Национальная специфика семейного досуга

ЛЕКЦИЯ №2 ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА

План

2.1. Основы этнопедагогики и этнопсихологии.

2.2. Национальная специфика семейного досуга.

2.1. Основы этнопедагогики и этнопсихологии

«Своим долголетием я обязан спорту. Я им никогда не занимался». Уинстон Черчиль

Этнопедагогику можно представить, как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика касается, прежде всего, вопросов традиционного воспитания, обеспечивающих формирование личности в рамках общества. Не переоценивая значимость воспитания, следует сказать, что это один из фундаментальных факторов воспроизводства общества и культуры, поскольку от воспитания зависят не только личные отношения между людьми, но и вся ориентация деятельности человека в обществе: его ценностные ориентации, склонности, тип поведения и т.п. Следует рассмотреть процесс воспитания и факторы, играющие роль в эффективности или неэффективности воспитания.

В процессе воспитания можно условно выделить две взаимосвязанные, но не сводящиеся друг к другу стороны. Во-первых, это трансляция культурных идеалов, ценностей, норм и усвоение их личностью, в результате чего культурные идеалы становятся основой для моделей поведения личности, определяя ее взаимодействие с людьми и деятельность в рамках общества.

Кратко эту сторону можно обозначить как инкультурацию. Во-вторых, это инкорпорирование данной личности в социальные общности и группы, освоение социальных практик, т. е. социализация, определяющая реальный социальный опыт личности, в котором воспринимаются, усваиваются и воплощаются регулирующие социальные отношения культурные идеалы, ценности и нормы. Очевидно, что оторвать друг от друга и противопоставить друг другу эти стороны одного процесса невозможно: усвоение культурных идеалов преследует цель воплощение их на практике, а освоение социальных практик предполагает определенные ценностные ориентации. Можно сказать, что усвоение культурных идеалов происходит в процессе освоения социальных практик, и наоборот. Здесь пока важно отметить, что эффективность воспитания зависит от того, насколько согласованы и связаны друг с другом эти две стороны, т.е. являются ли идеалы и ценности, транслируемые культурой, реально регулирующими социальные отношения, или нет. Если такое согласование нарушено, встает вопрос, какую ориентацию выберет личность: ту, что транслируется культурой, или ту, что реально присутствует на практике. Причем, есть отрицательные следствия и того, и другого выбора, но необходимо отметить, что в любом случае реальный строй личности, а значит, и ее поведение, гармоничными не будут, поскольку в ней будут сталкиваться фрагменты разных ориентаций, взаимно ослабляя друг друга.

Следовательно, можно сказать, что эффективность воспитания личности в рамках культуры (а именно эту цель преследует этнопедагогика) определяется тем, насколько полно и адекватно:

а) переданы идеалы культуры (и соответствующий им культурный комплекс),

б) осознаны идеалы культуры и социальная практика самим воспитуемым.

Первые два момента разъяснять надобности нет, третий же нуждается в некотором уточнении. Для того, чтобы личность усвоила идеалы культуры важно не только передать их в виде того или иного текста, необходимо, чтобы,

а) личность из передаваемого восприняла максимально возможный объем смысла,

б) раскрыла его для себя так, чтобы личная интерпретация была адекватна смыслу идеала (в крайнем случае, не противоречила ему),

в) связала вновь воспринятый смысл с той смысловой картиной, что уже сформировалась у нее ранее. В противном случае, очевидно, что передаваемый смысл просто потеряется для личности, а в воспроизводимые словами культурные штампы будут вкладываться смыслы, сформированные самой личностью - а значит, далеко не факт, что соответствующие культуре. Аналогично и с социальной практикой - она данной личности дана в любом случае в виде достаточно отрывочных эпизодах, цель, логика и значение которых далеко не очевидны (на это накладывается еще и комплекс личных отношений, но о нем позже).

Соответственно, чтобы правильно осознать эту практику, сделать вывод и усвоить нормы, ее регламентирующие (что, собственно, и будет говорить об успехе воспитания), личность должна совершать определенную мыслительную работу, ориентироваться на определенные стереотипы и т. п. В противном случае связной модели поведения просто не сложиться, а все поступки будут носить чисто ситуативный и хаотический характер.

Таким образом, этнопедагогика должна возможно более успешно решать оба комплекса проблем, хотя это уже зависит не столько от нее, сколько от других условий.

Процесс воспитания не существует как-то отдельно от остального общества, поэтому надо рассмотреть социокультурные условия, в которых он протекает и оценить, какое последние оказывают на него влияние. В общем виде можно выделить основную среду, в которой происходит воспитание: это совокупность малых социальных общностей, в которые включена воспитываемая личность: семья, соседи, друзья, учебный класс и т. п.

Все они в совокупности непосредственно определяют реальный социальный опыт воспитуемого, через который раскрываются действующие социальные нормы, в свою очередь, являющиеся аспектами культурных идеалов. Таким образом, в совокупности малых социальных общностей основным воспитательным фактором выступает социальный опыт, освоение социальных практик, и в них же непосредственно происходит воплощение личных моделей поведения, ценностных ориентаций и т. п., т. е. проверка результатов воспитания. Соответственно, эта среда выступает критически важной для воспитания личности и оценки успешности или неуспешности воспитания.

Однако нельзя не учитывать и воспитывающее влияние больших социальных общностей, в которые входит воспитуемая личность - территориальных, профессиональных, стратовых, субкультурных, этнических, религиозных и т. п. вплоть до политических. Такие общности конституированы прежде всего идеалами, нормами отношений, ценностями, социальными функциями, условиями жизни, т.к. представляют собой тот социокультурный большой мир, к которому адаптируется воспитуемая личность. Поскольку большие социальные общности не предполагают постоянных непосредственных контактов своих членов (это характеристика малых общностей), они представлены данной личности как система определенных стереотипов, образцов и т.п., т.е., собственно, в виде культурных идеалов, ценностей, норм и т.д., которыми конституированы. Соответственно, большие социальные общности являются прежде всего источниками и трансляторами культурного комплекса, в рамках которого происходит формирование личности. Причем, трансляция эта идет по двум основным каналам - через циркулирующую в обществе социальную информацию (сейчас, например, СМИ и Интернет) и через влияние, которое они оказывают на малые социальные общности.

Таким образом, можно сказать, что большие социальные общности выступают носителями и источниками нормативной культуры, эталонов ее идеалов, ценностей, норм и, разумеется, образцов практики, через которые формируется представление о нормах, определяющих реальную практику личности, и вследствие этого появляется влияние на непосредственную практику данной личности. Разумеется, аналогично с социализацией и инкультурацией, разделять влияние малых и больших социальных общностей нельзя. Скорее это разделение подчеркивает, какой процесс - инкулыурация (для больших общностей) или социализация (для малых) - является доминирующим по воздействию на воспитание личности. В целом же, можно сказать, что малые общности выступают вариациями больших, а большие - эталоном для малых, и вместе они составляют единый иерархичный комплекс и взаимно определяют друг друга, выступая, своего рода, «полными условиями» воспитания и существования личности.

Однако влияние различных общностей на формирование личности далеко не равнозначно: в рамках общей иерархии есть общности, оказывающее большее влияние, и наоборот, общности, оказывающее влияние меньшее. Представляется, что критерием оценки степени этого влияния выступает идентичность, т.е. отождествление данной личности с какой-то общностью или общностями. Поскольку последние конституированы либо специфическими формами практики (малые общности), либо специфическими идеалами, соотнесение личности с данной общностью, по сути, означает соотнесение личности с идеалами и практиками, конституирующими их. Иными словами, идеалы и практики общностей, с которыми идентифицирует себя личность, доминируют в ее ценностных ориентациях.

Теперь следует обратиться к другой стороне воспитания - проблеме усвоения идеалов и рассмотреть, что оказывает влияние на нее. В целом, можно сказать, что усвоение идеалов культуры и социальных практик зависит от системы авторитетов, складывающейся у данной личности, т. е. от системы значимых для нее образцов воплощения идеалов в практику. Как правило, авторитеты персонифицированы в виде каких-то членов малых общностей (например, родственник, сосед и т. п.) или относительно абстрактных исторических (и даже, учитывая роль религии, искусства, мифа, «выдуманных») персонажей (герой, персонаж, историческая фигура и т. п.). Выделение авторитета в целом происходит по двум основным критериям: реализуемая ими социальная практика (или, в случае абстрактного персонажа, представление об этой практике; геройский поступок, праведная жизнь, великое свершение и т. п.), имеющая какое-то серьезное для личности значение, а также комплекс воплощаемых авторитетом и его практикой идеалов, ценностей, норм и качеств личности (доблесть, ум, порядочность и т. п.).

Поскольку такой авторитет выступает либо элементом культуры, либо элементом социального окружения, их система представляет собой для данной личности именно единство культуры и практики, а принятие или отторжение влияет (и, вероятно, определяет) на принятие или отторжение соответствующих практик и идеалов, т. е. на ценностные и практические ориентации личности. В связи с последним разделением принятия или отторжения уместно будет сделать одно замечание. Авторитеты далеко не обязательно представляют собой чисто «положительный пример», это именно определенный значимый фактор, значимое воплощение идеалов культуры в социальных практиках, в максимально «чистом» виде. Соответственно, поскольку есть положительные и отрицательные идеалы культуры, положительные и отрицательные социальные практики, есть и положительные или отрицательные авторитеты, наиболее им соответствующие. Положительные авторитеты выступают источниками идеалов и практик, воспринимаемых как должные, правильные, хорошие, а, следовательно, нужно и стоит придерживаться. Отрицательные авторитеты выступают источниками недолжного, неправильного, плохого, следовательно, фиксируемые ими идеалы и практики отвергаются. Таким образом, существующие в рамках культуры и малой социальной общности авторитеты задают «поле выбора» для данной личности, а личный выбор авторитетов представляет собой вариацию такой, существующей в общностях и обществе в целом, системы авторитетов.

Отдельно стоит упомянуть, что фактором, могущим существенно (вплоть до полной переориентации) повлиять на личный выбор авторитетов, выступает относительная частота и степень глубины воспроизводства идеалов, практик и авторитетов, конституирующих данную общность. Первое, частота воспроизводства определяет, насколько в реальной практике и социальной информации представлены идеалы, практики и авторитеты, и, если они представлены недостаточно, их влияние резко падает. Второе, глубина воспроизводства, определяет, в какой степени и насколько адекватно в представленных авторитетах и практиках выражены идеалы культуры, в какой степени они раскрывают последние, и, если этого недостаточно, резко ослабляется эталонное, нормативное и смысловое содержание культуры.

Подводя определенный итог, можно кратко сформулировать, от каких социокультурных факторов зависит успешность воспитание личности, а значит, эффективность применения методик воспитания. Критерием общей оценки эффективности воспитания, разумеется, выступает степень воплощения культурных идеалов в социальной практике. Условиями, влияющими на эффективность восприятия идеалов культуры, выступают:

а) идентичность; если идентичность ярко выражена и значима, значит, существуют соответствующие ценностные ориентации, и наоборот, если ярко выраженной идентичности нет, скорее всего, нет и ярко выраженных ценностных ориентаций, т. е. личность является маргинальной, а ее практика, скорее всего, будет носить хаотический или конформистский характер.

б) согласованность иерархии идентичностей; поскольку личность так или иначе идентифицирует себя со всеми актуальными общностями, в которые она входит, она в меру этого воспринимает и воплощает соответствующие им системы идеалов и ценностей, следовательно, если нет одной или нескольких доминирующих идентичностей, или если сами идентичности противоречат друг другу, ценностные ориентации и социальные практики входят в противоречия друг с другом, т.е. хаотизируются.

в) согласованность идеалов и практик в общностях; это условие отмечалось выше и особого пояснения не требует, стоит лишь указать, что воспитание здесь выступает лишь одним из факторов, хотя и достаточно важным, и задача его - максимально эффективно выполнять свой круг задач, т. е. воспитывать людей.

г) согласованность иерархии общностей; это условие также выходит за рамки собственно воспитания, оно зависит от деятельности интеллигенции общества, идеологии, государственной политики и т. п., однако, если не учитывать этот момент, то, в случае рассогласования иерархии общностей, положительный в целом процесс воспитания может привести к усугублению проблем; в целом, это можно концептуализировать как ответственность воспитателей.

Таким образом, одной из основных задач воспитания (наряду с непосредственно трансляцией идеалов культуры и закрепления их в практике) можно определить формирование идентичности у членов общества в рамках существующей культуры и иерархии общностей, и прежде всего, формирование основной, связывающей все общности и субкультуры.

Этнопсихология и этнопедагогика в этом смысле, выступают основой системы воспитания личности.

Национальная специфика семейного досуга

Особая роль в реализации педагогической функции семьи принадлежит совместной досуговой деятельности, которая представляет собой часть свободного времени, используемую для общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной активности, способствующей сохранению, восстановлению и развитию физического и духовного здоровья человека, его интеллектуальному совершенству.

Исторический опыт становления и развития народного творчества, культурно-бытовых, трудовых праздников и обычаев русского народа подтверждает, что семейные кулыурно-художественные традиции были основным средством передачи социального опыта новым поколениям, способом формирования нравственной и эстетический культуры в конкретной общности. Эти традиции гармонично регулировали отношения поколений и разных социальных групп, стимулировали многогранное самодеятельное творчество населения. Поэтому сегодня, когда в очередной раз покачнулись житейские устои и критерии нравственности, актуализировалась проблема восстановления во многом утраченной системы национальных праздников, обрядности, традиционных форм отдыха и развлечений. Культурно-досуговая сфера становится реальным ресурсом в деле возрождения народного искусства, фольклора, семейного творчества, народных ремесел и других видов национальной культуры. Сохранение традиций народной культуры формирует в людях чувство принадлежности к своему народу, способствует сохранению нравственных норм и ценностей, выработанных предшествующими поколениями. Этот процесс естественным путем отражается на укреплении супружеских и детско-родительских отношений, способствует снятию внутрисемейных противоречий и напряжений, формирует гуманистические традиции, которые становятся нормой поведения и деятельности каждого члена семьи.

Досуг наиболее полно реализует две социально-значимых функции - рекреативную (или восстановительную) и духовного развития человека, формирования его личности. Организация досуга - одна из значимых функций семьи. Эффективность ее реализации определяется, во-первых, наличием и постоянным увеличением свободного времени, во-вторых, дальнейшим развитием современной индустрии досуга, в-третьих, умелым и продуманным выбором средств и форм использования свободного времени.

Семейный досуг - это часть свободного времени, которая предполагает добровольное и совместное участие членов семьи в разнообразных видах как активной, так и пассивной деятельности, способствующей сплочению семейного коллектива, направленная на развитие личности, восстановление психических и физических сил, а также на формирование родительских и супружеских отношений, на генерацию, хранение и развитие нравственных и культурных ценностей, норм, образцов поведения членов семьи.

Особую роль в современном досуге играет искусство, ставшее тем инструментом, который позволяет усовершенствовать процесс формирования человека, особенно в плане целостного развития личности. Искусство - одна из форм познания окружающей действительности и ее отражения - представляет важную часть духовного мира человека. Надо сказать, что именно недооценка, а часто и прямое отрицание роли искусства в жизни человека влечет за собой и непонимание его воспитательного значения. Любое искусство, независимо от вида и жанра, оказывает на человека определенное влияние, и воздействие — это универсально: оно воспитывает его вкус, формирует духовные потребности, мотивы деятельности, побуждает к творчеству, развивает культуру поведения.

Люди редко обходятся в своей жизни без искусства вообще. Вопрос заключается в том, какую часть искусства человек включает в свою жизнь, а от какой отказывается, какое влияние оказывает воспринятое им искусство на формирование его духовного мира. Есть искусство «развлекательное», жизненный смысл и назначение которого заключается в том, чтобы развлекать человека, украшать его отдых. Но высшее предназначение всякого истинного искусства намного шире. Оно состоит в том, чтобы обогащать духовный мир человека, делать человека умнее, лучше, сильнее.

Анализ актуальных проблем формирования культуры семейного досуга, обнаружил неумение, неспособность членов семьи рационально организовывать свое свободное время. Открытия в области науки и техники дают возможность современным семьям усовершенствовать свой быт, повысить оснащенность различными предметами культурного назначения (радио, телевизоры, звукозаписывающие устройства, фото- и видеокамеры и т. д.). Но вместе с тем, возникает проблема разумного, рационального использования этой материальной базы. Мало иметь в доме пианино, нужно уметь играть на нем, надо не слушать музыку, а слышать ее.

С внедрением новых средств связи открываются принципиально новые информационные возможности, компьютерные сети, которые существенно меняют содержание досуга.

Сегодня телевизор и интернет - неотъемлемые атрибуты досуга любой семьи. Внимательные родители не могут не видеть, что телевизор и планшет «съедает» часть времени, отведенного на сон, занимает часы, которые ребенок с большей для себя пользой мог бы провести в движении. Причин тому множество. Многие подростки заведомо предпочитают пассивный досуг, не приучены мыслить и действовать самостоятельно. Им требуется «поводырь» в образовавшемся пустом пространстве досуга. И здесь ничего нет проще и удобнее телевизора. Но, к сожалению, у современных подростков наблюдается низкий уровень культуры пользования телевидением.

Сегодня необходимо сформировать избирательное отношение к телевидению, потребность рационально использовать информацию, привить вкус к подлинной телевизионной эстетике.

Не менее остро стоит проблема чтения. Наличие книг в доме - еще не значит, что сформирована культура чтения. Уровень читательской культуры у значительной части, как детей, так и взрослых весьма далек от желаемого.

Для семейного досуга очень важно, чтобы любое занятие в его сфере было рациональным с точки зрения отдыха и в то же время интересно и достаточно ценно в социально-педагогическом отношении. В активных интересных занятиях и дети, и родители быстрее и полнее отдыхают, испытывая положительные эмоции, возникающие в результате самовыражения и удовлетворения духовных потребностей.

Рациональное использование свободного времени для воспитания детей и организации досуга становится важной социальной функцией современной семьи. Поэтому первостепенное значение приобретают устранение элементов стихийности в досуге семьи, неуклонное повышение его культуры, ориентация на активные формы использования свободного времени. Сегодня необходимо уделить особое внимание педагогике досуга, ориентированной на формирование досуговой квалификации, на выработку системы установок, умении и навыков рационального времяпрепровождения.

Формирование духовной культуры личности в России всегда рассматривалось через чтение, книгу. Русская историческая традиция семейных чтений показывает, как велика была у народа тяга к духовному совершенству. Книга служила не только источником информации, но и пищей для души, сердца, объединяла людей, воспитывала культуру общения, являлась носителем нравственных и духовных ценностей. Семья - это особый социальный институт, вводящий ребенка в мир культуры, в том числе и читательской. Именно в семье формируется интерес к книге, здесь пробуждается и развивается его читательская индивидуальность, формируются его запросы и, в конечном итоге, его литературные интересы, что, безусловно, не может не отразиться на процессе формирования его духовной сферы. Замечено, что интерес к чтению у ребенка появляется только в том случае, если читают его родители. Поэтому нельзя недооценивать потенциал культуры чтения в практике семейного воспитания и социализации личности.

Выводы: Досуг наиболее полно реализует две социально-значимых функции - рекреативную (или восстановительную) и духовного развития человека, формирования его личности. Организация досуга - одна из значимых функций семьи.

Вопросы для самопроверки

1. Основы этнопедагогики и этнопсихологии.

2. Национальная специфика семейного досуга.

3. Основные формы проведения семейного досуга на Северном Кавказе.

Литература

1.    Пасечный С. П. На туристкой тропе [Текст] / С. П. Пасечный - М., 2010.-121 с.

2.    Поломис К. Дети на отдыхе [Текст] / К. Поломис. - М., 2015.-162 с.

3.    ЩурковаН. Е. Классное руководство: игровые методики [Текст] / Н. Е. Щуркова. - М., 2014. - 112 с.

4.    Методика и технологии работы социального педагога[Текст] - М.: Академия, 2012. - 231 с.


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!