Теория элементарного образования по И.Г. Песталоцци



Лекция 5

Тема: « Развитие образования и педагогической мысли в Европе конца XVIII –до 90-хгг. XIX в.»

Цель: формирование навыков о развитии образования и педагогической мысли в Европе конца XVIII-до 90-хгг. XIXв;

развитие критического мышления, групповой самоорганизации, умения вести диалог;

воспитание у обучающихся средствами урока уверенности в своих силах, сознательного и серьёзного отношения обучающихся к учебной дисциплине, убеждая их в том, что полученные знания пригодятся им в будущей деятельности.

Литература

1. Гегель Г. В. Ф. Речи директора гимназии. // Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: В 2-х тт. Т. 1. М ., 1970.

2. Гончаров Л. Н. Школа и педагогика США до второй мировой войны. Гл. 2. М ., 1972.

3. Джуринский А. Н. Зарубежная школа: история и современность. Гл. II . М., 1992.

4. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.,1956.

5. Кант И., .. О педагогике // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980.

6. Парижская коммуна в борьбе за демократизацию школы. М.,1958.

7. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х тт. М., 1981.

8. Пискунов А. И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике XVIII — XX вв. Гл. III — IV . М.,1976.

9. Фру мое С. А. Борьба за демократизацию французской школы в период революции 1848 г . // Известия АПН РСФСР. Вып. 105. М ., 1959.

10. Фрумое С. А. Французская школа и борьба за ее демократизацию. 1850—1870. М., 1960.

11. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Разд. IV . М., 1981.

12. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.gumer.info/

План лекции

1. Педагогическая теория элементарного образования и трудового воспитания И.Г. Песталоцци.

2. Психолого-педагогические взгляды и деятельность И.Ф. Гербарта.

3. Дидактика развивающего и воспитывающего обучения А. Дистервега.

 

Педагогическая теория элементарного образования и трудового воспитания И.Г. Песталоцци.

«Избавитель бедных. Народный проповедник. Отец сирот. Основатель народной школы. Воспитатель человечества. Человек Гражданин. Все для других. Для себя ничего». Эта надпись на надгробном памятнике И.Г. Песталоцци, сделанная его современниками, помогает сегодня понять духовные основы жизненного подвига великого швейцарского педагога, оценить уникальность его вклада в европейский историко-педагогический процесс.

Гуманист и демократ Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827) еще со студенческой скамьи принимает решение служить и помогать своему народу. С юных лет он проникся лекциями прогрессивных профессоров, которые внушали слушателям патриотические идеи и развивавшие мысли о воспитании как основном средстве переустройства общества. Изучал труды французских просветителей, особенно выделял философско-политические идеи Ж.Ж. Руссо и Дж. Локка.

Также повлияла на формирование мировоззрения Песталоцци христианская антропология. В соответствии с христианской традицией, Песталоцци «возвышает» человека и вместе с тем далек от идеализации человеческой природы. «Истинно человеческое», отличающее человека от других живых существ: «ум, сердце, рука» - вызревает в борении с «животным началом». Воспитание призвано помочь этому естественному процессу – «подчинить притязания нашей животной природы нашему духу» - писал И.Г. Песталоцци.

Мысли о бедственном положении народа не покидали его в течение всей жизни. Он признавался в одном из своих произведений: «Я пристрастен в пользу народа, всем сердцем стою за права народа и лелею надежду, что народ не вечно будет в подчинении». Всю свою жизнь он посвятил делу народного образования.

В 1769 г., имея незаконченное высшее образование и некоторый общественно-политический опыт, Песталоцци начинает социальный эксперимент. В купленном на занятые деньги поместье Нейгоф он пытается организовать показательную ферму с тем, чтобы научить местных крестьян рационально вести свое хозяйство. Однако вскоре разоряется.

В 1775 г., он предпринимает новую попытку оказания помощи народу: в Нейгофе открывает приют для сирот и беспризорных детей «Учреждение для бедных». Приют, по его мысли, должен был содержаться за счет заработанных детьми средств, летом в поле, зимой на ткацких станках. Он также обучает детей письму, чтению, счету. Тем самым Песталоцци, одним из первых, стремился осуществить соединение обучения с производительным трудом.

Через некоторое время педагогически запущенные дети, стали неузнаваемы в физическом, интеллектуальном и моральном развитии. Однако приют не смог себя окупить за счет детского труда, а личных средств хватило лишь до 1780 г. С этого момента наступает 18-ти летний период вынужденного перерыва, заполненный литературной деятельностью и практическим подтверждением своих художественно-педагогических идей.

Песталоцци автор многих педагогических трудов, которые принесли ему мировую известность и признание, - «Лингардт и Гертруда» (1781 – 1787), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Лебединая песня» (1826).

В социально-педагогическом романе «Лингард и Гертруда» автор развивает свои мысли об улучшении крестьянской жизни посредством разумных методов ведения хозяйства и правильного воспитания детей.

Сюжет популярного четырехтомного произведения был предельно прост. Действия романа разворачиваются в обыкновенной деревне, где глава деревни – трактирщик, пастор, помещик и местный учитель были людьми невежественными и мало интересующими жизнью крестьян. Но сменившие их молодой помещик, новые пастор и учитель перестраивают жизнь в деревне. Простая крестьянская женщина – Гертруда, благодаря своему трудолюбию, рассудительности, настойчивости и терпению сама занимается воспитанием своих детей и спасает своего мужа от пьянства и лени. Постепенно в круг влияния новых идей вовлекаются соседи, и таким образом происходит преображение целой деревни.

Идеи этого романа были созвучны настроениям передовых общественных сил того времени. В романе он стремился раскрыть основания народной педагогики, которые усматривал в народном языке, в религии, в традициях семейного воспитания, в укладе народной жизни, то есть в той среде, где живет ребенок. Законодательное собрание революционной Франции удостоило Иоганна Песталоцци звания почетного гражданина республики в числе 18 иностранцев.

Произошедшая в 1798 г. буржуазная революция в Швейцарии побудила педагога к более активной деятельности. По заданию правительства он организует в городе Станце приют для детей-сирот, где начинает опыты упрощенного обучения, направленные на использование таких методов, с помощью которых каждая мать легко могла бы обучать своих детей.

Затеи создает институт (интернат) в Бургдорфе, который в связи с резко изменившейся политической ситуацией вынужден был переехать в Ивердон, французскую часть страны. Ивердонский институт, состоящий из средней школы и учреждения для подготовки учителей, просуществовал с 1805 по 1825 г. и приобрел мировую известность. Помимо швейцарцев здесь учились молодые люди из Германии, России, Англии, Франции, Италии, Испании и других стран. Его посещали ученые, писатели, выдающиеся деятели современности. Но успех не радовал Песталоцци, потому что теперь его знания, опыт использовались не для народных масс. Контингент института в основном составляли дети аристократов, помещиков и других зажиточных слоев общества.

В 1825 г. разочарованный Песталоцци возвращается в Нейгоф, где полвека назад начиналась его педагогическая деятельность. Здесь он пишет последнюю работу под символическим названием «Лебединая песня» (1826) - итог многолетних педагогических исканий такого природосообразного метода воспитания, который бы способствовал развитию умственных, физических и нравственных сил каждого человека в их полном объеме. Произведение состоит из двух частей: в одной раскрывается сущность идеи элементарного образования – развивающего школьного обучения, а в другой делается попытка установить причины, по которым ему не удалось полностью ее осуществить.

Скончался И.Г. Песталоцци в 1827 г.

Избавление социального неравенства педагог видел не в революционном изменении общественных отношений, а в правильной организации общественного воспитания. Он считал, что воспитание должно дать детям из народа трудовую подготовку, развить духовные силы, что в дальнейшем избавит их нужды.

Важнейшая цель воспитания Песталоцци – развитие природных способностей человека. При этом педагог выдвинул и отстаивал идею саморазвития природных сил. Он писал: «Глаз хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить и рука – хватать, но также и сердце хочет верить и любить, ум хочет мыслить».

Песталоцци одним из первых поставил задачу психологизации обучения, в основу которого положена наглядность и учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Процесс обучения, должен быть направлен не столько на накопление знаний, а на развитие умственных способностей ребенка.

Песталоцци разработал теорию элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить к все более сложному.

Свою теорию формирования личности Песталоцци назвал элементарной по двум причинам. Во-первых, при осуществлении природосообразного развития всегда следует исходить из первоначальных основ образования, его простейших элементов. Усваивая простейшие элементы всякого знания о вещах и предметах, человек познает мир. Эти элементы – исходные для любого обучения: число, форма, слово. В первоначальном обучении числу соответствует счет (единица), форме соответствует измерение (прямая линия), слову – речь (звук). Таким образом, первоначальное элементарное обучение означало умение измерять, считать и владеть речью.

Во-вторых, теория называлась элементарной потому, что методика обучения излагалась в простой и доступной форме, что ею могла овладеть любая мать, даже простая крестьянка.

Теория элементарного образования по И.Г. Песталоцци


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!