Михаил Иванович Козловский ( 1753-1802 )

Словарь

 

1. Арматура - (в скульптуре) декоративная композиция из предметов вооружения

2. Аттик – декоративная стенка, возведенная над венчающим сооружение карнизом; на ней помещаются надписи; впервые аттик был применен в римских триумфальных арках

3. Барельеф – низкий рельеф

4. Биржа – место, где совершаются торговые и финансовые сделки

5. Горельеф – высокий рельеф

6. Классицизм - (от лат. classics - первоклассный, образцовый) – стиль в искусстве, в котором за образец принималась античность; для него характерны стройность, логичность, симметричность построения, соблюдение правил; в архитектуре классицизма обязательно наличие ордера; в живописи и скульптуре преобладают исторические и мифологические сюжеты

7. Портик – крытая галерея, в которой одна из продольных сторон представляет собой колоннаду; может быть увенчана фронтоном или аттиком; портики были широко распространены в античной архитектуре, а затем в архитектуре классицизма

8. Рельеф – скульптурная композиция, расположенная на плоскости

9. Ризалиты – выступающая часть здания, расположенная на середине или на его концах

10. Фронтон – завершение фасада здания или портика, обычно в форме треугольника

Конспект №2

Тема: Русское искусство.  Скульптура первой половины XIX века.

 Скульптура занимает особое место в ансамбле ампира (высокого классицизма). Академия художеств, главный центр художественной жизни России. Её высокий профессиональный уровень и воспитание художника – мессии, поднимает дух и воспитательный уровень народа. Архитектор, скульптор, мастер декоративно прикладного искусства работают вместе, начало задает архитектор решая единую задачу.

Наиболее активные мастера скульптуры класса Академии художеств.

Скульптура создается в синтезе с архитектурой, её создатели:

Василий Демут-Малиновский, Степан Пименов колесница Славы арка дворцовой площади), Петр Клодт ( кони. Аничков мост), Иван Теребенёв

(аттик, фигуры Славы барельеф. Адмиралтейства), Борис Орловский (Фигура ангела, венчающего Александровскую колонну; Казанский собор).

Монументальный тип скульптуры – памятники, так же вписывались в окружающую среду их создавали: Монументы ставятся по всей России.

1. Мартос. Памятник М.В. Ломлоносову. Архангельск

2. Мартос. Мамятник Потемкину-Таврическому. Херсон

3. Мартос. Памятник Александру I Таганрог

Иван Петрович  Мартос (1754-1835)  родом с Украины. В 10 лет поступил в Академию художеств. Закончил ее с золотой медалью, создавал монументальную, надгробия, станковую скульптуру.

Самым известным произведением скульптуры этого периода является

4. Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве.

В нем он обращается к античности; гражданскому пафосу; выполняет его в строгой и ясной композиции.

Идею памятника предложило « Вольное общество любителей словесности», сделать главным персонажем не князя, а народ, где главный не князь Пожарский, а Козьма Минин.

Сюжет: События русской истории, которые происходили в конце XVI – нач. XVII в. Тогда после смерти Иоанна Грозного ( Ивана IV) и его сыновей в стране не осталось законного правителя. Род Рюриковичей прервался. Царем стал боярин Борис Годунов. Ходили слухи, что Годунов убил сына Ивана Грозного Дмитрия. Стали появляться самозванцы, выдававшие себя за лже Дмитрия, их поддерживали Польша и Швеция, которые стремились к завоеванию России. Борис Годунов был свергнут, началась смута. Бояре посадили на трон польского королевича Владислава. Патриарх Гермоген взывал россиян с призывом к освобождению, за это был заключен поляками в темницу, там он скончался.

Между поляками и москвичами постоянно возникали ссоры. Одна из них переросла в сражение. Во главе москвичей втал князь Дмитрий Пожарский, он был воеводой, военачальником. Два дня он держал натиск поляков, но силы были не равны и защитники острожка погибли, князь тяжело ранен.

Второй спаситель отечества, Кузьма Минин, жил в Нижнем Новгороде и был купцом. Минин согласился стать во главе народного ополчения. Минин попросил князя Пожарского возглавить войско. Князь выиграл несколько сражений с поляками и организовал осаду Москвы; оставшиеся без продовольствия оккупанты вынуждены были сдаться.

Деньги на памятник собирали всем миром. Везли из Петербурга в Москву, через Нижний Новгород.

Характеристика:

· На постаменте

· Инин призывает к восстанию

· Пожарский опирается на щит, встает с ложа, где лежит после ранения

· Историческая правда в костюмах

· Гениальная идея – объединить сидящую и стоящую фигуру

· Раньше памятник стоял у охотного ряда, рука Минина указывала на Кремль – призыв правительства на борьбу с неприятелем

· Постамент украшают рельефы

- «Сбор средств новгородцами»

- «Изгнание поляков»

Выполнял ученик Мартоса - Гольберг.

Памятник был установлен после победы в Отечественной войне в 1812 г. Памятник стал образцом непобедимого национального духа. Ориентация на вечность, а не сиюминутность - одна из черт искусства классицизма. В конце XIX памятник был перенесен к Покровскому собору и отчасти утратил тот смысл, который вкладывал в композицию Мартос.

Мартос работал с архитекторами, с Камероном в Царском селе, в Павловске

5. Памятник любезным  родитем. Павловск 1796г.

6. Здание Супружескому Благоденствию. Павловск. 1798 г.

7.  рельефы украшают аттик Казанского собора в Петербурге 1807 г. «Источение Моисеем воды в пустыне»

                         

                            7                                                                  8

Выполнял в России первые скульптурные надгробия, раньше на могилах любого сословия стоял крест. И. Мартос же принес из Европы традицию надгробного скульптурного памятника, со всей сложившейся символикой и образностью. Даже драпировки фигур напоминали о тысячелетней европейской культуре и её античных истоках.

8. Надгробия Княгини Волконской

В конце жизни преподавал а Академии художеств.

Михаил Иванович Козловский ( 1753-1802 )

Учился в Академии художеств, несколько лет работал в Париже и Риме.

9. Памятник А. В. Суворову на Марсовом поле.

Скульптор не стремится к портретному сходству. Вместо этого на цилиндрическом постаменте посреди Марсова поля установлена символическая фигура. В ней есть нечто от самого бога войны Марса и от античного воина и от средневекового рыцаря. Только лицо наделено некоторыми чертами портретного сходства с А. Суворовым. Вооружение воина так же условно.

10.«Самсон разрывающий пасть льву» в центре каскада в Петергофе

В память о Полтавской битве.

                            

          9                                 10                                      11

11. «Бдение Александра Македонского»


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 276; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!