Вероучение и культ христианства.



Лекция №3

Тема: ХРИСТИАНСТВО

План

1. Исторические условия возникновения христианства.

2. Идея греховности и идея спасения

3. .Вероучение и культ христианства.

4. Распространение христианства

5.  Разделение западной и восточной церквей.

 

Ключевые понятия: Мессия, таинства, догматы, заповеди, символ веры, католицизм, православие, протестантизм.

 

Методические рекомендации к изучению лекции

1. Прочитайте.

2. Запишите в тетрадях:

· Христианский символ веры,

· Христианский заповеди,

· Христианские таинства.

 

 

Исторические условия возникновения христианства.

Христианство - одна из трех мировых религий. История христианства теснейшим образом связана с историей народов, прежде всего Европы, а затем и многих неевропейских стран.

Сейчас христианство - самая распространенная религия на земном шаре, ее сторонников более 1025 миллионов человек (главным образом в Европе и Америке). Однако христианство не едино, оно с давних пор распадается на ряд вероисповеданий, церквей, толков и сект, часто враждующих между собой.

Первым, кто строго научно поставил вопрос об исторических условиях происхождения христианства, был Ф. Энгельс. Он указал на то, что основным и важнейшим условием происхождения христианства было образование Римской империи. Создание мировой монархии подготовило почву для нового культа. Деспотичный насильственный режим, порабощение провинций, тяжелые поборы, общее бесправие - все это привело к появлению ощущения апатии и деморализации в широких массах, не только среди рабов, но и у свободного населения, особенно у населения провинций.

Настроение отчаяния и растерянности охватывало различные классы, люди не видели выхода из создавшегося положения. «... Всякое сопротивление отдельных мелких племен или городов в гигантской римской мировой державе было безнадежным. Где же был выход, где было спасение для порабощенных, угнетенных и нищих - выход, общий для всех этих различных групп людей с чуждыми или даже противоположными друг другу интересами? Такой выход нашелся, - говорит Ф. Энгельс. - Но не в этом мире».

Не видя возможности получить спасение и избавление от гнета на земле, люди неизбежно вынуждены были искать спасение и избавление на небе. Но почему понадобилась новая религия, почему нельзя было найти утешение в старых религиях?

Старые религии были племенными и национальными и сами по себе не могли выйти из своих национальных границ. Кроме того, разрушение тех государств, где сложились эти религии, подорвало их основу. Нужна была гибкая религия, которая не была связана с узко национальными условиями и которая могла бы удовлетворить запросы разноплеменной массы обездоленного населения Римской империи. Сами правители Римской империи делали некоторые попытки создать такую наднациональную мировую религию. Была, например, сделана попытка ввести обязательный для всех провинций империи культ гения императора, культ богини Ромы - покровительницы города Рима и культ Юпитера Капитолийского. Но такие казенные культы не могли удовлетворить потребности широких угнетенных масс.

Идея греховности и идея спасения

Раннее христианство сложилось из сочетания иудейских и языческих (эллинистических) верований. Но все же христианство знаменовало собой совершенно новый этап в развитии религии. Новой является, прежде всего, центральная идея всего христианства - идея греховности человека и другая сторона той же идеи - идея спасения.

В христианстве именно идея спасения сделалась центральной, наиболее важной, поэтому образ Иисуса Христа, бога-спасителя, должен был превратиться в центральную фигуру христианского культа.

Сам образ Иисуса Христа чрезвычайно сложный. Наименование «Иисус Христос» мы привыкли рассматривать как одно имя, которое состоит из двух слов, и связывать с ним одно понятие. Но в евангелиях это не так: там два разных имени, соответствующие двум разным понятиям. Иисус - имя галилейского проповедника, которого одни считали великим учителем и чудотворцем, другие - обманщиком. А Христос - это нарицательное имя, греческий перевод еврейского слова «мессия» ( «машиах») - "помазанник", то есть царь (от глагола мазать, помазывать).

Идея греховности, идея спасения и искупления, идея богочеловека-спасителя - вот основные идеи христианства.

Как христиане представляли себе это спасение? Здесь была использована древняя, присущая всем древним религиям идея искупительной или благостной жертвы, которая смягчает гнев божества. Эта идея искупительной жертвы и стала одной из центральных в христианстве: она заключалась в том, что за все грехи людей, которые унаследованы от прародителя Адама, была принесена раз навсегда искупительная жертва - добровольная смерть Иисуса Христа. Эта добровольная жертва спасает человечество от греха. Достаточно уверовать в Иисуса Христа, следовать его учению, чтобы приобщиться к этому спасения.

 

Вероучение и культ христианства.

Раннехристианский культ был очень простой, обрядов почти не было. Простота и легкость взаимного общения между людьми, в свое время были условиями, которые обеспечили христианству победу над другими культами. Первая христианская обрядность ограничивалась ужинами - трапезами в память основателя учения. На этих трапезах вкушавшимся хлеб, читались священные тексты; это были вечери любви - агапы. По мере включения в состав христианских общин сторонников других культов происходит наплыв различных элементов древней обрядности.

Главное место в христианской обрядности принадлежит, как известно, таинствам - культовым действиям, цель которых заключается в снисхождении на верующих благодати божьей. Древнейшие и в то же время важнейшие христианские таинства - крещение и причащение. Также таинства: миропомазание, исповедь, священство (рукоположение), брак, елеосвящение.

Священная книга христианства Библия (с греч. Biblia - книги). Формировалась она в течение 1 тыс. до н.э.- II в. н.э. путем отбора, редактирования и написания текстов, которые считаются боговдохновенными. Если ее Ветхий Завет признают священным писанием иудеи и христиане, то Новый - только последние. В основе названия "завет" лежит библейская идея о соглашении, союзе (завете) Бога со своими верными. Языками Библии являются древнееврейский и арамейский в Ветхом и древне-греческий в Новом Завете.

Как один из самых значительных сборников сакральных произведений, Библия отличается огромным жанровым и тематическим разнообразием. Она вмещает философско-этические произведения, религиозную публицистику, мистические писания и лирическую поэзию. Именно поэтому Библия предстает не только как священная книга, но и как культурная и историческая достопримечательность.

Каждая из частей Библии делится на отдельные книги. Лейтмотивом Ветхого Завета является сакрализованная история еврейского народа. Новый Завет говорит об освящении постоянным присутствием Бога Творца и его сына Иисуса Христа истории каждого народа и каждого отдельного человека. Кульминационным событием всей библейской истории является деятельность на Земле Иисуса Христа как Божественного Мессии. Согласно христианскому учению, жертва Иисуса Христа считается Божьей жертвой, что искупает первородный грех, дает человечеству надежду на лучшее будущее, на обновление Завета с Богом и в конечном итоге - мистический путь к спасению. Образ Христа Спасителя объединяет Новый Завет с ветхозаветной традицией ожидания мессии, который, согласно книгам пророков, должен прийти к иудеям.

Евангелия (благовествования) рассказывают о земной жизни Иисуса Христа. В Посланиях даны законы для подготовки человечества к спасению. После Христовой жертвы человек спасается верой во Христа и любовью к Богу и ближнему. Апостол Павел определил также практические основы социального поведения христиан (повиноваться хозяевам своим, признавать государство как Божие произведение и т.д.). Ядром христианского вероучения являются догматы - истины, которые, согласно учению Церкви, имеют Божественное происхождение и выражают внутреннюю сущность религии. Безоговорочное восприятие истинности догматов необходимо для каждого христианина.

Христианский символ веры

Си́мволом ве́ры называется краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1‑м и 2‑м Вселенских Соборах.

Символ веры – не молитва (а исповедание веры), он не содержит обращений к Богу, Ангелам, Пресвятой Богородице и святым.

Весь Символ веры состоит из двенадцати членов (предложений), и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат веры.

1‑й член говорит о Боге Отце, 2‑й по 7‑й члены говорят о Боге Сыне, 8‑й – о Боге Духе Святом, 9‑й – о Церкви, 10‑й – о Крещении, 11‑й и 12‑й – о воскресении мертвых и о вечной жизни.

 

Основы христианской морали изложенные в Св. Писании, творениях отцов церкви, различных церковных документах. Характерной особенностью этой морали является то, что все ее положения считаются установленными Богом, представляются идеальными и абсолютными, вечными и неизменными. Важная черта христианской морали - ее тесная связь с вероучением, догмами, культовой практикой христианства. Особого понимания и выяснения в христианской религии приобретают такие моральные принципы, как добро и зло, смирение и покорность, раскаяние и искупление и др. Эталоном нравственного поведения, нравственного идеала в христианстве являются Бог Иисус Христос, Богородица, праведники, а также святость и богопочитание.


 

 

Христианское учение о морали основывается прежде всего на Десяти заповедях Божиих (т.н. Декалоге), полученных Моисеем на горе Синай от самого Бога.

 

Распространение христианства

Сделавшись государственной религией Римской империи, христианство в эпоху ее распада проникает вместе с греко-римской культурой к разным народам. В IV в. принимают крещение готы и вандалы, в конце V в. франки. В VI-IX вв. христианство постепенно проникает в отдаленные германские племена (Аллеман, Баваро, фризам, англосаксам и др.). В IX-X вв. оно распространяется среди славянских народов. К X в. почти вся Европа стала христианской. На Востоке христианству, что проникло в IV в. на Кавказ (армяне, грузины), пришлось вести тяжелую борьбу с зороастризмом, а с VII в. с исламом, который почти преградил путь дальнейшему распространению христианства в странах Востока.

Проникая к языческим народам Европы (и других стран), христианство вовсе не уничтожало местных религий. Оно, скорее, сливалось с ними, впитывало в себя и местные обрядовые традиции и мифологические образы. Так устанавливался религиозный синкретизм. Местные боги сливались с христианскими святыми, под именами которых их продолжали почитать (например, у славян древний Перун - под именем Ильи Пророка, Велес - под именем святого Власия и др.). Традиционные народные обряды, связанные преимущественно с сельскохозяйственным календарем, приурочивались к дням церковного календаря (крещение, масленица, троица и др.). Образы низшей мифологии - разные водяные, лешие, домовые, эльфы, тролли и др.- сохранились под своими именами, но церковь учила смотреть на них как на нечистую силу.

В эпоху великих открытий, с XV-XVI вв ., христианские миссионеры начинают разносить эту религию за пределы Старого Света, действуя не только крестом, но и огнем и мечом. К началу XX в. христианство становится наиболее распространенной религией.

 


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 507; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!