Закон взаимопроникновения противоположностей,

Основы философии

3.11.21

Фп-3 14.00-14.45

Нхт-3 14.50-15.35

Дс-3 15.45- 16.30

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831).                       

Родился в Штудгарте, в Швабии, в семье чиновника. В 1788-1793гг. обучался на теологическом факультете Тюбингенского университета. Несколько лет работал домашним учителем, после зашиты диссертации по приглашению  Шеллинга стал преподавать в университете Йены. В 1816- профессор в Гейдельберге, в 1818г.- в Берлине. Скончался во время эпидемии холеры.                                                                                                В первой работе «Феноменология духа» Гегель пытается разрешить проблему тождества субъекта и объекта, мышления и бытия на основе обоснования тождества индивидуального и абсолютного «я». Первый шаг на пути преодоления противоположности субъекта и объекта – движение индивидуального сознания к отождествлению с абсолютным «я» (с общечеловеческим сознанием, духовным миром всего человечества). Это возможно лишь путем поступательного развития сознания, в ходе которого индивидуальное сознание проходит все те этапы, которые прошло человечество на протяжении своей истории. Феноменология духа – это одновременный процесс развития всемирной культуры, накопления духовного опыта человечества и освоения этого опыта индивидом. По окончании этого процесса воспитания и образования каждый человек становится способным посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершившейся мировой истории, «мирового духа». Следовательно, снимается  противоположность субъекта и объекта, достигается абсолютное тождество мышления и бытия.                                         Движение сознания – это восхождение от абстрактного к конкретному. Каждая последующая ступень заключает в себе предыдущие, воспроизводя их на новом, более высоком уровне. В то же время последующие ступени предвосхищаются на более ранних этапах диалектического пути развития.

Первая ступень – сознание (теоретическое или созерцающее – чувственное восприятие, формы рассудка).

Следующая ступень - самосознание (предмет и сознание тождественны. Сознание осознает само себя, выступает, как практически действующее, желающее, стремящееся. Выступает на этой ступени как разум.

Высшая ступень в развитии индивидуальности – ступень духа (сознание постигает духовную реальность мира и себя как выражение этой реальности).

С каждой из этих ступеней развития индивидуального сознания соотносятся определенные формы развития человеческой культуры, духовной жизни: мораль, наука, право, религия и др. Вершиной этого движения в историческом и индивидуальном плане является освоение языка философии - понятий. Гегель считает, что Понятие и есть абсолютное тождество субъекта и объекта.

 Гегель назвал свою философскую систему «абсолютным идеализмом» Абсолютный идеализм Гегеля связан с его стремлением охватить единым понятием весь универсум, весь природный и духовный мир. Исходным понятием гегелевской системы является «абсолютная идея» - это разум, мышление, субстанция, которая составляет  сущность и первооснову всех вещей.

Универсальная идея творческой деятельности мирового духа раскрывается у Гегеля на основе процесса саморазвития Абсолютной идеи. Абсолютная идея представляет собой субстанцию мира, универсум во всей его полноте. Она существует вечно и содержит в скрытом, «свернутом» виде все возможные определения природных, общественных и духовных явлений. В процессе развития проходит различные стадии в виде последовательного движения от абстрактно - общих определений к определениям, обогащенным конкретным содержанием.

1 этап самораскрытия мировой идеи – логика (раскрывается в виде системы категорий).

2 этапприрода. Создана с той целью, чтобы из нее возник человек и вместе с человеком – субъективный дух ( первая стадия человеческого духа). Рассматривается на трех уровняхантропологии (рассматривает душу как чувствующую субстанцию), феноменология (рассматривает превращение души сознание по ступеням сознание – самосознание – разум), психология – рассматривает теоретические и практические способности духа). 

 Вторая стадия развития человеческого духа – объективный дух. Охватывает сферу социальной жизни, проявляется как сверхиндивидуальная целостность, возвышающаяся над отдельными людьми и проявляющаяся через их различные связи и отношения. Разворачивается в праве, морали, государстве, религии, искусстве.

Высшей формой самореализации Абсолютной идеи является Абсолютный дух (совокупная духовная деятельность человечества на протяжении тысячелетий развития мировой истории.) Это духовная деятельность сменяющих друг друга человеческих поколений.

                                                                                                                                 Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности. В античную эпоху – означал искусство ведения спора ( у Сократа и софистов), метод анализа действительности (у Гераклита и  Зенона). Гегель придал диалектике развитую и свершенную форму. Он характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Гегель дал диалектический анализ важнейших категорий философии, сформулировал три основных закона:

 1.Закон перехода количественных изменений в  качественные,

Закон взаимопроникновения противоположностей,

Закон отрицания отрицания.

                                                                                                                                             Первый закон описывает механизм саморазвития. Гегель дал, прежде всего, определения категорий качества, количества и меры. Качество – внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Это специфика, оригинальность, неповторимость – то, что отличает один предмет от другого. Качество предмета определяется через его свойства – способность определенным способом взаимодействовать с другими предметами, т.е. качества проявляются в отношениях между предметами, явлениями и т.д. Количество  Гегель определил как внешнюю для бытия определенность, видя в ней нечто безразличное для самой вещи. Вместе тем он рассматривал качество и количество как взаимопроникающие противоположности. Как нет качества без количественных характеристик, так и не может быть количества, абсолютно лишенного качественной определенности. Непосредственное конкретное единство качества и количества, качественно определенное количество Гегель выражал в категории меры. Это не просто указатель на единство качества количества в виде их связи друг с другом, но и указание на определенное соответствие их друг другу. Мера – это единство качественной и количественной определенности предмета, показатель того, что одному и тому же качеству может соответствовать определенный диапазон количественных характеристик. Понятие меры показывает, что качеству принадлежат не каждые, лишь определенные количественные значения. Предельные количественные значения, которые может принимать данное качество, границы количественных интервалов, в которых оно существует, называются границами меры. Если увеличение или уменьшение выходит за границы своей меры, то это необходимо приедет к изменению качества, количество перейдет в новое качество. Существует и обратный процесс, выраженный этим законом – переход качества в количество. Эти взаимные переходы рассматриваются как бесконечный процесс, который состоит в том, что количество, переходя в качество, не отрицает качество вообще, а отрицает лишь данное определенное качество, место которого временно занимает иное качество. Гегель показал, что переход от одного качества к другому совершается всегда в результате перерыва постепенного количественного изменения, в результате скачка. Скачок – это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому. Характеризовал скачок как сложное диалектическое состояние. Скачок – это единство бытия и небытия, означающее, что старого качества уже нет, а нового еще нет, и одновременно старое качество еще есть, а новое – уже есть. Скачок это состояние борьбы нового со старым, отмирание прежних качественных определенностей и замена их новыми качественными состояниями. Не существует иного вида перехода от одного качественного состояния к другому помимо скачка. Однако скачок может принимать бесконечное разнообразие форм в соответствии со спецификой той или иной качественной определенности (температура кипения воды, куча, лысый).    Второй закон взаимопроникновения противоположностей вскрывает в развитии его внутренний источник, импульс, побудительную силу. Основой всякого развития является борьба противоположных сторон, тенденций того или иного явления. При характеристике действия этого закона Гегель оперирует категориями тождество, различие, противоположности, противоречия. Тождество – категория, выражающая равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу. Различие - категория, выражающая неравенство объекта самому себе или объектов друг другу. Противоположности – категория, отражающая взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга. Противоречия  – процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей. Категория противоречия является центральной в данном законе. Гегель подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями. Доказывал, что истинные действительные противоположности постоянно находятся в состоянии взаимопроникновения, представляют собой движущиеся, взаимосвязанные  и взаимодействующие тенденции и моменты. Неразрывная связь и взаимопроникновение противоположностей выражается в том, что каждая из них в качестве своей противоположности имеет не просто некую иную, а свою иную противоположность и существует как таковая, поскольку существует эта ее противоположность.( магнетизм и электричество, северный и южный полюс). Другая важная сторона диалектического противоречия – взаимное отрицание сторон и тенденций. Поэтому стороны единого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, взимообусловленности, но и взаимоотрицания, взаимоисключения, взаимоотталкивания. Противоположности в любой форме их конкретного единства находятся в состоянии непрерывного движения и взаимодействия между собой, которое ведет к их взаимным переходам друг в друга, к развитию взаимопроникающих противоположностей, взаимопредполагающих друг дуга и в то же время борющихся, отрицающих друг друга. Такого рода взаимоотношения противоположностей называются противоречиями. Противоречия являются внутренней основой развития мира. Развитие представляет собой процесс становления, обострения и разрешения противоречий. Каждый предмет первоначально существует как тождество самому себе, в котором содержатся определенные различия. Вначале различия носят несущественный характер, затем превращаются в существенные, и, наконец, переходят в противоположности, которые в данном случае отражают взаимоотношения таких внутренне присущих любому предмету сторон, которые равным образом отличаются друг от друга, но своими действиями, функциями одновременно обуславливают и исключают друг друга. Развитие противоположностей достигает стадии противоречия, которая фиксируется моментом единства и борьбы противоположностей. Вот эта стадия становления противоречия, которая характеризуется конфликтом, острым противостоянием сторон, разрешается переходом противоположностей не только друг к другу, но и в более высокие формы развития данного предмета. Разрешение любого конфликта представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращение его в качественно иной объект, отрицание новым объектом старого, возникновение новых, иных противоречий, присущих объекту нового качества (молодость-старость, горячее-холодное, противоборствующие силы в рамках общества, изменение идеи, хорошие и плохие качества в отдельном человеке).                                                                                                       

3.Закон отрицания отрицания  отражает общий результат и направленность процесса развития. Всякое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Однако отрицание не просто уничтожение старого качества новым. Оно обладает диалектической природой, которая проявляется том, что отрицание представляет собой единство трех основных моментов:                                           1) преодоление старого;                                                                                                2) преемственность в развитии;                                                                                       3) утверждение нового

 Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и характеризует цикличность развития. Гегель связывал цикличность с прохождением в процессе развития трех стадий:                                                       1) утверждение или положение (тезис);                                                                   2) отрицание или противоположение (антитезис);                                                            3) отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез).  

Т.о. мысль сначала полагается, затем противополагается самой себе и, наконец, снимается синтезирующей высшей мыслью, в которой борьба снятых ею предыдущих мыслей, как противоположностей, является движущей силой дальнейшего развития логического процесса (смена поколений, зернышко-стебель зернышко, смена вкусов культуре и музыке). Но цикличность не сводится к данной триаде. Главное в этой цикличности состоит в том, что развитии осуществляется повторение прошлого, возвращение к исходному состоянию «якобы к старому», но на принципиально иной качественной основе. Поэтому процесс развития носит поступательный характер.

 Поступаемость и повторяемость придают цикличности спиралевидную форму. Т.е. процесс развития представляет собой не прямую, а восходящую линию, обязательно включающую в себя возврат «якобы к старому» и переходящую на новую, более высокую ступень. Каждая новая ступень богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей стадии (этот процесс обозначается термином «снятие»).Т. о. процесс характеризуется поступательным движением расширяющейся спирали.

Домашнее задание: законспектировать и выучить материал, прочитать раздел по учебнику Горелова А.А Основы Философии с.95-101

Основы философии

5 .11.21

Фп-3           11.30-13.05

Нхт-3     14.00-15.35

Дс-3        15.45-17.20

                             

       Контрольная работа. Ответить на вопросы :

1.Особености развития средневековой философии. Патристика и схоластика.

2.Философия эпохи Возрождения: общая характеристика.

3.Философия Нового времени .

4.Учение Ф.Бэкона.

5.Рационализм Р.Декарта

6.Философские взгляды Б.Паскаля.

7.Немецкая классическая философия. Философская система И.Канта.

8.Система и метод Г.В.Ф. Гегеля.

9 Законы диалектики

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!