Наташа – зрелый человек, забывая свою драму, помогает людям
Конспект занятия по литературе
Тема: Л.Н. Толстой. «Война и мир». Женские образы в романе
Цели занятия:
- раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования; создать условия для исследовательского чтения и личностной интерпретации кульминационных эпизодов в мировоззрении главных героев романа;
- способствовать совершенствованию навыков чтения и анализа художественного текста; развивать интегративные качества мышления и художественного восприятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать творческие способности учащихся; развивать эмоционально-нравственную сферу учащихся;
- воспитывать интерес к духовному миру личности; способствовать воспитанию читательской культуры; воспитывать умение работать в команде.
Задачи занятия: работая над текстом, определить отношение автора к женским образам, почему одних можно считать любимыми героинями, а других — нелюбимыми, за что автор одних героинь ценит, а других презирает. Определить, как Толстой представляет красоту истинную и красоту ложную?
Тип занятия: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Ход занятия
Высшая задача таланта — своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни. В этом и состоит задача литературы, её высший смысл…
Василий Ключевский
Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание.
|
|
Л.Н. Толстой
Вступительное слово преподавателя.
(Чтение эпиграфов, предупреждение о том, что вернемся к ним в конце урока). Женская тема очень важна в романе. На одном из полюсов художественного исследования находятся многочисленные типы великосветских красавиц, хозяек великолепных салонов в Петербурге и Москве А.П. Шерер, Элен Курагиной, Жюли Карагиной, а на другом – искренние, великодушные, чистые сердцем Наташа Ростова, Марья Болконская, Соня.
Женскими характерами Толстой описал сложность человеческой натуры, особенности отношений между людьми, в семье, браке, материнстве, счастье.
Задачи занятия — работая над текстом, определить отношение автора к женским образам, почему одних можно считать любимыми героинями, а других — нелюбимыми, за что автор одних героинь ценит, а других презирает.
Особенности писательской манеры Толстого в изображении внутреннего мира героев Чернышевский назвал «диалектикой души», имея в виду развитие, основанное на внутренних противоречиях. Противоречива и непостоянна женская натура в изображении писателя, но он ценит и любит в ней:
— хранительницу очага, основу семьи;
|
|
— высокие нравственные начала: доброту, простоту, бескорыстие, искренность, естественность, связь с народом, патриотизм, понимание общественных проблем;
— движение души.
С этих позиций он и подходит к своим героиням, относясь к ним неоднозначно. Что можно сказать о героинях романа по авторскому отношению к ним?
«Люди как реки: вода во всех одинаковая, и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие…» – писал Л.Н. Толстой.
· Что такое «диалектика души»?
· Наташа – любимый идеал Толстого. Почему? (Постановка проблемного вопроса)
Любимые | Нелюбимые | Сложно определить |
Наташа Ростова Марья Болконская | А.П. Шерер Элен Курагина Жюли Карагина | Соня Вера А.М. Друбецкая Лиза Болконская |
Словарная работа
Распределить данные слова, соотнося их с разными группами героинь, — это и будут их основные черты.
Видеоряд: Тщеславие, высокомерие, любовь, милосердие, лицемерие, ненависть, ответственность, совесть, бескорыстие, патриотизм, великодушие, карьеризм, достоинство, скромность, позерство.
|
|
· Зачитайте, как вы распределили слова. Почему?
Следует остановиться на одном женском образе, рассмотрев его подробно, например образе Наташи Ростовой, а остальные дать в сопоставлении с ним.
Вопросы и задания для исследовательской работы
Группа
Наташа
· Очаровательный ребенок (Именины)
· открытая (всегда в состоянии влюбленности: Борис, Денисов)
· пленительная девушка, мечтающая в лунную ночь (Отрадное)
Группа
Наташа и Андрей
· первый бал
· предложение Андрея, свадьба отсрочена на год
· переживание, неопределенность, желание любить
· увлекающаяся и увлеченная (охота)
· «графинюшка», понявшая прелесть русской песни и пляски (У дядюшки)
· унизительная встреча с Болконскими
· разрыв
Группа
Наташа и Анатоль Курагин
· В опере, первое восприятие, ощущение фальши (Эпизод «В театре»)
· увлечение Анатолем, причины этого, роль Элен
· Любовь Наташи наваждение? или были причины (свойства характера), которые способствовали сближению с Анатолем?
· болезнь, душевный кризис
Группа
Наташа – зрелый человек, забывая свою драму, помогает людям
· Наташа – зрелый человек, реально спасающий от гибели защитников родины (события 1812 года: подводы раненым)
|
|
· Наташа и раненый князь Андрей. Что означает встреча с умирающим Болконским для Наташи?
· Наташа, потерявшая Андрея и врачующая душу матери после гибели Пети.
Заполнение таблицы
Любимые героини
Наташа Ростова | Марья Болконская | ||
Особенности характера | Как проявляются | Особенности характера | Как проявляются |
1. Первое знакомство с Наташей (т. 1, ч. 1, гл. VIII, IX, X, XVI).
— Сравните портреты Наташи, Сони, Веры. Почему в одной автор подчеркивает «некрасивая, но живая», в другой — «тоненькая, миниатюрная брюнетка», в третьей — «холодная и спокойная»?
— Что дает для понимания образа Сони сравнение с кошечкой? («Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую секунду готовою заиграть и высказать всю свою кошачью натуру».)
— В повести «Детство» Толстой писал: «В одной улыбке состоит то, что называется красотой лица: если улыбка прибавляет прелесть лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то обыкновенно; если портит его, то оно дурно». Понаблюдайте, как улыбаются героини. Наташа: «смеялась чему-то», «ей все смешно казалось», «расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись», «сквозь слезы смеха», «заливалась своим звонким смехом». Соня: «улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого», «притворную улыбку». Жюли: «вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор». Вера: «Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно». Элен: «...что было в общей улыбке, украшавшей всегда ее лицо» (т. 1, ч. 3, гл. II).
— Сравните объяснения в любви Сони и Николая, Наташи и Бориса.
— Как меняются лица Сони и Наташи, когда они плачут?
— Сопоставьте поведение А. М. Друбецкой на вечере у А. П. Шерер, на именинах у Ростовых и во время смерти графа Безухова (т. 1, ч. 1, гл. XVIII, XIX, XX, XXI, XXII).
— Сопоставьте Наташу Ростову и княжну Марью. Что в них общего? (т. 1, ч. 1, гл. XXII, XXIII). Почему автор рисует их с любовью?
— Почему автор сближает Соню и Лизу Болконскую по одной черте: Соня — кошечка, Лиза — «зверское, беличье выражение»?
— Вспомните вечер в салоне А. П. Шерер. Как там ведут себя героини?
2. Поведение Наташи во время возвращения Николая (т. 2, ч. 1, гл. I).
— Сравните поведение Сони, Наташи и Веры.
— Как раскрывает состояние Наташи фраза «Наташа сделалась влюблена с самой той минуты, как она вошла на бал» (т. 2, ч. 1, гл. XII)?
— Наблюдая за глаголами в сцене «Вечер у Йогеля», расскажите о состоянии Наташи (т. 2, ч. 1, гл. XV).
3. Наташа в Отрадном. Лунная ночь (т. 2, ч. 3, гл. II). Просмотр видеофрагмента.
— Сравните поведение Сони и Наташи.
— Что почувствовал в Наташе князь Андрей?
4. Первый бал Наташи (т. 2, ч. 3, гл. XV—XVII). Просмотр видеофрагмента.
— Чем привлекла Наташа князя Андрея?
— Что он сумел в ней увидеть и почувствовать?
— Почему именно с ней связал Андрей свои надежды на будущее?
5. Наташа у дядюшки (т. 2, ч. 4, гл. VII). Просмотр видеофрагмента.
— Какими способами изображает Толстой истинную красоту души и народный дух в песне дядюшки и в пляске Наташи?
— Как в этом эпизоде раскрывается характер Наташи?
6. Связь Наташи с Анатолем и разрыв с Андреем (т. 2, ч. 4, гл. XII, XIII).
— Сравните поведение Наташи в театре с поведением Элен на вечере у А. П. Шерер.
— Как меняется Наташа под влиянием Элен?
7. Наташа в период духовного кризиса (т. 3, ч. 1, гл. XVII).
— О чем говорит тот факт, что Наташа потеряла веселость?
— Как молитва помогает ей вернуться к жизни?
8. Состояние Наташи во время войны 1812 года.
— Какие качества Наташи раскрываются в сцене передачи подвод раненым (т. 3, ч. 4, гл. XVI)?
— Зачем Толстой «соединяет» Наташу и раненого Андрея (т. 4, ч. 4, гл. XXXI, XXXII)?
— Какая духовная сила заключена в Наташе, помогающей матери после смерти Пети (т. 4, ч. 4, гл. II)?
9. Семейное счастье (эпилог, ч. 1, гл. X—XII).
— Как воплотилась идея Толстого о месте женщины в обществе в образе Наташи?
· Почему Наташа – это идеал женщины, по Толстому? (Решение проблемного вопроса)
Итог беседы. «Сущность ее жизни — любовь», — так сказал о Наташе Л.Н. Толстой. Наташа Ростова, как и другие любимые герои, проходит сложный путь исканий: от радостного, восторженного восприятия жизни, через кажущееся счастье от помолвки с Андреем, через ошибки жизни — измену Андрею с Анатолем, через духовный кризис и разочарование в себе, через возрождение под влиянием необходимости помощи близким (матери), через высокую любовь к раненому князю Андрею — к постижению смысла жизни в семье в роли жены и матери.
· Как Толстой представляет красоту истинную и красоту ложную? (Постановка проблемного вопроса)
Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!