронзы. Научились выплавлять свою медь. Редко встречаются грунтовые погребения без курганов. Один из таких могильников раскопан в Дружковке. Наиболее изучены поселения у села Ильичевки Краснолиманского района, поселка Безыменное Новоазовского района, у сел Выскривка, Пилипчатино, Клиновое в Артемовском районе.

 

 

Предметы ямной культуры Реконструкция внешнего      вида людей катакомбной культуры Реконструкция жилища племен срубной культуры

Зарождение искусства

Удивительные послания пришли к нам из прошлого, отдалённого от нас на 30-20 тысяч лет. Древние люди оставили на стенах пещер изображения своих ладоней. Постепенно люди научились с помощью линий и природных красок (угля, цветной земли, камней) рисовать животных. И сегодня нас поражают великолепные первобытные изображения бизонов, мамонтов, сцен охоты. Они полны точных наблюдений за природой и животными. Это было первое проявление творческих способностей человека. Так зарождалось искусство.

В пещерах, где жили первобытные люди, учёные находят рисунки древних художников, изображающие животных, людей, события жизни.

Очень редкие памятники искусства есть и среди древностей Донбасса. Один из немногих объектов наскальной живописи и один из самых известных в Донбассе памятников древнего искусства – Стыльская пещера. Памятник расположен в 5 км от города Докучаевска и в 6 км от села Стыла Старобешевского района Донецкой Народной Республики в балке Архундыяс-Тарама (бассейн реки Сухая Волноваха). Открыл его в 1973 году студент Донецкого государственного университета Александр Иванович Привалов. На потолке и стенах Стыльской пещеры были расположены контурные рисунки, выполненные охрой. У самого входа, на потолке, мастерски был нарисован козленок с далеко отогнутыми назад длинными рогами, слева на стене – мужчина, справа – лебедь, дальше в глубине пещеры – женщина.

Воплощая в искусстве свои чувства и мысли, первобытные люди глубже осознавали свой собственный внутренний мир, лучше понимали самих себя, становились разумнее и мудрее.

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 439; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!