Происхождение мира с точки зрения различных религиозных систем



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»

      Институт педагогики, психологии и социальных технологий

 

 

Контрольная работа по Философии

 

 

Выполнил студент:

Невоструев М.А.

Группы ЗССАБ-37.03.01-12 (К)

Научный руководитель: Санникова О.В.

                            Итоговая оценка по контрольной работе ___________

                                                                                                                                                  Оценка

Санникова О.В.____________________

                                                                                                подпись руководителя

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...3

Мифологический смысл происхождения мира………………………………4

Происхождение мира с точки зрения различных религиозных систем…….9

Философские теории происхождения мира………………………………….13

Заключение……………………………………………………………………..16

Список источников и литературы ……………………………………………17                                                 

 

 

Введение

 

Исходной для человеческого общества системой общих знаний о мире была мифология. Мифология — способ понимания и освоения природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Мифологическому сознанию архаического общества свойственны нерасчлененность мышления и эмоционально, аффективно воспринимаемой среды, очеловечивание природы, одушевление космоса и вместе с тем разграничение раннего (сакрального) героического прошлого и текущего (профанного) настоящего. Миф выступает как способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями об окружающем мире. В этом смысле он включает в себя совокупность сведений, преданий, норм, табу, обрядов, верований, в которых делались попытки дать ответ на происхождение и устройство мира, происхождение человека и его рода (племени). Миф регламентировал поведение членов рода, обеспечивал гармонию в отношениях между миром и человеком, природой и обществом, регулировал взаимоотношения между родами и племенами, объяснял различные явления природной и социальной жизни.

Конечно, с позиций современного знания мифологическое объяснение происхождения сущности мира было наивным, оно основывалось на сведениях, которыми располагал древний человек. Но многое он попросту не мог объяснить. В этих случаях архаический человек прибегал к помощи воображения, фантазии, однако же основанных на том, что знал, что было известно древнему человеку. Так, процесс возникновения чего-либо он понимал, как рождение; в мифах все — земля, небо, солнце, луна — порождены кем-то.

Некоторые авторы к «предфилософии» относят религию, рассматривая ее как предшественницу мифологии, другие выводят философию из зачатков науки.

По мере совершенствования понятийного мышления происходит и рационализация мифа, в нем все дальше друг от друга «отходят» знания, основанные, с одной стороны, на опыте, с другой — на вере в сверхъестественное. В результате из мифологии выделяются и обретают статус самостоятельных две системы знаний. Та часть мифологии, которая рассматривала проблемы первоосновы мира, его природы, устройства, взаимосвязи с человеком, стала «праматерью» философии. А та часть мифологии, которая обращалась к проблемам постижения действительности через веру, стала основой для теологии как учения о религии.

Актуальность: самые первые представления о мире существовали как мироощущение, формируемое мифом. Но в то же время эти представления, знания о мире не были однородными. С одной стороны, миф включал фантазии, верования в богов и героев, а с другой — эмпирические знания, обобщения многолетних наблюдений, здравый смысл.

Проблема: какая из сфер человеческой деятельности строит правильные догадки о происхождении мира?

Цель: изучить взгляды различных видов человеческой деятельности на вопрос о происхождении мира.

Мифологический смысл происхождения мира

 

Вопрос о временной локализации периода происхождения мира продолжает интересовать ученых. Возникновение мира связано, прежде всего, с разделением субъекта и объекта, противопоставлением человеческого сообщества миру природы. Этот процесс был болезненным для человечества и сопровождался возникновением тревоги, которая явилась сигналом угрозы экзистенциальной безопасности. Миф о происхождение мира стал единственно возможным ответом на эту угрозу, положив начало культурному развитию человечества.

Мифологема отделения света от тьмы относится к древнейшим пластам первобытной мифологии. Именно различение света и тьмы, по Кассиреру, является той точкой, где начинается любое членение мифо­логического пространства как целого. И тогда в космогонических мифах появляется фигура некоего существа — демиурга или культурного героя, благодаря которому происходит отделение света от тьмы. Миф, вы­полняющий функцию медиации между природой и человеческим коллективом, порождает фигуру посредника, которая является первым мифологически-конкретным выражением пробуждающегося и разви­вающегося самосознания культуры.

В некоторых мифах добывание света является главной предпосылкой к созданию мира.

В фольклорных текстах южных селькупов описывается период старины, когда жили другие существа, похожие на людей. Их называли богатырями. Их характерными особенностями были огромная сила, долгожительство, способность питаться запахом и отсутствие пупка. Потомство их появлялось от плевка. Oт браков богатырей с «земляными» женщинами народились селькупы. В данном мифе прямо говорится о том, что богатыри — существа дочеловеческого мира, но в то же время они же прародители людей.

Очень часто сотворение мира происходит из тела огромного великана. Мифологический прием сопоставления частей тела героя-богатыря с частями земной поверхности стоит в одном ряду с универсальными концепциями о космическом теле первочеловека, из которого создается Вселенная.

Прямым наследием ранней мифологической эпохи являются инициационные переживания шамана, связанные с расчленением его тела. Идея создания космоса через расчленение тотема или первопредка была частью коллективных представлений и позволяла вновь и вновь переживать сопричастность и единство человека и мира. Части тела первопредка формируют ландшафт и социальную структуру первобытного коллектива. Части тела будущего шамана делятся и по­едаются различными духами, прежде всего духами болезней. Тем самым подчеркивается соприродность новоявленного шамана миру сакральному, его способность выходить за пределы обыденного человеческого бытия и переживать свое неразрывное единство с космосом как огромным живым организмом.

В качестве первопредка культурный герой может иметь как антропоморфную, так и зооморфную природу и выступать в роли тотема.

В большинстве мифологий имеются общие сюжеты о происхождении всего сущего: выделении элементов порядка из изначального хаоса, разъединении материнских и отцовских богов, возникновении суши из океана, бесконечного и безвременного, и т. д.

В космогонических (о происхождении мира) и антропогонических (о происхождении человека) мифах выделяется группа сюжетов о сотворении — сотворении мира как земли или вселенной, сотворении мира животного и растительного, сотворении человека, описывающие их происхождение в качестве произвольного акта «сотворения» со стороны высшего существа.

Нун Хаос родил Ра (Солнце, отождествляли с Амоном и Птахом). Ра произвёл из себя богов Шу (Воздух) и Тефнут (Вода), от которых родилась новая пара, Геб (Земля) и Нут (Небо) ставшие родителями Осириса (Рождение), Исиды (Возрождение), Сета (Пустыня) и Нептиды, Хор и Хатхор.

Мифы Древней Греции

Сначала существовал Хаос.

Боги, появившиеся из Хаоса: Хронос (Время), Гея (Земля), Эрос (Любовь), Тартар (Бездна), Эреб (Мрак) и Нюкта (Ночь).

Боги, появившиеся от Нюкты и Эреба: Эфир (Свет) и Гемера (День). (По Гигину, Эфир родился от мглы и хаоса. Его ещё считают отцом Зевса и называют отцом ветров.)

Эфир и Гемера породили: Талассу - морскую богиню.

Гея родила (либо сама, либо от Хаоса): Урана (Небо), Понта (Море).

Гея-Земля и Понт-Море рождают: Нерея, Эврибию, Тавманта, Форка и Кето.

Гея-Земля и Уран-Небо породили Титанов: Океан, Тефию, Япета, Гипериона, Тейю, Крия, Кея, Фебу, Фемиду, Мнемозину, Кроноса и Рею, а также 3 Одноглазых великанов (Циклопов) и 3 Сторуких исполинов с 50 головами (Гекатонхейров).

Титаны Кронос и Рея в дальнейшем берут власть над миром и порождают Олимпийских богов, которые в ходе десятилетней войны одержали победу над титанами, низринув их в недра Тартара.

Мифы Междуречья

Согласно шумеро-аккадскому космогоническому эпосу «Энума элиш», Тиамат смешала свои воды с Апсу, тем самым дав начало миру.

Слова Апсу и Тиамат имеют двойственное значение. В мифологии под ними понимали имена богов, но при написании этих слов в «Энума элиш» отсутствует детерминатив, означающий «божество», так что, в этом контексте их следует считать скорее природными элементами или стихиями, чем богами.

Происхождение мира с точки зрения различных религиозных систем

Христианство

Центральной догмой творения в христианстве является лат. Creatio ex Nihilo — «сотворение из ничего», в которой Создателем, вызвавшим всё сущее из небытия, выступает Бог в своём волевом акте лат. productio totius substantiâ ex nihilo sui et subjecti — переведя всё сущее из состояния небытия в состояние бытия. Эта вера нашла первое своё выражение в Библии, во Второй книге Маккавеев, где мать, увещевая сына идти на мученичество, говорит: «Умоляю тебя, дитя моё, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и, что так произошёл и род человеческий» (2 Мак. 7, 28). Бог при этом выступает и первичной причиной существования мира. В то же время Бог не обязан был творить мир, для Божественного существа оно не обусловлено никакой «внутренней необходимостью». Это был Его свободный выбор, дарственный акт Бога «от преизбытка любви».

Процесс сотворения мира описан в первых трёх главах первой книги Библии — книге Бытия. Подавляющее большинство христиан верят, что в событиях первой главы Бытия участвовали все три лица (ипостаси) Святой Троицы: Бог Отец, не воплотившийся ещё Христос (Бог Слово) и Бог Дух Святой — усматривая в употреблённом древнееврейском слове Элохим (אלהים) множественное число, а также опираясь на слова евангелиста Иоанна Богослова (Ин 1:3). Христианские апологеты и Отцы Церкви первого тысячелетия настойчиво повторяют, что «сотворение не есть то же, что рождение». Так святой Иоанн Дамаскин противопоставляет творение вселенной рождению Бога Сына, так как творение «из ничего» есть акт Божественной воли. «Поскольку рождение», — говорит он, — есть действие природное и исходит из самой сущности Бога, оно должно быть безначальным и превечным, иначе рождение вызывало бы изменение, был бы Бог „до“ и Бог „после“ рождения. Бог умножался бы». Все люди сотворены через двух конкретных людей — Адама и Еву, и никаких других предков у человека нет. Мир был сотворён послушным человеку, гармоничным, осмысленным, как говорит Библия, «хорошо весьма» (Быт 1:31). Несоответствие с действительностью и очевидностью истории объясняется в христианстве тем, что Бог даровал сотворённым ангелам и человеку свободу, которую они использовали во зло (Быт 3:1-6).

В католицизме первые главы Бытия понимаются не как буквальное описание процесса творения, а разрешается рассматривать их как аллегорию. Традиционные лютеране также не воспринимают первую главу Бытия буквально. Некоторые из Православных богословов, опираясь на библейскую герменевтику и собственную теорию, предписывают понимать здесь под «днём» (ивр. יום‎ — «йом» или «иом») некоторый возможно очень продолжительный смысловой этап творения вселенной.

В современных фундаменталистских и радикально-консервативных течениях в протестантизме и православии богословы настаивают на буквальном понимании первых глав книги Бытия: творении мира за 6 дней.

Ислам

Сотворение мира в Коране описывается несколько не так, как в Библии. Ислам не отвергает идею еженедельного праздничного дня, который, как известно, обосновывается в Библии сообщением, что Господь Бог отдыхал в этот седьмой день от трудов по миросотворению, но праздничным днём считается пятница. Однако, приписывание качества усталости Всемогущему и ни с кем несравнимому Богу считается кощунством и отсутствует в Исламе.

«Господь твой — Аллах, сотворивший небеса и землю в шесть дней». «Аль А’раф» (7:54)

«Откровение от Того, кто сотворил землю и небеса». «Таха» (20:4) Создание небес до земли и земли до небес, здесь речь идёт о Творении вообще.

«И Аллах взошёл к небу, которое было как дым» «Фусилат» (41:11) «Разве неверные не видят, что небеса и земля были соединёнными, а потом Мы их разделили?» «Аль-Анбия» (21:30) Создание единой газообразной массы (дурхан), элементы которой, хотя и соединённые вначале (ратг), затем становятся отдельными элементами (фатг).

«Он сотворил день, ночь, солнце и луну. Они движутся по своему круговому пути». «Аль-Анбия» (21:33) Библия говорит о Солнце и Луне как двух светилах — для управления днём и управления ночью, а Коран различает их употреблением разных эпитетов: свет (нур) о Луне и факел (сирадж) о Солнце.

Индуизм

В индуизме существует как минимум четыре версии возникновения мира:

· из первичного звука Ом, изданного барабанчиком Шивы;

· из «космического яйца»;

· из «первичного тепла»;

· из жертвы первочеловека Пуруши самому себе (из частей его тела).

В Ригведе, кроме того, упоминается некий космический половой акт. Согласно автору «Гимна о сотворении мира»:

Не было ни смерти, ни бессмертия тогда.

Не было признака дня или ночи.

Дышало, не колебля воздуха, по своему закону

Нечто Одно, и не было ничего другого, кроме него.

Оплодотворители были. Силы растяжения были.

Порыв внизу. Удовлетворение наверху.

Откуда это творение появилось:

Может, само создало себя, может, нет —

Тот, кто надзирает над этим миром на высшем небе,

Только он знает. А может быть, и он не знает?

 

 

Сикхизм

Сикхизм — религия, возникшая в среде индуизма и ислама, но отличающаяся от них и не признающая преемственности. Сикхи верят в единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца. Его настоящее имя никому не известно.

Бог рассматривается с двух сторон — как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого из людей). До Творения Бог существовал как Абсолют сам по себе, но в процессе Творения он выразил себя. До Творения не было ничего — ни рая, ни ада, ни трёх миров — только Бесформенное. Когда Бог захотел выразить себя (как Саргун), он сначала нашёл своё выражение через Имя, и через Имя появилась Природа, в которой Бог растворен и присутствует везде, и распространяется во всех направлениях, как Любовь.

В космологии буддизма утверждается повторение циклов возникновения и уничтожения вселенной. Буддийская религия не имеет понятия сотворения мира высшим нематериальным существом — Богом. Возникновение каждой новой вселенной обусловлено действием совокупной кармы живых существ предыдущего мирового цикла. Аналогичным образом причиной разрушения вселенной, прошедшей свой период существования, является накопленная дурная карма живых существ.

Каждый мировой цикл (махакальпа) делится на четыре периода (кальпы):

· пустоты (от разрушения одного мира до начала формирования другого) (самвартастхаикальпа);

· формирования (развёртывания) мира (вивартакальпа);

· пребывания (когда космос пребывает в стабильном состоянии) (вивартастхаикальпа);

· разрушения (свёртывания, угасания) (самвартакальпа).

Каждая из этих четырёх кальп состоит из двадцати периодов возрастания и убывания.

В отношении вопроса о том, было ли начало мировых циклов, имеет ли начало сама сансара, буддизм не даёт никакого ответа. Этот вопрос, подобно вопросу о конечности или бесконечности мира, относится к так называемым «неопределённым», «не имеющим ответа» вопросам, по поводу которых Будда хранил «благородное молчание». В одной из буддийских сутр об этом говорится:

«Недоступно мысли, о монахах, начало сансары. Не могут ничего знать о начале сансары существа, что, будучи объяты неведением и охвачены страстью, блуждают в её круговороте от рождения к рождению».

Первым существом, появляющимся в новой вселенной, становится бог Брахма, считающийся Творцом мира в индуизме. Согласно буддийской сутре, после Брахмы появляются тридцать три бога, которые восклицают: «Это Брахма! Он вечен, он был всегда! Он всех нас создал!». Так объясняется идея появления веры в существование Бога-Творца. Брахма в буддизме не есть Творец, он лишь первое божественное существо, которому начинают поклоняться. Как и все существа, он не является неизменным и подчинён причинно-следственному закону кармы.

 

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!