Зарождение Донского казачества. Создание Войска Донского.

Лекция Восточнославянские земли – объект литовско-польской экспансии (середина XIV – начало XVI вв.)

План изучения:

1.Борьба украинского народа против социально-экономического и национально-религиозного угнетения.

2.Образование Запорожской Сечи. Зарождение Донского казачества. Создание Войска Донского. Феномен казачества в условиях межкультурного, межэтнического и межконфессионального пограничья в Подонцовье и Приазовье. Общее и отличительное в формировании донского и запорожского казачества

 

Цели лекции: формирование устойчивого интереса к истории родного края, расширение научного кругозора, формирование у студентов

представления о борьбе украинского народа против социально-экономического и национально-религиозного угнетения

Задачи:познакомиться с источниками по изучению истории казачества; рассмотреть причины и особенности Образование Запорожской Сечи. Зарождение Донского казачества. Создание Войска Донского; овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; выявить феномен казачества в условиях межкультурного, межэтнического и межконфессионального пограничья в Подонцовье и Приазовье.

 

1.Ослабленные золотоордынским игом, бывшие земли Киевской Руси были захвачены более сильными европейскими государствами. Главными причинами этого стали: феодальная раздробленность, монголо-татарское иго и падение Киевской Руси.

На украинские земли Киевской Руси претендовали Польша, Молдавия, Венгрия, Крымское ханство и Турция. Большая часть украинских земель (9/10 территории) оказалась в составе Литвы, затем Польши. Этот период получил название Литовско-польский период. Причинами быстрого подчинения украинских земель Литвой стали:

- ослабление восточнославянских земель золотоордынским игом;

- добровольность признания власти Литвы со стороны местных феодалов, что придавало проникновению характер «тихой экспансии»

- ослабление Золотой Орды и раскол ее на враждебные части.
    После Кревской (1385 г.) и Люблинской (1569 г.) уний начинается проникновение на украинские земли польских феодалов, характер которого получил название «великая агрессия». С 1557 года согласно аграрной реформы «Устав на волоки» начинается процесс формирования панщино-фольварочного хозяйства (фольварк – отраслевое феодальное хозяйство, которое базируется на эксплуатации зависимых крестьян на панщиной работе (бесплатный труд на панском поле), частично связано с рынком).

Начинается юридическое оформление крепостного права:

1447 – крестьян лишили права на суд

1496 – ограничение прав крестьян на их переселение

1505 – запрет переселяться без разрешения пана

1529 – 1-й Литовский статут (начало юридического оформления крепостных отношений)

1557 – «Устав на волоки» (крестьян прикрепляли к наделу)

1566 - 2-й Литовский статут (феодалу разрешалось продавать крестьянина-беглеца без земли)

1588 – 3-й Литовский статут (крестьянин, который прожил на земле феодала 10 лет, становился крепостным. Срок розыска беглецов увеличивался до 20 лет).

После разрушительного похода Менгли - Гирея в 1482 г. на Киев, правительства Литвы и Польши решили принять меры по защите южных границ. Большая роль отводилась строительству оборонительных сооружений в приграничных районах и формированию казацких отрядов, которые бы не только защищали от турецко-татарских набегов, но и совершали ответные походы в Северное Причерноморье, прежде всего на турецкие крепости Аккерман, Очаков, Азов, даже Крым и Стамбул.

Первые письменные упоминания об украинских казаках появилось в 1492 году. Козак – тюркского происхождения, в переводе означает «вольный человек», «воин», «сторож». Причинами возникновения казачества стали:

1) Усиление социального и религиозного гнета, закрепощение крестьян, которые бежали от феодальных повинностей и государственных налогов;

2) Постоянная военная угроза со стороны Крымского ханства и кочевых татарских орд;

3) Наличие в украинском обществе отдельных слоев вольных людей, которые занимали промежуточное положение между шляхтой и крестьянством

4) Организаторская роль местных приграничных земле собственников и государственных чиновников.

Казачество, которое сосредотачивалось на землях Дикого поля, стало бастионом на пути мусульманской экспансии в Европу.

2. Первая Запорожская Сечь была создана волынским магнатом Дмитрием Вишневецким. Будучи одним из богатейших землевладельцев Речи Посполитой, воеводой каневским и черкаским, он бросил все и отдался казакованью и делу борьбы с татарами.

В 1553 г. Вишневецкий собрал 300 казаков, вооружил их за свой счет и ушел за пороги. На острове Малая Хортица он построил укрепленный «замок» и начал воевать с татарами. Собственно этот замок и стал первой Запорожской Сечью.

Король Сигизмунд-Август не только смотрел сквозь пальцы на поступок Вишевецкого, но даже наоборот дал ему титул «стражника на Хортице». Имея прекрасную базу, Вишневецкий уходил далеко в степи, громил татарские кочевья.

Он стал первым казацким атаманом, который вел независимые внешние переговоры. Когда польский король запретил ему беспокоить татар и вмешиваться в дела Молдавии, Вишневецкий предложил свои услуги царю Ивану Грозному. В 1556 г. казаки Вишневецкого вместе с русскими отрядами и донскими казаками предприняли большой поход в низовье Днепра к Очакову. Во время второго похода Вишневецкому удалось захватить замок Аслам-Кермен и вывезти оттуда всю артиллерию в Хортицу.

Опасаясь усиления Вишневецкого, крымский хан Девлет-Гирей предпринял в 1557 г. поход на Хортицу. Он переправился через Днепр по льду, 24 дня осаждал замок, но взять его не смог. В конце лета войско хана, усиленное турецкими янычарами и отрядом молдаван, снова осадили замок. В результате, казаки отступили, оставив замок, после чего укрепления были уничтожены.

Вишневецкий снова обратился к Ивану Грозному. Последний вызвал его в Москву, наградил (князь получил в поместье г. Белев и 10 000 рублей). По указу царя, князь, со своим отрядом казаков, предпринял в 1559–1660 гг. походы на Азов. В Османской империи для защиты крепости была создана эскадра из 7 кораблей «для защиты мусульманского государства». Планировалось даже сформировать армию, проведя массовую мобилизацию, и усилить ее отрядами янычар, ханских воинов, а также боярами Молдавии и Валахии.

После заключения Московским государством перемирия с Крымом и начала Ливонской войны, Вишневецкий вернулся на Запорожье и засел на острове Монастырском. В 1561 г. Сигизмунд-Август отправил его с казаками в Ливонию на войну против Московского государства. Затем Вишневецкий предпринял очередную вылазку на Очаков.

В 1563 г. молдавские бояре, недовольные своим господарем Стефаном IX, призвали к себе Вишневецкого, чтобы он стал молдавским господарем. Вместе с немногочисленным отрядом он отправился в Молдавию, но был взят в плен сторонниками Стефана IX и передан туркам. В Турции Вишневецкого расценивали как «врага империи». По приказу султана Сулеймана II его предали мучительной казни в Константинополе, повесив за ребро на крюк в башне. К тому же ему отрубили руку и ногу. Князь мучился три дня, но не прекращал проклинать мусульманскую веру и по приказу султана его убили стрелой.

В народной памяти Дмитрий Вишневецкий остался под прозвищем Байда, т. е. «беззаботный человек» в переводе с татарского.

Выбор места для основания военно-политического центра казачества, был обусловлен как природными условиями для успешной обороны, так и привязанностью к Днепру – главному пути против Турции и Крымского ханства. Им стали степи за порогами Днепра. В 1552-1556 гг. каневский староста Д. Вишневецкий на острове Малая Хортица создал казацкий центр – Запорожскую Сечь. Запорожская Сечь просуществовала более 200 лет, меняя свое местоположение (Хортицкая (1552-1558), Томаковская (1564-1593), Базавлуцкая (1593-1638), Никитинская (1638-1652), Чертомлыкская (1652-1709), Олешковская (1711-1734), Новая (1734-1775)).

    Правительство Речи Посполитой стремилось взять казаков под свой контроль и использовать их в своих государственных интересах: для защиты своих южных границ и в борьбе с Московским княжеством. В 1572 году польский король основал реестровое казачество, приняв на военную службу 300 казаков. Они были вписаны в реестр-список, поэтому и названы реестровыми. В конце ХУІ века реестр был увеличен до 3 тыс. (в дальнейшем численность менялась). Реестровые казаки имели привилегии: получали землю, зарплату, освобождались от налогов. Но должны были контролировать не реестровых (запорожских) казаков, участвовать в подавлении восстаний. Но реестровые казаки сами принимали участие в казацко-крестьянских восстаниях.

    Запорожская Сечь стала центром зарождения украинской (казацкой) государственности, имевшей ярко выраженный демократический характер. Это объяснялось:

1) Сечь создал сам народ, воплотив идею свободы, создав демократические порядки в самой Сечи;

2) Социальная база казаков формировалась на демократических принципах (отсутствие крепостничества, классового или национального неравенства, равноправие во владение землями, участие в органах самоуправления)

3) Организация жесткой военно-политической структуры с суровой дисциплиной и порядками, оттачивание военного мастерства.

Все это создавало условия формирования новой межкультурной, межэтнической, межконфессиональной общности в пограничье Подонцовья и Приазовья.

Зарождение Донского казачества. Создание Войска Донского.

Официальной датой основания донского казачества считается 3 января 1570 года. Именно 3 января 1870 года прошли торжества по случаю 300-летнего существования Донского казачьего войска. Поводом для празднования стала грамота Ивана Грозного, посланная донским казакам. 1570 год — это важная дата в истории донского казачества. Этим временем датируются старейшие донские станицы (Раздорская, Черкасская).

Однако, донское казачество значительно древнее этой даты. Ещё в 1502 году московский князь Иван III знал о своеобразной моде рязанцев «пойти самодурью на Дон в молодечество». В 1552 году зафиксирован первый военный поход донских казаков на Волгу к стенам Казани под началом атамана Сусара Федорова. Спустя 4 года донские казаки Ляпуна Филимонова совместно с московскими ратями принимали участие в ликвидации Астраханского ханства.

Крах татарских государств на востоке создает условия для казацкой экспансии. В 1557 году атаман Андрей Шадра с тремя сотнями донцов ушёл на Терек, положив начало Терскому казачеству.

До конца XVI века Донское казачье войско было абсолютно независимым. В 1584 году Донское войско давало присягу верности царю Фёдору Иоанновичу. В 1612−1615 годах войско переходило из ведения Разряда в Посольский приказ и присягало на верность Михаилу Федоровичу Романову. В результате, сношения Русского царства с донскими казаками, вплоть до начала XVIII века, шло через «посольский приказ» (то есть, фактически, через «министерство иностранных дел»).

В XVIII веке донские казаки принимали участие в многочисленных кампаниях против Османской империи. В 1775 году после подавления восстания Пугачева, было избрано 65 донских казаков, отличившихся в военном деле, которые составили почётный конвой императрицы Екатерины II, названный Лейб-гвардии казачий полк. В 1775 году князь Потёмкин учреждает Войсковую Канцелярию на Дону, казачьи чины приравнены в правах с офицерскими чинами армии Российской империи. Чин казачьего полковника давал права на потомственное дворянство Российской империи. Все казаки мужского пола были военнообязанными.

 

 Важное значение на формирование местного казачества имели совместные походы украинских казаков и московских войск к низовьям Днепра в середине ХУІ века, а также к Азову в 1559 г. казаков Д. Вишневецкого. Чаще всего казаки действовали на путях, по которым татарско-турецкие отряды вторгались в пределы Украины и Московского государства. Через Северное Приазовье из Крыма в пределы Украины и Великого княжества Московского вели три дороги, по-татарски сакмы.

    Самая главная из них, Муравская, шла от Перекопа по верховьям р. Берды, затем по водоразделу к р. Волчья; перейдя ее – к верховьям Северского Донца, оттуда к г. Ливны и на Москву. Запорожцы называли Муравский путь самым длинным: «Лежить гася простяглася, а як устане, то й неба дістане».

    Вторая дорога – Изюмская, которая переходила Северский Донец при Изюмской переправе и правой стороной Оскола, выходила на соединение с Муравской, не доходя до г. Ливны. Третья – Кальмиусская -_ отделялась от Муравской при верховьях реки Молочной и поворачивала на восток. Доходя до Кальмиусса, выходила в междуречье Бахмута и Лугани. Между левыми притоками Северского Донца выходила на соединение с Муравской у того же г. Ливны. Если первыми двумя дорогами крымские татары больше всего пользовались для набегов на Украину и Москву, то по последней к ним еще присоединялись кочевавшие вблизи Азова ногаи.

    Чтобы предупредить внезапность набегов, московское правительство в начале ХУІ века направляет к Северскому Донцу сторожевую и станичную службу, которая должна была наблюдать за передвижениями татар и сообщать воеводам ближайших городов о переходе татарами водного рубежа. Поскольку самыми выдвинутыми в степь были отвоеванные у Литвы в 1503 г. города Путивль и Рыльск, то сторожевая и станичная служба, в преобладающем большинстве, формировалась из казацких отрядов этих городов. В свою очередь, это способствовало продвижению населения в Подонцовье, появлению новых поселений и формированию донецкого казачества.

Так на территории Донецкой области в 20-е годы ХУІ века основывается поселение монахов-отшельников в меловых горах на правом берегу Донца под названием «Святые горы». О времени основания пещерного монастыря наиболее правдоподобной выглядит версия, которая связывает основание монастыря с переходом населения Левобережной Украины в связи с реорганизацией феодального хозяйства и прикреплением крестьян на окраины Великого княжества Литовского. Отразилась на этом процессе и война 1500-1503 гг. между Литвой и Великим княжеством Московским.

    В 1569 г. запорожцы вместе с донскими казаками выступили против турецко-татарской эскадры, которая Доном пробиралась под Царицын и Астрахань. Возвращаясь из этого похода, казаки основали на Дону укрепленный городок Черкасск (ныне станица Новочеркасская). Так как украинских казаков называли черкасами, то за поселением закрепилось это название.

    В мае 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей вторгся в пределы Московского государства и сжег Москву. Это событие предопределило политику царя в деле укрепления южных границ – строительством городов и засек на пути продвижения татар и размещение вдоль южных рубежей подвижный отрядов, которые должны наблюдать за передвижениями татар в «Диком поле». Согласно переписи Воротынского, на левой стороне Донца располагались 7 сторож, в том числе Святогорская и Бахмутовская в пределах современной Донецкой области, а станицы должны были доходить до верховьев Торца и Бахмута. Если сторожи должны были следить за переправами на Северском Донце, то станицы – за степью и выведывать о намерениях татар. Обо всем надлежало сообщать воеводам близлежащих городов, чтобы предупредить возможность татарских вторжений в пределы Русского государства.

    Составной частью этих мероприятий стало строительство по распоряжению Бориса Годунова самого южного из городов России – Царево-Борисова в 1599 г. при впадении в Северский Донец реки Оскол (ныне Красный Оскол Харьковской области). В дальнейшем воеводы этого города координировали действия сторожевой и станичной службы на крымском направлении.

    В начале ХУІІ в., во время иностранной интервенции и восстания И. Болотникова, татары дважды приступили к городу Царево-Борисова и разрушили его. В негодность пришла вся система сторожевой и станичной службы, что способствовало усилению в Подонцовье казачества. В 20-40-х гг. ХУІІ в. упоминаются отряды полтавских казаков. Среди них упоминается и будущий полковник Б. Хмельницкого И. Богун. Казаки не только защищали Левобережную Украину и Россию от набегов татар, но и не брезговали грабить русских и крымских дипломатов, а также купцов.

    Так в ХУІ – начале ХУІІ вв. территории Приазовья и Подонцовья стали буферной зоной юго-западных рубежей Московского царства.

Феномен казачества в условиях межкультурного, межэтнического и межконфессионального пограничья в Подонцовье и Приазовье. Общее и отличительное в формировании донского и запорожского казачества.

Наряду с добровольческим ополчением, уникальнейшим явлением

отечественной истории явилось казачество, вклад которого в обеспечение безопасности Российского государства едва ли может быть переоценен.

Очевидным является тот факт, что само по себе казачество действительно является феноменом отечественной исторической практики, поскольку нигде и никогда попытки воспроизвести его аналог не удались (Австрия, Великобритания и другие).

Феномен же казачества определялся совершенно иной, охранительно-оборонительной, направленностью. Оно изначально зарождалось как сообщество вольных воинов, добровольно возлагавших на себя бремя обеспечения безопасности рубежей и приграничных территорий Русского государства и, соответственно, его населения, подвергавшегося опасности набегов, грабежей и насилия. При этом, возложение этого бремени было осознанным, по доброй воле и без воздействия какой-либо структуры и личности.

Для пресечения разбойничьих набегов в приграничных с ханствами городах стали создаваться «порубежные казачьи общины». Так в 1492 – 1493 годах в пределах Северского княжества, в Чернигове, Новгороде Северском, Стародубе, Путивле, Рыльске и др. появились казаки под названием украинских (от слова украина ‒ окраина, приграничье), северских или севрюков. С 1468 года в летописях регулярно упоминаются казаки московские, а с 1491 года ‒ казаки мещерские или городецкие. С 1474 года отмечается появление казаков в Крымской Орде, с 1491 года ‒ в Казанском ханстве, а с 1502 года ‒ в Астраханском. С 1515 года в летописях появились упоминания о казаках белгородских.

В целом, как следует из летописных источников, казаки были разбросаны по «украинам» земли Русской, по южным рубежам, до Новгорода и Соловков, но главные их силы были в порубежье с татарами: верховья Дона, Донца, по Днепру.

С момента возникновения казаки делились на вольных и служивых. На Украине вольное казачество было представлено Запорожской Сечью, а служивое - «реестровыми» казаками, получавшими жалованье за службу Речи Посполитой. Русские служивые казаки назывались городовыми, полковыми и сторожевыми. Они использовались для защиты засечных черт и городов, получали за это жалованье и земельные участки в пожизненное владение. Хотя они приравнивались к «служивым людям по прибору» (стрельцы, пушкари), но в отличие от них имели станичную организацию и выборную систему военного управления.

В этот же период возникают общины вольных донских, днепровских, волжских и гребенских казаков. Так, в 1-й половине XVI века образовалась Запорожская Сечь, во 2-й половине этого же века ‒ общины вольных терских, гребенских и яицких казаков.

Несмотря на стихийность образования казачества и значительную удаленность казачьих общин друг от друга, их формирование и развитие происходили по одним и тем же или весьма сходным принципам.

Доминирующее влияние на образ жизни казачества оказывал военный фактор (на ранних этапах ‒ постоянная угроза извне, военные походы; позже ‒ длительная всеобщая воинская служба), поэтому они изначально формировались как военизированные сообщества с выборной системой управления и демократическими порядками в повседневной жизнедеятельности.

Основополагающими принципами внутренней организации являлись личная свобода, социальное равенство, взаимное уважение, возможность каждого казака открыто высказывать свое мнение на казачьем круге, являвшемся высшим властно-управленческим органом казачьей общины, избирать и быть избранным высшим должностным лицом, атаманом, который был первым среди равных.

Основные решения (вопросы войны и мира, выборы должностных лиц, суд провинившихся) принимались на общеказачьих собраниях, станичных и войсковых кругах, или радах, являвшихся высшими органами управления. Главная исполнительная власть принадлежала ежегодно сменяемому войсковому (в Запорожской Сечи – кошевому) атаману. На время военных действий избирался походный атаман, подчинение которому было беспрекословным. В повседневной деятельности казачества важную роль играли особый военный быт и сельскохозяйственная производительная деятельность. Таким образом, в облике казака гармонично сочетались черты воина и труженика-земледельца.

Сущность казачьего характера, по мнению исследователей, просматривалась и в его облике, облике свободного человека: просторная удобная одежда, открытый ясный взгляд, статные, смуглые от степной жары, с лихо заломленными на голове папахами или фуражками, с лихим чубом. От казаков веяло спокойствием, силой, уверенностью.

В своей среде между собой казаки были благодушны, щедры, гостеприимны даже с посторонними, отличались честностью необыкновенной, имели глубокое уважение к старым и заслуженным воинам ‒ казакам. Анархию и безначалие казаки не признавали, а истинное уважение питали к истинным заслугам. Особенно ценили дружбу и верность. Это было, пожалуй, одно из наиболее значимых качеств казачества, воспетое Н.В. Гоголем в его романе «Тарас Бульба».

 

Иногда казаки «братались» между собой ‒ становясь «кровными или крестовыми братьями», обмениваясь кровью или нательными иконками или крестиками. Помимо этого, широко распространено было братание и с иноверцами, в частности с мусульманами.

Несмотря на то, что с этнографической точки зрения первые казаки разделялись на русских и украинских, в их составе было немало представителей самых разных народностей. Так, среди представителей Донского казачества было немало калмыков и татар, Терского – кабардинцев, Яицкого – башкир, в рядах Запорожского войска было немало поляков и т.д.

Главными критериями в процессе отбора – принятия в казаки – было соответствие установленным в казачьих общинах морально-этическим нормам и боевым качествам. А они были, чрезвычайно жесткими. В сконцентрированном виде они были отражены в призыве, с которым обращались к казакам перед походом: «Кто хочет за веру христианскую быть посажен на кол, кто хочет быть четвертован, кто готов претерпеть всякие муки за святой крест, кто не боится смерти – приставай к нам. Не надо бояться смерти – от нее не убережешься. Такова казацкая жизнь!». Именно в таких условиях формировался характер казаков, готовых к самопожертвованию в интересах обеспечения безопасности России.

Таким образом, уже к средине XVI столетия на рубежах возрождающегося Российского государства был создан своего рода «пояс безопасности» в виде стихийно казачьих общин, добровольно возложивших на себя задачи по противодействию набегам и грабежам кочевников. При этом казачество не только выполняло оборонительные функции, но и само осуществляло вооруженные набеги – военные походы, причем не только против кочевников, но и во владения турецкого султана и персидского шаха.

В этот же период начинается активное использование казачества в интересах государства. В этом одна из наиболее значимых заслуг Ивана Грозного, при всей неоднозначности восприятия его роли в отечественной истории. Именно он первым российских государей осознал значение казачества как естественного союзника в борьбе с враждебным окружением, в обеспечении безопасности России и решение других ее важнейших военно-политических задач.

И поэтому уже в первой его крупнейшей военно-политической акции – сокрушении Казанского ханства казаки (донские) принимали самое непосредственное участие. В самом походе и взятии Казани принимали участие, по различным источникам, от 7 до 12 тысяч казаков, помимо этого порядка 2,5 тыс. казаков перекрывали волжские переправы от возможного нападения на русские войска Ногайской орды. И, наконец, под Тулой казаками было окружена и разбита орда Крымского хана Давлет-Гирея, попытавшегося напасть на Москву в отсутствие в ней русских войск. Вплоть до Перекопа донцы преследовали татар, надолго отбив охоту у крымцев совершать хищнические набеги.

Таким образом, успех, одержанный русскими войсками в процессе покорения Казанского ханства, во многом был обусловлен активным участием в этом донского казачества.

Это стало основанием привлечения казаков и в следующей крупнейшей военно-политической акции – покорении уже Астраханского ханства в 1554 году. Важнейшим значением этого стало не только устранение угрозы набегов с данного направления, но и выход России к берегам Каспия, что способствовало развитию торгово-экономических отношений с Индией, Персией и центрально-азиатскими государствами. Немаловажное значение имело также учреждение астраханского казачества, сыгравшего в последующем знаковую роль в утверждении позиций России на Кавказе. В 1563 году порядка 500 астраханских казаков были направлены на Кавказ, а уже в 1572 году по указанию Ивана Грозного на реке Сунжа во владениях кабардинских князей был заложен Терский городок, в который были заселены казаки. В течение продолжительного времени данный городок являлся форпостом России на Кавказе, задача которого заключалась в контроле над развитием военно-политических процессов в регионе и предупреждении внезапных нападений на Русскую землю. Значение Терского городка подтверждается также и тем, что его существование на территории, фактически являющейся подвластной Турции, в 1571 году едва не стало причиной русско-турецкой войны. Турция имела свои виды на Северный Кавказ и непосредственно на Кабарду, являющуюся наиболее развитым и, что самое важное, ключевым и центральным государственным образованием в регионе, считала ее подвластной себе и поэтому не могла принять протекторат России [9]. Лишь прямая угроза объявления войны со стороны Порты заставила русское правительство разрушить Терский городок. Но уже в 1578 году он вновь был восстановлен и продолжал в дальнейшем выполнять функции сторожевой заставы. В этой акции московского правительства отразилось стремление отражать агрессию Турции и подвластных ей государственных образований в регионе уже за пределами Русской земли.

В последующем казаки, поселившиеся на Тереке, были названы «терскими», а в междуречье Терека и Сунжи, на Терском хребте, называвшемся тогда «Гребень» – «гребенскими».

Принимали участие казаки и в других, в том числе и далеко не всегда успешных для Московского государства войнах и конфликтах таких, например, как Ливонская. И это при том, что все же основным их предназначением было отражение набегов со стороны все еще представлявших для России угрозу Крымского ханства и Ногайской орды. Важнейшим вкладом казачества в укрепление российской государственности стало и присоединение Сибири, произошедшее в результате разгрома Кучума казаками Ермака. Фактически этот богатейший край был подарен России казачеством.

Таким образом, во времена царствования Ивана IV выстроилась достаточно эффективная модель взаимодействия Московского государства и казачества.

Следует отметить, что отношения казачества с государством выстраивались далеко не всегда благоприятно, поскольку казаки не только охраняли рубежи формирующегося русского государства, но и периодически сотрясали его устои. Это проявлялось не только в систематических грабежах торговых караванов на Волге и других реках Центральной России, но и в периодически вспыхивавших на Дону и в других ареалах расселения казачества восстаниях.

Неоднозначную роль сыграло казачество и в Смутное время, когда оно фактически поддержало польских интервентов в насаждении на русский престол Лжедмитрия I. Оно же составляло и значительную часть войск «тушинского вора» – Лжедмитрия II. А «подняв на сабли» организатора Первого народного ополчения П. Ляпунова, они фактически это ополчение и развалили. В то же время казачество сыграло исключительно значимую роль в ходе изгнания интервентов из Москвы и в целом из России в составе уже Второго ополчения под руководством К. Минина и Д. Пожарского.

Последующий период развития Российского государства, обусловленный целями преодоления последствий Смуты характеризуется ослаблением связей казачества с государственными органами. Государство, не имея достаточных ресурсов для обуздания казачьей вольницы, предпочитало выстраивать с казаками протекционистско-союзнические отношения, используя их, нередко за вознаграждение, для отражения набегов кочевников и не стремилось перевести их под свою юрисдикцию. Таким образом, сформировавшиеся к тому времени казачества формально были независимыми. Об этом свидетельствует и то факт, что всеми делами, относящимися к казачеству Посольский приказ – аналог современного Министерства иностранных дел.

 

Контрольные вопросы ( устно)

1. Назовите причины, время основания и размещения запорожских казаков? В чем состоит феномен казачества?

2.Какова роль нашего края в борьбе против турецко-татарской агрессии в ХУІ – первой половине ХУІІ в.?

3. В чем причины укрепления юго-западных границ Московского царства? Как осваивался наш край в ХУІ – первой половине ХУІІ в.?

 


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!