НО Самое главное это то, что в романтизме расставлены совершенно иные приоритеты относительно человека

Лекция 6 Театр Романтизма

Pомантизм – (фр. romantisme, от средневекового фр. romant – роман) – направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже 18–19 вв. Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть 19 в. Романтизм получил распространение во всех странах Европы и проявился по своему.

Само понятие «романтизм» имеет долгую историю. Во Франции определение "романтический" использовали ещё в XVII в. – так именовали авантюрные сюжеты, известные в романском мире, прежде всего в Испании и в Италии. В Англии во второй половине XVIII столетия романтическим называли всё фантастическое, таинственное, необъяснимое. Постепенно это понятие стало толковаться очень широко: к романтическому искусству и философии относили произведения, которые опровергали правила классицизма и отрицали преклонение перед разумом, свойственное эпохе Просвещения. Сторонники нового течения в искусстве считали, что "не Разум должен быть в центре внимания художника, а Дух, свободный и мятежный".

Решающей предпосылкой развития романтизма стали события Великой французской революции 1789–1794 , казнь королевской семьи, стремительный взлёт Наполеона. Все эти события поражали воображение европейцев жестокостью и одновременно величием. Причины возникновения романтизма лежат в неудовлетворённости широких общественных кругов результатами французской буржуазной революции. Появление романтизма так же связано с антипросветительским движением. Просветительство проповедовало новое общество как самое «естественное» и «разумное». Лучшие умы Европы обосновывали и предвещали это общество будущего, но действительность оказалась неподвластной «разуму», будущее – непредсказуемым, иррациональным, а современное общественное устройство стало угрожать природе человека и его личностной свободе. Романтизм так же возник из–за разочарования в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом которого явились новые контрасты и противоречия, нивелировка и духовное опустошение личности.

Театральный Романтизм был неоднородным явлением. В Германии романтизм сложился на рубеже 18–19 вв. и получил наибольшее развитие в 1–й четверти 19 века. Во Франции, где были сильны традиции классицизма, формирование сценического романтизма длилось дольше, протекало в острой борьбе с классицизмом. В 1827 было опубликовано предисловие Гюго к его драме «Кромвель» – теоретический манифест романтизма. Расцвета французский романтизм достиг в 30–х гг. 19 в., когда появились основные пьесы Гюго. В странах, боровшихся за свою национальную независимость (Италия, Венгрия, Чехия, Польша и др.), становление романтизма протекало медленнее, но в некоторых из них романтизм существовал как ведущее направление в искусстве до 2–й пол. 19 в.

Что касается основных характеристик театрального романтизма, то он стал основным противником классициского театра, который к концу 18 в. начал изживать себя. Строгая рациональность и нормативность проходящая через все компоненты классициского спектакля – от архитектоники драматургии до актерского исполнения – были упразднены и заменены на противоположные в романтизме. Входя в антитезу «классицизм» – «романтизм», направление предполагало противопоставление классицистического требования правил романтической свободе от правил.

1. Романтизм уничтожает триединство: в романтических пьесах место действия часто изменяется, оно выходит за пределы дворца и может происходить где угодно, зачастую даже не определяется. Время действия также растягивается и перестаёт быть линейным и определённым. Единство действия упраздняется, появляются дополнительные сюжетные линии и персонажи не влияющие на непосредственное развитие действия, но более подробно раскрывающие судьбу главного героя.

2. Романтический театр ратовал за воплощение многогранной реальности что уничтожало деление на жанры высокие и низкие, героическое и комическое.

3. Классицистическому «подражанию природе» в романтизме противопоставлена творческая энергия художника, преображающего реальность. Создается свой, особый мир, более прекрасный и реальный, нежели эмпирически воспринимаемая действительность. Именно творчество является смыслом сущего, оно представляет собой высшую ценность мироздания. Романтики страстно защищали творческую свободу художника, его фантазию, полагая, что гений художника не подчиняется правилам, но творит их.

4. Противостоял романтизм классицизму и в словесном плане: язык романтических произведений, стремясь быть естественным, «простым», доступным для всех читателей, представлял собой нечто противоположное классике с ее благородной, «возвышенной» тематикой, стихотворным слогом.

5. В противовес строгой иерархии искусств в классицизме главный драматург и слово затем актёр, затем всё остальное романтический театр предлагает синтез искусств их равноправие в создании сценического действия. Романтизм обогатил палитру постановочно–выразительных средств театра. Впервые принципы искусства художника, композитора, декоратора начали рассматриваться в контексте эмоционального воздействия на зрителя, выявления динамики действия.

НО Самое главное это то, что в романтизме расставлены совершенно иные приоритеты относительно человека

В центре художественной системы романтизма, в отличие от классицизма – личность, а его главный конфликт – личности и общества, разрешается в сторону приоритета личности, а не общества. Идеи доминирования разума заменяются идеей следования чувствам.

В романтизме совершенно иной герой. Романтический герой – личность сложная, ярко индивидуальная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Это человек сильных страстей и высоких устремлений, несовместимых с обыденным миром. Романтический герой разочарован, тщетно ищет покоя, полон глубокой скорби. Для него свойственен  мятежный субъективизм, отвергающий все возможные законы: морали, нравственности, социума. Романтиков интересовали все страсти, и высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. Высокая страсть – любовь во всех ее проявлениях, низкая – жадность, честолюбие, зависть. Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа, в особенности религию, искусство, философию. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма. Причём героем может стать любой даже простой человек (не царь не мифологический герой) так как чувствам подвержены все.

Естественным результатом интереса к личности к человеку делает фигуру актёра основным компонентом театрального представления, вокруг которого объединяются все элементы спектакля (даже драматург).

Романтический театр впервые утвердил сценическое переживание в качестве основы актёрского творчества. Актёр романтик был резкий порывистый, угловатый, не идеальный, не заботящийся о внешней эффектности, но активно выражающий свои эмоции Как правило, именно с романтическим театром связывают активное формирование так называемой актерской школы театра переживания в противоположность театру представления. Именно в Романтическом театре и было впервые сформулировано требование к актерам вживаться в роль, а в театральную практику впервые введены застольные репетиции. Так же актёрам было свойственно обращение к действительности и психологическая мотивировка роли.

На смену фронтальным мизансценам классицизма пришли диагональные мизансцены романтизма. Актёр стал динамичен, стал стремительно передвигаться по сцене из глубины на авансцену, чего требовал динамичный сюжет

Драматургия. В общем, следует отметить, что творения драматургов–романтиков сцена не приняла – театр и драматургия разделились Часто лучшие романтические пьесы не имели сценического воплощения. Следует отметить что драмы и трагедии драматургов романтиков ставились достаточно редко и то что большинство драматургов романтиков не были профессиональными драматургами, т.е не жили за счёт продаж своих пьес в театры. Трагедиям романтиков приходилось жёстко бороться за внимание демократической публики общедоступных театров, в которых основное место занимали лёгкие развлекательные пьесы, водевили, комедии, мелодрамы.

Интерес к самобытности народов к истории стал причиной формирования отдельных национальных школ. Театральный романтизм не смотря на общие черты по разному проявил себя в разных странах.

Германию можно считать страной классического романтизма. Здесь события Великой французской революции были осознаны скорее в области идей. Общественные проблемы рассматривались в рамках философии, этики, эстетики. Воззрения немецких романтиков становятся всеевропейскими, оказывают влияние на общественную мысль, искусство других стран.

Своеобразие немецкого романтизма состоит в том, что он практически был лишён политических мотивов и не занимался вопросами борьбы и революции. Театр сосредотачивался на внутренней созерцательности и рефлексии. Так же характерным для Германии было то что романтическим театром занимались не только драматурги и актёры, но к его развитию были причастны ведущие литераторы и философы. Писатели и теоретики романтического направления изначально объединились в иенской школе (Новалис, братья Ф. и А. Шлегели, В.Тик). Всё началось когда в университетском городе Йена (Германия) молодые философы – Фридрих Шлегель, его брат Август Вильгельм, Новалис, Фридрих Вильгельм Шеллинг усомнились в правоте практического разума, и в авторитете классика Иоганна Вольфганга Гёте. В своих статьях они заявляли, что задача художника – передать движения души человека, ибо внутренний мир выше и значительнее мира внешнего, материального. Новое направление в искусстве стали называть романтизмом.

Следующий этап развития романтизма в германии связан с Гейдельбергской школой. Здесь заметнее проявился интерес к религии, старине, фольклору. Этим интересом объясняется появление сборника народных песен Волшебный рог мальчика (1806–08), составленного Арнимом и Брентано, а также Детских и семейных сказок (1812–1814) братьев Гримм. В рамках гейдельбергской школы оформилось первое научное направление в изучении фольклора – мифологическая школа. Но здесь теория и практика расходятся драматурги существуют независимо.

Для позднего немецкого романтизма характерны мотивы безысходности, трагизма, неприятие современного общества, ощущение несовпадения мечты и реальности. К этому периоду относятся драматурги Клейст и Гофман

Для немецких драматургов были характерны Отрицание действительности, враждебной романтическому идеалу, что порождало в творчестве романтиков бегство от современной жизни в мир идеализированного средневековья. Другой формой ухода от пошлой прозы современной жизни была так называемая романтическая ирония, не только дававшая автору–романтику право на острокритическое изображение современности, но и выражавшая вечную неудовлетворенность художника воплощением своего замысла. В сущности, в принципе «романтической иронии» сказывалась основная тема немецкого романтизма – тема разрыва между мечтой и действительностью.

Ведущим немецким романтическим драматургом был Генрих фон Клейст (1777–1811), автор 8 драматических произведений. Первая пьеса 1803 год «Семейство Шроффенштайн», затем неоконченная драма «Роберт Гискар» 1803, далее «Разбитый кувшин» (1805) «Амфитрион» (1806), «Пентисилея» (1807). В 1808 году написаны драмы «Кетхен из Гейльбронна» и «Германова битва». А в 1810 последняя драма Клейста «Принц Фридрих Гамбургский».

Клейста мучают загадки теневых, сумеречных сторон человеческой души. Его пьесам свойственен пессимизм, безысходность, атмосфера ужаса и отчаяния, иррационализм происходящего.Клейст стремился понять тайны человеческой природы и причины трагедии, во все времена сопутствовавшей человеку. Он, как и другие романтики (за искл. Гюго), открывал для себя и для публики новую, порой пугающую правду о жизни. Мир враждебен, золотого века не было (античность у романтиков мрачна), а люди блуждают в тумане, принимая ложь за правду. Утверждая свое «я», они губят других – и разрушают себя в этой жажде самоутверждения.

Судьба Клейста сходна с судьбой романтических персонажей. Осознание собственной значительности, конфликт с миром и людьми, разочарование, личные и творческие неудачи – и в финале театрализованное самоубийство.

Ещё одним ключевым немецким драматургом романтиком являлся Георг Бюхнер (1813–1837) написал 4 пьесы «Смерть Дантона», «Леонс и Лена», «Войцек», «Аретино». В его творчестве реализовывались важные социальные проблема, проблема революции и человека в этой революции, человека обречённого на поражение,  и невозможность создания справедливого общественного порядка. Столкновение индивида с роком истории основной конфликт пьес Бюхнера.

К числу наиболее значительных драматургов–романтиков относится и Людвиг Тик, автор пьес, историк театра, переводчик и режиссер. В пьесах Тика воплощена основная черта романтизма – стремление уйти от прозы и пошлости повседневной жизни в мир фантастики и вымысла. Классическими стали его иронические комедии, обработки детских сказок «Кот в сапогах», «Рыцарь Синяя Борода», «Жизнь и смерть Красной Шапочки», «Принц Цербино», «Мир наизнанку». В этих сказках проявляется и такой элемент как театр в театре, действующие лица выходят из образов, вступают в разговор с машинистом сцены и публикой. Сцена в этих пьесах представляет собой сцену и зрительный зал. Сказки идут в том виде в котором мы их знаем, но зрители постоянно вмешиваются в действие, актёры забывают слова, на сцену выбегает автор пытаясь объяснить смысл пьесы.

Ещё одна фигура, которую следует назвать Эрнст Теадор Амадее Гофман(1776–1822) как и Тик был профессиональным театралом: директором, режиссёром, декоратором. Несмотря на то, что Гофман написал большое количество рассказов и романов «Серапионовы Братья», «Житейские воззрения кота Мурра», он не написал ни одной пьесы. Во многих его прозаических произведения поднимается тема театра. Например, в «В необыкновенных страданиях одного директора театра» (1819), в которой рассматриваются в форме беседы двух директоров театра вопросы театральной декорации, актёрской игры, роли драматурга в театре.

Среди знаменитых актёров Германии следует назвать ранне романтического актёра Фердинанда Фридриха Флекка. Но, главное место среди романтических актеров Германии принадлежит Людвигу Девриенту.

Франция была страной в силу исторических событий породившая новое мироощущение коим стал романтизм. В течение трети века, прошедшей с падения Наполеона до создания в 1848 г. Второй республики, Франция жила напряженной политической жизнью. Революционная лихорадка терзала её все эти годы.

Но факт, что во Франции романтизм утвердился довольно поздно, лишь к началу 1820–х. В течение 20–х годов XIX в. романтизм во Франции складывается как ведущее художественное направление, деятели которого разрабатывают романтическую литературу и драму и вступают в решительную борьбу с классицизмом. Во Франции были сильны традиции классицизма, и новому направлению пришлось бороться.

Одной из основных черт театральной жизни Франции было сосуществование (далеко не мирное) двух групп театров – привилегированных, пользовавшихся правительственной поддержкой и государственной субсидией (ведущим драматическим был театр «Комеди Франсез»), и большой группы театров на бульваре Тампль. Театр «Комеди Франсез» был аристократичен по составу своего зрителя и консервативен по своим эстетическим принципам. Бульварные же театры были демократичны, не связаны никакими традициями, канонами и ориентировались на самого широкого зрителя. Эти театры вели трудную борьбу за свое существование, они сражались с преследовавшим их правительством, и со своим ярым врагом – театром «Комеди Франсез».

Бульварные театры (из них самые крупные – «Порт-Сен-Мартен», «Амбигю-Комик», «Гете» и др.) в отличие от государственных театров имевших исключительное право на постановку классициских авторов стали основной площадкой для постановки современной романтической драматургии. Они стали своеобразной лабораторией создания новой современной драмы – в них формируется мастерство крупнейших французских актеров–романтиков – Мари Дорваль, Пьера Бокажа, Фредерика Леметра.

Драматурги. Крупнейшим драматургом-романтиком и теоретиком романтического театра Франции был Виктор Гюго. Идейный пафос творчества: ненавистью к социальной несправедливости, защита униженных, осуждение насилия и проповедью гуманизма. Драмы Гюго берут своё начало в реальной жизни в тех социальных конфликтах которые знал и видел Гюго во время революций. Драмы Гюго содержат множество ужасных событий, мрачные страсти, загадочными злодействами, но и светлых, мужественных героев и чистую любовь.

Первая драма Гюго «Кромвель» 1827 год, осталось литературной пьесой близкой классицизму и не была поставлена. В 1829 была написана и поставлена пьеса «Марион Делорм». Первой поистине романтической пьесой стала драма Гюго «Эрнани» 1830 года. Была поставлена в Комедии Франсез и стала началом утверждении романтической драмы на сцене. Так же Гюго принадлежат пьесы «Король забавляется» (1832), «Мария Тюдор» (1833), «Рюи Блаз» (1838), «Бургграфы» (1843)

Младшим современником Гюго был драматург Альфред де Мюссе. Он противоположность Гюго. Большинство пьес Мюссе написаны в жанре лирической комедии. Герои большинства произведений Мюссе современники, а не исторические личности. Они заняты исключительно любовью (сюжеты строятся на невозможности влюблённых быть вместе). Герои не активны, а поражены скептицизмом и рефлексией по несовершенству миру и невозможности его изменить временам. Их основное состояние ирония (а что ещё остаётся). В отличие от Гюго у Мюссе не внешние событии становятся катализатором действия а духовные искания героя, их эмоциональный мир. Альфред де Мюссе автор пьес  «Венецианская ночь», «Прихоти Марианны», «Фантазио», «Любовью не шутят», «Лорензаччо» (1834), «Подсвечник», «Каприз». Драмы Мюссе редко ставились и при жизни автора и имели мало успеха.

Ближайшим соратником Гюго в его борьбе за романтическую драму был Александр Дюма. Дюма написал 66 пьес. В своих пьесах будням современности Дюма противопоставлял мир необыкновенных исторических героев, живущих в атмосфере страстей, борьбы и острых драматических ситуаций. Обыденной реальности и мифологическим сюжетам Дюма противопоставил Историческую реальность, причём реальность эта была переполнена страстями и интригами. Основной сюжет его пьес борьба за власть. У Дюма сюжеты внешние держатся на интриге без переноса конфликта в сферу души героя. Главная мысль окончательное разделение государственной идеи и личных чувств. Либо ты идешь во власть и отбрасываешь все своё благородство, либо отрицаешь власть и гибнешь под ее гнетом. В то же время усиливается идея борьбы с властью за завоевание личного счастья. Его персонажи не герои, и даже в великих людях он стремится обнаружить заурядные общечеловеческие черты: честолюбие, жажду власти, ревность, ненависть. А великие поступки имеют вполне бытовую мотивировку.

Дюма дебютировал пьесой «Двор Генриха 3» 1829 год – первая французская историческая мелодрама с лихо закрученным сюжетом, основанном на дворцовых интригах.(в этой пьесе интрига борьба за французский престол). Успех первой драмы подтолкнул Дюма к написанию пьес «Антони», «Нельская башня», «Кин, или Гений и Беспутство» (1836), «Каралева Морго» (1847).

Специфическим явлением французского театра была драматургическая деятельность Огюста Эжена Скриба нацеленная сугубо на коммерческий успех. Методом коллективной работы Скриб написал более 400 пьес которые с огромным успехом шли в коммерческих театрах и даже в комедии франсез.

Английский романтизм сосредоточен на проблемах развития общества и человечества в целом. Предвестником романтического театра начала 19 века стали так называемые неоготические драмы, уводящие далеко от повседневности в старинные готические замки с высокими стенами, полумраком, потайными ходами и всяческими интригами, побегами убийствами т.е. приключенческая драма. В этих таинственных условиях живут не только красивые героини и храбрые герои, но и призраки и чудовища. На сцене происходили всяческие сценографические чудеса и эффекты типа кораблекрушений и пожаров. Всем заправляет случайность и мистицизм.

Новые формы искусства принесла в английский театр, переживавший период упадка, революционная романтическая драма Джорджа Ноэля Гордона Байрона и Перси Биши Шелли. Крупнейшие поэты английского романтизма Байрон и Шелли были увлеченны идеями борьбы. Их стихия – политический пафос, сочувствие к угнетенным и обездоленным, защита свободы личности. Байрон до конца жизни остался верен своим поэтическим идеалам, смерть застала его в самой гуще «романтических» событий войны за независимость Греции. Образы героев–мятежников, индивидуалистов с чувством трагической обреченности, надолго сохраняли влияние на всю европейскую литературу. Слабость индивида перед лицом суровой жизни, перед жёстким социумом – постоянный мотив этих авторов. Основные их произведения Байрон «Манфред», «Сарданапал», «Мариино Фальеро, дож Венецианский», «Каин», «Вернер, или Наследство» Шелли «Освобождённый прометей», «Ченчи». Они как и многие романтики считали свои пьесы «кабинетными», не для постановок на сцене, называли их литературными. В середине века романтизм уходит и наступает время мелодраматической трагедии и мелодрамы со счастливым финалом.

Естественным стало обращение к классике прежде всего к произведениям Шекспира, оброзы которого реализовывали романтические английские актёры. Романтизм в актерском искусстве был представлен творчеством таких знаменитых актёров раннего романтизма как Сара Сиддонс, Джон Филипп Кембл, Фредерик Кук и конечно же Уильям Чарльз Макриди и Эдмунд Кин.


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 48; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!