Прочитайте «Дополнительный материал» и выпишите примеры достижений науки и культуры первых послевоенных лет.

Группа №23. История. Урок №11.

Тема программы: «Поздний сталинизм» (1945-1953). Наш край в период послевоенного восстановления (сентябрь 1943-1953).

 

Тема урока: Идеология, наука  и культура в послевоенные годы.

Цели урока:

· расширить и закрепить понимание противоречивых процессов в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период;

· познакомиться с достижениями советских ученых, с возрождением системы образования, успехами в области художественной культуры;

План.

1.Послевоенные идеологические кампании.

2.Образование и наука.

3. Литература.

4. Основные тенденции развития искусства.

 

Материалы урока

Послевоенные идеологические кампании. Важной частью «холодной войны» было идеологическое противостояние двух систем. Обе стороны обвиняли друг друга в стремлении развязать новую войну. На Западе усиливалось преследование левых сил. В СССР началась интенсивная антизападная пропаганда. Опасаясь влияния капиталистических ценностей на советских людей (прежде всего на интеллигенцию), сталинское руководство инициировало кампанию против так называемого низкопоклонства перед современной буржуазной культурой. На практике это означало сокращение культурных и научных контактов между СССР и западными странами. Важную роль в идеологической переориентации сыграли несколько решений партии, самым известным из которых было постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», опубликованное в августе 1946 г. Резкому осуждению в этом документе было подвергнуто творчество писателя М. М. Зощенко и поэтессы А. А. Ахматовой. Их обвинили в аполитичности и враждебности к советскому строю. Обсуждение этого и других подобных постановлений вылилось в массовую кампанию проработки творческой интеллигенции.В 1947 г. возникло «дело учёных» — Н. Г. Клюевой и Г. И. Роскина, работавших в Москве над препаратами от рака. Их подвергли публичному осуждению за передачу материалов этих исследований американцам. В 1949 г. активизировалась борьба с так называемым «космополитизмом». Под удар в этой кампании попали многие учёные и представители творческих профессий, преимущественно евреи, которых несправедливо обвиняли в отсутствии патриотизма.

Август 1946г.- Постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград».

1. Прочитайте пункт «Восстановление «железного занавеса» (стр. 259) и дайте определение понятия «железный занавес»

-Подумайте, чем можно объяснить борьбу с «космополитизмом».

Идеологический курс послевоенного периода, репрессии против части советской интеллигенции оказывали отрицательное влияние на развитие советской культуры и науки, способствовали распространению шовинизма и ксенофобии.

2. Прочитайте документы и ответьте на вопрос: в чём вы видите противоречивость документов?

«И в конце войны, и сразу после нее, и в сорок шестом году довольно широким кругам интеллигенции казалось, что должно произойти нечто, двигающее нас в сторону либерализации… ». К. Симонов

«Не каждому государству под силу взять на себя задачу политического воспитания народа. Особая ответственность за дело политического воспитания народа в нашей стране лежит на партии». В. Молотов.

Восстановление и развитие системы образования. В годы войны сильно пострадала материально-техническая база образования. Многие школьные и вузовские здания были разрушены. Значительную их часть использовали для военных нужд. Восстановление происходило с большими трудностями. Сохранялась введённая накануне войны плата за учёбу в старших классах школы, вузах и техникумах. Несмотря на это, в послевоенные годы был поставлен вопрос о всеобщем семилетием образовании. Это решение осуществлялось постепенно, по мере подготовки необходимых условий. Не хватало школьных зданий и учителей. Многие дети не могли учиться семь лет по причине низкого уровня жизни в их семьях и слабых знаний. В 1950/51 учебном году на семилетние и средние (8—10 классы) школы приходилось около 80% учащихся. Это было большое достижение. Широкое распространение получили школы рабочей и сельской молодёжи, школы для взрослых. В них получали школьное образование уже работающие молодые люди, не имевшие ранее возможности учиться. Однако семилетнее образование всё ещё оставалось недоступным для значительной части детей школьного возраста. Гораздо легче было получить его в городах, где строилось больше новых школ и был выше уровень жизни населения. Часть городских средних и семилетних школ в послевоенные годы работала по принципу раздельного обучения — существовали мужские и женские школы. Эта система, однако, всё чаще подвергалась критике. Распространение среднего школьного образования было необходимой предпосылкой для развития высшей школы. Выпуск специалистов из высших и средних специальных учебных заведений в четвёртой пятилетке (1946—1950) составил около 2 млн человек. Это было почти столько же, сколько подготовили советские вузы и техникумы за восемь предвоенных лет. Обучение кадров высшей квалификации ориентировалось на текущие нужды развития страны. Среди выпускников вузов в 1950 г. более половины готовились для работы в сфере просвещения, а около 10% — в здравоохранении. Это отражало прежде всего острую потребность в школьных учителях и врачах. Примерно пятую часть выпускников вузов в 1950 г. составляли кадры, подготовленные для промышленности, строительства, транспорта и связи.Однако, несмотря на быстрый рост числа вузов и техникумов, специалистов высокой квалификации всё ещё не хватало.

3. Прочитайте пункт «Литература» (стр. 259 – 260), документы и ответьте на вопросы:

а) Почему подверглись критике журналы «Звезда», «Ленинград»,

М.М. Зощенко, А.А. Ахматова и другие деятели культуры?

б) Почему, с вашей точки зрения, избран столь агрессивный, намеренно грубый стиль, в котором высказаны эти обвинения?

«Хулиган ваш Зощенко! Балаганный писака... Мы хотим отдохнуть, смеясь. Он это улавливает, но его смех - рвотный порошок». И. Сталин

«Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая. До убожества ограничен диапазон ее поэзии – поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной»

А. Жданов

в) Прочитайте отрывки из стихов А. Ахматовой и определите диапазон ее творчества. Согласны ли вы с критикой в ее адрес?

«В каждом древе распятый Господь...»

В каждом древе распятый Господь,

В каждом колосе тело Христово,

И молитвы пречистое слово

Исцеляет болящую плоть.

1946

«Мое поколение»

Мое поколение
Мало меду вкусило. И вот
Только ветер гудит в отдаленье,
Только память о мертвых поет.
Наше было не кончено дело,
Наши были часы сочтены,
До желанного водораздела,
До вершины великой весны,
До неистового цветенья
Оставалось лишь раз вздохнуть…
Две войны, мое поколенье,
Освещали твой страшный путь.

1944

Донбасс стал стартовой площадкой для многих русских и украинских литераторов XX в. Имена П.Г. Беспощадного, В.Н. Сосюры, Б.Л. Горбатова, В.Н. Собко хорошо известны не только в Донецком крае, но и в Украине, России, Белоруссии. В Донецкой и Ворошиловградской областных организациях писателей работали писатель П.А. Байдебура, поэты Н.А. Рыбалко, В.В. Шутов и другие – всего 150 членов Союза писателей СССР, чьи произведения печатались в Донецке, Киеве, Москве.

ГОРДОСТЬ И СЛАВА ДОНБАССА

С Донбассом связаны жизненный путь и творчество известного писателя Бориса Горбатова. В 1941-1945 гг. он был военным корреспондентом и принял непосредственное участие в освобождении края. За повесть «Непокоренные», написанную в 1943 г., Б.Л. Горбатов получил Сталинскую премию второй степени. Он говорил, что его нельзя заставить «откладывать на послевоенное время работу над широким полотном», потому что его темперамент, его сердце не позволяют ему это сделать. Позиция художника обусловила отбор известного писателю жизненного материала: в повести он описал жизнь и борьбу советских людей в условиях оккупации в Донбассе. «Я не мог бы написать «Непокоренные» о людях Винницкой области», – как-то сказал Горбатов. В 1952 г. писатель еще раз был удостоен Сталинской премии второй степени за сценарий фильма «Донецкие шахтеры ».

4. Прочитайте пункт «Основные тенденции развития искусства» (стр. 95-97) и продолжите предложения:

а) В постановлении ЦК ВКП (б) от 26 августа 1946 г. …

б) Прочитайте отрывок из «Воспоминаний» певицы Галины Вишневской и выделите факторы мало посещаемости театров после войны.

«Под лозунгом «Долой космополитизм!» черная чума прокатилась по всем театрам, и множество лучших произведений искусства на долгие годы оказалось погребенным. Одним за другим сыпались приказы, обязывавшие театры ставить современные советские пьесы, прославляющие партию, и целая армия бездарных писателей, драматургов, поэтов, композиторов, годами точившая перья в ожидании своего часа, наперегонки кинулась к кормушке, истерически славя советскую власть и великого вождя, гения всех времен и народов.

1947–1949 годы, актеры играют почти в пустых залах — публика перестала ходить в театр. Так больно слышать, как замечательные артисты Александринского театра, стыдясь самих себя, натужно, с ложным пафосом выкрикивают трескучие фразы, прославляющие партию и великого вождя.

Одно утешает: мало, кто их слышит. В великолепном — с бархатом и позолотой — зале Александрийского театра на 1200 мест сидит несколько десятков человек. И я среди них».

5. Прочитайте документ «Из выступления А.А. Жданова» (стр. 261) и ответьте на вопрос:

-Какой взгляд на роль искусства в жизни общества оно отражает?

- Далека ли музыка от политики? При ответе на этот вопрос можно привести такой пример. Кто не знает великой русской певицы Лидии Руслановой, ее знаменитых песен («Валенки»), которая объездила весь фронт и даже приобрела на свои средства несколько «катюш» и передала их в минометный полк? Эта женщина после войны, когда был арестован ее муж, генерал В. Крюков, была приговорена к 10 годам исправительных работ и отбывала срок в лагерях Восточной Сибири.

Расширялась культурно-просветительная база. Восстанавливались и оборудовались дворцы культуры и клубы при предприятиях. Уже в первые месяцы после освобождения открылось 500 профсоюзных клубов, сотни изб-читален и красных уголков. Фактически к началу 1950 г. были введены в строй все работавшие до войны дворцы и клубы.

Только в Сталино возобновили работу Государственный русский театр оперы и балета, Областной украинский музыкально-драматический театр имени Артема, Областная филармония, Украинский ансамбль песни и пляски, Шахтерский ансамбль песни и танца, музыкальное училище. В Сталино началось строительство здания драматического театра. Решение о его строительстве было принято в 1947 году.

Развивалась художественная самодеятельность. В день первой годовщины освобождения Донбасса состоялась первая областная Олимпиада самодеятельного искусства. Среди коллективов художественной самодеятельности особой популярностью пользовались хоровая капелла управления Сталинской железной дороги, ансамбли песни и пляски Дзержинска и Харцызска, мужской хор Константиновского стекольного завода и ряд других.

В послевоенные годы в Сталино и Мариуполе состоялись передвижные всесоюзные и республиканские выставки советских художников: «Возрождение освобожденного Донбасса», «30 лет Советской власти», «150 лет со дня рождения А.С. Пушкина», «Графическое искусство Донбасса» и другие. Организатором их стало областное товарищество художников.

Осенью 1948 г. в помещении бывшего Дома госучреждений была открыта областная филармония, где с апреля 1949 г. начал выступать симфонический оркестр. В первые послевоенные годы в Сталино побывали на гастролях театральные коллективы Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова и других городов. Выступали перед трудящимися города симфонический оркестр СССР под управлением Натана Рахлина, джаз-оркестр под руководством Леонида Утесова и другие прославленные коллективы.

В городах и районах области стали издаваться газеты.

Восстановленная в 1944 г. Донецкая организация Союза писателей Украины на протяжении 1946-1951 гг. издала 15 книг альманаха «Литературный Донбасс», в которых рассказывалось о героической борьбе и труде жителей Донбасса. В апреле 1946 г. в Сталино было создано областное книжно-газетное издательство, со временем ставшее известным в СССР издательством «Донбасс». В издательстве вышел в свет коллективный сборник «Стихи о Донбассе», историческая повесть Ильи Гонимова «На берегах Кальмиуса», рассказы Павла Байдебуры, стихи Владимира Труханова.

В 1949 году Сталино становится одним из крупных центров физкультурно-спортивного движения. Коллективы физкультуры предприятий «Азовсталь» (г. Мариуполь), машиностроительного завода им. Орджоникидзе (г. Краматорск), ДСО «Авангард», коллектив колхоза «Коминтерн» Дружковского района неоднократно становятся победителями Кубка Сталинской области.

Растет количество стадионов, спортплощадок, футбольных полей. В области насчитывалось 2 велостанции из 58 веломашин, 12 гимнастических залов, 7 спортзалов, два дома физкультуры. Именно в эти годы была создана основа, которая позволила донецкому спорту в 1950-е годы выйти на мировой и олимпийский уровень.

Прочитайте «Дополнительный материал» и выпишите примеры достижений науки и культуры первых послевоенных лет.

Дополнительный материал.

Достижения отечественной фундаментальной науки. Как и прежде, власти придавали первостепенное значение развитию фундаментальных научных исследований, и в первую очередь тех из них, которые могли быть использованы в военной области. В 1945—1949 гг. были созданы Казанский филиал, Дагестанская, Карельская и Якутская базы Академии наук СССР, преобразованные позже в филиалы АН СССР, а также Восточносибирский филиал Академии наук. К 1950 г. академии наук существовали уже в десяти союзных республиках. В стране действовало пять отраслевых академий. Общее количество научных учреждений составило 3447, превысив довоенный уровень. Удвоилась по сравнению с 1940 г. численность научных работников. В мае 1947 г. была возобновлена работа Комитета по изобретениям и открытиям при Совмине СССР. В декабре того же года был образован Госкомитет по внедрению новой техники в народное хозяйство (Гостехника СССР).

Одним из главных направлений в фундаментальных научных исследованиях стали работы по использованию атомной энергии под руководством академика И. В. Курчатова и разработки ракетных систем под руководством С. П. Королева. Большой вклад в это дело внесли такие крупнейшие ученые, как А. Д. Сахаров, Я. Б. Зельдович, И. Е. Тамм, Ю. Б. Харитон. Результатом стало осуществление в декабре 1946 г. ядерной цепной реакции в первом в Европе атомном реакторе. В 1948 г. был пущен первый промышленный уран графитовый реактор, а в августе 1949 г. прошло испытание советской ядерной бомбы. Работы С. П. Королева, назначенного главным конструктором по созданию комплексов автоматических управляемых ракет дальнего действия, привели к запуску в 1948 г. первой отечественной управляемой ракеты дальнего действия Р-1, а в 1949 г. — первой высотной геофизической ракеты В-1-А.

В интересах оснащения армии новыми видами вооружений бурными темпами развивалась авиационная наука и техника. В апреле 1946 г. стартовали реактивные истребители Як15 и МиГ1. Новые типы самолетов и авиационных двигателей разрабатывали А. Н. Туполев, С. В. Ильюшин, А. С. Яковлев, О. К. Антонов, А. И. Микоян и др.

В 1946 г. вошла в строй в Москве первая ультракоротковолновая радиостанция.

В 1951 г. под руководством академика С. А. Лебедева была смонтирована первая советская ЭВМ.

Значительные успехи были достигнуты в развитии математики, механики, физики, астрономии, некоторых отраслей химии.

Однако, как и прежде, эти достижения (внедренные, как и ранее, в сферу исключительно военного производства) почти и не отразились на жизни и быте советских людей.

Архитектура, живопись. Одной из главных задач советских архитекторов после окончания войны было восстановление разрушенных городов и сел. В ноябре 1945 г. было принято постановление о восстановлении 15 крупных старых русских городов, пострадавших во время войны, — Смоленска, Курска, Орла, Ростова-на-Дону, Вязьмы, Новороссийска, Пскова, Новгорода, Севастополя, Воронежа, Великих Лук, Калинина, Брянска, Краснодара и Мурманска. Были восстановлены сотни других советских городов, заново построены десятки тысяч сел и деревень. Размеры жилищного строительства (только за годы четвертой пятилетки было введено в строй свыше 100 млн. кв. м жилья) были беспрецедентными. Начали реализовываться генеральные планы восстановления и развития Москвы (готовившейся к своему 800-летию), Ленинграда, Киева, Минска, Сталинграда и других городов. Архитекторы К. С. Алабян, Н. В. Баранов, А. В. Власов, В. А. Король, А. Г. Мордвинов и др. предлагали новые архитектурные решения. В частности, в Москве стали возводиться первые высотные здания, изменившие лицо города. Началось строительство новой очереди московского метро, превзошедшей по своему великолепию сооружения предвоенной поры.

Постепенно восстанавливались и разрушенные войной известнейшие памятники культуры — Петродворец, Ясная Поляна, Михайловское, музей П. И. Чайковского в Клину, др.

В живописи основными темами становились мирный труд, послевоенное восстановление. В отличие от довоенных новым картинам были еще более присущи жизнеутверждающие мотивы («Хлеб» Т. Н. Яблонской, «Киргизская колхозная сюита» С. А. Чуйкова и др.). В то же время тема «гениального вождя всех времен и народов» — Сталина — еще шире, чем прежде, была представлена во всех жанрах искусства, особенно в связи с 70-летием со дня его рождения, отмечавшимся как всенародный праздник в 1949 г.

Образование. Одной из важнейших задач было возрождение разрушенной войной образовательной системы. Начиналось оно со строительства школ. Только в 1946—1950 гг. было возведено 18 538 школьных зданий. В 1950/51 учебном году в 222 тыс. общеобразовательных школ страны обучалось около 35 млн. детей. Неуклонно росли расходы на науку и образование. Уже в 1946 г. они выросли в сравнении с предыдущим годом более чем в 2,5 раза. Была начата реализация прерванной войной программы всеобщего 7-летнего образования.

Задачи восстановления требовали новых специалистов высшей квалификации. Уже в 1946—1948 гг. число высших учебных заведений страны превысило довоенный уровень, а по количеству студентов этот показатель был перекрыт в 1947 г. Тяга к знаниям людей, переживших войну, была просто удивительной. Целая армия молодых людей, не успевших получить образование до войны, обучалась теперь без отрыва от производства. К концу четвертой пятилетки в вузах было подготовлено 652 тыс. инженеров, учителей, врачей, агрономов и других специалистов, а средние специальные учебные заведения выпустили за это время 1278 тыс. человек. В 1950-1960-е годы в Донбассе было построено более 150 новых школ, открыто 24 техникума, начали работать новые вузы. Учащиеся дневного отделения средних специальных заведений и студенты вузов, «хорошисты» и «отличники» получали государственные стипендии. Работающей молодежи были созданы условия для получения среднего образования без отрыва от производства через школы рабочей молодежи. В 1950-е годы их сеть развивалась быстро. В Сталинской и Ворошиловградской областях работала почти четвертая часть таких школ УССР. Активно работали заочные школы для взрослых. Функционирование специальных учебных заведений непосредственно в Донбассе позволяло максимально эффективно соединять учебу с практикой на производстве. На вечерних и заочных отделениях техникумов и вузов Донбасса учились многие рабочие, получившие среднее образование. Вузы и техникумы Сталинской области в 1958 г. выпустили 13 тыс. специалистов.

Начинается формирование научной базы Донбасса. В 1960 г. Донецкий индустриальный институт был реорганизован в политехнический институт. В 1959 г. в Донецк из Харькова перевели институт советской торговли. Не прекращал свою работу даже в годы войны Сталинский педагогический институт.

Основные тенденции развития искусства. Ведущее место в советском искусстве в 1940-е гг. занимала тема войны. Ей были посвящены известные произведения советских писателей и поэтов: «Молодая гвардия» А. А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Н. Полевого, «В окопах Сталинграда» В. П. Некрасова, «Спутники» В. Ф. Пановой, «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского. Как и в предыдущий период, популярными были произведения на историческую и производственную тематику.

Развитие советского кинематографа, как художественного, так и документального, тормозилось из-за слабой материально-технической базы. Фильмов снимали немного. В 1949 г. на экраны страны вышли 10 отечественных художественных фильмов, в 1952 г. — 17. Большинство художественных и документальных фильмов имело ярко выраженную идеологическую направленность. Многие картины того времени вызывают интерес и много лет спустя. Например, фильмы о войне «Подвиг разведчика» (режиссёр Б. В. Барнет), «Молодая гвардия» (режиссёр С. А. Герасимов), фильмы-сказки «Золушка» (режиссёры Н. Н. Кошеверова и М. Г. Шапиро, по сценарию Е. Л. Шварца), «Садко» (режиссёр А. Л. Птушко), комедия «Кубанские казаки» и музыкальный фильм «Сказание о земле Сибирской» (режиссёр И. А. Пырьев). Экранизировались спектакли крупнейших театров страны — Московского Художественного академического театра, Малого театра, Театра Советской армии, Киевского украинского драматического театра, Белорусского драматического театра. В 1952 г. вышли фильмы-спектакли «На дне» (по пьесе М. Горького), «Школа злословия» (по пьесе Р. Шеридана), «Учитель танцев» (по пьесе Лопе де Веги), «Горе от ума» (по комедии А. С. Грибоедова), «Волки и овцы» (по пьесе А. Н. Островского) и др. Эти работы, в которых снимались выдающиеся советские актёры, вошли в золотой фонд отечественной культуры.

Классические пьесы представляли собой наиболее интересную часть репертуара советских театров. Вместе с тем ставились пьесы современных драматургов — К. М. Симонова, А. Е. Корнейчука, Б. А. Лавренёва. В концертных залах и оперных театрах наряду с классической музыкой исполнялись произведения советских композиторов Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна. Советский композитор, пианист, педагог и общественный деятель. Народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1966). Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1942, 1946, 1950, 1952), Ленинской премии (1958), Государственной премии СССР (1968). Один из крупнейших музыкальных деятелей мира XX в.

К 1950 г. (по количественным показателям) была восстановлена музейная сеть, действовавшая до войны. Однако для восстановления разрушенных нацистами крупнейших музейных комплексов под Ленинградом, в Новгороде, Пскове и т. д. требовались значительные материальные средства и время. Из-за недостатка средств закрывались районные краеведческие музеи. По политическим причинам в 1948 г. был ликвидирован

Государственный музей нового западного искусства, в котором хранились богатейшие коллекции картин европейских художников, собранные до революции русскими меценатами.

Цензура и идеологический контроль накладывали негативный отпечаток на развитие всего советского искусства. От писателей, режиссёров, художников требовалось создание произведений, воспевавших советский строй, партию, вождей или критиковавших западный империализм. В такой обстановке создавались политически востребованные, но посредственные с художественной точки зрения произведения. Многие представители отечественной культуры не могли в полной мере реализовать свои способности. Была отправлена на доработку вторая серия кинофильма «Иван Грозный» режиссёра С. М. Эйзенштейна. Критике подвергались композиторы Д. Д. Шостакович и С. С. Прокофьев, литераторы А. А. Ахматова, М. М. Зощенко, А. П. Платонов и др.

Особенности развития науки и культуры в послевоенные годы:

· огромный материальный ущерб, нанесённый науке и культуре войной, людские потери;

· значительные достижения отечественной фундаментальной науки;

· засилье лжеученых (Т.Д. Лысенко);

· объявление генетики и кибернетики лженауками;

· успехи в развитии школьного образования; переход к всеобщему обязательному семилетнему образованию;

· насаждение принципа социалистического реализма в литературе и искусстве;

· преследования деятелей культуры, пытавшихся в своём творчестве проявить свободомыслие).

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

В послевоенные годы имели место достижения в развитии отечественной науки и культуры. Вместе с тем усиливался контроль со стороны государства над духовной сферой.

Задание: 1) Проработать § 29 учебника История России и материалы урока, ответить на вопросы к §29. И стр.111-114 Историческое краеведение. 11 класс, ч.1.

2) Выписать основные достижения науки, литературы и искусства послевоенного времени, используя материалы учебника и видео лекции.

3) Как вы объясните фразу писателя Б. Горбатова: «Я не мог бы написать «Непокоренные» о людях Винницкой области»?

 

Список источников:

1.История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. 2 ч. [М. М. Горинов, А. А. Данилов, М. Ю. Моруков и др.] ; под ред. А. В. Торкунова. – М. : Просвещение, 2016.

2.Историческое краеведение: Страницы истории Донбасса ХХ века. 11 класс часть 1.: учебное пособие/ сост. Морозов П.Л., Хаталах О.В., Сиверская Е.В.- Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2019.-282.

 

Уважаемый студент, сфотографируйте выполненное задание и пришлите на электронный адрес:       nadejdaurutina@yandex.ua


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!