Украшения, головные уборы, прически, обувь, элементы символики в костюме



План-конспект занятия педагога дополнительного образования

 

20 сентября 2015 г.

Ковалева Лилия Владиславовна

 

План-конспект занятия педагога дополнительного образования Ковалевой Л.В. (с показом презентации)

Государственное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 255

Тема занятия: «Мода Древнего Египта».

Тип занятия: изучение нового материала.

Цель: знакомство с искусством и культурой, повседневным бытом древних египтян, находок в области дизайна одежды и аксессуаров в культуре Древнего Египта.

Задачи:

1. Совершенствовать навык определения характерных особенностей материала;

2. Совершенствовать умения находить информацию о шедеврах искусства различных эпох и работать с ней;

3. Совершенствовать умения пользоваться справочной и специальной литературой по искусству;

4. Приобретать индивидуальный и коллективный опыт работы с электронными информационными ресурсами, опыт создания презентаций PowerPoint.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод (с использованием мультимедийной установки), метод демонстрации.

Используемые средства: мультимедийная установка, презентация, карточки (слайды) с изображением деталей одежды.

Подготовка аудитории к занятию: расстановка парт, устанавливается проектор, экран, проверяется техническая готовность аппаратуры.

Ход занятия:

1.Организационный этап. Приветствие педагога, объявление темы занятия.

2. Этап изучения нового материала. Рассказ учителя с использованием презентации.

Конспект

Древнеегипетская цивилизация просуществовала более 3 тысячелетий и внесла бесценный вклад в мировую культуру. Она прошла и периоды подъема и благоденствия в XV-XI вв. до нашей эры, когда Египет простирался от Великой Армении до Центрального Судана, и - слома и упадка, и редкие периоды социальных потрясений. Оставила следы великой культуры: иероглифическая письменность, достижения в математике и медицине, пирамиды и храмы, календарь и регулярное летоисчисление, шедевры искусства и памятники литературы.

Историю Древнего Египта делят на основные периоды: Древнее царство (3000-2400 гг. до н. э.), Среднее царство (2400-1710 гг. до н. э.), Новое царство (1580-1090 гг. до н. э.). Основными занятиями древних египтян были земледелие, скотоводство и ремесла (гончарное, ювелирное, ткачество, производство стекла). Общество состояло из различных сословий: рабовладельческой знати, горожан (писцов, ремесленников), свободных крестьян и рабов. По политическому устройству государство было деспотической монархией во главе с фараоном и высшей знатью — рабовладельцами и жрецами. В представлении древних египтян фараон являлся наместником бога на земле. Религия, основанная на культе богов Солнца, Луны, Земли, домашних и диких животных, пронизывала все сферы жизни.

Ткани

Египет считается родиной льна. Мастерство египетских ткачей достигло высокого совершенства. Об этом позволяют судить образцы ткани - 240м тончайшей пряжи весили всего 1г.. Сквозь пять слоев льняной ткани, надетой на человека, было отчетливо видно его тело. Фактура полотна была разнообразной. Особенно эффектной была ткань в период Нового царства: затканная блестящими бусинками, золотом, украшенная вышивкой.

Красители были изобретены лишь в конце периода Древнего царства и стоили дорого. Наиболее почитаемым цветом был белый и его оттенки: небеленые, серовато-желтые, кремовые. В узорчатых тканях на светлом или темном фоне применяли синий, голубой, коричнево-красный, охристо-желтый, зеленый цвета для узора. Черный цвет не имел траурной символики.

Орнамент носил преимущественно геометрический характер (полосы, зигзаги) и располагался по всей поверхности ткани. Встречаются так же обобщенные рисунки цветов и листьев лотоса, папируса, камыша, пальмы. В одежде знати использовался узор с обобщенным изображением животных - змея-уреуса, жука-скарабея, ястреба с распростертыми крыльями.

Кроме льна, применялись кожа и мех, в основном для изготовления одежды обрядового назначения.

В костюме Древнего Египта наиболее распространенный вид одежды -драпирующийся. Позже - накладной, но никогда не распашной. Основная одежда всех сословий была одинаковой по форме и отличалась лишь качеством материала.

Мужской костюм

Изображение человека в искусстве носило условный, схематичный характер. Древнеегипетские статуи, изображающие фараона и его приближенных, статичны, монументальны. Их позы и жесты всегда канонизированы, масштаб фигуры социально обусловлен. Сквозь схематизм и условность изображения проступают черты идеального образа древних египтян: высокий рост, широкие плечи, узкие талия и бедра, крупные черты лица.

В Древнем царстве основной одеждой мужчин была набедренная повязка различной длины и различным образом драпированная - схенти. На талии схенти поддерживалась поясом - тонким ремешком или лентой со спущенными концами, роскошно декорированной. Вместе с набедренной повязкой египтяне носили узкий треугольный передник различной длины и ширины. Наиболее распространенная форма передника - расширенная книзу или овальная.

В период Среднего царства форма одежды египтян усложняется: за счет нескольких одновременно надеваемых одежд объем увеличивается, силуэт расширяется книзу, используются плиссировки. Мужской костюм состоял из нескольких тонких схенти, которые надевались один на другой.

Еще большее усложнение костюма наблюдается в период Нового царства: в одежде знати применяются дорогие ткани разных расцветок, украшения из драгоценных металлов, эмали, камней. В костюме используется плиссировка, не подчеркивающая динамику – по-прежнему четкие, графические линии являются основой силуэта. Появляется новая форма женского и мужского нарамника - накладная длинная одежда, выполненная из сложенного вдвое прямоугольного полотнища ткани с прорезом для головы, сшитого по бокам до линии проймы. Распространенной одеждой было также покрывало.

Фараоны часто носили только передник, парик и сандалии из тростника, могли надевать вторые передники (синдон) из плиссированной ткани поверх обычной набедренной повязки, но никогда не появлялись перед людьми с непокрытой головой. У них было несколько головных уборов, которые они надевали в зависимости от случая, в том числе парадные короны: белая, красная и двойная. Белая («хеджет») была короной Верхнего Египта, красная («дешрет») – Нижнего, двойная корона («па-схемпти») символизировала объединение двух царств. Головной убор украшал оберег - золотой урей. Во время военных парадов и на войне фараон надевал сделанный из кожи страуса синий шлем («хепреш») с уреями и лентами.

Жрецы сохраняют одежду более древних форм: схенти, треугольный передник, леопардовую шкуру, наброшенную на одно плечо.

Воины носят передник и кожаный нагрудник. Одежда сельской и городской бедноты не изменяется, применяются более простые небеленые ткани.

Женский костюм

Большое сходство с современным представлением о красоте ощущается в облике женщины: стройные пропорции, правильные, тонкие черты лица, миндалевидный разрез глаз, гладкие, жесткие волосы (статуя Раннаи, бюст Нефертити).

Одежда женщин состояла из куска материи, который обертывал фигуру от щиколоток до груди и поддерживался одной или двумя бретелями, подчеркивая высоким поясом фигуру. Эта одежда называлась калазирис и по форме была одинаковой для всех сословий. Материалом служили лен и хлопковое полотно.

В период Среднего царства женская одежда особых изменений не претерпела, лишь в одежде знати богаче становятся украшения. Композиция одежды строится на сочетании смуглой кожи, просвечивающей сквозь тончайшую красивую ткань, с круглым накладным воротником — оплечьем, который богато украшали стеклянными бусами и драгоценными камнями.

Накидки из шкур носили только жрецы и фараоны, но египтяне придумали уникальный способ нанесения леопардового рисунка на ткань, и таким образом появляется первая в истории моды имитация окраса звериной шкуры. В Лувре хранится стела с изображением принцессы Нефрет-Иабет в длинном платье-футляре – это один из примеров «раскрашенных» льняных нарядов, которые по праву считаются предшественниками современной одежды «под леопарда».

В период Нового Царства к традиционному женскому цветному (шафрановый, голубой, красный) калазирису делают бретели контрастных цветов, украшают ткань чешуйчатым узором, имитирующим крылья кобчика (символа Исиды). Знатные египтянки покрывали плечи небольшой пелериной из плотной или прозрачной ткани, которую драпировали на груди. Существовали и большие покрывала – они окутывали всю фигуру или изящно драпировались на бедрах.

Украшения, головные уборы, прически, обувь, элементы символики в костюме

Основное декоративное значение в костюме египтян имели украшения, заключающие в себе элементы символики. В период Древнего царства египтяне носили на шее всевозможные амулеты, магические подвески, которые постепенно становились украшениями. В Египте возникли все виды украшений из драгоценных камней и металлов, керамики и стекла положив тем самым начало развитию ювелирного искусства. Самые изысканные украшения – пекторали, носили на груди. На них часто встречается изображение жука-скарабея, разных божеств. Талисманы, как правило, носили на теле в тех местах, где жизнь видна «на глаз», проявляясь в виде пульса. Выходя из дома, египтянин всегда надевал украшения.

Дорогие, затканные золотом и драгоценными камнями, цветными стеклянными бусами круглые шейные украшения символизировали солнечный диск. В образе солнечного диска почитался в Египте бог Атон. Широко были распространены ручные и ножные браслеты, подвески, кольца, бусы, золотые диадемы и пояса.

Древнейшими видами головных уборов фараона были двойная корона атев, украшенная коршуном и змеей — уреем — символом власти, и клафт. Клафт – головной убор в виде платка, двумя концами спускающегося на грудь, а третьим – на спину. Клафт рядовых египтян мог быть белым или полосатым, причем цвет полос зависел от статуса и рода занятий владельца: у воинов полосы были красные, у жрецов – желтые. Клафт с синими и желтыми полосами мог носить только фараон. Жена фараона носила головной убор из цветной эмали с изображением коршуна или шапочку с цветком лотоса.

И мужчины и женщины Древнего Египта носили парики из растительных волокон или овечьей шерсти. Знать надевала длинные парики с мелкими косичками или трубчатыми локонами. Длина париков напрямую зависела от знатности человека. Иногда надевали два парика один на другой. Волосы на женских париках были более длинными и укреплялись повязками-венцами из узких металлических пластинок. На праздники на темени надевался или керамический сосуд с благовонными маслами, который укреплялся лентами, или перья, или цветок лотоса.

Рабы и крестьяне носили маленькие парики или шапочки из льняной ткани. Бороды мужчины брили, но часто носили искусственные из овечьей шерсти, покрывая их лаком и переплетая металлическими нитями. Знаком могущества фараона была золотая борода в форме куба или треугольника. Бороду крепили завязками на ушах подобно дужкам современных очков.

На сохранившихся фресках египтяне изображены в основном без обуви. Сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем и из кожи носили лишь фараон и его приближенные. Сандалии были простой формы, без бортиков и задников, с загнутой кверху подошвой и двумя-тремя тонкими ремешками. На подошвах изображались различные бытовые и военные сцены.

Жрецы во время обрядов надевали маски с изображениями крокодила, ястреба, быка.

Косметика

Уже на самых ранних этапах своего развития человек стремится к чистоте и украшению тела, к избавлению с помощью различных средств от видимых недостатков внешности, и подчеркиванию достоинств. Египтяне были признанными специалистами косметики: изготавливали всевозможные краски, румяна, притирания. Делали маникюр и педикюр. В списке придворных фараона Нусера названы «хранители и мастера ногтей фараона». Египтяне, занимающие высокое положение в обществе могли красить ногти яркими насыщенными тонами, даже золотом. Для окрашивания использовались растительные красители, хна. В берлинском музее хранится туалетный ящичек, которому 4000 лет.

Чтобы расширить зрачки и придать блеск глазам, женщины Египта капали в них сок из растения беладонны. Самым красивым цветом глаз считался зеленый, поэтому глаза обводили зеленой краской из углекислой меди (позже ее заменили черной), их удлиняли к вискам, подрисовывали брови. Зеленой краской (из растертого малахита) красили ногти и ступни ног.

Египтянки изобрели особые белила, придававшие темной коже светло-желтый оттенок. Он символизировал землю, согретую солнцем. Едкий сок ириса употребляли в качестве румян, раздражение кожи этим соком вызывало красноту, сохраняющуюся продолжительное время. Пожилые женщины красили волосы жиром черных быков и вороньими яйцами, а для улучшения роста волос использовали жир льва, тигра, носорога.

Славились египетские духи – от простых (вода, в которой вымачивались цветы), до самых дорогих, включавших в себя десятки ароматических веществ. Воинов и ремесленников снабжали ими наравне с провиантом - ароматические масла защищали кожу от обезвоживания и солнечных ожогов.

Заключение

Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Минули тысячелетия, но живой интерес к истории Древнего Египта отнюдь не иссяк. Живопись, ювелирное искусство, костюм – все это продолжает давать пищу для творчества многим и многим художникам и дизайнерам. Истоки современной моды лежат в глубинах человеческой истории, и поэтому для нас имеет огромное значение знания о зарождении и развитии одеяния.


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!