Среди выдающихся представителей классицистской драматургии называют три ключевых имени Корнель, Расин, Мольер.



Основным жанром классицизма к концу 30-х годов XVII века стала трагедия, доведенная до высокого совершенства Пьером Корнелем (1606-1684). Корнель прошёл долгий и противоречивый путь творческого развития. Период творческой зрелости Корнеля, в течение которого он создал свои лучшие трагедии, падает на годы 1636-1651.

Первый период. Первая пьеса - «Мелита» (1629) - комедия, в которой отсутствовали комические маски и буффонада т.е итальянское влияние. Она была написана простым и понятным слогом. Успех «Мелиты» побудил Корнеля продолжить свои драматургические опыты. Он написал пять пьес, занимающих промежуточное положение между трагикомедией и комедией нравов. Это были: «Клитандр, или Освобожденная невинность» (1630-1631), «Вдова, или Наказанный предатель» (1631-1632), «Галлерея суда, или Подруга-сопрница» (1632), «Компаньонка» (1633), «Королевская площадь, или Сумасбродный влюбленный» (1633-1634). Ранние пьесы Корнеля ещё более похожи на драмы и не доходят по степени своей обобщенности до жанра трагедии. В них показан исключительно мир частных интересов и бытовых отношений парижского светского общества времен Людовика XIII. Тематика комедий была исключительно любовной, персонажи отличались большой рассудочностью.

Первым опытом Корнеля в трагическом жанре стала - «Медея» (1635) - написана на мифологическую тему. Подражая в своей трагедии Сенеке и Эврипиду, Корнель, однако, наделил своих героев новыми чертами. Он очеловечил Медею и в то же время сохранил ее сильный, героический характер. У Корнеля Медея полагается во всем только на себя, не склоняет голову перед судьбой, ведет борьбу одна против всех. Трагедия не имела успеха.

Второй период (расцвет). После «Медеи» Корнель обратился к испанской тематике, которая разработана им в двух пьесах, поставленных в 1636 году, - «Комическая иллюзия» и «Сид». Обе пьесы называются трагикомедиями. «Комическая иллюзия» является трагикомедией из частной жизни. «Сид» хотя и называется трагикомедией, однако, по существу, является настоящей трагедией по своему конфликту, тематике и образам; только счастливая развязка позволяет сближать прославленную пьесу Корнеля с жанром трагикомедии.

«Сид» был первым из драматургических шедевров Корнеля, первой знаменитой пьесой классициского стиля, поставленной во французском театре. Корнель дал в ней идеализированное изображение испанского рыцарства. Героем пьесы является испанский народный герой Родриго Диас, прозванный маврами «Сидом». Корнель сконцентрировался не на внешних событий но на внутренние переживания героев драмы, обусловленные борьбой между любовью и долгом.

После осуждения трагедии «Сид» академиками Корнель на три года уезжает из Парижа и работает над двумя трагедиями из римской жизни. Корнель пишет их достоверно соблюдая классициские «правила». Первой трагедией Корнеля из истории древнего Рима был «Гораций» (1640). Пьеса очень сильно отличалась от «Сида»: в ней было точное соблюдение правила трех единств, строгий, мужественный слог без всяких примесей, продуманная рационалистическая конструкция. В основе «Горация» - снова конфликт между личным чувством и долгом. Вторая римская трагедия, «Цинна, или Милосердие Августа». В период расцвета он так же пишет и ставит такие трагедии как «Полиевкт мученик» и «Смерть Помпея» (1643). Характерной особенностью пьес второго периода являются: воспевание гражданского героизма и величия; прославление идеальной, разумной государственной власти, гармонически организующей человеческие отношения; изображение борьбы долга со страстями и обуздания их разумом. Положительными героями Корнеля являются сильные, мужественные люди, наделенные огромной волей, активные и рассудочные, преданные своему долгу. Фабулы трагедий Корнеля, их ситуации, язык и стих отличаются ясностью, динамичностью, графической четкостью.

В третий период творчества начиная с середине 40-х годов XVII века Корнель пишет трагедии «Родогуна, парфянская царевна» (1644), «Ираклий, император Востока» (1647), «Никомед» (1651), «Пертарит» (1652), «Серторий», 1662; «Софонисба», 1663; «Оттон», 1664; «Сурена» (1674).

В поздних пьесах Корнель часто отходит от правил классицистской трагедии. Привлеченный кардиналом Мазарини к работе в придворном театре, где работал знаменитый театральный декоратор Торелли, Корнель создает гибридный, феерический жанр «обстановочной трагедии» (tragédie à machines), имевший целью, по его собственным словам, «удовлетворить зрение блеском и разнообразием спектакля, а не тронуть ум силой рассуждения или сердце тонкостью чувств». Образцами такого жанра, «созданного только для глаз» (по выражению Корнеля), явились мифологические пьесы «Андромеда» (1650), «Золотое руно» (1660) и «Психея», написанная Корнелем в сотрудничестве с Мольером (1671).


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 29; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!