Коллекционирование и организация домашнего музея

ЛЕКЦИЯ №4 . МУЗЕЙНО-ЭКСКУРСИОИНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

План

4.1. Музей, его виды и функцию.

4.2. Коллекционирование и организация домашнего музея.

4.1.      Музей, его виды и функции

В повседневном представлении музей - это некое учреждение, в котором хранятся и экспонируются редкие и уникальные предметы (разной тематики - от картин и произведений искусства или археологических артефактов до экспонатов, касающихся узко региональной направленности или узкого исторического отрезка времени). Также у каждого человека имеется свое представление об определенной музейной среде, обстановке, о том, что неотъемлемой частью музея являются экскурсоводы, смотрители, тишина, витрины, приглушенный свет...

Сразу отметим, что такое представление уже давно устарело, особенно это касается зарубежных музеев.

Во-первых, музей - это необязательно учреждение, то есть конкретное здание с конкретными экспонатами. Давно уже получили распространение виртуальные музеи, часто не связанные с каким-либо материальным объектом или памятником, а если и основывающиеся на экспозиции конкретного музея, то имеющие вариативные возможности ее представления публике. Виртуальные музеи представляют собой удачный пример применения Интернет-технологий для решения проблем хранения, безопасности и быстрого доступа к экспонатам. Первые вебсайт-музеи стали появляться в Интернете в начале 1990-х гг. Сначала «виртуальные музеи были сайтами реальных музеев, но вскоре стали появляться и персональные вебсайт-музеи. Логика проста: если дом может стать дом-музеем, то домашняя страница может стать страницей-музеем». Наиболее удачный пример виртуального музея, на основе реально существующего - Государственный Эрмитаж.

Также одной из форм бытования музея вне стен учреждения - это музеи под открытым небом, в основе которых - не традиционная коллекция предметов, а архитектурные, историко-культурные, археологические памятники, представленные в своем естественном природном окружении.

В повседневном общении часто используются как равнозначные понятия «музей под открытым небом» и музей-заповедник. На территории нашего города таковым является Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве, в состав которого входит крупнейший археологический памятник Предкавказья - Татарское городище.

Во-вторых, в музее не только хранятся и экспонируются редкие экспонаты. О функциях, предназначении музея мы поговорим позже. Но сразу определимся с тем, что экспонаты не только хранятся и показываются публике, но и изучаются, описываются, реставрируются (то есть, с ними ведется научная работа), популяризируются и т. д.

В-третьих, музейные экспонаты в своей основе, действительно, редкие и уникальные предметы, несущие важную информацию о своем создателе или об эпохе, в которую были созданы. Но отношение к ценности экспонатов варьируется как в среде профессионалов, так и среди музейной публики. Такие шедевры, как «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, или археологический источник огромной ценности («скифское золото», например), не вызывают сомнения совей «эксклюзивности». Но также музейные экспозиции собираются из предметов, которые могут и не представлять общечеловеческой ценности, но являться ценностью для какой-либо группы людей или для одного человека, а для других представлять чисто познавательный интерес (например, Музей «Тульские самовары» или Музей «Мир шкатулок» в Ставрополе - единственные и уникальные в своем роде).

Также возникли музеи, экспонирующие, главным образом, не подлинники, а их воспроизведения. Например, музейно-выставочный комплекс (интерактивный исторический парк, как его еще называют) «Россия - моя история» - это не традиционный музей в обычном его понимании. Сеть таких экспозиционных площадок раскинулась по всей России и сейчас охватывает более пятнадцати городов1. Внутри этого исторического парка нет ни одного реального экспоната - все артефакты оцифрованы и демонстрируются на специальных экранах и в сенсорных киосках.

Что касается особой «музейной» обстановки, то в последние годы это понятие тоже претерпело изменения. Наличие экскурсовода, витрин и тишины - совершенно необязательно! Опять же, музейно-выставочный комплекс «Россия - моя история», где для получения более подробной информации посетители могут использовать QR-коды, размещенные под портретами знаменитых людей, витрин, собственно, тоже нет, как и оригиналов экспонируемых предметов.

Современные музеи обязаны учитывать в своей деятельности то, что их посетителями все чаще становятся люди с ограниченными возможностями здоровья. Для них разрабатывается так называемая «безбарьерная среда». Донесение информации до таких людей с помощью специальных средств - новое направление в музейной деятельности. Для людей с ограничениями в зрении предлагаются копии таких предметов, как скульптуры или посуда, утварь и т.д., для того, чтобы они смогли потрогать их, а информация представлена с помощью шрифта Брайля на специальных табличках. Поэтому мы не можем говорить о закрытых витринах и традиционных надписях: «Руками не трогать!» в музеях, позиционирующих себя как современные и доступные «центры культуры и коммуникации».

Исходя из всего вышесказанного, попробуем сформулировать понятие «музей» (несмотря на то, что вариантов этого понятия достаточно много).

В 1946 году была создана международная организация ICOM (ИКОМ - Международный совет музеев), которая выработала общепринятое в мировой музейной практике определение (включенное в Устав в 1974 и редактированное в 1995 году): музей - это постоянное некоммерческое учреждение, находящееся на службе общества и его развития и открытое для людей, оно приобретает, сохраняет, изучает, популяризирует и экспонирует в образовательных, просветительных и развлекательных целях материальные свидетельства человека и окружающей его среды1.

Поскольку это определение достаточно широкое, многие музееведы считают необходимым внести некоторые пояснения. Тамара Юрьевна Юренева в своем учебнике задается вопросами, «можно ли считать музеями ботанические сады и зоопарки? Можно ли считать музеем планетарий? У него ведь нет собственной коллекции». И действительно, если принимать широкое понимание понятия музей, то исторические и природные достопримечательности и памятники, ботанические сады и планетарии, музеи науки и т.д. можно отнести к музеям. То есть, в сферу интересов музея входит все культурное, природное и социальное окружение человека. Если же придерживаться традиционного понимания музея, то музеями можно считать только те учреждения, которые основывают свою деятельность на традиционных типах исторических или художественных коллекций.

В нашей стране долгое время шел поиск собственного определения музея, поскольку советский музей - это, действительно, уникальный феномен, развивавшийся в других направлениях, нежели зарубежные музеи. Во времена Советского Союза, в 1950-е годы четкого определения музея не было, но в одном из первых учебников по музееведению указано направление деятельности работы: «Музей - это научное учреждение, особый вид научно-просветительных учреждений. В Советском государстве музеи являются основными - государственными хранилищами памятников культуры - предметов уникальных, редких, своего времени и места; в музеях также хранятся образцы естественных богатств нашей страны и другие предметы, в которых находит отражение история природы. По содержанию своей деятельности советские музеи являются одновременно научно-исследовательскими и научно-просветительными учреждениями».

Уже в конце 1980-х гг. признанный советский историк, музеевед, на авторитет которого ссылаются все последующие российские музееведы, Авраам Моисеевич Разгон, дает уже более системное и комплексное определение музея как «исторически обусловленного многофункционального института социальной информации, предназначенного для сохранения кулыурно-исторических и естественно-научных ценностей, накопления и распространения информации посредством музейных предметов».

И, что касается современного документального, юридического закрепления определения «музей», то в Федеральном законе «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996) музей определен как «некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации». В этом же законе расшифровано, что имеется в виду под музейными предметами, коллекциями, ценностями, Музейным фондом РФ и т.д.

В любом случае, определений музея, как уже было отмечено, много и приводить их все в данном разделе нет смысла, поэтому разберемся, зачем человеку и обществу нужен музей.

В основе музейных фондов и экспозиций лежат музейные предметы, объединенные в коллекции. Вообще, феномен коллекционирования (к которому мы обратимся позже) существовал с древних времен, но только недавно стал глубоко изучаться психологами и другими учеными. Археологи обнаружили остатки коллекций предметов религиозного культа эпохи неолита на островах Океании и в Африке. Известны так называемые «медвежьи пещеры» на Урале, где были сложены кости тотемного животного - медведя, причем черепа и другие раздельно. Начиная со «II тысячелетия до н. э. в Уре и других городах Двуречья писцы собирали литературные и научные тексты, написанные клинописью на глиняных табличках. Так возникали частные и царские библиотеки, крупнейшая из которых принадлежала ассирийскому царю Ашшурбанипалу (VII в. до н. э.) и насчитывала более 30 тыс. табличек».

Но именно в античную эпоху феномен коллекционирования приобрел огромный масштаб. Знакомое всем нам слово «музей» лингвистически связан с древнегреческим «мусейон» - святилище муз, место для занятий литературой и наукой.

Первые коллекции формировались в сокровищницах древнегреческих храмов. Большей частью это были жертвоприношения, носящие благодарственный, умилостивительный или искупительный характер. Помимо «натуральных предметов это были предметы, носящие символический характер, выполненные из драгоценных металлов и камней, трофеи, полученные во время военных действий».

В Древнем Риме мусеи (или кабинеты) были местом ведения философских дискуссий, их устраивали рядом с местами погребения своих предков. Первые музейные коллекции представляли собой собрания предметов, связанных с награждением (скульптурные изображения муз, например).

Н.Ф. Федоров, российский философ, в центре учения которого стоит идея музея, и труды которого цитируют почти все российские музееведы, отмечал, что «в своем изначальном смысле и назначении храм и музей близки, почти тождественны. И храм, и музей, были первыми изображениями мира». Он же отвергает мнение о том, что музей, прежде всего - хранилище: «... если музей есть только хранилище, хотя бы даже почетное, то сдача в него, как в могилу, хотя бы и сопровождаемая художественным или ученым, т.е. мертвым, восстановлением, не может заключать в себе ничего хорошего, и в этом случае уничижительное значение, которое ему придается, имеет основание».

В эпоху Средневековья многое из античной научной мысли, традиций, представлений было предано забвению, в том числе и «мусейон». И только в эпоху Возрождения, возобновившийся интерес к Античности привел к наполнению новым смыслом былых традиций и культурных смыслов. Музеем стали называть «сначала коллекции памятников античности и произведений искусства, затем образцов мира природы и всего, что воспринималось в качестве «редкости» и «диковины». «Студии», «кабинеты» при дворцах знати становятся признаком «учености», образцом для подражания. В XVI веке впервые появляются «кунсткамеры» (самые ранние сведения восходят к 1550 г., относятся к Вене и связаны с именем императора Фердинанда I Габсбурга). С того же времени термин «музей» употребляется не только по отношению к собранию предметов, но и к помещению, в котором оно хранится и экспонируется.

Эпоха Просвещения (XVIII в.) с ее идеями «культа разума» и распространения образования среди всех людей, приносит новое понимание музея как открытого, доступного для всех желающих центра распространения знаний о природе, человеке и обществе. Именно тогда многие частные коллекции открываются для глаз широкой публики. Например, двери музея Лувра были открыты для публики 10 августа 1793 г., во время Французской Революции, а сама коллекция собиралась еще со времен короля Франциска I, интересовавшегося полотнами итальянских живописцев и Людовика XIV, добавившего к ним скульптурные произведения.

Петербургская Кунсткамера, основанная Петром I в начале XVIII в. (датой появления считается 1714 г.) создавалась на основе экспонатов из западноевропейских коллекций: кабинета Ф. Рюйша, коллекции животных, рыб, птиц и пресмыкающихся, принадлежавшие амстердамскому аптекарю Альберту Себе, естественнонаучные коллекции врача из Данцига (Гданьска) X. Готвальда. В конце века Кунсткамера была открыта для бесплатного посещения в определенные дни и часы, и желающих посетить ее было столь большое количество, что «вплоть до начала XIX в. посещаемость музея стали регулировать с помощью бесплатных билетов. Сведения о месте и времени их выдачи публиковались в «Санкт-Петербургских ведомостях».

В XIX веке количество музеев, причем крупных, постоянно росло. Лувр, Прадо, Эрмитаж, Берлинский музей, Глиптотека и Старая пинакотека в Мюнхене, Мангеймская и Дюссельдорфская галереи и другие. Историческим событием, повлиявшим на смену взглядов и приоритетов европейского общества, стали Наполеоновские войны и свержение многих правящих династий, появившиеся национально-освободительные движения. Появился интерес к возрождению именно национальных корней, традиций, искусства, «в системе ценностей европейского общества стало укореняться представление о музее как учреждении общенациональной значимости и необходимом атрибуте суверенного государства». И в России художественные собрания императоров стали доступны широкой публике, и этому способствовали Эрмитаж и Оружейная палата в Москве. Благодаря усилиям многих коллекционеров - собирателей и ценителей древних ценностей, открываются и другие музеи, например, Румянцевский музей, открытый в Петербурге в 1831 году, но из-за недостатка финансирования, по предложению его хранителя В.Ф. Одоевского, перевезенного в Москву и открытого в 1862 году.

В XIX веке началось разделение музеев по профилям. Кроме национальных музеев, о которых говорилось выше, появились самостоятельные музеи изобразительных искусств. В этой связи, нельзя не сказать о выдающихся русских коллекционерах и меценатах. В 1893 г. состоялось торжественное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых», в основу которого легли коллекции картин русских и западноевропейских художников. Коллекция импрессионистов купца И.А. Морозова стала частью Пушкинского музея, как и западноевропейская коллекция современной живописи купца С. И. Щукина .

Спокойное развитие музейного дела в России было прервано революционными событиями 1917 года. Проблема сохранения культурного наследия стояла остро, - большинство дворцов Петрограда и его окрестностей были разграблены. Музейные собрания избежали подобной участи. «25 октября (7 ноября) 1917г. Петроградский военно-революционный комитет назначил комиссарами по защите музеев и художественных коллекций Б. Д. Мандельбаума и Г. С. Ятманова, которые установили возле Русского музея охрану из солдат Павловского полка. Неприкосновенными остались и коллекции Эрмитажа, хотя Зимний дворец лишился некоторых художественно-исторических ценностей, в частности коллекции оружия и монет Александра III».

В мае 1918 г. в составе Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса) был создан специальный Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины, а в нем особое подразделение - Государственный музейный фонд. К 1923 г. в его хранилищах находились огромные ценности: около 144 тыс. предметов в Петербурге и 110 тыс. в Москве. А законодательную силу защите культурного достояния придавал Декрет СНК «О запрещении вывоза и продажи за границу предметов особого художественного и исторического значения» (19 сентября 1918 г.), а также ряд декретов, позволивших национализировать церковное имущество, собственность императорской семьи, а также многие частные коллекции (Третьяковская галерея, Художественная галерея С. И. Щукина, художественные собрания И. А. и А. В. Морозовых, И. С. Остроухова, здание и ценности Троице-Сергиевой лавры, имение Л. Н. Толстого Ясная поляна, дом Н. Г. Чернышевского в Саратове и др.

Главным предназначением музея в первые десятилетия советской власти являлось просвещение и образование народа, построение простых и доступных экспозиций, учитывая огромное количество неграмотных в нашей стране. Конечно, музейное дело, как и вся культура, во многом зависит от той политики и правителей, которые на тот или иной отрезок времени находятся «у руля». Музей в советском обществе был институтом политизированным и идеологизированным, особенно во времена правления И. В. Сталина, выполнял пропагандистские функции в большей степени, чем занимался научно-исследовательской работой. А проводившиеся в 1930-х гг. распродажи произведений искусства из музейных собраний имели катастрофические последствия для российской культуры в целом и музейной сферы в частности. Из музейного обихода изымались материалы, противоречащие политическим догмам, идеологическим шаблонам и идеализированным образам «вождей».

Вторая половина XX столетия стала временем больших концептуальных новаций в музейном мире. В предшествующее столетие музей, все - таки, носил черты «элитарности», а в начале XX века, особенно после революции, советский музей, наоборот, полностью переключился на работу с широкими слоями населения, стал доступным, но при этом утрачивались многие его неотъемлемые социальные функции.

После Второй мировой войны многие мировые музеи поставили своей целью работу по объединению изолированных друг от друга областей знаний, отдельных наук и мира искусства, с тем, чтобы преодолеть культурную разобщенность и сблизить людей и социальные группы. Так, в 1977 году в Париже появился Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду, или Центр Бобур. Основой экспозиции служат произведения современного искусства, включая работы Арпа и Уорхола. Самой яркой «звездой» этого необычного музея был и остается Пабло Пикассо. В целом, это даже не музей, а культурный центр, в котором постоянно устраиваются сменные выставки, причем, не только живописи, но и других видов искусства, включая музыку. Там есть большая библиотека с возможностью свободного доступа к книгам, компьютерам, сети Интернет; обширное собрание фильмов; помещения для детей, где можно заняться рисованием (Детская студия) и т.д. Такие центры становятся популярными во всем мире в 1980-е - 1990-е гг.

В музейном деле Советского Союза во 2-й пол. XX века также происходили собственные изменения, в целом, не ориентировавшиеся на мировой опыт, а вызванные изменениями в жизни страны в этот период. Победа в Великой Отечественной войне, тяжелые годы восстановления, преодоление «культа личности», период «оттепели» в общественно-политической и культурной жизни страны, и другие исторические события, привели к изменениям в культурной политике. Расширяется музейная сеть, складывается определенная классификация и типология советских музеев. Активно ведется работа по подготовке профессиональных кадров для музеев всех типов. Также надо отметить, что культурный уровень советского человека в 1970-х - 1980-х гг. значительно вырос благодаря переходу на десятилетнее образование и расширению сети высших учебных заведений. Это требовало более глубокого научного подхода к музейной деятельности, появлению таких отраслей как музейная педагогика, теория музейного дела. При этом музеи оставались одним из самых доступных социокультурных институтов СССР.

Ситуация изменилась в 1990-е годы, после перестройки. Сократилось число музеев (как и многих других учреждений культуры), кризисные явления затронули все сферы деятельности музеев, финансирование которых существенно сократилось, как и посещаемость. Негативные тенденции в сфере культуры продолжались до 2000-х годов. Но, с другой стороны, музееведы получили возможность обратиться к мировому опыту музейного дела. Велись «активные поиски путей обновления традиционного музея, разрабатывались инновационные программы культурно-образовательной деятельности, стало уделяться внимание особым категориям посетителей - людям с ограниченными возможностями и детям, работа с которыми требует специальных профессиональных навыков. Возникли новые типы музейных учреждений, вызванные к жизни, наряду с прочими факторами, усложнением понятия «культурное наследие», распространением его на те области и исторические периоды, по отношению к которым оно раньше не употреблялось. Осуществлялась деятельность, направленная на более глубокую интеграцию музея в современный социум».

Типологию отечественных музеев можно встретить еще в самом раннем учебнике по музееведению, изданном в Советском Союзе, «Основах советского музееведения», 1955 года издания. Там их по значимости, масштабности, разделили на центральные (мирового и всесоюзного масштаба) и сеть региональных музеев. По составу фондов и содержанию экспозиций музеи предложено было разделить на отраслевые (специализированные) и комплексные (например, краеведческие, и, в большинстве случаев - мемориальные).

В качестве примеров специализированных музеев приводились палеонтологические, геологические, биологические, ... исторические, этнографические, историко-революционные, ...музеи художественные, мемориальные и даже микробиологические музеи, экспонаты которых можно рассмотреть только с помощью различных оптических приборов.

По общественным задачам музеи предлагалось разделить на музеи открытые, общедоступные, музеи при учебных заведениях, музеи ведомственные, рассчитанные на специальный контингент посетителей.

В любом случае, современный читатель, интересующийся вопросами становления подходов к определению музея и его типологии, может отметить, что в середине XX века советское музееведение было на стадии становления (к тому же, под явным воздействием идеологического гнета), поэтому четкой систематизации музеев авторы пособия не предлагают.

Интересно, что советские музеологи сразу и на корню отказались от многих «буржуазных» теорий возникновения музея как социокультурного института и предложили понимание музея, основанное на марксистско-ленинской теории.

Музей как явление, понимался с классовой точки зрения, то есть, он был нужен именно в эту, определенную эпоху именно определенному классу общества (в эпоху Возрождения, например, буржуазии). «При таком подходе получают раскрытие исторически обусловленные различия в общественном значении и общественных функциях музеев, а также в социальном составе создателей и «потребителей» музеев».

Современная типология музеев достаточно полно раскрыта на сайте Российской музейной энциклопедии. Деление музеев происходит на разных основаниях:

-      по типу хранимого наследия: коллекционные, ансамблевые, средовые;

-      по профилю: комплексные, однопрофильные;

-      по роду деятельности и адресату: научно-исследовательские, научно-просветительские (массовые), учебные музеи, детские музеи;

-      по принадлежности (собственнику): государственные, муниципальные, ведомственные (в т. ч. университетские и школьные музеи), общественные музеи (в т. ч. школьные), корпоративные музеи, церковные музеи, частные музеи;

-      по административно - территориальной принадлежности: центральные, национальные, республиканские, краевые, областные, районные, городские, сельские;

-      по статусу: музейные объединения, головной музей, филиал, музей-заповедник, музей с собранием особо ценных объектов культуры.

Рассмотрим группу музеев по типу хранимого наследия.

С интереса человека к «диковинкам», «древностям», «редкостям», с желания их собрать и сохранить начался музей традиционного типа - коллекционный. Сейчас, в зависимости от состава коллекций эта группа музеев делится на профильные группы.

Ансамблевые музеи - музеи, деятельность которых базируется в первую очередь на ансамблях недвижимых памятников архитектуры, истории, природы (музеи-усадьбы, дома-музеи, дворцы-музеи, музеи-квартиры, музеи-монастыри и т. д.). Пример - музей-усадьба художника-академиста В. И. Смирнова с мемориалом К. JI. Хета гурова в Ставрополе (филиал Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве).

В последнее время наметилась тенденция превращения ансамблевых музеев в средовые. Средовые музеи - расширенный вариант ансамблевых музеев. Они ориентированы на восстановление «взаимосвязей между элементами среды и элементами нематериального наследия, с участием людей, населяющих территорию». Особенно это относится к экомузеям, музеям под открытым небом, живым музеям, некоторым музеям-усадьбам (Музей-заповедник «Куликово поле»).

Профильные музеи основаны на принадлежности к определенной отрасли научного знания, производственной деятельности, виду искусства.

Комплексные музеи - «многочисленная и постоянно растущая группа, к которой относится большинство краеведческих музеев, ансамблевых и средовых музеев, музеев-заповедников, экомузеев. Эти музеи совмещают признаки двух и более профилей (историко-литературные, архитектурно-художественные), а иногда и профильных групп.

В то же время, «однопрофильных» музеев существует достаточно много, например, та часть литературных музеев, которые посвящены жизни и творчеству одного писателя (поэта).

Группа музеев по роду деятельности и адресату - основана на том, с какой категорией посетителей работает музей.

Музеи научно-просветительного типа являются самой распространенной группой среди российских музеев. Их задачи связаны как с научно-исследовательской деятельностью, так и с передачей полученных в ходе этой работы знаний широкой общественности. Эти две сферы в музеях данного типа как бы уравновешены.

Музеи научно-исследовательского типа характеризуются большим вниманием и подчиненностью деятельности задачам той области знаний, с которой профильно связан музей. Например, Зоологический музей Зоологического института Российской академии наук в Санкт-Петербурге является отделом научно-исследовательского института, поэтому научные сотрудники музея выполняют те исследования, которые определены необходимостью данного института.

Учебные музеи выполняют по отношению к обществу образовательную, а часто дидактическую (обучающую) задачу. К музеям этого типа можно отнести музеи при учебных заведениях - школах, колледжах, вузах, при военных учебных заведениях, а также детские музеи. В настоящий период эти музеи переосмысляют свои возможности по отношению к аудитории.

Для примера рассмотрим музей Северо-Кавказского федерального университета - крупнейшего в регионе учебного заведения, появившегося в 2012 году в результате объединения трех вузов Ставрополья - Ставропольского государственного университета, Северо-Кавказского государственного технического университета и Пятигорского государственного гуманитарно-технического университета.

Музей истории Северо-Кавказского федерального университета был открыт в 2017 г. в рамках празднования пятилетнего юбилея университета. В музее представлены достижения ученых, научных школ университета, приоритетных научных направлений. Экспонатами являются книги, дипломы, грамоты, медали, кубки, образцы научных разработок. Так, интерес представляет магнитная жидкость на металлической подставке. Под воздействием магнитного поля эта жидкость принимает вид «цветка Розенцвейга» или, как кому-то кажется, становится похожей на ежа. Интересны разработки ученых Инженерного института, предоставивших в музей образцы асфальтобетона, который уже применяют при укладке дорог.

Особый интерес представляет историческая часть музея, так как в витринах показана история становления и развития вузов, вошедших в состав СКФУ. Глобус 1930-х годов, печатная машинка, фотоаппарат, чернильница с пером, студенческий билет того же времени, первые издания пединститута и другие артефакты, являющиеся подлинными свидетелями эпохи, привлекают больший интерес, чем экспонаты, также являющиеся подлинными и уникальными, но созданными совсем недавно.

Посетители университетских музеев - прежде всего, студенты, аспиранты, преподаватели и сотрудники самого же университета. Конечно, по общепризнанной классификации музеев, университетские музеи всегда относились к ведомственным, и функции их также отличаются от других типов музеев. Большинство экспонатов появляются в университетском музее благодаря научной, учебной и иной деятельности самих членов большого университетского коллектива. Закупка музейных предметов со стороны - явление крайне редкое. Дарить же какие-то предметы, имеющие мемориальное значение (личные вещи выдающихся ученых, старые издания и т.д.) вполне могут частные лица, например, сами ученые или их родственники. В университетских музеях ведется такая же документация о приеме предметов на хранение, их выдаче и т.д., как и в других музеях. Стоит отметить профильный уклон университетских музеев и то, что для студентов они выступают базой практик, написания научных работ, выпускных проектов.

Группа музеев по принадлежности (собственнику). Законодательство разделяет все музеи на государственные и негосударственные. Если в советское время в РФ функционировали только государственные, ведомственные (по сути являвшиеся тоже государственными) и общественные музеи, то сегодня картина намного сложнее. Например, корпоративные музеи являются структурными подразделениями негосударственных учреждений и предприятий. Эти музеи, сформировавшиеся в последние десятилетия, как правило, не ставят перед собой просветительских целей, не доступны для свободного посещения и более других ведомственных музеев ориентированы на решение корпоративных задач. Накануне первых юбилеев создаются музеи истории корпораций (Татнефть, Лукойл, Газпром и др.). Центральный банк РФ создал небольшие музеи во всех своих региональных отделениях. Интересно, что Действующий Закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской федерации» 1996 г. не регулирует деятельность этой группы музейных учреждений. Так, в Ставрополе действует музейно-выставочный центр ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» (ул. Октябрьской революции, 6) - отдел компании, выполняющий функции сохранения и презентации ее истории. «Мемориальные уголки», еще не переросшие в музей, имеют многие другие компании - Сбербанк, некоторые аптеки, Ростелеком (центральный офис на ул. Мира, 290). Обычно в витрине (витринах), выставленных в залах для обслуживания клиентов, представлены образцы старой техники, использовавшейся раньше в учреждениях данного типа (телефоны, калькуляторы, аптечные весы и т. д.), но это элементы выставочного комплекса, а не музея. Это, скорее, «протомузейные формы», то есть «культурные образования, как правило, предшествовавшие появлению различных групп музейных учреждений и, наряду с утилитарными функциями, выполнявшие задачу поддержания культурной памяти (собирания, интерпретации и хранения культурного опыта) в различных сферах общественной жизни».

Классификация музеев по административно-территориальной принадлежности связана с масштабом деятельности музея и его значением - общегосударственным, региональным, межрегиональным, местным.

И, наконец, классификация музеев по статусу - определяет положение музея в иерархии музейной сети, круг его особых прав и обязанностей.

Музейные объединения создавались в Советском Союзе с середины 1970-х гг. до конца 1980-х гг. с целью улучшения деятельности «малых» музеев. Музейная сеть в стране разрослась, но музейные коллекции «малых» музеев, условия хранения и кадры оставляли желать лучшего.

Музеи могли быть объединены по территориальному принципу (городские и районные музеи разных профилей) или по профилю, тематические. Центральное место занимал головной музей, ранее самостоятельные музеи региона получали статус филиалов.

Отдельно стоит сказать о музеях-заповедниках. Это группа музеев под открытым небом, обладающих особой ценностью и получивших по постановлению правительственных органов статус заповедников. Статус заповедника предусматривает особые режимы сохранения и использования включенных в него территорий и объектов. Как уже упоминалось выше, музей-заповедник может входить в состав музейного объединения, как, например, упомянутый выше археологический и природный памятник «Татарское городище». В 1992 г. на базе городища был создан музей-заповедник, вошедший в структуру Ставропольского государственного краеведческого музея имени Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве, а в 1995 г. Указом Президента РФ объявлен памятником федерального значения.

Рассмотрев понятие «музей», его исторические формы и современную типологию, рассмотрим также функции музея.

В отечественном и зарубежном музееведении в качестве основополагающих традиционно выделяют две исторически сложившиеся функции, определяющие специфику музейной деятельности, место и роль музея в обществе и культуре - функцию документирования и функцию образования и воспитания».

Суть музейного документирования заключается в том, что музей выявляет и отбирает объекты природы и созданные человеком предметы, которые могут выступать подлинными (аутентичными) свидетельствами объективной реальности. После включения их в музейное собрание они становятся знаком и символом конкретного события и явления.

Функция образования и воспитания основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета. Она обусловлена познавательными и культурными запросами общества и осуществляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной работы музеев.

По мнению ряда исследователей, например, Д. А. Равикович, помимо этих двух функций для музея характерна еще и функция организации свободного времени, которая обусловлена общественными потребностями в культурных формах досуга и эмоциональной разрядке. Она является производной от функции образования и воспитания, поскольку посещение музея в свободное время связано в основном с мотивами познавательно-культурного характера.

Также в качестве самостоятельных социальных функций музея можно выделить научно-исследовательскую, хранитель- скую, или охранную (А. М. Разгон, А. И. Фролов), а также коммуникативную. С другой стороны, научно-исследовательская работа - это не самостоятельная функция, а неотъемлемая часть базовой функции документирования.

И, наконец, интегрирующая функция музея способствует социальной сплоченности и социальной ответственности. Объединяясь вокруг какой-то одной цели, возможно, идеальной, люди понимают ее важность для других людей, социальных групп, общностей и общества в целом. Так, например, и посетители, и работники краеведческого музея объединены общей целью - познание, сохранение культуры и природы собственного природного, социального, культурного региона.

Коллекционирование и организация домашнего музея

Коллекция - сердце любого музея, а в основе коллекции всегда музейный предмет. Представленные в определенной логике, музейные собрания рождают новые смыслы, а каждый предмет помимо познавательной функции выполняет и социальную, так как общественная жизнь человека наполнена предметами. Каждый предмет - намеренно сделанная запись, в которой заключен социальный смысл. В процессе деятельности в музее этот смысл «извлекается», и то, каким именно он будет, во многом зависит от принципов коллекционирования, которыми руководствуется собиратель или тот, кто отбирает предмет для коллекции.

Процесс собирания сам по себе недостаточно хорошо изучен. На сегодняшний день многие музеи имеют огромные коллекции, которые по большей части недоступны посетителю, недостаточно описаны и доставляют определенные трудности, связанные с хранением и представлением.

Не существует и четких принципов коллекционирования как общих, так и касающихся конкретного музея, учитывая его профиль. Процесс отбора и приобретения музейных предметов в большинстве случаев носит стихийный и субъективный характер, сложившийся исторически.

Человеку присуще желание сохранять какие-либо памятные и значимые для него вещи, поскольку память его несовершенна и может «давать сбои». Фотографии, документы, старые журналы, предметы коллекций и т.д. не используются нами каждый день, тем не менее, у каждого есть такие «места памяти», куда продолжают складываться памятные вещи: ленточка «Выпускник - 2017», засушенный цветок из свадебного букета и т. д. Что-то может быть использовано повторно, что-то можно и выкинуть, но человек копит, сохраняет, такова уж его природа!

В общем, такое понимание сущности музея и встречается в науке чаще всего. Музеи «существовали и существуют для реализации специфического отношения человека к действительности. Это отношение обусловлено определяющим для человека фактором памяти и проявляется в стремлении к приобретению и сохранению предметов, даже утративших свои изначальные функции, но ценных с точки зрения познания окружающего мира, то есть своей «музейностью».

Итак, любой предмет из окружающей среды, связанный с «музейным» отношением человека к действительности, в теории, может стать музейным предметом.

Музейный предмет можно охарактеризовать как «движимый объект природы или материальный результат человеческой деятельности, который в силу своей значимости для музейного использования изъят из среды бытования и включен в состав музейного собрания. Понятие «музейный предмет» обычно применяется по отношению к подлинникам, но некоторые музееведы считают возможным отнести к данной категории и специально созданные для экспонирования макеты и воспроизведения музейных предметов, которые выступают в функции памятников».

Термин «музейный предмет» имеет ряд синонимов: «экспонат», «подлинник», «раритет», «артефакт», «реликвия», «памятник» и др.

Требует отдельного пояснения тот факт, что предмет, ранее выполнявший в обществе одни функции, после изъятия из привычной для него среды и помещения в музейную коллекцию, приобретает другие функции. Например, богослужебная книга, попавшая в Музей редкой книги, собрание украшений из кургана, орудия труда и т.д. лишаются того функционального значения, которое имели прежде и становятся памятниками истории и культуры, знаками, документальными свидетельствами определенной эпохи.

Для того чтобы быть признанным музейным предметом, историческая или природная ценность должна обладать рядом свойств: информативностью (предмет должен выступать в качестве носителя социально значимой информации); сохранностью (способностью к длительному хранению без реставрации); коммуникативностью (предмет должен непосредственно, без дополнительных пояснений передавать основную информацию); апрактивностью (предмет должен привлекать внимание посетителя); экспрессивностью, эмоциональностью (предмет должен представлять определенный феномен, служить его символом); эстетичностью (способностью оказывать воздействие на эстетические чувства) .

Главными из этих качеств являются, конечно, информативность, аттрактивностъ, экспрессивность. Представьте, что археологи нашли некий неизвестный предмет, явно носящий следы воздействия человека, но непохожий на что-либо, обнаруженное ранее. Неизвестно предназначение предмета, материал и время его изготовления. Допустим, последние две характеристики удастся установить, но предмет этот так и останется неинформативным, не подходящим для музейной экспозиции. Поэтому в музее большое внимание обращается на возможность атрибуции (описания) предмета. Совокупность сведений о предмете вносится в специальные документы научного описания, и чем больше таких сведений (название предмета, материал, автор время создания, наличие клейм, надписей, история выявления и передачи в музей и т.д.), тем более информативен предмет и имеет больше шансов попасть в основную экспозицию.

Аттрактивность - это способность привлечь внимание. В любой коллекции есть один или несколько таких предметов, к которым посетители неосознанно подходят в первую очередь. Они отличаются от других предметов своим размером, цветом, формой и т.д. Можно даже сказать, что другие предметы служат фоном именно для этого предмета. Например, в «Зале природы» Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г. Н. Прозритедева и Г. К. Праве, представлены два из пяти в мире полных скелета южного слона(!). Конечно, эти экспонаты отличаются от других палеонтологических находок (скелетов обитателей Сарматского моря - кита-цетотерия, дельфина, тюленя, костистых рыб и др.) и являются центральными в данной экспозиции.

Экспрессивность связана с ценностным восприятием предмета, с его способностью вызывать у человека ассоциации и ощущение сопричастности к определенным событиям, явлениям и фактам. Эмоции может вызвать как сам предмет, так и информация о нем на этикетке или рассказ экскурсовода. Особые эмоции может вызвать принадлежность музейного предмета какой-либо известной личности, или событию (каска бойца Красной армии, пробитая пулей). Данное проявление экспрессивности называется ассоциативностью музейного предмета.

Перечисленные качества актуальны для предметов краеведческих и исторических музеев, поскольку в изобразительных музеях акцент делается на эстетическую ценность предмета и его искусствоведческое значение.

Музейный предмет в музейном пространстве, как правило, не выступает сам по себе, а взаимодействует с другими. Поэтому и его свойства не существуют каждое в отдельности. Они находятся в постоянном взаимодействии.

Также в музейном деле большое внимание уделяется таким качествам предмета, как его уникальность и типичность.

Типичным считается предмет, имеющий аналоги в повседневной жизни, даже, если он в единственном экземпляре находится в музейной коллекции (например, студенческий билет 1930-х гг. или шобус этого же времени). Типовые предметы не обязательно являются образцами серийного производства; они могут быть и единичными предметами, которые характеризуют типичные явления и хранятся в музеях в сравнительно большом количестве.

Среди уникальных предметов можно отметить высокохудожественные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, написанные (изготовленные) в единственном экземпляре, рукописные книги и т. д.

К уникальным относятся и мемориальные предметы - личные вещи выдающихся государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры, искусства, а также вещи, связанные со знаменательными событиями. Среди них выделяют особую группу - реликвии. Реликвия - понятие аксиологическое, поэтому с изменением идеологической и ценностной ориентации общества предметы могут становиться реликвиями или переставать ими быть, как это произошло, например, с еще недавно почитаемыми знаменами, под которыми сражались революционные отряды в октябре 1917г.

Исходя из сведений о музейном предмете, можем сделать вывод, что музейная коллекция - «это совокупность музейных предметов, объединенных в единую систему по одному или нескольким признакам, являющаяся одновременно единым целым и составной частью музейного фонда».

Очевидно, что в крупных государственных музеях, существующих как самостоятельный социокультурный институт уже несколько веков, уже давно сформировались основные и вспомогательные музейные фонды, а внутри них - коллекции. Они пополняются и переформатируются, количество предметов в них огромное, а также в музее сформирована определенная музейная среда, так сказать его «визитная карточка». А как же обстоит дело с недавно появившимися частными музеями?

Что касается понятия «частный музей», то в действующем музейном законодательстве РФ это понятие отсутствует. Хотя, начиная с 1990-х гг., частные музеи действуют во всех регионах страны. Ряд частных музеев посвящены истории одного рода, народности и имеют этнографический характер (Музей крестьянского быта в Каргополе Архангельской обл.), другие - какому-либо историческому событию или личности (Музей Г. Распутина в Тюменской обл., Музей дипломатического корпуса в Вологде).

Сюда же можно отнести музей, упомянутый выше - музей «Мир шкатулок» в Ставрополе, созданный по инициативе и на основе коллекции основанный на собрании доцента кафедры экономической и социальной географии СКФУ Анжелики Шестаковой. Несомненно, это частный музей на основе личной коллекции.

Понятия «домашний музей» в музейном законодательстве РФ тоже нет. Но, судя по функциям, выполняемым этим видом музея, он аналогичен частному музею, но имеет определенную особенность - его коллекция располагается не самостоятельно, а в доме (квартире) коллекционера. Следует отличать дом-музей (музей-квартиру) от домашнего музея. Дом-музей является мемориальным местом, посвященным жизни и творчеству какой-либо известной личности, чаще всего, основанный после его смерти и по инициативе общественности.

Если человеку пришло в голову создать свой домашний музей, ему следует определиться, какой именно он будет и на основе какой коллекции.

Например, у него есть коллекция почтовых марок или открыток, которую начал собирать его дед. В коллекции есть уникальные и редкие экспонаты и у коллекционера возникла потребность показать эту коллекцию людям. Или, человек создал за свою жизнь целую «картинную галерею» и хочет рассказать о ней знакомым, близким или даже всему миру! А может человек хочет поделиться историей своей семьи через фотографии, рисунки, какие-то предметы. Все возможно! Даже совместить эти коллекции в своем домашнем музее.

В музеях есть документ - «Инструкция по учету и хранению музейных ценностей», единая и обязательная для всех музеев. Учет предметов в домашнем музее необходимо вести по всем правилам музейной науки, так же как это делается в любом крупном музее. А там каждый вновь появившийся экспонат заносят в Книгу поступлений, где его кратко описывают, присваивают номер и отмечают в какую коллекцию он передается. Затем заполняют Карточки научного описания. Это своеобразный паспорт, который формируется на каждый экспонат. В Карточке экспонат описывается очень подробно, до мельчайших подробностей. Одновременно эта же информация переносится в Инвентарную книгу (их могут быть много, для каждого музейного раздела - Инвентарная книга для коллекции наград, Инвентарная книга для коллекций фотографий, Инвентарная книга для коллекции живописи).

В домашнем музее можно вести только одну Книгу учета, форму которой можно посмотреть в указанной Инструкции. Экспонат надо обязательно подписать или сделать этикетку с номером.

Затем необходимо подумать над размещением экспонатов. В больших музеях художники и дизайнеры пытаются, отказываясь от монотонности и однообразия, осуществить поиски динамичности экспозиции, сюжетной подачи музейных предметов, создания «рассказов в вещах».

Важная роль в любом музее отводится экспозиционному оборудованию - специальным приспособлениям для демонстрации экспонатов. В зависимости от характера экспозиционных материалов и основных идей художественного проектирования употребляются различные типы экспозиционного оборудования. Для плоскостного экспонирования используются вертикальные щиты (стенды), турникеты (подобия книги с твердыми перекидными листами, укрепленными на шарнирах).

Для пространственного экспонирования используются: витрины различных конструкций и форм (горизонтальные, вертикальные, настольные, пристенные, подвесные, кругового обзора); подиумы - возвышения для открытого экспонирования объемных предметов; универсальные модульные системы (каркасные, бескаркасные, комбинированные, рамные, пространственно-стержневые) .

Сразу оговоримся, что при создании домашнего музея необходимо учитывать его небольшие размеры и желание коллекционера показать свою коллекцию, не прибегая при этом к большим материальным затратам. Конечно, заказать перечисленные виды экспозиционного оборудования можно, как и создать упрощенные его аналоги самому. Главное, чтобы посетителям было удобно передвигаться, экспонаты хорошо обозревались, а воздействие оборудования на посетителя должно быть вторичным по отношению к экспонату.

Необходимо подумать над ролью цвета и света в своей экспозиции. С их помощью можно объединить экспозиционные комплексы в единое гармоничное целое, сделать акцент на наиболее важных экспонатах, а это усилит эмоциональное их восприятие.

Также важна информативная часть. Рассказ владельца коллекции - это очень интересно и важно, но наличие этикеток для экспонатов поможет посетителям получить полную информацию о предмете.

Выводы. Таким образом, мы можем отметить, что понятие «музей» в настоящее время охватывает не только учреждения определенного типа, но и представляет целую систему особого, «музейного» восприятия человеком окружающей действительности. Музей активно интегрируется в социальную среду, выполняет целый ряд социально значимых функций, его типы и виды постоянно изменяются, а формы работы с посетителями, с одной стороны и музейными коллекциями, с другой, расширяются и следуют в ногу со временем.

Вопросы для самопроверки

1.    Какое из приведенных выше определений музея является наиболее точным и актуальным в настоящее время?

2.    Какие функции выполнял музей в прошлом и в настоящее время?

3.    Назовите и охарактеризуйте имеющиеся типы музеев в Российской Федерации.

4.    Что такое музейный предмет?

5.    Что такое музейная экспозиция?

6.    Какие условия необходимо соблюдать для создания домашнего музея?

Литература

1.    Музееведение. Музеи исторического профиля : учеб. пособие [Текст]/ под ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста. М.: Высшая школа, 1988. 431 с.

2.    Музеи как центры образования в XXI веке: Практическое пособие [Текст] / под ред. Янеке К, Сташкевич А. Минск: Белорусский комитет Международного Совета Музеев «1СОМ», 2012.180 с.

3.    Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. Выпуск 2 [Текст] / Сост. Н. Копелянская. М., 2015.236 с.

4.    Музей (художественный, историко-краеведческий): учебно- методическое пособие [Электронный ресурс] / сост. М.П. Ужгере- нас. - Электрон, дан. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2018. 45 с.

5.    Основы советского музееведения [Текст] /ред.кол. Галкина П. И., Гарданов В. К. и др. Москва: Государственное издание культурно-просветительной литературы, 1955. 375 с.

6.    Пави П. Словарь театра [Текст] / Под ред. С.И. Молчанова. - М.: Прогресс, 1991.-521 с.

7.    Поправко Е. А. Музееведение [Текст] / Е. А. Поправко. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. 230 с.

8.    Федоров Н. Ф. Музей, его смысл и значение [Текст] // Н. Ф. Федоров. Сочинения. М., 1982. С. 575-604.

9.    Хрестоматия по истории западноевропейского театра [Текст] / Сост. и ред. С. С. Мокульского. В 2-х т. Т. 1. М.: Издательство Наука, 1953.-181 с.

10.  Шляхтина JI. М. Основы музейного дела: теория и практика. Учеб. пособие [Текст] /Л. М. Шляхтина.- 2-е изд. стер. М.: Высш. шк., 2009. 183 с.

11.  Юренева Т. Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. - 2-е изд. [Текст] / Т.Ю. Юренева - М.: Академический Проект, 2004. 560 с.


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 56; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!