Досократовский период развития философской мысли.



Тема. Этапы развития Античной философии.  Значение Античной

Философии для дальнейшего развития философских идей

Античная философия (философия древних греков и римлян) зародилась в VII-VI в. до н.э. в Греции и просуществовала до VI в. н.э. Зародилась в греческих колониях, а своего развития достигла в Афинах.

 

 В развитии Античной философии выделяют 3 этапа:

§ 1 этап (VII-VI в. до н.э.) – досократовский

первостепенным считался вопрос о сущности и первоисточнике мироздания, о зарождении и устройстве космоса.

§ 2 этап (V-VI в. до н.э.) – классический

философская проблематика ориентирована на проблему человека, его сознания и мышления. В этот период греческая демократия, литература, философия, искусство достигли вершины своего развития и стали образцом для последующих поколений.

§ 3 этап (конец IV в. до н.э. - VI в. н.э.) – эллинистический

 философские школы особое внимание уделяли проблемам человеческой личности, смыслу и предназначению человеческого существования.

 

В период античности был заложен фундамент не только европейской философии, но и европейской культуры в целом.

 

 

Тема.  Досократовский период развития философской мысли.

Натурфилософские идеи древнегреческой философии

                          

На первом (досократовском) этапе философия выступает как натурфилософия, пытаясь дать всестороннюю картину мира только умозрительным путем.

Основной чертой натурфилософии является космоцентризм:

§ высшей ценностью, идеалом, образцом всего выступает Космос как разумный порядок, как гармоническое, закономерное, завершенное в своем совершенстве целое;

§ человек – микрокосм - является только частью Космоса.

 

Античные философы сосредоточили свое внимание на таких центральных проблемах:

1. на проблеме единства и множественности мироздания, на поиске единой первоосновы как истинной реальности;

2. на вопросе о движимости и недвижимости, развитии или неизменности первичной реальности.

По их мнению, понять суть мироздания – это суметь объяснить причины его порождения. Такую порождающую силу, лежащую в основе разнообразия мира, назвали субстанцией. Люди заметили, что не все существующее в мире является реальным. В существующем мире – подвижном, разнообразном – все меняется со временем. Так, есть ли в нем что-то вечное и абсолютно неизменное, стойкое? Или в нем присутствует определенный порядок и единство?

Первые философы поставили перед собой задачу найти этот порядок, единое начало всему разнообразию мироздания, которое управляет природой и ее сущностью. Этот шаг в истории человечества называют переходом от мифа к «логосу» - слову, мысли. Они стремились найти природное объяснение Космосу с помощью наблюдения и логического размышления.

В мифологии миром управляют мифические существа. Постепенно источником и сущностью мироздания стали считать либо материальную стихию, природное первовещество, либо определенное идеальное, разумное начало мира.

 

В Античный период наиболее известными стали такие философские школы:

1. милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) – поиск первичной материально-вещественной субстанции, первоосновы и сущности всех вещей.

2. эфесская школа (Гераклит, Пифагор) – мир упорядочен Космосом, вечным, бесконечным, руководствующимся универсальным законом – логосом, единым общим началом мирового процесса, законом непрерывного вечного перехода бытия из одного состояния в другое. Общий закон – логос – управляет всем сущим, связывает и космос, и людские души.

3. элейская школа (Парменид, Зенон) – сущностью мироздания является единая и неизменная субстанция. Обратили внимание не на конкретную материальную стихию, а на само понятие бытия. Настоящей реальностью есть божественное Единое, вечное, неизменное и неподдельное бытие. Всякие изменения в мире – только иллюзия, видимость. Истинное знание о едином и неизменном бытии достигается только с помощью разума, логического мышления. Чувства (ощущения) – ненадежный способ познания, они часто обманывают. Только через рационально-логический способ, через размышление, можно постигнуть истину настоящей реальности.

4. автомистическая школа (Левкипп, Демокрит) – сущностью мироздания – многочисленна и движима.

 

Досократовский период развития философской мысли.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!