Картины Т.Пономаренко-Левераш из коллекции «Юзовка», 2012 г.



Тема: Исторические источники.

План урока:

1. Архивы, музеи, библиотеки. Музеи родного края и их роль в изучении истории (краеведческий музей; музей истории Великой Отечественной войны; художественный музей; исторический музей; этнографический музей; школьный музей). Музеи моего города (поселка).

2. Изучение истории с помощью репродукций картин.

3. Фотографии, карикатуры и плакаты – как исторические источники.

4. Кино – «реставратор» событий прошлого.

 

Архивы, музеи, библиотеки. Исторические документы.

Дошедшие до нашего времени памятники прошлого ученые стараются сберечь. Важная задача сбора, сохранения и упорядочения письменных источников во всех государствах мира возложена на специальные учреждения – архивы.

Архив – это учреждение, в котором осуществляется сбор, хранение, комплектование, учёт и использование важных документов.

Историки-исследователи называют архивы «нитями, которые связывают день сегодняшний с ушедшим». Сотрудники архива – архивариусы – изучают происхождение и достоверность документов, готовят их для чтения, систематизируют их для облегчения исследований, сравнивают информацию из разных источников.

Историк не может написать историю без архивов. Но архивами могут пользоваться не только ученые. Строители, чтобы восстановить разрушенное когда-то здание обращаются в архив за чертежами данного исторического памятника. Любой человек для восстановления своей родословной тоже может обратиться в соответствующий архив.

Архивы есть при университетах, школах, заводах, музеях, государственных учреждениях и т.д. Во многих семьях есть свои семейные архивы, в которых бережно хранятся семейные документы – дипломы и удостоверения, письма и фотографии, грамоты и награды. Наверняка, есть такой домашний архив и в вашей семье.

Архивные хранилища существовали еще в древнем мире – Древнем Египте, Вавилоне, Китае, Греции и Риме.

Для современных архивов строят специальные помещения с узкими окнами, которые не пропускают прямых солнечных лучей: от солнечного света печатная краска выгорает, линяет, а бумага желтеет и портится. Чтобы документы лучше сохранялись, их кладут в крепко закрытые коробки и размещают на полках-стеллажах. Самые ценные документы переснимают на пленку и делают диафильмы с очень маленькими кадрами – микрофильмы, которые сохраняют отдельно от документов на случай, если оригинал будет поврежден или потерян.

Записки путешественников, воспоминания, научные труды, переписка между людьми и многие другие свидетельства прошлого содержатся в книгах. Они являются наиболее распространенным видом письменных источников и представляют для историка большую ценность. Для хранения книг, создаются библиотеки. Нет такого исследователя прошлого, который бы не обращался в библиотеку.

Библиотека (в переводе с греч. «библион» – книга, «тека» – хранилище) – это учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования.

Древнем Египте библиотеки, создаваемые при дворцах и храмах, называли «Домами жизни», а выдающийся немецкий философ и математик, Готфрид Лейбниц называл их «сокровищницами всех богатств человеческого духа».

Первая библиотека на Руси была основана еще во времена правления киевского князя Ярослава Мудрого. Об этом нам рассказал один из древнейших письменных источников Руси – летопись «Повесть временных лет»: «Заложил Ярослав церковь святой Софии…, и любил Ярослав церковные уставы, и книги любил, читая их часто и ночью, и днем… и, много их написав, положил в церкви святой Софии».

Первой библиотекой считают созданное около 2500 года до н.э собрание глиняных табличек, найденное в храме вавилонского города Ниппур.
Крупнейшим центром книжности и образования Древнего мира была Александрийская библиотека, созданная в III веке до н.э. Птолемеем I.
В общественных библиотеках средневековой Европы книги, из-за огромной стоимости, приковывали к полкам специальными цепями, что позволяло читать их, но не давало возможности вынести из библиотек. Книги на цепях стояли на полках корешками от посетителя, для того, чтобы их можно было взять и открыть не переворачивая, и не путаясь в цепях.
Среди тайн истории человечества известны загадочно исчезнувшие библиотеки или «библиотеки-призраки». Среди них – библиотека Ярослава Мудрого, которая по одной из версий спрятана в подземельях Софийского Собора в Киеве. А также, легендарная библиотека царя Ивана Грозного «Либерея», якобы спрятанная в каменном склепе в одном из соборов московского Кремля. Ее поиски ведутся уже несколько столетий.

Самыми большими в нашем крае являются Донецкая библиотека имени Н.К. Крупской и Луганская библиотека имени М. Горького.

Донецкая республиканская универсальная научная библиотека им. Н.К. Крупской была основана в 1926 году как центральная городская библиотека. В 1932 году, после создания Донецкой области, стала называться областной библиотекой. В 1936 году ей было присвоено имя Н.К. Крупской, которая оказала большую помощь и поддержку местным властям в начале строительства нового здания библиотеки.

Книжный фонд библиотеки составляет около 1 млн. 600 тыс. экземпляров книг. Это центр научно-культурной жизни региона, а также центр духовного возрождения национальной самобытности народов, населяющих край.

Уникальность библиотеки заключается еще в том, что в ее фондах содержится огромное количество исторических документов. Так что, ни один исследователь истории нашего края не обошелся без помощи этого учреждения. Его работники не только помогут найти нужную литературу, но и предоставят ее читателям в электронном виде. Ежедневно библиотеку посещают более тысячи жителей Донбасса.

Библиотека им. Крупской, Фото 1957 года

 

С глубокой древности, чтобы не потерять памятные для них предметы, люди начали собирать и хранить их. Со временем для этой цели были созданы специальные учреждения – музеи.

Музей (от греческого – Храм Муз) – это учреждение, занимающееся сбором, изучением и хранением исторических памятников.

Сначала музеи возникали на основе библиотек и подарочных коллекций древним храмам и правителям. Так, первый в истории музей был основан в древнем городе Александрия Египетская более двух тысяч лет тому назад, как часть комплекса Александрийской библиотеки.

Первый русский научный музей – Кунсткамера. Он был открыт при Петре І (1714 г.) в Санкт-Петербурге.

Сегодня, музеи есть в каждом городе. Они бывают художественными, историческими, краеведческими, этнографическими, музыкальными, литературными, техническими, спортивными и т.д. Есть музеи, посвященные отдельным событиям, выдающимся личностям, предприятиям и учебным заведениям, военной технике. Существуют музеи автомобилей, книг и книгоиздания, музеи одной улицы, музеи трудовой и боевой славы, природные музеи и т.д.

Зал краеведческого музея г.Артемовск Зал музея космонавта Георгия Берегового г.Енакиево

Большинство музеев находятся в специальных помещениях, однако, существуют и такие, которые расположены под открытым небом – в основном это музеи народной архитектуры и быта. Музеем может стать и обычный жилой дом как память о великом человеке, который там жил. Музеи создаются и в некоторых школах.

Предметы, хранящиеся в музеях и выставляемые для обозрения посетителей, называются экспонатами.

Экспонат (с латинского – «выставленный») – предмет, вещь, произведение искусства, выставленные на показ в музеях или на выставках.

Музеи, экспонаты которого рассказывают о природе, жизни людей, исторических событиях на территории какого-то края, называются краеведческими.

Чтобы посетители могли лучше представить себе определенную эпоху или историческое событие, сотрудники музея оформляют экспозиции.

Экспозиция – демонстрация музейных предметов, подобранных для обозрения по определенной системе.

Так, чтобы познакомить посетителей с историей освоения космоса, оформляют экспозицию, состоящую из таких экспонатов, как элементы космического корабля, скафандры космонавтов, предметы их космического быта.

Хранением музейных экспонатов занимается целый штат сотрудников музея. Это научные сотрудники (сохраняют вещественные исторические источники, изучают их особенности), климатологи (определяют влажность и температуру в залах музея и хранилищах экспонатов), художники-реставраторы (обновляют и восстанавливают утраченные или испорченные детали памятников культуры и истории). Очень важными людьми в музее являются экскурсоводы. Они не только собирают и изучают исторические материалы и документы, но и в интересной и доступной форме знакомят посетителей с музейными экспонатами и материалами экспозиций.

Каждый человек, интересующийся родным краем и его историей, обязательно должен посетить Донецкий краеведческий музей. Его экспозиции знакомят посетителей с историей, культурой, природой Донбасса с древних времен и до дня сегодняшнего.

Музей создали в 1924 году по инициативе преподавателя географии Донецкого горного техникума Александра Ольшанченко.

На одной из своих лекций, выразив сожаление об отсутствии музея на Донбассе, А.Ольшанченко обратился с просьбой к студентам способствовать в таком благородном деле: «Любой музей сам по себе не рождается – его создают люди. Нужны энтузиасты, молодые горячие сердца, которые страстно пожелали бы создать музей собственного края, и музей появится, будет расти и развиваться».

На его призыв откликнулись. Студенты А.Симаков и В.Лавриненко передали музею свои минералогические коллекции, а рабочие завода металлургии – нумизматические собрания.

В 1926 году музей открыли для посещений. На протяжении года его посетили 1900 человек. Значительный вклад в формирование фондов музея внесли известные краеведы Николай Макаренко и Виктор Евсеев.

За время существования музея, его сотрудники собрали более ста двадцати тысяч экспонатов, многие из которых имеют мировое значение, например, скелет мамонта, останки шерстистого носорога, бизонов, отпечатки ископаемых растений, образцы стволов каменных деревьев, скифская каменная статуя, экспонаты из Мариупольского могильника.

Уникальная археологическая коллекция насчитывает около 8 тыс. экспонатов – это предметы из Мариупольского могильника, Амвросиевской стоянки, кургана «Двугорбая Могила» и других. В музее также представлены уникальная коллекция старинных монет, редкие старопечатные книги, личные вещи, награды людей, прославивших наш край: космонавтов Г. Берегового и Л. Кизима, композитора С. Прокофьева, химика Д. Менделеева и др.

В декабре 1972 года музей переезжает в отдельное четырехэтажное здание на улице Челюскинцев. Там он расположен и до сегодняшнего дня, представляя для посетителей свои экспозиции в двадцати четырех залах.


Здание Братской школы,              Каменные бабы – визитная                Донецкий краеведческий музей

в которой в 1925 г.                         карточка Донецкого                            сегодня (ул. Челюскинцев)

располагался Донецкий                  краеведческого музея

краеведческий музей

Составной частью Донецкого краеведческого музея является музей Великой Отечественной войны «Твоим освободителям, Донбасс!», открытый 8 мая 2012 года накануне Дня Победы в подземных сооружениях мемориального комплекса «Твоим освободителям, Донбасс». Экспозиция музея отображает основные события Великой Отечественной войны в Донбассе от начала фашисткой оккупации 22 июня 1941 года и до Дня Победы. Начинается обзор с фотоколлажа первых дней войны: «Сталинская область накануне войны» и диорамы «Сталино, переход к военному положению», сопровождающихся звуковыми и зрительными эффектами: гул летящих самолетов, звуки падающих бомб на фоне перекрещивающихся лучей прожекторов. Затем экспозиция в хронологическом порядке отображает тематику военных действий. В залах музея собрано свыше 200 документальных фотографий, 150 плакатов, газет, листовок, более 100 предметов времен войны. На свободных пространствах стен размещены портреты защитников Донбасса, героев Великой Отечественной войны. Для более глубокого и полного восприятия информации служит звуковое сопровождение отдельных экспозиций. Рядом с музеем находится легендарный монумент «Твоим освободителям, Донбасс», являющийся одновременно и главным экспонатом музея, а также площадка военной техники, сквер ветеранов, стела партизанам-подпольщикам и колокол памяти. Это место – одно из наиболее посещаемых в Донецке. Но наибольшее число людей здесь собирается в День Победы, чтобы почтить память павших и поклонится живым ветеранам прошедшей войны.   2. Изучение истории с помощью репродукций картин. Среди ценных исторических материалов, которые помогают ученым в реконструкции прошлого, особое место принадлежит визуальным (изобразительным) источникам (картина, скульптура, фотография, карикатура, плакат, реклама, кинофильм и др.). Изображения являются наиболее доступным средством сохранения и передачи исторической информации. Поэтому, это не просто иллюстрации, а важные исторические источники, помогающие получить новые знания о прошлом. Визуальные источники – это исторические источники, которые содержат информацию о прошлом на основе зрительных образов. Кисть художника, объектив фотографа или оператора схватывают такие детали и жизненные ситуации, которые не могут передать другие виды источников. Благодаря этому визуальные носители информации дают возможность «взглянуть» на прошлое глазами современника. Так, они доносят до нашего видения такие детали прошлого, как особенности домашнего быта, досуга, моды, поведение людей, их взаимоотношения, взгляды на жизнь, внешний вид, жесты, выражения лиц и т.д. Без них невозможно представить жизнь города или деревни – их внешний облик, строения, магазины, транспорт, улицы, площади, парки и т.д. Поэтому визуальные источники являются незаменимыми для историков. Самый распространенный вид визуальных источников – это картины мастеров живописи. Они изображают исторические события, различные жизненные ситуации. То, что изображено на картине называют сюжетом. Его создает сам художник, на основе своих представлений о событии. Художник не всегда является свидетелем исторических событий. Поэтому, прежде чем создать картину, ему приходится долго изучать время, которое будет изображено: находить необходимые документы, свидетельства современников, работать в архивах, знакомиться с предметами, хранящимися в музеях. Ни один художник, пишущий картины на исторические темы, не может обойтись без помощи исторической науки. Чем лучше он знает эпоху, тем правдивее она будет изображена на холсте. В Европе первые изображения исторических событий появились в живописи эпохи Возрождения, когда активно изучалась античная культура. В это время Рафаэль создал фреску «Афинская школа», в которой на фоне архитектурных сооружений представил спор древнегреческих философов Платона и Сократа. В России историческая картина появилась во второй половине XVIII в. и сразу же заняла ведущее место в живописи. Основоположником исторического жанра был А.П. Лосенко. Его картина «Владимир и Рогнеда» (1770 г.) изображала сюжет из древнерусской истории. Помимо событий военной истории, многие художники изображают на своих полотнах сцены повседневной жизни. Они дают нам представления об отношениях между людьми, а также об их обычаях, занятиях, быте, одежде в определенный исторический период. Одним из важнейших визуальных исторических источников является портрет – внешне сходное изображение какого-либо человека или группы людей, с целью представить его окружающим. По портретным изображениям мы можем судить о характере, внутреннем мире, жизненных ценностях людей, их предпочтениях, домашнем обиходе, моде, особенностях развития общества в конкретную историческую эпоху.
Семья купца в 17 веке. А.Рябушкин.1897 г. «Сбор угля бедными на выработанной шахте». Н.Касаткин. 1894 г.

В дни матчей на «Донбасс-Арене» во время футбольного чемпионата «Евро-2012», знаменитая донецкая художница Татьяна Пономаренко-Левераш представила серию своих картин «Юзовка. Будущее начинается в прошлом». Они изображают Донецк (бывшая Юзовка) в первые десятилетия его существования. На каждой картине – какой-то момент из жизни жителей будущего города, а также его исторические места – Спасо-Преображенский собор, Базарная площадь, Городская управа, Первая трамвайная линия, женская гимназия, старый банк, шахтный поселок, а также единственный в мире Театр солей.

Создавая свои работы, автор более двух лет провела в архивах и запасниках Донецкого краеведческого музея, где изучала старинные фотографии, а также беседовала со старожилами Донецка, которые помнят его прежний облик.

Картины Т.Пономаренко-Левераш из коллекции «Юзовка», 2012 г.

 

 

 

Женская гимназия                                  Театр солен  

Базарная площадь                           Скачки

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!