Развитие отечественной конфликтологии .



ЛЕКЦИЯ 1. СТАНОВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИИ КАК НАУЧНО-ПРИКЛАДНОЙ ОТРАСЛИ ЗНАНИЯ. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ КОНФЛИКТА

Формирование конфликтологических идей.

Конфликтология — относительно молодая наука. В завершен­ном виде она появилась лишь к середине XX в. Но конфликты существовали всегда, а первые попытки их осмысления относятся к глубокой древности.

Гераклита Эфесского (530—470 до н. э.) видел источники конфликтов в некоторых универсальных свой­ствах мира в целом, в его противоречивой сущности. Но вместе с тем он понимал, что кроме противоречий и враждыв мире есть место и для гармонии, согласия:

Война — отец всех вещей, а мир — их мать... Все сущее сложено в гармонию через противообращенность... Универсум попеременно то един и связан дружбой, то множествен и сам себе враждебен в силу некоей ненависти.

Эпикур (341-270 до н.э.) считал, что негативные последствия столкновений вынудят когда-то людей жить в состоянии мира.

Средневековье.

Bо времeнa Средневековь я, когда утвердилась христианская религия, основанная на идеях человеколюбия, равенства всех перед Богом, добитьсяпрочного мира между людьми опять-таки не удалось. Причем, столкновения продолжались не только между верующими и неверующими, но и между самими единовер­цами. По этому поводу Эразм Роттердамский (1469—1536) замечал:

«Наибольшим абсурдом является то, что Христос присутствует в обоих лагерях, как будто сам с собой ведет борьбу».

Фома Аквинский (1225-1274) развивал мысли о допустимости войн в жизни общества, определил еще одно условие справедливой войны: для нее должна быть «авторизованная компетенция», т.е. санкция со стороны государственной власти.

Новое время.

О противоречиях в природе, обществе, мышлении, о борьбе между людьми, классами, государствами ученые размышляли особенно много в Новое время, когда социальные конфликты стали наиболее острыми. О природе конфлик­тов писали Ф. Бэкон и Т. Гоббс. Ж.-Ж. Руссо и И. Кант, Гегель и др.

В книге «Левиафан» (1651) Т.Гобс негативно оценивал человеческую природу.Человек, полагал он, по своей естественной природе является существом эгоистическим, за­вистливым и ленивым. Поэтому первоначальное состояние челове­ческого общества он оценивал как «войну всех против всех». Когда это состояние стало для людей непереносимым, они заключили между собой договор о создании государства, которое, опираясь на свою огромную силу, сравнимую лишь с мощью библейского чудовища Левиафана, способно избавить людей от бесконечной вражды. Та­ким образом, негативно оценивая человеческую природу, Т. Гоббс не видел другого способа преодоления порочности людей кроме применения государственного насилия.

Немецкий философ Иммануил Кант (1724—1804) считал, что состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние.... Последнее есть, наоборот, состояние войны, т.е. если и не беспрерывные военные действия, то постоянная угроза. Следовательно, состояние мира должно быть установлено.

Концепция социального конфликта К. Маркса.

Весьма детальная концепция социального конфликта была предложена экономистом и социологом Карлом Марксом (1818-1883). По Марксу, конфликты свойственны всем уровням социальной жизни: политике,экономике, культуре. Вся история до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Ее главной причиной было господство частной собственности, на которой основываются все так называемые «антаго­нистические общественно-экономические формации». В коммунис­тическом обществе, основанном на общественной собственности, исчезнут антагонистические противоречия, конфликты. Тем самым будет окончена предыстория человечества и начнется его подлинная история.

 

2.Развитие конфликтологии в рамках социальной науки.

В социологии общая концепция социального конфликта стала складываться в конце XIX — начале XX в. в работах немецких ученых Макса Вебера (1864—1920) и Георга Зиммеля (1858 — 1918). Они доказали, что конфликты явля­ются неустранимой частью социальной жизни. По мысли М. Вебера, общество представляет собой совокуп­ность групп, различающихся своим статусом. Поэтому их интересы расходятся, что и порождает социальные конфликты. Всякие на­дежды на возможность их устранения из жизни общества иллюзор­ны. Нужно признать неизбежность существования на этой земле вечной борьбы одних людей против других.

Однако интересы людей не только расходятся, но в какой-то мере и совпадают, что создает основу для баланса сил, достижения социального консенсуса. И хотя конфликты не могут быть вовсе устранены из социальной жизни, это не означает, что она характеризуется постоянной нестабильностью.

Г. Зиммель в своей книге «Конфликт современной культуры» (1918) и ряде других своих работ исходил из того, что существую­щее в обществе множество эгоистических групп, тем не менее, не изолированы друг от друга, а наоборот, тесно связаны между собой тысячами незримых нитей. Именно эти пересечения групповых ­интересов смягчают конфликты и служат почвой для устойчивости де­мократических обществ.Тем не менее, конфликты неустранимы, они представляют необходимое универсальное свойство социальной жиз­ни, столь же устойчивую ее форму как власть, рынок, общественный договор и др. «Как только жизнь возвысилась над чисто животным состоянием... в ней обнаружился внутренний конфликт, нарастание и разрешение которого есть путь обновления всей культуры».

Современная эпоха как раз отличается крайней степенью разви­тия этого всеобщего свойства жизни. «...Из всех исторических эпох, в которых этот конфликт принял характер острого ... ни одна не обнаруживает его в виде основного мотива и в такой мере как наша». Многочисленные последователи Зиммеля обосновывали мысль, что важнейшая практическая цель социологии — способствовать транс­формации конфликтов в сотрудничество. Именно после работ Зим­меля в научный оборот вошел термин «социология конфликта».

Дарендорф в своих известных работах «Классы и классовые кон­фликты в индустриальном обществе» (1957), «Современный соци­альный конфликт» (1988) и др. рассматривает конфликт в качестве главной категории социологии и именует свою социологи­ческую концепцию теорией конфликта. Для него наличие конф­ликтов — естественное состояние общества. Не наличие, а отсут­ствие конфликтов является чем-то удивительным и ненормальным. Повод к подозрительности возникает тогда, когда обнаруживается общество или организация, в которых не видно проявлений конф­ликта. Конфликты отнюдь не всегда являются угрозой для данной общественной системы, напротив, они могут служить одним из ис­точников ее изменения и сохранения на основе порождаемых конф­ликтами позитивных изменений.

Существенный вклад в формиро­вание конфликтологии в качестве самостоя­тельной научной дисциплины внес еще один американский социолог — Кеннет Боулдинг.

В книге «Конфликт и защита. Общая теория» (1963) он попытался, опираясь на имеющиеся достижения в исследовании конфликтов, изложить общую теорию конфликтного взаимодействия.

Развитие конфликтологии в рамках психологической науки

Расширяющаяся практика досудебного улаживания конфликтов выявила большую роль в их регулировании не только социологического, но и психологического подхода. Исследуя причины разнообразных психических расстройств, ав­стрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856—1939) пришел к выводу, что их главным источником является изначально присущий челове­ческой психике конфликт между сознательным и бессознательным, между смутными, инстинктивными влечениями и требованиями моральных и правовых норм. Именно эта дисгармония человечес­кой души служит главным источником всех социальных конфлик­тов: внутриличностных, межличностных, межгрупповых,

Один из последователей Фрейда Карл Юнг (1875—1961) предло­жил новую классификацию характеров людей, в основе которой лежал критерий различий по способу разрешения ими внутренних конфликтов. По этой классификации все люди делятся на два ос­новных психотипа: интровертов и экстравертов.

Психологи исследуют конфликты в различных видах человеческой деятельности и сферах отношений (в трудовых коллективах, в педагогической деятельности, семейно-брачных отношений и т. д.)

 

Развитие отечественной конфликтологии .

Становление отечественной конфликтологии приходится на 80-годы, задел, который был осуществлен советскими философами, социологами, изучавшими противоречия в основном на макроуровне.

Более подробно изучали конфликты российского общества социологи Е.И. Степанов, А.Н. Чумиков и др. Этноконфликты стали объектом исследования Р.Абдулатипова, Л.М. Дробижевой, А.Г. Здравомыслова и др.

 Переговоры как средство разрешения конфликтов интенсивно изучал М.М.Лебедев, в сфере трудовых отношений исследовал А.К. Зайцев, конфликт с позиции права рассматривал В.Н.Кудрявцев.

Много трудов в области теории конфликтов у Ю.Г.Запрудского.

В стране вышли в свет несколько монографичес­ких исследований по конфликту: Запрудский Ю. Г. Социальный конфликт. Издательство Ростовского университета, 1992; Чумиков А.Н. Социально-политичес­кий конфликт: теоретический и прикладной аспек­ты. М. 1993 и другие

 

 


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 36; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!