Идеал женской красоты в скульптуре классики

Конспект 15

Тема: Изобразительное искусство Древней Греции. Скульптура классики.

Помимо Фидия, скульпторами высокой классики были Мирон и Поликлет.

1. Мирон. Статуя Дискобола (бросателя диска)

                                                               

                          1                                                                                2

На первый взгляд кажется, что атлет изображен в тот момент, когда он замахнулся, чтобы послать диск как можно дальше. Но современные средства фото и видеосъемки показали, что такого момента движения в репертуаре метателя диска не существует. Скульптор соединил два, а то и три положения тела для того, чтобы создать формулу, квинтесенцию движения. Статуя Дискобола предполагает только одну точку зрения на неё – фронтальную. Поэтому, статую Дискобола нельзя назвать круглой по существу, она больше соответствует рельефу.

2. Поликлет. Копьеносец.(Дорифор)

Первой по-настоящему круглой скульптурой скульптурой является «Дорифор» (копьеносец) скульптора Поликлета. Поликлет был теоретиком искусства. Он разработал канон пропорций человеческой фигуры и описал его в трактате с таким же названием «Канон». Согласно канону Поликлета, высота головы составляет 1/7 тоста человека, а расстояние от глаз до подбородка – 1/16.

Поликлет первым применил в своих статуях прием контрапоста (система взаимо - противоположного направления движений внутри человеческой фигуры). Статуи изображенные в контрапосте, опираются на одну ногу; вторая расслаблена. Линия бедер из-за этого стремиться к диагонали. Линия плечевого пояса наклонена в противоположную сторону. Если одно плече выдвинуто вперуд, то нога под ним отодвинута назад.Благодаря приему контрапоста статую можно обходить со всех сторон, она не теряет своих качеств, а, напротив, приобретает новые пластические характеристики.

«Дорифор» Поликлета – это полноценное художественное произведение, отображающее человека идеально прекрасного, согласно греческому принципу калокагатии (совершенства тела и духа, красоты и добродетели).

Жанр портрета в скульптуре ранней и высокой классики.

Мастера ставили перед собой задачу изображения идеального, а не конкретного человека.

3. Кресилай. Портрет Перикла.

                                  

                                                       3                                                                                      Перикл был красив: черты его лица приближались к канонам греческой красоты. Единственным заметным отступлением от идеала была необычная, вытянутая форма афинского влвстителя. Для того, чтобы скрыть верхнюю часть головы, скульптор изобразил Перикла в Военном шлеме.

Скульптура периода поздней классики.

Период Пелопонесских войн, между Афинами и Спартой. В результате изменилось мировоззрение греков. Возникло понятие пафосастрасти, страдания, которое может овладеть человеком, нарушить гармонию существования. В период поздней классики на лицах изображенных появились эмоции, которые передавались определенными приемами.

1.Скопас. «Менада»

                                                       

                                  1                                                                       2

В творчестве Скопаса получили воплощение новые тенденции. Его небольшая статуэтка Менада (или Вакханка) изображает девичью фигурку в сильном винтообразном движении. Закинув голову, подчинившись музыке и хмелю, Менада несется куда-то в неистовом танце. Главным в скульптуре становиться не идеальное тело и не красота драпировок, а стремительное движение, эмоциональное напряжение, страстность.

1. Скопас. Рельефы зрама Афины Алеи на острове Тегея. Фрагмент. Голова Геракла.

Стиль мастера отражен в сохранившемся фрагменте «Голова Геракла», она имеет сильно углубленные глазницы ( глаза благодаря этому окружены густой тенью) и резкий разворот. Это придает образу динамизм и ощущение сложной внутренней жизни.

Скопасу было поручено создать скульптурное убранство усыпальницы царя Мавзола в Галикарнасе ( одно из чудес света).Скопас выполнял фриз на тему битвы греков с амазонками. Его фигуры и фигурные группы отличаются активным движением , смелыми пересечениями, ранее не изображавшимися ракурсами.

2. Пракситель. Гермес с младенцем Дионисом.

                                                    

                         2                                                                                     3

Скульптор образы которого противопололожны Скопасу. Его персонажи изображены в состоянии покоя, отдыха и раздумья. Пракситель предложил новую систему пропорций человеческой фигуры, голова является 1/8 части роста . Его статуи кажутся более высокими и изящными.

Для скульптуры « Гермес с младенцем Дионисом», Пракситель выбрал бога торговли Гермеса. Гермес пролетал мимо острова , на котором воспитывался его младший брат , остановился отдохнуть и поиграть с Дионисом. Скульптор изобразил высокого, стройного, надменного юношу, который дразнит сидящего у него на руке младенца кистью винограда. Праксителя интересует не столько строение фигуры, сколько поверхность лица и тела: упругость и мягкость кожи, живая складка губ юноши.

3. Пракситель. Аполлон Сауруктон ( убивающий ящерицу)

Миф: Апполон – бог света, убил злого Тифона, и на земле восторжествовало светлое разумное начало. Миф переосмыслен: изображен сын богатых афинян, не обремененный ни какими обязанностями и заботами, проводящий жизнь в праздности и удовольствиях (гедонист). Сюжет: Аполлон изнеженный юноша, который от скуки охотится за ящерицей (потомком древнего Тифона) с острым камешком.

4. Лисипп. Портрет Александра Македонского

                                     

                     5                                                                                   6

Этот скульптор объединил творческие принципы Скопаса и Праксителя. Егот портрет Александра Македонского отличается не только передачей эмоций: молодой Александр словно собирается говорить. Его губы полуоткрыты, глаза расширены. Скульптор зафиксировал момент, миг в жизни героя.

Его статуи: Апоксиомен (атлет, счищающий с себя грязь и пыль палестры), отдыхающий Геракл, отдыхающий Гермес продолжают темы, начатые Праксителем.

Идеал женской красоты в скульптуре классики

5. Пракситель. Торс  Афродиты Книдскуой

Впервые в греческом искусстве появилось изображение обнаженного женской фигуры. Афродита, богиня любви, родившаяся на свет из морской пены.Большую роль в жизни греков играл театр.

· Трагедия, комедия - два основных типа театрального действия.

· Театральные представления посвящались богу Дионису, пьесы натемы мифологических событий.

· Состязания драматургов.

· В театр ходили только мужчины.

· Орхестра - круглая сценическая площадка.

· Скена – несменная декорация с одной стороны орхестры.

· Театрон – каменные скамьи для зрителей.

· Греческие актеры играли в масках.

· Котурны – высокие сандалии актеров, чтобы казаться выше.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 105; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!