Государственные, частные премии: премия Дернера, Душана, Кандинского и премия инновация.



В России предтечей «Инновации» была Государственная премия в области литературы и искусства, присуждаемая и по сей день. В положении о ее учреждении четко прописано, что награда присуждается «за вклад в искусство». Впрочем, нигде не уточняется, в чем конкретно выражается этот вклад. В 1990-е Государственную премию вручали и за коллекцию одежды «из массовых видов мехов», и за декоративные произведения из цветного стекла, а в нулевые главной, по сути, художественной наградой страны была отмечена деятельность продюсера, режиссера и арт-директора детской телепередачи «Смешарики». На фоне подобных лауреатов нонконформист Франциско Инфате, получивший Госпремию в 1996 году, или лауреат 2000 года Андрей Логвин выглядят аномалиями. О том, что лауреатство Инфанте было скорее игрой случая, говорит даже тот факт, что номинированный на государственную награду Илья Кабаков, в чьем вкладе в отечественное и даже зарубежное искусство сомневаться не приходится, Госпремию так и не получил. Впрочем, идеологический кризис Госпремии — вещь вполне закономерная: сама идея государственного поощрения художеств уже давно непопулярна в мире, а у нас до сих пор даже не сформулирована.

Так, в 1998 году прекратила свое существование национальная Grand Prix Франции в области искусства. Решение французского министерства культуры об упразднении премии вовсе не было связано с идеей экономии на культуре, которая, кажется, сегодня восторжествовала в умах французских чиновников-саркозийцев. Сама идея официального искусства, искусства, связанного с идеологией государства и поощряемого за это, перестала существовать как таковая. Сегодня функцию Grand Prix — поощрять за вклад в искусство — выполняет комитет, каждые два года избирающий художника, достойного выступить в павильоне Франции на Венецианской биеннале.

Большинство появившихся за последние десять лет на Западе премий были учреждены по частной инициативе. Причем первенство в этом деле принадлежало крупным компаниям вроде Cartier, Pernod Ricard или Hugo Boss, давно понявшим, какой полезной для корпоративного имиджа может быть филантропия.

Но это на Западе. А в России появление государственной «Инновации» стало символом того, что государство, наконец, в полной мере признало такую еще двадцать лет назад маргинальную сферу культуры, как современное искусство. К тому же если частная премия Кандинского присуждается исключительно художникам (в трех номинациях — «Проект года», «Медиа-арт. Проект года» и «Молодой художник. Проект года»), то направленная на то, чтобы продвигать современное искусство процессуально, «Инновация» поощряет кураторов и критиков, а также поддерживает региональные инициативы и молодых художников. Впрочем, премия Кандинского взяла на себя не менее важную функцию — пропагандировать отечественное искусство в мире; в рамках этой миссии уже прошли выставки номинантов премии в Риге, Берлине и Лондоне.

Премия Тернера.

Премия Тёрнера— премия в области современного искусства, одна из самых престижных в мире. Названа в честь английского художника XIX века Уильяма Тёрнера. Была учреждена в 1984 году.

Обладателем премии может стать любой художник, работавший и выставлявший свои работы в Великобритании в течение последних 12 месяцев. С 1991 по 2016 год существовало и возрастное ограничение для соискателей — они должны были быть не старше 50 лет.

Все художники номинируются за какую-то конкретную свою выставку или работу. После объявления шорт-листа публике демонстрируется совместная выставка художников-номинантов, которая длится два-три месяца до объявления победителя и около месяца после. На выставке художники показывают уже что-то другое, их новые работы активно обсуждаются в прессе, при этом победитель формально награждается за ту изначальную выставку, в связи с которой он попал в шорт-лист.

Первые десятилетия существования премии выставка номинантов и награждение проходили в лондонском Tate Britain, с 2011 года премия Тёрнера проходит каждый раз в новом городе Соединённого Королевства.

История и реноме премии таковы, что публика ждёт от жюри смелого и, даже, скандального выбора. Однако не каждый год победителем оказывается наиболее радикальный художник из короткого списка.

В 2020 году, впервые за 30 лет, вручение премии было отменено. Причиной стал карантин в условиях пандемии COVID-19. Вместо традиционного конкурса организаторы решили с помощью спонсоров вручить гранты по 12,2 тыс. долларов десяти мастерам.

Премия Душана.

Премия Марселя Дюшана была учреждена в 2000 году Ассоциацией по распространению французского искусства при участии центра Помпиду.

В начале года организаторы премии объявляют шорт-лист, осенью устраивают номинантам совместную выставку в Государственном музее современного искусства (является частью центра Помпиду), в октябре, — в дни проведения арт-ярмарки FIAC, — жюри премии определяет и награждает победителя.

Победители получают денежное вознаграждение в 35 тыс. евро, а также право на персональную выставку в центре Помпиду в следующем году. Производство выставки

лауреата также финансируется организаторами премии, на это может быть выделена сумма, не превышающая 30 тыс. евро.

Премию Марселя Дюшана называют французским аналогом британской премии Тёрнера.

Жюри состоит из семи человек и делится на две части.

Постоянная часть жюри состоит из:

· представителя ADIAF — все годы существования премии эту роль исполняет президент ассоциации Жиль Фукс,

· представителя семьи Дюшан/Общества Марселя Дюшана — эту роль исполняют либо падчерица знаменитого художника Жаклин Матисс-Монье (англ.), либо Акэми Сираха (Akemi Shiraha),

· представителя Государственного музея современного искусства — в разные годы это были директора Альфред Пакман (фр.) и сменивший его Бернар Блистен (фр.).

Остальные четыре члена жюри набираются из числа директоров крупных музеев, независимых кураторов, арт-критиков и коллекционеров современного искусства.

Премия Кандинского.

Премия учреждена в 2007 году по инициативе Шалвы Бреуса, президента Международного культурного фонда BREUS Foundation. Согласно принятой мировой практике, премия была названа именем выдающегося художника. Кандинский больше, чем художник или теоретик искусства: его наследие обеспечило прочное основание для культурного обмена в мире искусства. Задачами Премии Кандинского стали поддержка и развитие российского актуального искусства, повышение его авторитета в мире.

Премия присуждается в следующих номинациях:

– «Проект года» – 1 800 000 рублей. – «Молодой художник. Проект года» (до 35 лет) – 450 000 рублей. – «Научная работа. История и теория современного искусства» – призом в данной номинации является издание работы на русском или английском языках.

Претендентом на получение Премии Кандинского может стать без исключения любой российский художник: прием заявок от соискателей базируется на принципе самостоятельного выдвижения. Победителей определяет международное жюри при участии экспертного совета.

За все конкурсные годы на участие в Премии Кандинского было подано 3995 заявок из десятков городов России.

В главной конкурсной номинации Премии Кандинского «Проект года» присуждается самый большой материальный приз в нашей стране. За прошедшие 10 лет победителями Премии Кандинского в номинации «Проект года» становились: Анатолий Осмоловский (2007), Алексей Беляев-Гинтовт (2008), Вадим Захаров (2009), Александр Бродский (2010), Юрий Альберт (2011), АЕС+Ф и Гриша Брускин (2012), Ирина Нахова (2013), Павел Пепперштейн (2014), Андрей Филиппов (2015), Андрей Кузькин (2016), Группировка ЗИП (2017), Евгений Антуфьев (2019).

В 2007-2011 годах, помимо номинации «Проект года», премия вручалась в номинациях «Проект года», «Молодой художник. Проект года» и «Медиа-арт. Проект года». В 2012 году номинация «Медиа-арт. Проект года» была упразднена. В 2014 году в конкурс была введена новая номинация – «Научная работа. История и теория современного искусства».

Помимо денежных поощрений, художники получили возможность участвовать в выставках. Премия была задумана не как разовое событие, а как постоянно действующий процесс, включающий не только награждение победителей, но и выставки работ в Москве и за рубежом. Выставки номинантов Премии Кандинского из года в год становятся заметными событиями культурной жизни страны. В 2011 году экспозицию Премии в Центральном доме художника в Москве посмотрели около 35 000 человек. С 2012 по 2017 год выставки премии проходили в историческом здании кинотеатра «Ударник» — официальной площадке Премии в эти годы.

Работы финалистов и победителей Премии Кандинского с успехом выставлялись в Риге, Берлине, Лондоне и Барселоне.

Церемонии вручения Премии Кандинского традиционно привлекают внимание яркими перформансами (в разные годы их представляли Роберт Уилсон, Братья Гао, Джейк и Динос Чапмены, Марина Абрамович, Лев Рубинштейн) и лекциями знаменитых теоретиков искусства – Валерия Подороги, Бориса Гройса, Роберта Сторра, Тима Марлоу, Питера Гринуэя и Александры Шатских.

Наряду с британской Премией Тернера и французской Премией Марселя Дюшана, Премия Кандинского считается одной из наиболее важных национальных наград в области современного искусства.

Премия «Инновация».

«Инновация» — государственная премия в области современного искусства. Миссия премии — поддержка авторов, работающих в области современного искусства, выявление важнейших художественных достижений и привлечение к ним внимания широкой общественности.

Организатор премии — Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Премия «Инновация» учреждена в 2005 году и проводится под эгидой и при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. С 2019 года «Инновация» проводится командой Волго-Вятского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина (ГЦСИ Нижний Новгород — Арсенал) совместно с Правительством Нижегородской области.

В 2021 году премия будет вручена в шестнадцатый раз.


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 26; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!